Напоминание

Анализ рассказа М. Зощенко "Самое главное". Замысел автора.


Автор: Татьяна Сергеевна Полякова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 64
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Анализ рассказа М. Зощенко "Самое главное". Замысел автора.
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения в 4 классе

УМК «Перспектива» учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова,

Л.А. Внноградская, М.В. Бойкина

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 64

Поляковой Татьяны Сергеевны

Тема: М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, в группе.

Цели урока:

I.

Деятельностная цель:

1.

формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания;

2.

формирование у учащихся умения анализировать литературное произведение.

II.

Образовательная цель:

1.

знакомство с новым произведением;

2.

формирование умения целостно воспринимать образ-персонаж в рассказе, как

элемент, служащий для раскрытия идеи.

Задачи урока:

I.

Предметные: учиться давать характеристику героя, анализировать текст, учиться

выразительному чтению и чтению по ролям; учиться определять тему и главную мысль рассказа.

II. Метапредметные:

1.

познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать

нужную информацию из текста;

2.

коммуникативные: уметь интегрироваться в малую группу сверстников и

строить продуктивное взаимодействие; учиться владеть монологической и диалогической формами

речи; отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;

3.

регулятивные:

учиться ставить совместно с учителем учебную задачу на

основе усвоенного и нового материала; формировать навыки само – взаимоконтроля;

III.

Личностные: формировать способность оценивать содержание художественного

рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал,

учебник.

Планируемые результаты обучения:

I.

Предметные: понять новые приёмы анализа литературного текста, умение сравнивать

собственный опыт с поступками литературных героев; формирование «вдумчивого чтения» и

обогащение словарного запаса.

II.

Метапредметные:

1.

познавательные:

умение

проводить

исследование

прочитанного

текста;

анализировать его, использовать для этого приёмы критического мышления (составление

кластера и синквейна);

2.

коммуникативные:

умение осознанно использовать речевые средства в

соответствии с задачей коммуникации, развитие умения взаимодействовать с окружающими;

3.

регулятивные:

умение ставить учебную задачу, пользоваться речевыми

образцами для построения собственных высказываний.

III.

Личностные: умение достигать коллективной цели; формирование способности

оценивать поступки литературных героев.

Список используемых источников:

1.

Учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Внноградская,

М.В. Бойкина.

2.

Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс.

3.

Интернет-ресурсы.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока, цель

и время

Содержание этапа

Формируемые УУД

Технологии,

формы работы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный

момент

(1 мин)

Физический настрой – упражнения.

Эмоциональный настрой на работу

Зарядка на внимание.

Р: волевая саморегуляция

Л: самоопределение

(мотивация учения)

1. Мотивация к

учебной

деятельности.

(2 мин)

Цель: включение

учащихся в учебную

деятельность на

личностнозначимом

уровне.

Кто написал рассказ «Самое главное»,

который вы прочитали дома?

(слайд 1 портрет М. Зощенко)

Мы помним, что этот писатель создавал

юмористические произведения для

детей. Можно ли этот рассказ отнести к

юмористическому жанру?

- говорят свои предположения

Краткое сообщение о М.Зощенко

- нет, если Андрюша маленький

- да, если это подросток

(затруднение – не могу ответить

точно) Проблема.

П: учащиеся делают

предположения.

Р: Прогнозирование темы

урока.

К: планирование учебного

сотрудничества с

преподавателем и учениками.

Подготовка

сообщения

ИКТ

Технология

проблемного

обучения

Дискуссия

2.Актуализация

знания

и

пробное

действие.

(4 мин)

Цель:

готовность

мышления

и

осознание

потребности

к

построению

нового

способа действия.

Может вы не внимательно читали дома

текст?

Задайте друг другу вопросы , чтобы

понять внимательно ли вы читали

рассказ.

- Кого боялся Андрюша?

- Во что играли дети во дворе?

- Была ли у Андрюши бабушка?

- и т.д.

К: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и

точностью

П: умение структурировать

знания

Словесный

метод.

Перекрестный

опрос

3. Выявление места

и причины

затруднения

(2 мин)

Цель: выявления и

фиксация места и

причины

затруднения

- Вопрос учителя: мы только что

познакомились с произведением

«Тимур и его команда».

Верите ли вы, что когда Андрюша

вырастет, он станет похожим на одного

из героев произведения Гайдара ?

(Тимура или Квакина)

-Почему мы пока этого не можем

сказать точно? (Проблема).

- На Тимура, если …

- На Квакина, если …

- Дети предъявляют кластеры

Р: волевая саморегуляция в

ситуации затруднения

П: постановка и

формулирование проблемы

К: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и

точностью

Технология

проблемного

обучения

4. Целеполагание

(2 мин)

- Что нам необходимо сделать чтобы

ответить на этот вопрос? Что поможет

нам наиболее точно предположить,

каким вырастет наш герой?

- Какой может быть цель нашего урока?

(слайд 2 цель урока)

- Само произведения.

- Анализ характера героя и его

поступков.

Ответы детей.

