Напоминание

«Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках хореографии»


Автор: Демиденкова Марина Алексеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. С,С, Прокофьева" Пионерского городского округа
Населённый пункт: г. Пионерский, Калининградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках хореографии»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Методы и приемы организации ситуации успеха на

уроках хореографии»

Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и

деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого

человека ожидание радости — источник его движения вперед

(радость от достигнутого).

Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет

человека. Поэтому, смысл деятельности преподавателя состоит в

том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать

каждому ученику возможность пережить радость достижения,

осознать свои возможности, поверить в себя.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха

может коренным образом изменить психологическое самочувствие

ребенка,

может

стать

своего

рода

спусковым

механизмом

дальнейшего

движения

личности;

рождающей

энергию

для

преодоления трудностей, желания учиться.

Ситуация – это сочетание условий, обеспечивающих успех, а

сам успех – результат подобной ситуации.

Ситуация – это то, что человек способен организовать;

переживание же радости, успеха – нечто более субъективное,

скрытое в значительной мере от взгляда посторонних. Задача в том

и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения,

осознать свои возможности, поверить в себя.

Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное

сочетание условий, при котором создается возможность достичь

значительных

результатов

в

деятельности,

это

результат

продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

С психологической точки зрения успех — это переживание

состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к

которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с

ее

ожиданиями,

надеждами

уровнем

притязаний),

либо

превзошел их.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое

целенаправленное,

организованное

сочетание

условий,

при

которых создается возможность достичь значительных результатов

в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в

целом.

Радость успеха младшего учащегося отличается от радости

подростка. Младший учащийся не сколько осознает успех, сколько

переживает. Подросток и осознает, и переживает, но не может

докопаться до его источника, не всегда адекватно оценивает.

Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или

неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать

свои возможности.

Условия создания ситуации успеха

1.Доброжелательность

окружающих:

расположенность

сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения

и

интерес

к

будущему

результату

все

это

снимает

психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей,

инициирует активность субъекта.

Последнее можно повысить за счет высокой мотивации

предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…»,

«Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости

дела немедленно повышает представление личности о собственной

значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих

силах.

2.Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого

ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому

преподаватель говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не

получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же

«Мы все тебе поможем».

Эта операция поддерживается другим воздействием – 3.

«скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку,

который должен научиться обходиться без помощи, полностью

опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с

работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Преподаватель

говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или

«Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно,

главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в

сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен

сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает

основание для самостоятельных шагов субъекта.

Дружеское положительное подкрепление – 4. авансирование:

оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но

которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого

умного (сильного), непременно получится…»

Преподаватель

заранее

предупреждает

учащегося

о

самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке

знаний: что должен будет ребенок сделать (повторить, станцевать).

Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия.

5.«Персональная исключительность»:

«Только ты и мог

бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция

возлагает ответственность, мобилизуя ученика.

6.Педагогическое внушение – интонационно насыщенный,

мимически

оформленный

способ

убеждения

воспитанника

в

большой

вере

в

него.

Этот

элемент

целиком

зависит

от

педагогической техники, меры её развитости у конкретного

педагога.

Завершает систему педагогических операций 7. оценка

продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли

(все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть

детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше

всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».

Приемы создания ситуаций успеха

1.Эмоциональные поглаживания

Преподаватель

на

уроке

делает

похвалу:

«вы

у

меня

молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».

Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может

быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю: «Да, я

молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду

доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.

Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность

речи

+

корректность

обращений

+

открытая

поза

и

доброжелательная мимика

благоприятный психологический фон, помогающий ребенку

справиться с поставленной перед ними задачей.

2.Прием «Даю шанс»

Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом

ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно,

может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные

возможности, способности. Подобную ситуацию учитель может и

не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в

том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет

как-то материализовать.

3.Прием «следуй за нами»

Для

неуспевающего

школьника

учитель

находит

интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий

за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими

требованиями, принуждениями.

Наиболее

эффективный

путь

привлечь

к

интеллектуальному спонсорству более способного ученика. Это

дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и

осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время

слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать

его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость

перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к

возможностям своего спонсора.

4.Прием «эмоциональный всплеск», или «ты так высоко

взлетел!»

Какой огромный эмоциональный заряд скрывается в добром

слове

учителя,

всем

сердцем

желающего

успеха

своему

воспитаннику!

Формируем веру в себя, веру в успех.

5.Прием «Заражение»

«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью

можно в том случае, если успех отдельного учащегося станет

стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а

осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок,

послуживший источником этого заражения, будет чувствовать, как

бы

умноженную

радость

не

столько

за

себя,

сколько

за

окружающих.

Формула управления процессом зарождения общей радости

может выглядеть так: сбывшаяся (или неожиданная) радость

учащегося + поддержка преподавателя + «заражение» отдельных

членов коллектива + поддержка преподавателем «зараженных» +

расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий

каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию

интересов = общей радости.

Действия

преподавателя,

обеспечивающие

ситуацию

успеха:

— Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь,

используйте элементы юмора при общении.

— Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.

— Не давайте детям прозвища,

не вешайте на них ярлыки.

Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте

«персональную исключительность»

Аргументируйте необходимость ваших действий; ту

отметку, которую вы выставляете ученику.

— Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.

— Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог,

позволяйте выражать им свое мнение.

— Не высказывайте недовольство ученику при всем классе,

не применяйте угрозы.

Помните, что вы, как педагог, формируете личность

обучающегося

и

частично

несете

ответственность

за

его

дальнейшую судьбу.

Успехов!



В раздел образования