Напоминание

Проблемное обучение на уроках иностранного языка как способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности обучающихся


Автор: Ширяева Ирина Николаевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МАОУ лицей№7
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемное обучение на уроках иностранного языка как способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности обучающихся
Раздел: полное образование





Назад




ПРОБЛЕМНОЕ

ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

,

Ширяева Ирина Николаевна учитель немецкого языка

№ 7

.

МАОУ лицей

г Томска

На современном этапе развития общества меняется подход к

.

образованию

Одна из важнейших проблем изучения иностранного языка

.

формирование положительной учебной мотивации

Хотя

,

,

современный процесс изучения языка сложен многогранен

,

-

требует вдумчивости и постоянного развития объяснительно

иллюстративный тип обучения не обеспечивает формирования

,

,

.

познавательных мотивов интереса к языку активного мышления

В данном случае процесс обучения требует особой формы

,

организации учебной деятельности когда знания передаются

,

учащимися не в готовом виде а в процессе самостоятельной

.

познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации

,

,

Именно такой тип обучения как проблемное может

способствовать формированию положительной учебной

мотивации к изучению иностранного языка

«

Общеобразовательная школа должна формировать

,

,

целостную систему универсальных знаний умений и навыков а

также опыт самостоятельной деятельности и личной

,

,

ответственности обучающихся то есть ключевые компетенции

»

определяющие современное качество содержания образования

[2.

. 8].

С

«

,

Стандарт нового поколения помогает научить учиться а тем

.

самым овладеть универсальными учебными действиями Именно

» [1.

.22].

в действии порождается знание

С

В основе ФГОС второго

-

поколения лежат системно деятельностный и компетентностный

.

подходы

,

Деятельностный подход

это метод обучения при котором

,

ребёнок не получает знания в готовом виде а добывает их сам в

.

процессе собственной учебно

познавательной деятельности

В

рамках системно

деятельностного подхода особое значение

приобретает формирование универсальных учебных действий

(

),

,

УУД обеспечивающих школьникам умение учиться

.

способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Компетентностный подход предполагает формирование

способности человека использовать имеющиеся знания и

,

умения для решения конкретных практических задач и проблем

:1)

возникающих в различных жизненных ситуациях

в познании и

; 2)

объяснении явлений действительности

при освоении

; 3)

современной техники и технологий

во взаимоотношениях

,

,

людей в нормах поведения в оценке собственных поступков и

; 4)

поступков других людей

при выполнении социальных ролей

(

,

,

,

.); 5)

гражданин член семьи покупатель избиратель и др

в

,

,

эстетических переживаниях в выражении и понимании чувств

; 6)

,

;

эмоций

при выборе профессии ориентации на рынке труда

6)

,

в процессе жизненного самоопределения выбора стиля и

.

образа жизни

.

Научить поведению в указанных ситуациях невозможно

Речь

,

идёт об усвоении способов оценки ситуации проектирования

,

,

действий отношений которые в свою очередь требуют принятия

.

и реализации определённых решений Такое обучение

,

отличается от того где есть готовая формула и требуется лишь

.

запомнить и воспроизвести нужный ответ

По результатам международного исследования

образовательных достижений учащихся

PISA(Program for

International Student Assessment),

школьники из России заняли в

2003

25 – 30-

40

году

е места из

стран по компетентности решения

.

проблем

«

Наши выпускники в большинстве своём не готовы к

,

самостоятельному принятию решений не способны свободно

» [3.

.

использовать полученные знания в повседневной жизни

С

88 ].

Необходимость обучения подобным качествам

(

)

компетенциям является по существу ответом образования на

вызов современного общества с его всё возрастающей

.

сложностью и динамизмом

Поэтому компетентностный и

-

системно деятельностный подходы в обучении

,

сосредотачиваются на том чтобы не увеличивать объём

информированности человека в различных предметных

,

областях а помочь людям самостоятельно решать проблемы в

.

