Авторы: Толстова Юлия Юрьевна, Калюжная Ольга Евгеньевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МОУ "Начальная школа п.Дубовое"
Населённый пункт: Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации педагогам по обучению детей с расстройством аутистического спектра в условиях начальной школы.
Раздел: начальное образование
Рекомендации педагогам по обучению детей с расстройством
аутистического спектра в условиях начальной школы.
Толстова Ю.Ю., тьютор
МОУ «Начальная школа п. Дубовое»
Калюжная О.Е.,
тьютор
МОУ «Начальная школа п. Дубовое»
Поскольку для детей с РАС характерна неравномерность развития
(например, такой ребенок может достаточно легко осваивать программу
общеобразовательной школы по русскому языку, а по математике с трудом
считать до десяти, и наоборот), то для каждого ребенка необходимо
составлять индивидуальные рабочие программы и адаптировать учебные
материалы.
Наблюдение за ребенком с РАС может дать информацию о его
возможностях обучения и общения, при этом важно ориентироваться на
следующие параметры:
-более приемлемая для ребенка дистанция общения;
-умеет ли занять себя сам;
-способы обследования окружающих предметов (рассматривает, ощупывает,
нюхает, пробует на вкус, простукивает пальцами рук и др.);
-наличие каких-либо стереотипов и зациклинностей в поведении (ходит по
кругу, выравнивает или выстраивает предметы, закрывает двери);
-используется ли речь (или другие средства коммуникации) и в каких целях;
-поведение в ситуациях дискомфорта, страха;
-отношение ребенка к включению взрослого в его занятия.
Выяснив для себя все эти моменты, можно приступать к организации
среды обучения.
1) Создание положительного эмоционального контакта с учителем и
учащимися
Личное отношение к ученику с РАС первостепенно в общении, т.к. эти дети
очень редко воспринимают фронтальную инструкцию для всего класса.
Обязательно дополнительное
повторение задания
для
этого
ученика,
обращаясь непосредственно именно к нему. Иногда достаточно улыбки,
кивка головы или, наоборот, какого-то условного знака, обговоренного с
ребенком заранее.
В конце урока обязательно говорить о том, что ребенок "хорошо
позанимался" и "выполнил задание", «сделал...», что он вел себя как
"хороший, умный ученик". Этим мы добиваемся постепенного освоения
ребенком роли ученика, школьника. Однако следует знать, что похвала
является не очень надежным регулятором поведения такого ребенка на
уроке. Обычно поступившие в школу дети с РАС уже правильно реагируют
на положительную оценку взрослого, и она адекватно работает на
индивидуальном
занятии.
На
уроке
же
похвала
сначала
может
и
дезорганизовать такого ребенка. То есть, конечно, он должен ощущать себя
гарантированно успешным, но хорошая оценка не должна даваться учителем
слишком эмоционально, что может перевозбудить ребенка. Скорее, она тоже
должна быть спокойно ожидаемой ребенком: конечно, всем известно, что он
хороший ученик.
Создание
благоприятной
атмосферы
в
классе -
ему
будет
легче
адаптироваться,
особенно
в
начале
обучения,
если
в
классе
царит
благожелательная и спокойная атмосфера: большинство срывов в поведении
возникает на фоне общей напряженности, конфликтов взрослых с другими
учениками.
Участие педагога в создании положительной репутации такого ученика,
ведь нередко его поведение может пугать или, наоборот, стать причиной
насмешек со стороны остальных учащихся. Желательно акцентировать
внимание учащихся на сильных и интересных сторонах личности ребенка,
серьезных знаниях, одаренности в отдельных областях, подчеркнуть свою
симпатию к нему.
Неформальные контакты на перемене тоже должны быть организованы.
Для такого ребенка очень важно иметь возможность быть рядом с
доброжелательными сверстниками,
но это не
означает
немедленного
включения ребенка в деятельность детей. Это может дать диаметрально
противоположный
результат,
поэтому
выстраивать
общение
следует
поэтапно - давать возможность ребенку наблюдать за играми детей, слушать
их разговоры, пытаться понять их интересы, отношения. Обязательно
проговаривать, обсуждать возникающие ситуации - давать развернутый
эмоциональный (в допустимых рамках) комментарий, который во многом
будет постепенно помогать ребенку понимать и осознавать процессы
эмоционального взаимодействия с окружающими, к которому он стремится.
