Автор: Ширяева Ирина Николаевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МАОУ лицей№7
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемное обучение на уроках иностранного языка как способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности обучающихся
Раздел: полное образование
ПРОБЛЕМНОЕ
ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
,
Ширяева Ирина Николаевна учитель немецкого языка
№ 7
.
МАОУ лицей
г Томска
На современном этапе развития общества меняется подход к
.
образованию
–
Одна из важнейших проблем изучения иностранного языка
.
формирование положительной учебной мотивации
Хотя
,
,
современный процесс изучения языка сложен многогранен
,
-
требует вдумчивости и постоянного развития объяснительно
иллюстративный тип обучения не обеспечивает формирования
,
,
.
познавательных мотивов интереса к языку активного мышления
В данном случае процесс обучения требует особой формы
,
организации учебной деятельности когда знания передаются
,
учащимися не в готовом виде а в процессе самостоятельной
.
познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации
,
,
Именно такой тип обучения как проблемное может
способствовать формированию положительной учебной
мотивации к изучению иностранного языка
«
Общеобразовательная школа должна формировать
,
,
целостную систему универсальных знаний умений и навыков а
также опыт самостоятельной деятельности и личной
,
,
ответственности обучающихся то есть ключевые компетенции
»
определяющие современное качество содержания образования
[2.
. 8].
С
«
,
Стандарт нового поколения помогает научить учиться а тем
.
самым овладеть универсальными учебными действиями Именно
» [1.
.22].
в действии порождается знание
С
В основе ФГОС второго
-
поколения лежат системно деятельностный и компетентностный
.
подходы
–
,
Деятельностный подход
это метод обучения при котором
,
ребёнок не получает знания в готовом виде а добывает их сам в
–
.
процессе собственной учебно
познавательной деятельности
В
–
рамках системно
деятельностного подхода особое значение
приобретает формирование универсальных учебных действий
(
),
,
УУД обеспечивающих школьникам умение учиться
.
способность к саморазвитию и самосовершенствованию
Компетентностный подход предполагает формирование
способности человека использовать имеющиеся знания и
,
умения для решения конкретных практических задач и проблем
:1)
возникающих в различных жизненных ситуациях
в познании и
; 2)
объяснении явлений действительности
при освоении
; 3)
современной техники и технологий
во взаимоотношениях
,
,
людей в нормах поведения в оценке собственных поступков и
; 4)
поступков других людей
при выполнении социальных ролей
(
,
,
,
.); 5)
гражданин член семьи покупатель избиратель и др
в
,
,
эстетических переживаниях в выражении и понимании чувств
; 6)
,
;
эмоций
при выборе профессии ориентации на рынке труда
6)
,
в процессе жизненного самоопределения выбора стиля и
.
образа жизни
.
Научить поведению в указанных ситуациях невозможно
Речь
,
идёт об усвоении способов оценки ситуации проектирования
,
,
действий отношений которые в свою очередь требуют принятия
.
и реализации определённых решений Такое обучение
,
отличается от того где есть готовая формула и требуется лишь
.
запомнить и воспроизвести нужный ответ
По результатам международного исследования
образовательных достижений учащихся
PISA(Program for
International Student Assessment),
школьники из России заняли в
2003
25 – 30-
40
году
е места из
стран по компетентности решения
.
проблем
«
Наши выпускники в большинстве своём не готовы к
,
самостоятельному принятию решений не способны свободно
» [3.
.
использовать полученные знания в повседневной жизни
С
88 ].
Необходимость обучения подобным качествам
(
)
компетенциям является по существу ответом образования на
вызов современного общества с его всё возрастающей
.
сложностью и динамизмом
Поэтому компетентностный и
-
системно деятельностный подходы в обучении
,
сосредотачиваются на том чтобы не увеличивать объём
информированности человека в различных предметных
,
областях а помочь людям самостоятельно решать проблемы в
.
незнакомых ситуациях
«
»
Главной целью изучения предмета
Иностранный язык
является формирование иноязычной коммуникативной
(
,
компетенции в совокупности её составляющих речевой
,
,
-
языковой социокультурной компенсаторной и учебно
),
познавательной компетенций
развитии личности посредством
[5.
реализации воспитательного потенциала иностранного языка
. 6 – 7 ].
С
,
Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности
.
которую они выполняют в процессе обучения
«
Чтобы
,
,
»
совершенствовать ум надо больше размышлять чем заучивать
(
.
).
Р Декарт
Этот мудрый афоризм очень точно выражает
.
сущность проблемного обучения Поэтому одним из путей
формирования творческой активности и познавательных
интересов личности обучающегося может стать внедрение в
,
педагогический процесс технологии проблемного обучения
.
которое по своей сути является развивающим
Проблемное обучение основано на создании особого вида
–
.
мотивации
проблемной Поэтому требует адекватного
,
конструирования дидактического содержания материала
который должен быть представлен как цепь проблемных
,
ситуаций и проблемных задач построенных на содержании
. «
изучаемого материала
Однако такой путь познания был бы
.
слишком неэкономичен Оптимальным является вариант
сочетания традиционного изложения материала с включением в
(
него проблемных ситуаций который и называется проблемным
)» [6.
. 61– 62 ].
обучением
С
,
Формировать познавательную потребность развивать
,
мышление и творческие способности человека возможно если
.
поставить обучаемых в позицию активно размышляющих людей
«
»
:
К активным методам проблемного обучения относятся
I.
,
(
,
Учебная тематическая дискуссия моральные дилеммы завязка
,
).
коллективное обсуждение подведение итогов
На всех этапах обучения есть множество актуальных учебных
,
: «
»,
тем способных стать предметом дискуссий
Толерантность
«
?» «
?» «
Легко ли быть молодым
Что значит быть успешным
Могут
?»
