Напоминание

Активные и интерактивные формы организации внеурочной деятельности


Автор: Ширяева Ирина Николаевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МАОУ лицей№7
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: публикация
Тема: Активные и интерактивные формы организации внеурочной деятельности
Раздел: полное образование





Назад




Организация внеурочной деятельности

обучающихся по немецкому языку на основе

деятельностного подхода в обучении.

Ширяева Ирина Николаевна,

учитель первой квалификационной категории

МАОУ лицей 7

Томск 2021-2022

Организация внеурочной деятельности обучающихся по

немецкому языку на основе деятельностного подхода.

В условиях введения ФГОС актуализируется потенциал «иностранного

языка», воспитательный и развивающий личность школьника , как предмета.

Иностранный язык в роли учебного предмета отличается тем, что обучение

не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении

новым вербальным кодом как средством межкультурного общения,

инструментом приобретения новых знаний о мире.

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка

предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного

общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на

уроке, а с другой стороны, учителю необходимо включить ученика в

реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в

культуру.

Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения

иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение

иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном

количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две

минуты говорения за урок.

В основном, задача развития у учащихся речевых навыков и умений на уроке

решается посредством выполнения большого количества языковых и

речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации, основанной на

естественной потребности к общению на иностранном языке, а также

отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной

жизни, ограничивает достижение существенных результатов в обучении

иностранному языку.

В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает

особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и

личностных результатов образования школьников. Именно, во внеурочной

деятельности становится возможным создание уникальной ситуации

естественной языковой среды, способствующей не только освоению

иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции

образования.

Главным преимуществом внеурочной деятельности, по сравнению с уроком,

является то, что направление образовательной деятельности свободно

выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и

потребностей, различные формы внеклассной работы исключают строгий

контроль(в виде оценок) умений, навыков и знаний, внеклассная работа по

сравнению с урочной даёт больше возможности для проявления

самостоятельности учащихся, их инициативности, творчества, создание

нестандартной обстановки при изучении иностранного языка( праздничная

программа, чаепитие, игра) позволяет сделать процесс обучения успешным и

эффективным. Что является важнейшим условием выполнения ФГОС.

Основная задача педагога при организации внеурочной работы по

иностранному языку – это развитие потребности школьников в

использовании иностранного языка как средства общения, познания и

социальной адаптации за пределами урока. Для решения данной задачи

могут быть использованы ресурсы учебно-исследовательской, проектной

деятельности, ориентированной на личность ученика, совместную

деятельность и сотрудничество субъектов образовательного процесса –

учащихся и педагогов.

Во внеклассной работе по иностранному языку традиционно в лицее

различают три основные формы работы: массовую, групповую и

индивидуальную. Эти формы я определяю на основании таких критериев,

как количественный охват учащихся, регулярность проводимой работы,

стабильность состава учащихся.

Самыми распостранёнными массовыми формами внеклассной работы в

нашем лицее являются тематические вечера, тематические конференции,

творческие отчёты , викторины, квесты, утренники, праздники, месячник

иностранного языка.

Вечер на иностранном языке по своему характеру может быть :

1.Тематический , например: « Международный день защиты детей, « Мы за

мир на всей планете»;

2.Литературно –музыкальный;

3.Вечер-викторина;

4.Вечер-подведение итогов кружка( устной речи, драматического,

художественного чтения);

Например, проводя литературно-музыкальный вечер, мы обязательно на

нашем заседании распределяем роли, а именно:

1)создаём оргкомитет и оформительскую группу, которая будет готовить и

оформлять вечер;

2)оргкомитету необходимо распределить задание между классами,

подготовить эмблему вечера, объявления, пригласительные билеты;

3)отдельной группе учащихся под руководством учителя подготовить

сценарий вечера, подобрать песни для музыкального оформления,

4) дать задание членам кружка устной речи выучить стихи, членам кружка

чтения-подготовить выступление ведущего;

5) за неделю до вечера вывесить объявление о вечере;

6)накануне вечера провести заседание оргкомитета, на котором рассмотреть

вопрос о выполнении плана подготовки, провести генеральную репетицию

литературно-музыкальной композиции. В процессе подготовки к вечеру

учащиеся расширяют свой словарный запас и технику чтения вслух.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости,

обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь

через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это может дать

театрализованная деятельность-это один из самых доступных и популярных

видов внеклассной работы, с элементами песен и танцевальных движений.

