Автор: Колчанова Светлана Камилевна
Должность: учитель Начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №511 Пушкинского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Число и цифра 7"
Раздел: начальное образование
Урок математики в 1 классе по теме: «Число 7. Цифра 7».
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Проверьте свою готовность.
Руки – (дети)на месте,
Ноги – на месте,
Локти – у края,
Спина – прямая.
Я произнесу вслух, а вы повторяйте про себя
-Я буду внимателен!
-Я буду думать!
-Я буду размышлять!
-Я буду старателен!
2. Актуализация знаний
1) Игра «Засели домик» (5,6)
Посмотрите на доску, какое задание надо выполнить?
-Кто уже догадался, какие числа нам надо вставить? (дети выходят по очереди и
вставляют числа)
-Объясни, почему ты вставил это число?
Молодцы!
2)Следующее задание сравните числа.
-Что значит «сравнить числа?
-Какой знак вы поставите?
3) Посмотрите, числа заблудились. 124536
Помогите мне расставить их в порядке возрастания. А что значит в порядке
возрастания?
1 ребенок у доски. Прочитайте, что получилось.
-А теперь прочитайте в порядке убывания. Что это значит?
-Назовите число следующее за числом 4. Как получить следующее число?
- Назовите число предыдущее числу 2. Как получить предыдущее число?
- Назовите число, которое стоит между числами 3 и 5?
-Назовите соседей числа 5?
-Какое число больше 3 на 2?
-Какое число меньше 6 на 1?
3. Постановка темы и цели.
– Ребята, а кто знает, какое число следует за числом 6? (7)
-Как получить 7, если оно следует за числом 6? (к 6+1) (Выставляем 7 в
числовой ряд)
-Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (писать цифру 7)
-Что должны узнать? (из каких чисел состоит число 7)
Итак, сформулируйте тему урока. («число и цифра 7»)
4.Работа над новым материалом.
Число 7 –очень интересное и сказочное.
-Вспомните, в каких сказках встречается число 7? ( Волк и 7 козлят, Сказка о
мертвой царевне и 7 богатырях, Белоснежка и 7 гномов, Цветик-семицветик)
Много сказок, в которых встречается число 7, и это не случайно.
- Оказывается, в древности семь была окружена большим почётом. Наверное,
поэтому существует много пословиц, в которых употребляется это число.
- Давайте вспомним эти пословицы. Я начну пословицу, а вы продолжите.
Родители могут помочь.
Семеро одного (не жду). Семь раз отмерь (1 раз отрежь). Семь бед (1 ответ).Семь
пятниц (на неделе).
-Где еще встречается число7? (7 нот, 7 чудес света, 7 цветов радуги)
-Вот какое необычное число.
-Ребята,
а какой
цифрой
обозначается число 7?(цифрой
7)
(выставить
письменную 7)
Сейчас мы с вами научимся писать письменную цифру 7.
Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой наклонной и маленькой палочек.
Начинаю писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки,
доводя её до верхнего правого угла клетки. Затем пишу наклонную палочку к
середине нижней стороны клетки как у цифры 1. А потом перечёркиваю
длинную палочку посередине. ( Показ учителем на доске.)
- Давайте напишем цифру в воздухе, на ладошке. А теперь напишем красиво,
аккуратно и правильно цифру 7 в тетради.
Но перед тем как нам писать надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика. (Мальчик-пальчик, где ты был…)
Итак, откройте тетради, возьмите ручку, запишем цифру 7 через клеточку.
-Найдите самую красивую цифру 7 и обведите ее зеленым карандашом.
-Чему мы сейчас учились?(писать цифру 7)
Физминутка
В понедельник я купался (движения плавания),
А во вторник рисовал (показ движения).
В среду долго умывался (показ движения),
А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я бегал, прыгал
Очень долго танцевал (кружатся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (сесть на место).
Продолжим работать по теме урока.
-Что еще нам надо узнать? ( из каких чисел состоит 7)
-Откройте учебник на с. 78, тетради не закрывайте.
-Найдите №1. Прочитайте задание.
-Сколько было семечек?
-Что мы должны с ними сделать? (разложить на 2 тарелочки разными
способами)
Посмотрите, как это сделали на первом рисунке? (6 и 1)
-Какой пример мы запишем? (6+1=7). Давайте запишем в тетрадь.
-Возьмите простой карандаш и нарисуйте в учебнике, как еще можно разложить
семечки?
Как еще можно разложить семечки? (5и2)
-Какой пример мы запишем? (5+2=7). Запишем его в тетрадь.
И т.д.
-Что мы сейчас узнали? (из каких чисел состоит 7)
-А для чего нам нужно знать состав числа 7?
5.Закрепление.
А теперь закрепим наши знания.
Рассмотрите рисунки. Составьте рассказ. (Было 4лягушки. Прискакали ещё 3,
стало 7лягушек.) (Рисунок на доске)
-Составьте пример к рассказу. Запишем его в тетрадь.
-Какое арифметическое действие вы выполнили? (сложение)
-Объясните, почему вы сложили 2 числа?
-Как еще можно прочитать пример? Или?
Рассмотрите рисунки. Составьте рассказ. (Было 5 конфет. Добавили ещё 3,
стало 7конфет.) (Рисунок на доске)
-Составьте пример к рассказу.
Запишем его в тетрадь.
-Какое арифметическое действие вы выполнили? (сложение)
-Объясните, почему вы сложили 2 числа?
-Как еще можно прочитать пример? Или?
-Рассмотрите множество. Дайте ему название. Какие части можно выделить во
множестве?
-По какому признаку вы выделили? (по форме)
-В каком из этих множеств больше всего элементов?
--В каком из этих множеств меньше всего элементов?
Сколько элементов во множестве шестиугольников?
-В каких множествах элементов поровну?
-Какие множество нужно объединить, чтобы получилось число 7.
-По какому еще признаку можно разделить множество на части? (по цвету)
-сколько получится частей?
6. Итог урока.
- Чему учились? Что узнали?
Рефлексия
– Что было интересным?
А что было сложным?
Д.з. повторить состав числа 7.