Автор: Лопатина Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " СОШ имени П.В.Киреевского "
Населённый пункт: п.Биофабрика, Орловский район, Орловская область
Наименование материала: методическая разработка классного часа по проблеме толерантности
Тема: "Я и другие "
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
«средняя общеобразовательная школа имени П.В. Киреевского»
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
«Я И ДРУГИЕ»
2 класс
Подготовила:
учитель начальных классов Лопатина Е.И.
г. Орёл – 2017 год
Цель: способствовать формированию толерантной личности.
Задачи: - сформировать у детей умение, навыки общения и сотрудничества в коллективе;
- создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми;
- научить принимать особенности людей как положительный факт
Классный час. Продолжительность 35 – 45 минут.
Подготовительный этап: готовится инсценировка стихотворения А. Усачева «Гном и
звезда».
Оборудование: фонограмма песни «Звезда» Ж. Агузаровой; плакаты с надписями: «Я-
хороший, ты- хороший», «Я- хороший, ты- плохой», «Я- плохой, ты- хороший», «Я- плохой,
ты- плохой», «Человек – это звезда, прикрепленная к телу»; карточки со словами:
«ответственность», «доброжелательность», «чувство юмора», «открытость», «сочувствие»,
«сострадание», «терпение», «сотрудничество», «злость», «высокомерие», «зависть».
Оформление класса: парты сдвинуты назад, стулья расставлены полукругом в центре
класса, на доске вывешены надписи: «Я- хороший, ты- хороший», «Я- хороший, ты- плохой»,
«Я- плохой, ты- хороший», «Я- плохой, ты- плохой». Слева от доски – стулья для
инсценировки.
Ход занятия
1. Инсценировка стихотворения А. Усачева «Гном и звезда».
Звучит фонограмма песни «Звезда» Ж. Агузаровой. Музыка затихает, дети инсценируют
стихотворение А. Усачева «Гном и звезда».
2. Обсуждение увиденной ситуации.
- Что такое звезда? Что такое для Гнома звезда? (Выслушиваются все варианты ответов)
- Как вы считаете, гном был хуже или лучше других? (Не хуже и не лучше, а просто не
такой как все)
- А вы похожи чем-нибудь друг с другом?
3. Тренинг.
- Выберите себе пару и найдите друг в друге 3 сходства и 3 различия. Расскажите, что у вас
получилось. (Выслушиваются 2-3 пары.)
4. Практическая работа.
- Ребята, разные люди думают о себе и других людях по-разному. Есть 4 взгляда на жизнь:
«Я- хороший, ты- хороший», «Я- хороший, ты- плохой», «Я- плохой, ты- хороший», «Я-
плохой, ты- плохой».
- Подойдите каждый к той надписи, которая выражает ваше мнение.
- Почему вы выбрали эту позицию?
- А что выбрал Гном? («Я - плохой, ты- хороший»)
- К чему это привело? (Стал как все, потерял звезду)
- Помогло ему это?
- Почему?
- Все мы разные, не похожи друг на друга. Нам что-то может не нравиться в других людях,
но помните, что другой человек – это часть тебя самого, т.к. мы все – единое целое. И если
мы не любим кого – то, значит, мы не любим самого себя.
5. Коллективная работа.
- Что мы можем сделать для Гнома? (Вернуть звезду)
- Какими качествами надо обладать, чтобы человека не покинула звезда?
- Давайте все вместе составим лестницу из этих качеств и поможем Гному вернуть звезду.
Коллективная работа - составление лестницы.
- Вы помните, что Гном – часть нас? Значит и мы должны обладать этими качествами.
6. Подведение итога.
- Ребята, прочитайте слова, которые появились на доске: «Человек – это звезда,
прикрепленная к телу».
- Как вы понимаете эти слова? (Выслушиваются все варианты ответов)
- Не важно, какой ты внешне, главное то, что у тебя внутри, твоя индивидуальность.
- Спросите дома у родителей, как они понимают эти слова.
Приложение
Гном и Звезда А. Усачев
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик:
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом,
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород…
— Ха-ха! Хо-хо-хо! — стал смеяться народ.
— Вот чучело! — каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода.
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живёт в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода.
Но больше к нему не вернулась Звезда.