Напоминание

«Коррекционно-развивающая направленность сказки, как одна из форм работы по развитию речи детей со сложной структурой дефекта».


Автор: Васильева Светлана Робертовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №16
Населённый пункт: город Пушкин, Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Коррекционно-развивающая направленность сказки, как одна из форм работы по развитию речи детей со сложной структурой дефекта».
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

на

тему:

«Коррекционно-развивающая

направленность сказки, как одна из форм работы по

развитию речи детей со сложной структурой дефекта».

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи

детям с ограниченными возможностями здоровья. Для детей со сложной

структурой дефекта, помимо их позднего развития и значительного снижения

интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики:

внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание у таких детей всегда неустойчиво. Дети легко отвлекаются, им

свойственно крайне слабое произвольное внимание. Особенно у детей с

недостатками развития нарушено мышление. Ребёнок затрудняется делать

элементарное

обобщение,

очень

узко

воспринимает

то,

о

чём

ему

рассказывают. Нарушение мышления у ребёнка непосредственно сказывается

на владении речь. Дети с множественными нарушениями в развитии с

большим трудом понимают чужую речь, в лучшем случае улавливают тон,

интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к

его потребностям. Собственная речь у таких детей либо отсутствует, либо

формируется с большим запозданием: многие из них начинают произносить

отдельные слова в 5-6 лет.

Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами,

отдельными звуками, особыми словами, в которые они вкладывают

определённый смысл. Обращается внимание на скудность, дефектность речи

у детей с множественными нарушениями в развитии. Они пользуются

отдельными

многозначными

искажёнными

аналогами

слов,

часто

звукоподражательными: собака, коза, корова и баран – «ава»; машина,

корабль, велосипед – «ту-ту», «би-би»; есть, пить, откусывать – «ам»; упасть,

сесть, лечь – «па». Вместо слов произносят отдельные звукоподражательные

комплексы

(«му-му»,

«ав»,

«ту-ту»)

Фразовая

речь

представлена

однословными и двухсловными предложениями. Формы словоизменения и

словообразования отсутствуют. Их высказывания отличаются крайней

бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых

своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Имея в

запасе небольшое количество слов часто повторяют их.

Речь детей, с тяжелыми нарушениями в развитии, формируется в

процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они

активно пользуются мимикой, жестами. Но если в эти моменты педагог не

будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка

будет затруднено. Для того чтобы научить детей данной категории

правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на

вопросы, выражать словами свои желания, в системе провожу специальные

коррекционные занятия по развитию речи.

Для плодотворного общения учителя и ребёнка со сложной структурой

дефекта

очень

важно

установление

добрых

и

доверительных

взаимоотношений эмоционального контакта. Обучение речи, как средству

коммуникации, заключается в формировании умения общаться с взрослыми

и сверстниками. Развитие речи осуществляется поэтапно. Работу над

лексической стороной речи на занятиях начинаем с формирования умения

понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем с

действием. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами

разной степени общности и разных категорий. Одновременно с лексической

решается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь.

В ходе работы рассматриваем народное творчество – фольклор, как один

из способов коррекции связанной речи детей с тяжелыми нарушениями в

развитии. Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством

для развития всех сторон речи в работе с такими детьми, является сказка.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к

учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать,

отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Учитывая ограниченные речевые возможности учащихся с глубокой

умственной отсталостью, при более сохранном понимании происходящего,

учитель сначала сам рассказывает знакомые сказки, прося учащегося лишь

звукоподражаниями сопровождать свой рассказ. Для лучшего запоминания и

произнесения слов учитель использует различные приемы, помогающие

неговорящему ученику больше действовать и меньше говорить: настольный

театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия. Учитель

просит ученика воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с

помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный

эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети

принимает на себя их роль. Постепенно задания и требования к ученику

усложняются: он начинает воспроизводить все доступные ему речевые

единицы.

В игры-сказки и сказки-инсценировки легко и органично включаются

задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика

(покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька

обрадовалась и т.д.);

релаксация

(села птичка на веточку, расправила

крылышки,

стала

греться

на

солнышке);

голосовые

и

дыхательные

упражнения, игры и задания на внимание (что изменилось в знакомой сказке,

чего не бывает, какие сказки перепутались) и т.д.

При совместном творчестве с учеником учитель может частично или

полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия. При

подготовке к занятию он продумывает различные формы подачи материала:

костюмы и шапочки персонажей сказки, специально изготовленные панно с

сюжетом сказки, элементы сюжетно-дидактической игры, подбор сюжетных

и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться

устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего урока.

Это очень важно, если учесть, что дети с глубокой умственной отсталостью

часто

обладают

неустойчивой

психикой,

нестабильным

психоэмоциональным

состоянием,

пониженной

работоспособностью

и

быстрой утомляемостью. Использование сказок в коррекционной работе с

детьми,

страдающих

речевым

недоразвитием

способствует

как

целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи,

развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в

речи, включает в работу все анализаторные системы.