Они всегда вызывают интерес у учащихся. Поэтому, пять лет назад, работая в

начальном звене, я решила организовать кружок на немецком языке

«Поющие киндерята» (Kinderlein),а в дальнейшем подключила учащихся

среднего звена и организовала студию театра на немецком языке

«Звёзды»( Stern ).

Обучение немецкому языку в начальной школе строилось на активной

деятельностной основе и соответствовало возрастным особенностям

младшего школьника, на основе преимущественного использования

активных и интерактивных форм работы, призванных не только

способствовать коммуникативному развитию школьника, но и создавать

условия для развития его свободы в общении на немецком языке и в

деятельности с помощью этого языка, его положительных эмоций и

позитивного настроения. Природная открытость и восприимчивость ребенка

ко всем обстоятельствам, оказывающим влияние на его развитие, является

существенным фактором его личностного и коммуникативного развития, а

активное взаимодействие с окружающим миром – естественной формой

познания. Младшие школьники воспринимают мир целостно, эмоционально

и активно, поэтому овладение немецким языком происходит интегрированно

с другими видами деятельности, типичными для данного возраста (песни,

танцы, инсценировки, драматизации, художественное творчество, фольклор,

рисование и раскрашивание, моделирование из доступных материалов и др.)

и во взаимосвязи с другими учебными предметами, изучаемыми в начальной

школе.

Принимая участие в фестивале в прогимназии «Кристина» на федеральной

инновационной площадке г.Томска от « Томского российско-немецкого

дома», учащиеся 7 лицея создали такое праздничное настроение своим

выступлением, встрепенув всех членов комиссии и подняв их с мест,

исполнением современных песен «Crazy Banane», «Jambo Mambo», «Panda»

зажигая позитивом весь зал ,что в последствии членами комиссии было

принято решение ,все фестивали начинать или заканчивать выступлением

нашей группы. «Киндерята» в течение пяти лет создавали праздничное

настроение, как иностранные гости с музыкальными номерами, принимая

участие в Новогоднем марафоне МАОУ лицея 7 на параллели с 1 – 6 класс,

не пропуская ни одной ёлки.

Студия «Штерне» - это совершенно иная форма организации учебной

деятельности учащихся. Ученик не получает готовых знаний, он их

добывает, строит сам.

Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя

содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному

опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию

индивидуальности ученика. Посредством кукольного театра для младших

школьников и спектаклей для старших.

Постановки по мотивам известных сказок в современной обработке, с

музыкальным сопровождением и танцевальными элементами облегчает

учащимся понимание иноязычного текста, не снижая при этом интерес к

спектаклю. Разучивание роли является новым стимулом к изучению

иностранного языка.

Инсценировки по мотивам сказок требуется длительной подготовительной

работы, которая проводится на кружковых занятиях.

После выбора сказки распределяют роли с учётом пожелания самих

учащихся. На каждую роль следует выделять по два ученика, с тем чтобы

был «дублёр»( как в настоящем спектакле).После распределения ролей в

процессе индивидуальных занятий отрабатывается правильное

произношение слов, интонационное оформление реплик, объяснение

значения незнакомых слов, на репетициях осваиваются необходимые жесты,

мимика, походка, совершенствование осанки, знакомство со структурой

театра, его основными профессиями: актёр, режиссёр, сценарист, художник,

гримёр на немецком языке. Детям настолько это интересно, что занимаясь по

субботам по 3 часа, с чаепитием и в непринуждённой обстановке, они не

хотят покидать лицей, предлагая новые идеи в инсценировке с элементами

танцевальных движений и музыкальным сопровождением с элементами

песен .Следует напомнить учащимся, что успех постановки в целом зависит

от добросовестного отношения каждого участника к своей работе.

Поскольку для успешного выступления на сцене большое значение имеют

также декорации, костюмы , музыкальное сопровождение, их подготовку

необходимо спланировать также с детьми. Музыкальным сопровождением

занимаются учащиеся, имеющие музыкальную подготовку. Костюмы мы

обычно шьём сами, а также прибегаем к помощи родителей. Те учащиеся ,

которые не заняты в инсценировке, помогают в подготовке декораций и

музыкального сопровождения. Например, для сказки Бременские музыканты

мы сообща, все вместе , мастерили двухметровую машину из коробок,

добытых из павильонов и магазинов, для сказки « Белоснежка и семь

гномов» мастерили серебряное надгробие принцессы из огромного

количества фольги. Выступая на сцене перед родителями на общешкольном

родительском собрании, учащиеся настолько вживались в роль, говоря только

на немецком языке с мимикой , жестами и интонацией ,что родители не

могли сдерживать эмоции ,аплодировали стоя .

