Автор: Татьяна Сергеевна Полякова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 64
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Анализ рассказа М. Зощенко "Самое главное". Замысел автора.
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературного чтения в 4 классе
УМК «Перспектива» учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова,
Л.А. Внноградская, М.В. Бойкина
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 64
Поляковой Татьяны Сергеевны
Тема: М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, в группе.
Цели урока:
I.
Деятельностная цель:
1.
формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания;
2.
формирование у учащихся умения анализировать литературное произведение.
II.
Образовательная цель:
1.
знакомство с новым произведением;
2.
формирование умения целостно воспринимать образ-персонаж в рассказе, как
элемент, служащий для раскрытия идеи.
Задачи урока:
I.
Предметные: учиться давать характеристику героя, анализировать текст, учиться
выразительному чтению и чтению по ролям; учиться определять тему и главную мысль рассказа.
II. Метапредметные:
1.
познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать
нужную информацию из текста;
2.
коммуникативные: уметь интегрироваться в малую группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие; учиться владеть монологической и диалогической формами
речи; отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;
3.
регулятивные:
учиться ставить совместно с учителем учебную задачу на
основе усвоенного и нового материала; формировать навыки само – взаимоконтроля;
III.
Личностные: формировать способность оценивать содержание художественного
рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал,
учебник.
Планируемые результаты обучения:
I.
Предметные: понять новые приёмы анализа литературного текста, умение сравнивать
собственный опыт с поступками литературных героев; формирование «вдумчивого чтения» и
обогащение словарного запаса.
II.
Метапредметные:
1.
познавательные:
умение
проводить
исследование
прочитанного
текста;
анализировать его, использовать для этого приёмы критического мышления (составление
кластера и синквейна);
2.
коммуникативные:
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации, развитие умения взаимодействовать с окружающими;
3.
регулятивные:
умение ставить учебную задачу, пользоваться речевыми
образцами для построения собственных высказываний.
III.
Личностные: умение достигать коллективной цели; формирование способности
оценивать поступки литературных героев.
Список используемых источников:
1.
Учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Внноградская,
М.В. Бойкина.
2.
Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс.
3.
Интернет-ресурсы.
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока, цель
и время
Содержание этапа
Формируемые УУД
Технологии,
формы работы
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Организационный
момент
(1 мин)
Физический настрой – упражнения.
Эмоциональный настрой на работу
Зарядка на внимание.
Р: волевая саморегуляция
Л: самоопределение
(мотивация учения)
1. Мотивация к
учебной
деятельности.
(2 мин)
Цель: включение
учащихся в учебную
деятельность на
личностнозначимом
уровне.
Кто написал рассказ «Самое главное»,
который вы прочитали дома?
(слайд 1 портрет М. Зощенко)
Мы помним, что этот писатель создавал
юмористические произведения для
детей. Можно ли этот рассказ отнести к
юмористическому жанру?
- говорят свои предположения
Краткое сообщение о М.Зощенко
- нет, если Андрюша маленький
- да, если это подросток
(затруднение – не могу ответить
точно) Проблема.
П: учащиеся делают
предположения.
Р: Прогнозирование темы
урока.
К: планирование учебного
сотрудничества с
преподавателем и учениками.
Подготовка
сообщения
ИКТ
Технология
проблемного
обучения
Дискуссия
2.Актуализация
знания
и
пробное
действие.
(4 мин)
Цель:
готовность
мышления
и
осознание
потребности
к
построению
нового
способа действия.
Может вы не внимательно читали дома
текст?
Задайте друг другу вопросы , чтобы
понять внимательно ли вы читали
рассказ.
- Кого боялся Андрюша?
- Во что играли дети во дворе?
- Была ли у Андрюши бабушка?
- и т.д.
К: выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью
П: умение структурировать
знания
Словесный
метод.
Перекрестный
опрос
3. Выявление места
и причины
затруднения
(2 мин)
Цель: выявления и
фиксация места и
причины
затруднения
- Вопрос учителя: мы только что
познакомились с произведением
«Тимур и его команда».
Верите ли вы, что когда Андрюша
вырастет, он станет похожим на одного
из героев произведения Гайдара ?
(Тимура или Квакина)
-Почему мы пока этого не можем
сказать точно? (Проблема).
- На Тимура, если …
- На Квакина, если …
- Дети предъявляют кластеры
Р: волевая саморегуляция в
ситуации затруднения
П: постановка и
формулирование проблемы
К: выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью
Технология
проблемного
обучения
4. Целеполагание
(2 мин)
- Что нам необходимо сделать чтобы
ответить на этот вопрос? Что поможет
нам наиболее точно предположить,
каким вырастет наш герой?
- Какой может быть цель нашего урока?
(слайд 2 цель урока)
- Само произведения.
- Анализ характера героя и его
поступков.
Ответы детей.
Р: целеполагание
5. Построение
проекта выхода из
затруднения
(4 мин)
Цель: постановка
цели учебной
деятельности, выбор
способа и средств ее
реализации
- Есть ли необходимость восстановить
сюжетную линию рассказа?