2) Учет личностных особенностей ребенка
Педагоги и психологи должны помнить о повышенной чувствительности,
ранимости, возможно, брезгливости такого ребенка. Так, на уроке труда
одному могут понадобиться влажные салфетки после работы с клеем; для
другого ребенка необходима дополнительная похвала за то, что он тихо и
правильно сидит за партой; для третьего ребенка необходима сенсорная
подушка и мяч-фитбол во время уроков; для четвертого важными являются
предметы для кусания во избежание самоагрессии и т. д. Если такого рода
«трудные
впечатления»
дозируются
и
находится
адекватная
реакция
педагогов в классе, то мы сможем предотвратить возможные срывы,
проявления страха, возникновение и фиксацию негативизма. В то же время
опыт показывает, что все-таки не стоит воспринимать возможные трудности
как неизбежные. Нужно быть к ним готовыми и использовать запасной
вариант. Так мы поможем ребенку преодолеть дискомфорт и стать «как все».
Часто страхи и негативизм ребенка связаны с предыдущими неудачами и
слишком большим нажимом взрослых в обучении. Иногда важно сначала
создать для ребенка впечатление, что он справляется с заданием, а затем, уже
на фоне этого «успеха», начинать действительную отработку навыка.
3)Режим учебного дня ресурсного класса
Важным режимным моментом является приём детей. От утренней встречи
зависит настроение всего учебного дня. Педагоги должны быть всегда очень
позитивно настроены и рады встрече.
Первым режимным моментом является «Приветственный круг». После
него обязательным моментом является работа с календарём. Так как у этих
детей совершенно отсутствует временная связь «вчера-сегодня-завтра».
Далее переходим к разбору расписания уроков, которое стало своего рода
ритуалом каждого дня. Хочется обратить внимание на то, что если учитель
во время утреннего режимного момента меняет порядок событий или
называет
их
другими
словами,
то
это
обязательно
будет
громко
прокомментировано и исправлено детьми. Это ёщё раз подтверждает, что
дети с РАС - особенные.
4)Визуальные подсказки
К ним относятся: различные расписания, прописной алфавит, числовой ряд,
ряд карточек с правилами, картинный план для пересказа текста и т.д.
В первую очередь нужно сказать о необходимости введения расписания
уроков, это связано с тем, что различные явления окружающего мира и
события, происходящие с ребенком, часто в его сознании не связаны с
определенными
временными
рамками.
У
ребенка
с
расстройством
аутистического спектра с трудом формируется структура времени. В
результате, оказывается несформировано понимание последовательности
событий.
Ребенок
не
знает когда и что можно
делать,
не
может
самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к
нарушениям поведения.
Расписание позволяют ребенку успешнее:
следовать распорядку дня. Учащийся знает, что он должен сделать сегодня, и
ему не нужны словесные инструкции или подсказки. Таким образом
повышается самостоятельность ребенка;
справляться с тревогой, устраняют постоянные вопросы о событиях дня,
снижая, таким образом, беспокойство учащегося и придавая ему чувство
уверенности и безопасности;
позволяют избежать конфликта со взрослыми. Когда приходит время
занятия, которым ребенок не любит заниматься, то взрослым следует
ссылаться на расписание: «Расписание говорит, что мы будем …»;
5)Адаптация учебных материалов
Для максимального усвоения детьми программных навыков необходимо
правильно адаптировать учебные материалы и задания.
Все материалы для работы с детьми должны быть адаптированы под
конкретного ребенка и учитывать его индивидуальные особенности развития.
Список используемой литературы:
1.
Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое
пособие/ Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ,
2017. 80 с.
2.
Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с
РАС [Электронный ресурс]// Аутизм и нарушения развития. Т.14. № 2
(51). 2016