незнакомых ситуациях

«

»

Главной целью изучения предмета

Иностранный язык

является формирование иноязычной коммуникативной

(

,

компетенции в совокупности её составляющих речевой

,

,

-

языковой социокультурной компенсаторной и учебно

),

познавательной компетенций

развитии личности посредством

[5.

реализации воспитательного потенциала иностранного языка

. 6 – 7 ].

С

,

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности

.

которую они выполняют в процессе обучения

«

Чтобы

,

,

»

совершенствовать ум надо больше размышлять чем заучивать

(

.

).

Р Декарт

Этот мудрый афоризм очень точно выражает

.

сущность проблемного обучения Поэтому одним из путей

формирования творческой активности и познавательных

интересов личности обучающегося может стать внедрение в

,

педагогический процесс технологии проблемного обучения

.

которое по своей сути является развивающим

Проблемное обучение основано на создании особого вида

.

мотивации

проблемной Поэтому требует адекватного

,

конструирования дидактического содержания материала

который должен быть представлен как цепь проблемных

,

ситуаций и проблемных задач построенных на содержании

. «

изучаемого материала

Однако такой путь познания был бы

.

слишком неэкономичен Оптимальным является вариант

сочетания традиционного изложения материала с включением в

(

него проблемных ситуаций который и называется проблемным

)» [6.

. 61– 62 ].

обучением

С

,

Формировать познавательную потребность развивать

,

мышление и творческие способности человека возможно если

.

поставить обучаемых в позицию активно размышляющих людей

«

»

:

К активным методам проблемного обучения относятся

I.

,

(

,

Учебная тематическая дискуссия моральные дилеммы завязка

,

).

коллективное обсуждение подведение итогов

На всех этапах обучения есть множество актуальных учебных

,

: «

»,

тем способных стать предметом дискуссий

Толерантность

«

?» «

?» «

Легко ли быть молодым

Что значит быть успешным

Могут

ли быть секреты от друзей

В конце урока по дискуссионной

-

теме группы ищут согласованное решение какой либо

.

«

».

проблемы Используется приём Синтез мыслей

Каждая группа

,

записывает свои мысли по решению проблемы на листе который

.

,

потом передаётся другой группе В листе полученном от другой

,

,

группы подчёркиваются мысли с которыми данная группа не

.

согласна Затем все листы обрабатываются и выявляются общие

,

.

аргументированные идеи с которыми согласны все

II.

«

» (

,

Метод круглого стола

проблема для обсуждения

,

,

).

приглашение гостей обмен мнениями подведение итогов

,

Обсуждение проблемы ведётся группами учащихся но обмен

(

мнениями происходит не только между группами или внутри

),

.

одной группы но и с аудиторией

III.

.

(

,

,

Деловая игра Этапы игры подготовка проведение

).

(

,

,

подведение итогов

Виды игры ролевая игра викторины

,

:

,

-

.).

конкурсы имитационные игры дебаты ток шоу и др

,

Ролевые и имитационные игры учат детей перевоплощаться

,

,

выступать в непривычной для себя роли продавца учителя

,

,

,

.

туриста психолога родителя директора предприятия

В

-

процессе игры дети не только закрепляют лексико

грамматический материал и учатся действовать в

,

разыгрываемых жизненных ситуациях но и учатся видеть

,

ситуацию глазами своего персонажа а значит принимать точку

,

.

зрения разных людей быть толерантными Игровой характер

-

учебно познавательной деятельности включает в себя и фактор

,

,

,

познавательного интереса и фактор состязательности однако

,

наряду с этим и сам по себе выступает

как эффективный

мотивационный механизм мыслительной активности

,

обучаемых

.

фактор их саморазвития

IV.

(

,

Интеллектуальный штурм формирование проблемы

, «

»

тренировочная разминка

мозговой штурм поставленной

,

-

,

проблемы генераторы критики оценка и отбор наилучших

,

«

»).