Расставить картинки по сюжетной
линии (составить картинный план).
(слайд 3 картинный план)
- Да. Вспомнить эпизоды.
- Работа в паре. Расставляют
картинный план.
П: перерабатывать
информацию
Р: познавательная инициатива
К: умение работать в паре
Парная работа
Физкультминутка
(2 мин)
Какие движения делал Андрюша в
каждом эпизоде рассказа
(физкультминутка с помощью
подражательных движений)?
Бежал, махал руками (бокс), махал
палкой, толкал лодку, грёб вёслами,
стоял и кричал
Р: волевая саморегуляция в
ситуации затруднения
П: умение включать
воображение
Здоровьесберег
ающа
технология
5а. Реализация
построенного
проекта
(9 мин)
Цель: построение и
фиксация нового
знания.
- Какие черты характера проявились у
Андрюши в каждом эпизоде?
Каким мы видим Андрюшу в начале
рассказа?
- Когда у Андрюши появилось желание
измениться?
- Почему грустила мама?
- Как меняется мальчик?
1 эпизод - драка с мальчишками во
дворе.
2 э. – встреча с собакой (палка).
3 э. – спасение мальчика (берег реки).
- Дети находят в тексте и зачитывают:
(выборочное чтение)
трусливый;
маленький;
застенчивый …(характер)
- Мама грустила, т.к. волновалась за
сына….
- И мальчик решил меняться.
Эмоции героя:
1э. – ложная смелость (выборочное
чтение).
Решил стать смелым.
2э. – агрессия (чтение по ролям).
Решил стать сильным.
3э. – нет умений (устные ответы).
Решил стать умным.
К: умение выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации
Л: самоопределение
Технология
развития
критического
мышления
Использование
различных
видов чтения
6. Первичное
закрепление с
комментированием
во внешней речи.
(4 мин)
Цель: применение
нового знания в
типовых заданиях.
- Как автор относится к главному
герою?
Почему на протяжении всего рассказа
называет его Андрюша?
Какая тема этого рассказа? (как
взрослеет человек) (слайд 4 тема
текста)
- В каком эпизоде автор называет нам
основную мысль этого рассказа? (слайд
5 главная мысль)
- доброжелательно
- сочувствует ему
- он маленький (7-8 лет)
- имя с уменьшительным суффиксом
(доказать текстом свою точку зрения)
- в последнем разговоре с мамой
- Нужно всему учиться
П: умение структурировать
знания
Л: формирование способности
оценивать поступки
литературных героев
Фронтальный
метод работы
7. Самостоятельная
работа с
самооценкой
(6 мин)
Цель: Самопроверка
уемения применять
новые знания в
типовых условиях.
а) работа в группе,
составление
синквейна и
кластера. (4 мин)
б) предъявление
работы групп.
(2 мин)
- Анализируем эпизоды. Вспоминаем,
как составить синквейн и кластер.
- Группа зачитывает результаты своей
работы.
- Так сможет ли Андрюша стать
похожим на Квакина или Тимура?
- Будет ли этот рассказ
юмористическим?
1. Андрюша
2. Маленький, глупенький
3. Боится, повторяет, умнеет
4. Застенчивый ребёнок старательно
изменяется
5. Умница
- Взаимооценка.
- Скорее всего, на Тимура, т.к. уже
знает, что в себе изменить к лучшему.
Р: волевая саморегуляция
К: умение работать в группе
П: умение использовать
приёмы развития
критического мышления
Р: контроль, коррекция ,
оценка
П: умение структурировать
знания
Групповая
работа
Технология
критического
мышления
Синквейн
Кластер
8.
Включение в
систему знаний и
личностных
ценностей
- Что же самое главное оказалось в
рассказе?
А что самое главное для нас?
- А по каким законам живут граждане
- Быть думающим и грамотным
человеком
- По Законам Конституция.
Л: присвоение общепринятых
человеческих ценностей
(6 мин)
Цель: включение
нового уровня
знания в систему
знаний, повторение и
закрепление ранее
изученного.
нашей страны?
- Я предлагаю вам проанализировать
законы, которые были предложены
первоклассникам. (слайд 6 законы
школьной жизни первоклассников)
- Представьте, что у вас есть младший
брат или сестра и объясните ему эти
законы.
- Свободные высказывания детей.
8а. Домашнее
задание.
(1 мин)
- Дома объясните эти законы своему
младшему брату или сестре.
Дополните законы, если это
необходимо.
Проанализируйте, подходят ли эти
законы нашему классу и лично вам.
- Дети записывают д.з.
Р: умение фиксировать
задание
9. Рефлексия
учебной
деятельности.
(2мин)
Цель: соотнесение
цели урока и его
результатов,
самооценка на уроке,
осознание метода
построения нового
знания.
Какой жизненный опыт вы приобрели
на этом уроке?
К: выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью
П: оценка процесса получения
результатов деятельности