В составленной программе кружка «Штерне» детский театр рассматривается

не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е.

создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством

активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили

фантазию и воображение, любовь к иностранному языку, научили

сочувствию и сопереживанию.

В январе 2017 и 2019 году наш театральный коллектив стал лауреатом

фестиваля творческих номеров на немецком языке «Немецкий это здорово!»

в номинации «Театрализация в фестивале творческих номеров» ,в номинации

«Немецкий танец», а также « Песня с инсценировкой».

Учебный процесс призван развить у школьников на доступном для них

уровне системные языковые представления о немецком языке, расширить их

лингвистический кругозор, приобщить их к новому для них миру, развить их

эмоционально-чувственную сферу, а также познавательные и креативные

способности.

При этом их новый социально-коммуникативный опыт приобретается ими

на внеурочной деятельности «Немецкий с удовольствием»(Deutsch mit

Spass) средствами игры, драматизации, фольклора, песни, моделирования

типичных и адекватных возрасту жизненных ситуаций, а также в ходе

групповой и проектной работы, в ходе работы над немецким алфавитом,

звуками, над лексикой по темам: знакомство, приветствие, рассказ о себе,

семья, части тела, любимые игрушки, в зоопарке, любимое домашнее

животное, счёт, цвета. Общие сведения о стране изучаемого языка:

литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые

произведения детского фольклора. В отличие от уроков, знакомство с

материалом и закрепление происходит в игровой форме: считалки,

рифмовки, песни, скороговорки, обучающие мультфильмы. Всеми известная

заводная песенка « Ich bin Schnappi, das kleine Krokodil» помогает в

отработке лексики по теме знакомство, рассказ о себе, части тела. Прослушав

песенку и создав весёлый настрой на работу , мы начинаем знакомиться с

новой лексикой, отрабатывая её в диалогической и монологической речи в

парах и группах.Учащиеся с удовольствием поют песню и в процессе

запоминания отрабатывают новые грамматические структуры. Таким

образом, у учащихся формируется познавательный интерес, положительное

отношение к изучению иностранного языка, к людям, говорящим на этом

языке, их культурным традициям на основе использования стихов и песен

аутентичного характера, большого количества игр и разнообразных

творческих заданий, что и является целью занятий по внеурочной

деятельности.

В дальнейшем, занятия по внеурочной деятельности организуется в форме

путешествия по станциям. Каждая станция – время года. С каждым временем

года связан изучаемый материал, описание погоды, праздники, дни рождения

выдающихся личностей, создание информационных стенгазет, разучивание

стихотворений, песен, поговорок, создание поделок связанных с

определенной станцией, то есть временем года.

В рамках исследовательской лаборатории, начиная с 8 класса, «Inster» мы с

ребятами занимаемся изучением истории нашего города на немецком языке.

Ведется работа с аутентичными историческими текстами, анализируются

открытки, демонстрируются документальные фильмы, мы знакомимся с

выдающими личностями и их трудами. На сегодняшний день ведется работа

над двумя крупными проектами.

Первый «Камни помнят» расскажет об истории, способах и видах укладки

брусчатки на улицах ,поведает об интересных фактах и событиях, связанных

с этой темой.

Кроме того, мы принимаем активное участие в конкурсах, связанных с

изучением немецкого языка. Таких, как «Стихов пленительная сила»,

«Международный молодёжный марафон», «Конкурс иностранной песни», «и

др.

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности по

иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной

и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных

учебных действий. Стержнем этой интеграции является системно-

деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса

в основной школе.

В документах ФГОС подчеркивается, что внеурочная деятельность - это не

механическая добавка к основному общему образованию, призванная

компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и

дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и

цельности образования.

Практический опыт убеждает, что использование современных технологий

обучения при организации урочной и внеурочной деятельности позволяет

достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские

способности учащихся, повышает их активность, способствует

интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному

изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, помогает

развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.



В раздел образования