Автор: Васильева Светлана Робертовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №16
Населённый пункт: город Пушкин, Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Коррекционно-развивающая направленность сказки, как одна из форм работы по развитию речи детей со сложной структурой дефекта».
Раздел: начальное образование
Статья
на
тему:
«Коррекционно-развивающая
направленность сказки, как одна из форм работы по
развитию речи детей со сложной структурой дефекта».
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья. Для детей со сложной
структурой дефекта, помимо их позднего развития и значительного снижения
интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики:
внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Внимание у таких детей всегда неустойчиво. Дети легко отвлекаются, им
свойственно крайне слабое произвольное внимание. Особенно у детей с
недостатками развития нарушено мышление. Ребёнок затрудняется делать
элементарное
обобщение,
очень
узко
воспринимает
то,
о
чём
ему
рассказывают. Нарушение мышления у ребёнка непосредственно сказывается
на владении речь. Дети с множественными нарушениями в развитии с
большим трудом понимают чужую речь, в лучшем случае улавливают тон,
интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к
его потребностям. Собственная речь у таких детей либо отсутствует, либо
формируется с большим запозданием: многие из них начинают произносить
отдельные слова в 5-6 лет.
Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами,
отдельными звуками, особыми словами, в которые они вкладывают
определённый смысл. Обращается внимание на скудность, дефектность речи
у детей с множественными нарушениями в развитии. Они пользуются
отдельными
многозначными
искажёнными
аналогами
слов,
часто
звукоподражательными: собака, коза, корова и баран – «ава»; машина,
корабль, велосипед – «ту-ту», «би-би»; есть, пить, откусывать – «ам»; упасть,
сесть, лечь – «па». Вместо слов произносят отдельные звукоподражательные
комплексы
(«му-му»,
«ав»,
«ту-ту»)
Фразовая
речь
представлена
однословными и двухсловными предложениями. Формы словоизменения и
словообразования отсутствуют. Их высказывания отличаются крайней
бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых
своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Имея в
запасе небольшое количество слов часто повторяют их.
Речь детей, с тяжелыми нарушениями в развитии, формируется в
процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они
активно пользуются мимикой, жестами. Но если в эти моменты педагог не
будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка
будет затруднено. Для того чтобы научить детей данной категории
правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на
вопросы, выражать словами свои желания, в системе провожу специальные
коррекционные занятия по развитию речи.
Для плодотворного общения учителя и ребёнка со сложной структурой
дефекта
очень
важно
установление
добрых
и
доверительных
взаимоотношений эмоционального контакта. Обучение речи, как средству
коммуникации, заключается в формировании умения общаться с взрослыми
и сверстниками. Развитие речи осуществляется поэтапно. Работу над
лексической стороной речи на занятиях начинаем с формирования умения
понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем с
действием. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами
разной степени общности и разных категорий. Одновременно с лексической
решается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь.
В ходе работы рассматриваем народное творчество – фольклор, как один
из способов коррекции связанной речи детей с тяжелыми нарушениями в
развитии. Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством
для развития всех сторон речи в работе с такими детьми, является сказка.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к
учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать,
отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Учитывая ограниченные речевые возможности учащихся с глубокой
умственной отсталостью, при более сохранном понимании происходящего,
учитель сначала сам рассказывает знакомые сказки, прося учащегося лишь
звукоподражаниями сопровождать свой рассказ. Для лучшего запоминания и
произнесения слов учитель использует различные приемы, помогающие
неговорящему ученику больше действовать и меньше говорить: настольный
театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия. Учитель
просит ученика воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с
помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный
эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети
принимает на себя их роль. Постепенно задания и требования к ученику
усложняются: он начинает воспроизводить все доступные ему речевые
единицы.
В игры-сказки и сказки-инсценировки легко и органично включаются
задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика
(покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька
обрадовалась и т.д.);
релаксация
(села птичка на веточку, расправила
крылышки,
стала
греться
на
солнышке);
голосовые
и
дыхательные
упражнения, игры и задания на внимание (что изменилось в знакомой сказке,
чего не бывает, какие сказки перепутались) и т.д.
При совместном творчестве с учеником учитель может частично или
полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия. При
подготовке к занятию он продумывает различные формы подачи материала:
костюмы и шапочки персонажей сказки, специально изготовленные панно с
сюжетом сказки, элементы сюжетно-дидактической игры, подбор сюжетных
и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться
устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего урока.
Это очень важно, если учесть, что дети с глубокой умственной отсталостью
часто
обладают
неустойчивой
психикой,
нестабильным
психоэмоциональным
состоянием,
пониженной
работоспособностью
и
быстрой утомляемостью. Использование сказок в коррекционной работе с
детьми,
страдающих
речевым
недоразвитием
способствует
как
целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи,
развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в
речи, включает в работу все анализаторные системы.