идей сообщение результатов

мозгового штурма

V.

(

-

,

Анализ конкретных ситуаций ситуация иллюстрация

-

,

-

).

ситуация оценка ситуация упражнение

-

.

Ситуация иллюстрация Тема урока сообщается в готовом

,

: «

,

виде но с применением специального приёма

Яркое пятно

».

актуальность

,

,

,

,

Фрагменты из фильма сказки легенды шутки

,

,

картинки фотографии волнующие всех события способны

.

побудить учеников к высказыванию на определённую тему

-

.

Ситуация

оценка Учащимся предлагается описание

.

:

конкретного поступка Задача учеников оценить значение

.

,

ситуации и правильность действий школьников Например

предлагаю для анализа описание конкретного случая

(

конфликтная ситуация между одноклассниками в столовой и

).

соответствующие меры со стороны дежурного по столовой

,

Дети анализируют ситуацию дают оценку правильности

.

действий и предлагают свой вариант

-

.

Ситуация

исследование Учащиеся проводят на занятии

.

,

небольшое исследование Например каждый ученик получает

(

задание

провести исследование в группе сколько времени

,

.

.),

проводят у телевизора какие любимые программы и т д

,

,

опросить других учеников заполнить таблицу

,

проанализировать результаты сделать вывод и дать совет или

.

,

поделиться своим опытом Этот путь как и предыдущие пути

,

постановки проблемы обеспечивает возникновение интереса к

,

.

теме а значит и приводит к проблемной ситуации

Развитию творческих способностей учащихся в значительной

,

мере способствуют задачи требующие использования

.

жизненного опыта и повседневных наблюдений Жизненный

опыт часто вступает в противоречие с полученными на занятиях

,

,

,

,

сведениями порождая проблемные ситуации дискуссии споры

что является предпосылкой для создания творческой атмосферы

.

на уроке

Задачи учителя по развитию творческих способностей

:

учащихся

1)

обучение школьников самостоятельному видению

;2)

проблем в стандартных ситуациях

ближнему и дальнему

; 3)

переносу знаний и умений в новую ситуацию

видению новой

; 4)

функции знакомого объекта

умению увидеть элементы

; 5)

,

объекта в связи

умению альтернативно мыслить

комбинировать ранее усвоенные способы деятельности в новой

[4.

ситуации

. 42 – 43 ].

С

Опыт внедрения в практику преподавания иностранного

языка технологии проблемного обучения способствует

формированию устойчивых познавательных интересов

,

,

обучающихся развивает мышление творческую активность

,

желание участвовать в различных конкурсах заниматься

,

исследовательской и проектной работой созданием

.

презентаций

,

Повышается мотивация и интерес к учению

,

«

».

качество знаний преодолевается

языковой барьер

Литература

1.

.

.

-

Асмолов А Г Системно

деятельностный подход к разработке

//

. – 2009. - № 4. –

. 18

стандартов нового поколения

Педагогика

С

– 22

2.

.

.,

.

.

:

Болотов В А Серикова В В Компетентностная модель от идеи

.

. 2003. №10. –

.8.

к образовательной

парадигме Педагогика

С

3.

.

.

//

Ермаков Д С Компетентность в решении проблем

Народное

. – 2006. – №9. –

. 88.

образование

С

4.

.,

.

.

.

III:

Кульневич СВ Лакоценина Т П Современный урок Часть

. –

/

:

. 2006. –

. 42 – 43.

Проблемные уроки

Ростов н Д Учитель

С

5.

.

Примерные программы по учебным предметам Иностранный

. 5 – 9

. –

.:

, 2010. –

. 6 – 7.

язык

классы

М Просвещение

С

6.

.

.

.

Селевко Г К Проблемное обучение Школьные технол

. –

огии

2006. – №2. –

. 61-64.

С



В раздел образования