Р: целеполагание

5. Построение

проекта выхода из

затруднения

(4 мин)

Цель: постановка

цели учебной

деятельности, выбор

способа и средств ее

реализации

- Есть ли необходимость восстановить

сюжетную линию рассказа?

Расставить картинки по сюжетной

линии (составить картинный план).

(слайд 3 картинный план)

- Да. Вспомнить эпизоды.

- Работа в паре. Расставляют

картинный план.

П: перерабатывать

информацию

Р: познавательная инициатива

К: умение работать в паре

Парная работа

Физкультминутка

(2 мин)

Какие движения делал Андрюша в

каждом эпизоде рассказа

(физкультминутка с помощью

подражательных движений)?

Бежал, махал руками (бокс), махал

палкой, толкал лодку, грёб вёслами,

стоял и кричал

Р: волевая саморегуляция в

ситуации затруднения

П: умение включать

воображение

Здоровьесберег

ающа

технология

5а. Реализация

построенного

проекта

(9 мин)

Цель: построение и

фиксация нового

знания.

- Какие черты характера проявились у

Андрюши в каждом эпизоде?

Каким мы видим Андрюшу в начале

рассказа?

- Когда у Андрюши появилось желание

измениться?

- Почему грустила мама?

- Как меняется мальчик?

1 эпизод - драка с мальчишками во

дворе.

2 э. – встреча с собакой (палка).

3 э. – спасение мальчика (берег реки).

- Дети находят в тексте и зачитывают:

(выборочное чтение)

трусливый;

маленький;

застенчивый …(характер)

- Мама грустила, т.к. волновалась за

сына….

- И мальчик решил меняться.

Эмоции героя:

1э. – ложная смелость (выборочное

чтение).

Решил стать смелым.

2э. – агрессия (чтение по ролям).

Решил стать сильным.

3э. – нет умений (устные ответы).

Решил стать умным.

К: умение выражать свои

мысли в соответствии с

задачами и условиями

коммуникации

Л: самоопределение

Технология

развития

критического

мышления

Использование

различных

видов чтения

6. Первичное

закрепление с

комментированием

во внешней речи.

(4 мин)

Цель: применение

нового знания в

типовых заданиях.

- Как автор относится к главному

герою?

Почему на протяжении всего рассказа

называет его Андрюша?

Какая тема этого рассказа? (как

взрослеет человек) (слайд 4 тема

текста)

- В каком эпизоде автор называет нам

основную мысль этого рассказа? (слайд

5 главная мысль)

- доброжелательно

- сочувствует ему

- он маленький (7-8 лет)

- имя с уменьшительным суффиксом

(доказать текстом свою точку зрения)

- в последнем разговоре с мамой

- Нужно всему учиться

П: умение структурировать

знания

Л: формирование способности

оценивать поступки

литературных героев

Фронтальный

метод работы

7. Самостоятельная

работа с

самооценкой

(6 мин)

Цель: Самопроверка

уемения применять

новые знания в

типовых условиях.

а) работа в группе,

составление

синквейна и

кластера. (4 мин)

б) предъявление

работы групп.

(2 мин)

- Анализируем эпизоды. Вспоминаем,

как составить синквейн и кластер.

- Группа зачитывает результаты своей

работы.

- Так сможет ли Андрюша стать

похожим на Квакина или Тимура?

- Будет ли этот рассказ

юмористическим?

1. Андрюша

2. Маленький, глупенький

3. Боится, повторяет, умнеет

4. Застенчивый ребёнок старательно

изменяется

5. Умница

- Взаимооценка.

- Скорее всего, на Тимура, т.к. уже

знает, что в себе изменить к лучшему.

Р: волевая саморегуляция

К: умение работать в группе

П: умение использовать

приёмы развития

критического мышления

Р: контроль, коррекция ,

оценка

П: умение структурировать

знания

Групповая

работа

Технология

критического

мышления

Синквейн

Кластер

8.

Включение в

систему знаний и

личностных

ценностей

- Что же самое главное оказалось в

рассказе?

А что самое главное для нас?

- А по каким законам живут граждане

- Быть думающим и грамотным

человеком

- По Законам Конституция.

Л: присвоение общепринятых

человеческих ценностей

(6 мин)

Цель: включение

нового уровня

знания в систему

знаний, повторение и

закрепление ранее

изученного.

нашей страны?

- Я предлагаю вам проанализировать

законы, которые были предложены

первоклассникам. (слайд 6 законы

школьной жизни первоклассников)

- Представьте, что у вас есть младший

брат или сестра и объясните ему эти

законы.

- Свободные высказывания детей.

8а. Домашнее

задание.

(1 мин)

- Дома объясните эти законы своему

младшему брату или сестре.

Дополните законы, если это

необходимо.

Проанализируйте, подходят ли эти

законы нашему классу и лично вам.

- Дети записывают д.з.

Р: умение фиксировать

задание

9. Рефлексия

учебной

деятельности.

(2мин)

Цель: соотнесение

цели урока и его

результатов,

самооценка на уроке,

осознание метода

построения нового

знания.

Какой жизненный опыт вы приобрели

на этом уроке?

К: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и

точностью

П: оценка процесса получения

результатов деятельности



В раздел образования