Автор: Евтушенко Лидия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ОДО "Сивинский Дом творчества"
Населённый пункт: село Сива Сивинский муниципальный округ Пермский край
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Организация проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС"
Раздел: полное образование
Мастер-класс
«Организация проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»
Евтушенко Лидия Николаевна, педагог дополнительного образования
МБУ ОДО «Сивинский ДТ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по
теме «Организация проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС». Все
вы знаете, что метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Он появился в начале прошлого века и был реанимирован в российской школе в конце 20
- начале 21 века. В своей повседневной жизни, мы, сами того не подозревая, каждый день
становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите? Давайте в этом
убедимся.
Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом
воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, как и где провести свой отпуск, а
потом реализуете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью
поменять образ – это тоже проект!
Чтобы перейти к теме мастер-класса я предлагаю вам решить такой пример:
Загадайте любое целое число (желательно до 10-ти).
Прибавьте столько же.
Прибавьте 10.
Разделите на два.
Отнимите задуманное.
(В результате у всех должно получиться число 5.)
Нетрудно догадаться, что в основе данной задачи лежит некий алгоритм. Результат
был известен только мне, но посредством ваших мыслительных действий, мы все пришли
к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя
алгоритм работы, и, зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному им
пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность
учащихся. Сегодня мы попытаемся обобщить и систематизировать материал, который вам
известен о проектной деятельности. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам
предстоит выполнить.
Задание 1. У вас на столах текст одной притчи. Прочитайте, пожалуйста, текст.
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни
моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как…
Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл
глаза и представил, как он переправится на другой берег.
«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к
моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты
произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали
действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя
ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех
сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет!
Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на
другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.
Опираясь на текст притчи, попробуем выделить основные этапы проекта. А для
этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.
Задание 1.
1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)
1
2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он
переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)
3) Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)
4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены
роли и обязанности)
5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех
сторон, проверили, нет ли трещин)
6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой
берег)
7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал,
консультировал, давал советы).
Посмотрим, что у вас получилось. Руководители каждой группы дают свои
варианты. Полученные ответы помогут вам выявить основные этапы проекта.
Задание 2. Поставьте в соответствие ответы первого задания с этапами проекта.
1.
Выдвижение проблемы, цели проекта.
2.
Планирование.
3.
Выполнение проекта.
4.
Анализ результатов.
5.
Презентация (защита) проекта.
Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта. Исследователи утверждают,
что проект – это пять или даже шесть «П»:
Задание 3. Давайте дополним схему.
•
Проблема
•
Проектирование (планирование)
•
Поиск информации
•
Продукт
•
Презентация
•
Портфолио
Конечно, данный алгоритм не является идеальным.
В него можно вносить
изменения, дополнения, корректировки, но эти этапы являются главными, основными в
работе над любым проектом.
Как же внедрить метод проектов в учебную деятельность?
Над этим мы будем
работать на сегодняшнем мастер-классе. Давайте вспомним, какие типы проектов
существуют? Чаще всего мы пользуемся типологией, составленной Евгенией Семеновной
Полат (называют типы проектов).
Типология проектов:
Информационный проект – продукт - таблица, схема, каталог, путеводитель,
портретная галерея…
Исследовательский - реферат, доклад …
Практико-ориентированный – учебные пособия, макеты, памятки, инструкции,
рекомендации
Творческий – литературное произведение, иллюстрации, видеофильм, презентация,
сценарий праздника, концерт
Игровой (ролевой) – игра, викторина, экскурсия
Разобьемся на группы и попробуем пройти все этапы проектной деятельности.
(если слушателей мало, то выберем, какие проекты будем рассматривать)
Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта
(по методике А.И.Савенкова):
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская
работа эффективна только на добровольной основе.
2
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам
исследования.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой
сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно
быстро.
Правило 6.
Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным
особенностям детей.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.
Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Особенно в
начальных классах, ведь большинство младших школьников не имеют постоянных
пристрастий, их интересы ситуативны.
Разобьемся на 5 групп по количеству типов проектов. (Если слушателей мало,
то выберем, какие проекты будем рассматривать)
Работа в группах над проектом.
Посмотрим, что у вас получилось. Представители каждой группы демонстрируют
отчет о проделанной работе. У вас получился продукт совместной деятельности. В его
создании участвовал каждый член группы и внес свой вклад, чтобы получить конкретный
результат.
Метод проектов формирует умение самостоятельно определять цели своего
обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Обратите внимание на советы работы над проектом на разных ступенях обучения,
которые предлагает Савенков (Приложение 1).
Особенности работы над проектом (проектной задачей) в начальной школе:
•
Тема
должна
быть
доступной.
Она
должна
соответствовать
возрастным
особенностям детей.
•
Длительность выполнения проекта 1 - 2 недели в режиме урочно - внеурочных
занятий или 1-2 урока.
•
Ставить вместе с детьми учебные цели.
•
Можно проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с источниками
информации.
Особенности работы над проектом в основной школе
•
Проектную деятельность целесообразно организовывать в группах.
•
Темы работ, волнующие подростков и близкие их пониманию, можно выбирать из
любой области.
•
Презентации целесообразно проводить на школьной конференции, публично.
Особенности работы над проектом в старшей школе
•
Темы и проблемы проектных работ должны находиться в соответствии с
личностными предпочтениями каждого учащегося.
•
Формы работы – индивидуальные или мини-групповые.
•
Выполнение проектов в 11 классе может быть курсовой работой профильного
предмета с защитой результатов.
В заключение нашего мастер класса, я предлагаю вам выразить свое мнение. Для
этого у вас всех на столах лежат карточки. На этих карточках напишите отзыв о мастер-
классе в виде синквейна. Что вам понравилось, что вы узнали нового, чтобы хотели
добавить или исправить. (Приложение 2)
А со своей стороны, я хочу поблагодарить вас всех за активное и творческое
участие в проведении мастер класса.
3
Приложение 1
Особенности работы над проектом (проектной задачей) в начальной школе:
•
Тема
должна
быть
доступной.
Она
должна
соответствовать
возрастным
особенностям детей.
•
Длительность выполнения проекта 1 - 2 недели в режиме урочно - внеурочных
занятий или 1-2 урока.
•
Ставить вместе с детьми учебные цели.
•
Можно проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с источниками
информации.
Особенности работы над проектом в основной школе
•
Проектную деятельность целесообразно организовывать в группах.
•
Темы работ, волнующие подростков и близкие их пониманию, можно выбирать из
любой области.
•
Презентации целесообразно проводить на школьной конференции, публично.
Особенности работы над проектом в старшей школе
•
Темы и проблемы проектных работ должны находиться в соответствии с
личностными предпочтениями каждого учащегося.
•
Формы работы – индивидуальные или мини-групповые.
•
Выполнение проектов в 11 классе может быть итоговой работой профильного
предмета с защитой результатов на конференции.
Приложение 2
Алгоритм написания синквейна
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
4