Напоминание

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии


Автор: Борзенкова Наталья Александровна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3 г. Бугуруслана
Населённый пункт: Оренбургской области
Наименование материала: Конспект урока биологии в 8 классе "Этапы дыхания"
Тема: Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока биологии в 8 классе.

Тема урока «Дыхательные движения. Практическая работа №3 «Измерение жизненной емкости легких Дыхательные движения».

Учитель: Борзенкова Н.А.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях.

Задачи урока:

1.

Дать представление о дыхательных движениях, познакомить с механизмом дыхания.

2.

Формировать умения наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы на основании анализа полученных результатов,

сравнивать, умение работать с текстовой информацией, развивать навыки логического мышления и умения делать выводы.

3.

Продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье; поддержание интереса к

изучаемому материалу;

Оборудование: экран, компьютер, проектор, карточки-задания, видеоролик по теме, учебник, тетрадь, карта оценки деятельности.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в парах,

моделирование.

Планируемые образовательные результаты

Предметные. Знать и объяснять механизмы дыхания человека.

Метапредметные. Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии,

сравнивать разные точки зрения.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с

различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, умение оценивать уровень

опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение публичного выступления, работать

малых и больших группах.

Личностные. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- проблемное обучение.

Межпредметные связи: с анатомией, физиологией, медициной.

Ожидаемые результаты:

-усвоение материала в полном объёме на уроке;

- применение полученных знаний при выполнении практических заданий;

-умение «оперировать» биологическими терминами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

момент

Приветствие учеников. Организовать контроль начала работы, обеспечить

интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок.

Дышат люди, дышат звери,

Дышат все, кто хочет жить.

Кто под солнцем иль луною,

Может жизнью дорожить.

Прослушав это четверостишье, вы наверно догадались, что наш урок

будет посвящен ДЫХАНИЮ.

Стоя приветствовать учителя.

Настроиться на восприятие материала

урока.

2

Проверка

домашнего задания

1. Устный индивидуальный опрос домашнего задания:

1) Строение лёгких.

2) Газообмен в лёгких

3) Газообмен в тканях.

2. Письменная индивидуальная работа по карточкам (отдельные

учащиеся)

1) Назовите дыхательные пути и органы дыхания.

2) Какую функцию выполняет гортань?

3) Что такое альвеолы?

4) Назовите проводящие пути, находящиеся между носовой и ротовой

полостью и гортанью.

5) На что делится трахея в нижней части?

Выходят к доске отвечают на вопрос.

Письменно работают в карточках.

3

Мотивация к

обучению

Поговорка: « Это нам нужно как воздух», выражает особую

потребность организма в воздухе.

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух « пастбищем

Слушают учителя.

жизни».

С дыханием связаны состав крови, движение, ум, чувства. Дыхание-

основа речи и пения. Даже простой вздох бессознательно выражает

душевное состояние человека.

4

Актуализация

знаний

У меня вопрос классу.

-Какую роль выполняют органы дыхания для человека? (обеспечение

организма кислородом, образование и удаление углекислого газа).

-Иными словами, органы дыхания выполняют газообмен.

-Кто может назвать механизмы дыхания?

Отвечают на вопросы, рассуждают,

предполагают.

4

Определение темы

урока.

Целеполагание.

-Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?

А теперь давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока, исходя

из нашей темы.

Называют тему урока.

Записывают тему в тетрадь

Формулируют цель урока

5

Освоение новых

знаний

1. Беседа.

-Что такое газообмен?

-Какую роль играет грудная клетка?

-При каких действиях наша грудная клетка изменяется?

-В чем механизм вдоха и выдоха? Посмотрим фрагмент.

Какие мышцы работают?

2. Определение механизма вдоха и выдоха. Составление кластера

«Дыхательные движения»

ВДОХ

ВЫДОХ

Участвующие

Участвующие органы

органы

Механизм дыхания Механизм дыхания

3. Практическая работа №3 «Измерение жизненной емкости легких.

Дыхательные движения»

Отвечают на вопросы.

Смотрят фрагмент урока

Составляют кластер

Выполняют практическую работу в парах

5

Закрепление

учебного материала

Задание на развитие функциональной грамотности

Экстремальные профессии

Многие из вас хорошо плавают, а может быть и ныряют. А кто-то хотел

бы этому научиться. Некоторые ребята, путешествуя с родителями, уже

имели возможность погрузиться на глубину с профессиональным

дайвером и наблюдать прекрасные картины подводного мира.

Работают в парах, выполняют задания

Но есть люди, для которых подводные погружения – это профессия. Они

постоянно подвергают себя воздействию экстремальных факторов –

иногда на грани жизни и смерти. Речь идет о водолазах и ловцах жемчуга.

Настоящие ловцы жемчуга с детства тренировались и овладевали

мастерством, у них были свои профессиональные секреты. Опытные

ныряльщики могут находиться под водой 2 минуты, а рекордсмены – до 6-

7 минут и опускаться на глубину 15-30 метров. Организм ловца жемчуга

адаптирован к условиям постоянных погружений на большую глубину.

1. Какие изменения в результате тренировок наблюдаются в организме

ловцов жемчуга?

Отметьте все верные ответы.

2. Перед тем, как нырнуть на глубину, ещё на берегу, ловец жемчуга

осуществляет гипервентиляцию лёгких. Объясните, как он это делает и

зачем. Запишите свой ответ.

6

Домашнее задание

Проинструктировать о выполнении дом.задания.

§25 и вопрос №1-3 после параграфа.

7

Итоги урока.

Рефлексия.

Цель учителя:

Развивать умения соотносить цель и результат.

Деятельность учителя:

Организует беседу с классом по вопросам:

-Какие затруднения у вас возникли на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Что было интересно?

-Чему научились?

Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить

самооценку в виде отметки по критериям, выведенным на экран.

Оцени свою работу.

«5» - выполнил все данные мне задания.

«4» - выполнил все задания, но иногда ошибался.

Осознание учащимися своей учебной

деятельности и всего класса.

Отвечают на вопросы.

Заполняют карту. Проводят самооценку.

«3» - часто ошибался, выполнил только половину.

«2» - ничего не смог выполнить правильно.

Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке.

Спасибо всем за урок. Молодцы!



В раздел образования