ли быть секреты от друзей
В конце урока по дискуссионной
-
теме группы ищут согласованное решение какой либо
.
«
».
проблемы Используется приём Синтез мыслей
Каждая группа
,
записывает свои мысли по решению проблемы на листе который
.
,
потом передаётся другой группе В листе полученном от другой
,
,
группы подчёркиваются мысли с которыми данная группа не
.
согласна Затем все листы обрабатываются и выявляются общие
,
.
аргументированные идеи с которыми согласны все
II.
«
» (
,
Метод круглого стола
проблема для обсуждения
,
,
).
приглашение гостей обмен мнениями подведение итогов
,
Обсуждение проблемы ведётся группами учащихся но обмен
(
мнениями происходит не только между группами или внутри
),
.
одной группы но и с аудиторией
III.
.
(
,
,
Деловая игра Этапы игры подготовка проведение
).
(
,
,
подведение итогов
Виды игры ролевая игра викторины
,
:
,
-
.).
конкурсы имитационные игры дебаты ток шоу и др
,
Ролевые и имитационные игры учат детей перевоплощаться
,
,
выступать в непривычной для себя роли продавца учителя
,
,
,
.
туриста психолога родителя директора предприятия
В
-
процессе игры дети не только закрепляют лексико
грамматический материал и учатся действовать в
,
разыгрываемых жизненных ситуациях но и учатся видеть
,
ситуацию глазами своего персонажа а значит принимать точку
,
.
зрения разных людей быть толерантными Игровой характер
-
учебно познавательной деятельности включает в себя и фактор
,
,
,
познавательного интереса и фактор состязательности однако
,
наряду с этим и сам по себе выступает
как эффективный
мотивационный механизм мыслительной активности
,
обучаемых
.
фактор их саморазвития
IV.
(
,
Интеллектуальный штурм формирование проблемы
, «
»
тренировочная разминка
мозговой штурм поставленной
,
-
,
проблемы генераторы критики оценка и отбор наилучших
,
«
»).
идей сообщение результатов
мозгового штурма
V.
(
-
,
Анализ конкретных ситуаций ситуация иллюстрация
-
,
-
).
ситуация оценка ситуация упражнение
-
.
Ситуация иллюстрация Тема урока сообщается в готовом
,
: «
,
виде но с применением специального приёма
Яркое пятно
».
актуальность
,
,
,
,
Фрагменты из фильма сказки легенды шутки
,
,
картинки фотографии волнующие всех события способны
.
побудить учеников к высказыванию на определённую тему
-
.
Ситуация
оценка Учащимся предлагается описание
.
:
конкретного поступка Задача учеников оценить значение
.
,
ситуации и правильность действий школьников Например
предлагаю для анализа описание конкретного случая
(
конфликтная ситуация между одноклассниками в столовой и
).
соответствующие меры со стороны дежурного по столовой
,
Дети анализируют ситуацию дают оценку правильности
.
действий и предлагают свой вариант
-
.
Ситуация
исследование Учащиеся проводят на занятии
.
,
небольшое исследование Например каждый ученик получает
–
(
задание
провести исследование в группе сколько времени
,
.
.),
проводят у телевизора какие любимые программы и т д
,
,
опросить других учеников заполнить таблицу
,
проанализировать результаты сделать вывод и дать совет или
.
,
поделиться своим опытом Этот путь как и предыдущие пути
,
постановки проблемы обеспечивает возникновение интереса к
,
.
теме а значит и приводит к проблемной ситуации
Развитию творческих способностей учащихся в значительной
,
мере способствуют задачи требующие использования
.
жизненного опыта и повседневных наблюдений Жизненный
опыт часто вступает в противоречие с полученными на занятиях
,
,
,
,
сведениями порождая проблемные ситуации дискуссии споры
что является предпосылкой для создания творческой атмосферы
.
на уроке
Задачи учителя по развитию творческих способностей
:
учащихся
1)
обучение школьников самостоятельному видению
;2)
проблем в стандартных ситуациях
ближнему и дальнему
; 3)
переносу знаний и умений в новую ситуацию
видению новой
; 4)
функции знакомого объекта
умению увидеть элементы
; 5)
,
объекта в связи
умению альтернативно мыслить
комбинировать ранее усвоенные способы деятельности в новой
[4.
ситуации
. 42 – 43 ].
С
Опыт внедрения в практику преподавания иностранного
языка технологии проблемного обучения способствует
формированию устойчивых познавательных интересов
,
,
–
обучающихся развивает мышление творческую активность
,
желание участвовать в различных конкурсах заниматься
,
исследовательской и проектной работой созданием
.
презентаций
,
Повышается мотивация и интерес к учению
,
«
».
качество знаний преодолевается
языковой барьер
Литература
1.
.
.
-
Асмолов А Г Системно
деятельностный подход к разработке
//
. – 2009. - № 4. –
. 18
стандартов нового поколения
Педагогика
С
– 22
2.
.
.,
.
.
:
Болотов В А Серикова В В Компетентностная модель от идеи
.
. 2003. №10. –
.8.
к образовательной
парадигме Педагогика
С
3.
.
.
//
Ермаков Д С Компетентность в решении проблем
Народное
. – 2006. – №9. –
. 88.
образование
С
4.
.,
.
.
.
III:
Кульневич СВ Лакоценина Т П Современный урок Часть
. –
/
:
. 2006. –
. 42 – 43.
Проблемные уроки
Ростов н Д Учитель
С
5.
.
Примерные программы по учебным предметам Иностранный
. 5 – 9
. –
.:
, 2010. –
. 6 – 7.
язык
классы
М Просвещение
С
6.
.
.
.
Селевко Г К Проблемное обучение Школьные технол
. –
огии
2006. – №2. –
. 61-64.
С