Проблема развития речи умственно отсталых детей средствами малых

форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Среди творческих игр особенной любовью пользуются игры в «театр»,

драматизации,

сюжетами

которых

служат

хорошо

известные

сказки,

рассказы, театральные представления. Участвуя в театрализованных играх,

дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,

знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь,

способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Как

подсказывает опыт, театрализованная деятельность не только оптимизирует

коррекционно-развивающий процесс, но и знакомит с жанрами речи,

прививает любовь к слову родного языка, воспитывает культуру речевого

общения, формирует соответствующие умение и навыки.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все

задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами

речевого развития детей с речевой отсталостью можно и нужно использовать

этот богатейший материал словесного творчества народа.

Театрализованный показ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Вступительная часть.

В сказке много интересного. В ней происходят чудеса, превращения.

А чтобы попасть в сказку, нужно перейти через речку. ( Речка нарисована на

асфальте. Поперек речки положены кирпичики – мостик. Дети идут по

мостику, сохраняя равновесие. Затем мостик разбираем, получаются кочки.

Дети переходят речку по кочкам, стараясь не упасть в речку).

Через речку мы перешли, но сказку пока не видим. Надо нам загадку

отгадать. Угадайте, о чем я говорю:

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся! (о пузыре).

Артикуляционная гимнастика.

А вы умеете пузыри надувать. (Дети надувают щеки и хлопают ладошками

по щекам – лопнул пузырь).

А теперь попробуем надуть большие и маленькие мыльные пузыри.

Ну, вот и сказка к нам пожаловала. Послушаем сказку «Пузырь, соломинка и

лапоть». Посмотрите, на нашей ширме речка появилась.

Жили - были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить

(показать, как дрова рубят).

Дошли до реки и не знают, как перейти через речку. Лапоть говорит пузырю:

Пузырь, давай на тебе переплывем!

Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег,

мы по ней и перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она

и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал... да и

лопнул. (Учитель прокалывает воздушный шарик, он лопает).

Дети с учителем примеряют большой лапоть в начале сказки, а в конце

сказки примеряют маленький лапоточек. Выясняют, какой из них им больше

подходит. Закрепляем понятия большой — маленький; лапоть — лапоточек;

нога — ножка.

МИШКИНА АПТЕКА. С. Михалков

(адаптированная сказка).

Учитель:

- Кто лечит больных детей? Чем лечит доктор? (Рассмотреть

предметы на подносе: градусник, таблетки, стетоскоп, бинт, вата, несколько

игрушек. Определить чем можно лечить, а что здесь лишнее. Лекарства,

градусник, бинты и вата продаются в аптеке).

Вот я и приглашаю вас в аптеку к Мишке. А называется сказка -

«Мишкина аптека».

Объявление у дверей:

«Вход для птиц и для зверей».

Нарисован красный крест:

заходи — Медведь не съест!

Прибежал Петух в аптеку:

Петух: - Здравствуй, Миша! Кукареку!

Медведь: - Что вам, Петя — Петушок!

Петух: - Мне бы новый гребешок!

(Медведь дает Петуху новый гребешок. Петух радуется и под веселую

музыку начинает танцевать. Дети играют ему на бубнах).

Учитель: - Гусь вошел в аптеку боком,

Покосился правым оком:

Гусь: - Засорился левый глаз,

Нет ли капелек у вас?

(Гуся полечили. Танец Гуся и детей под музыку «Танец маленьких утят»).

Ведущий: - За Гусем Коза ввалилась:

Коза: - Я Топтыгин отравилась:

Съела горький корешок.

Дай послаще порошок!

(Козу вылечили, она предлагает детям поиграть в игру «Где же наши

ручки?»).

Учитель: - Прихромал Барбос кудлатый:

Барбос: - Кто зачем, а я за ватой!

Застудил я левый бок,

Под дождем вчера промок.

(Игра «Барбос и птенчики»).

Учитель: - Всем помочь Топтыгин хочет:

Он советует, хлопочет.

К Мишке вдруг с одним крылом

Бабочка влетела.

Бабочка: - Мишка, крылышко сломала.

Полечить хотела.

Медведь: - Ничего, быстро вылечу тебя

Вот микстура, вот и капли.

Липкий пластырь на столе.

Будешь ты летать отлично!

И «Спасибо!» скажешь мне!

Учитель: - Стала Бабочка летать,

Новым крылышком махать.

(Дети ловят бабочку ,собирают цветы на клумбу).

Учитель: - А теперь Мишка приготовил и вам лекарство.

Оно необычное: сладкое, вкусное.

- Ну-ка, Мишенька, давай ты ребяток угощай.

(Угощение для детей от Медведя)



В раздел образования