Проблема развития речи умственно отсталых детей средствами малых
форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Среди творческих игр особенной любовью пользуются игры в «театр»,
драматизации,
сюжетами
которых
служат
хорошо
известные
сказки,
рассказы, театральные представления. Участвуя в театрализованных играх,
дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,
знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь,
способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Как
подсказывает опыт, театрализованная деятельность не только оптимизирует
коррекционно-развивающий процесс, но и знакомит с жанрами речи,
прививает любовь к слову родного языка, воспитывает культуру речевого
общения, формирует соответствующие умение и навыки.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все
задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами
речевого развития детей с речевой отсталостью можно и нужно использовать
этот богатейший материал словесного творчества народа.
Театрализованный показ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Вступительная часть.
В сказке много интересного. В ней происходят чудеса, превращения.
А чтобы попасть в сказку, нужно перейти через речку. ( Речка нарисована на
асфальте. Поперек речки положены кирпичики – мостик. Дети идут по
мостику, сохраняя равновесие. Затем мостик разбираем, получаются кочки.
Дети переходят речку по кочкам, стараясь не упасть в речку).
Через речку мы перешли, но сказку пока не видим. Надо нам загадку
отгадать. Угадайте, о чем я говорю:
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся! (о пузыре).
Артикуляционная гимнастика.
А вы умеете пузыри надувать. (Дети надувают щеки и хлопают ладошками
по щекам – лопнул пузырь).
А теперь попробуем надуть большие и маленькие мыльные пузыри.
Ну, вот и сказка к нам пожаловала. Послушаем сказку «Пузырь, соломинка и
лапоть». Посмотрите, на нашей ширме речка появилась.
Жили - были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить
(показать, как дрова рубят).
Дошли до реки и не знают, как перейти через речку. Лапоть говорит пузырю:
Пузырь, давай на тебе переплывем!
Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег,
мы по ней и перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она
и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал... да и
лопнул. (Учитель прокалывает воздушный шарик, он лопает).
Дети с учителем примеряют большой лапоть в начале сказки, а в конце
сказки примеряют маленький лапоточек. Выясняют, какой из них им больше
подходит. Закрепляем понятия большой — маленький; лапоть — лапоточек;
нога — ножка.
МИШКИНА АПТЕКА. С. Михалков
(адаптированная сказка).
Учитель:
- Кто лечит больных детей? Чем лечит доктор? (Рассмотреть
предметы на подносе: градусник, таблетки, стетоскоп, бинт, вата, несколько
игрушек. Определить чем можно лечить, а что здесь лишнее. Лекарства,
градусник, бинты и вата продаются в аптеке).
Вот я и приглашаю вас в аптеку к Мишке. А называется сказка -
«Мишкина аптека».
Объявление у дверей:
«Вход для птиц и для зверей».
Нарисован красный крест:
заходи — Медведь не съест!
Прибежал Петух в аптеку:
Петух: - Здравствуй, Миша! Кукареку!
Медведь: - Что вам, Петя — Петушок!
Петух: - Мне бы новый гребешок!
(Медведь дает Петуху новый гребешок. Петух радуется и под веселую
музыку начинает танцевать. Дети играют ему на бубнах).
Учитель: - Гусь вошел в аптеку боком,
Покосился правым оком:
Гусь: - Засорился левый глаз,
Нет ли капелек у вас?
(Гуся полечили. Танец Гуся и детей под музыку «Танец маленьких утят»).
Ведущий: - За Гусем Коза ввалилась:
Коза: - Я Топтыгин отравилась:
Съела горький корешок.
Дай послаще порошок!
(Козу вылечили, она предлагает детям поиграть в игру «Где же наши
ручки?»).
Учитель: - Прихромал Барбос кудлатый:
Барбос: - Кто зачем, а я за ватой!
Застудил я левый бок,
Под дождем вчера промок.
(Игра «Барбос и птенчики»).
Учитель: - Всем помочь Топтыгин хочет:
Он советует, хлопочет.
К Мишке вдруг с одним крылом
Бабочка влетела.
Бабочка: - Мишка, крылышко сломала.
Полечить хотела.
Медведь: - Ничего, быстро вылечу тебя
Вот микстура, вот и капли.
Липкий пластырь на столе.
Будешь ты летать отлично!
И «Спасибо!» скажешь мне!
Учитель: - Стала Бабочка летать,
Новым крылышком махать.
(Дети ловят бабочку ,собирают цветы на клумбу).
Учитель: - А теперь Мишка приготовил и вам лекарство.
Оно необычное: сладкое, вкусное.
- Ну-ка, Мишенька, давай ты ребяток угощай.
(Угощение для детей от Медведя)