Автор: Гусакова Марина Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: СБОРНИК САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО «ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.11 ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС
Тема: СБОРНИК САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО «ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.11 ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС
Раздел: среднее профессиональное
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СТОЛИЧНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И
ГОСТЕПРИИМСТВА
(СКИСиГ)
СБОРНИК САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО «ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» ДЛЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.11 ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС
Составитель:
Преподаватель
Гусакова М.Д.
МОСКВА
2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1.......................................................................5
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2.......................................................................9
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3.....................................................................14
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4.....................................................................20
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5.....................................................................27
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6.....................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................45
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время
в
России
осуществляется
становление
новой
системы
образования,
ориентированной на обеспечение российского хозяйства собственными
кадрами по различным специальностям. Этот процесс сопровождается
существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-
воспитательного процесса.
В условиях постоянного обновления информации по важнейшим
областям человеческой деятельности, в т.ч. и в сфере научных открытий, а
также большой доступности такого рода информации для обучающихся,
повышенное значение приобретают навыки общения и обмена полезной
информацией.
С
учетом
сказанного
выше,
знание
принципов
психологии
эффективного общения становится необходимой составляющей компетенций
современного профессионала.
Таким
образом,
целью
написания
сборника
для
выполнения
самостоятельных работ по дисциплине «Психология делового общения»
является
представление
преподавателям
для
их
профессиональной
деятельности методов, способов и средств преподавания с использованием
системно-деятельностного подхода.
Указанный подход обладает следующими составляющими:
- опирается в своем применении на имеющиеся у обучающегося
знания, личный опыт и навыки;
-
дает
возможность
обучающемуся
путем
действий
в
рамках,
указанных преподавателем, самостоятельно освоить какое-либо направление
деятельности;
-
использование
указанного
подхода
позволяет
развивать
у
обучающегося логический подход к решению тех или иных задач.
Соответственно, задачами, реализуемыми при использовании данной
работы, являются:
3
1. Для преподавателя – переход от «трансляции знаний» к организации
деятельности обучающихся по самостоятельному получению ими знаний.
2. Для обучающегося – обеспечить следующие составляющие учебного
процесса:
•
учение
как
процесс
умственного
развития,
позволяющего
использовать усвоенное;
• динамически структурированные системы умственных действий;
•
дифференцированные
и
индивидуализированные
программы
обучения;
• внутренняя нравственно-волевая регуляция.
Предлагаемый сборник самостоятельных работ составлен в рамках
использования
системно-деятельностного
подхода.
Использование
составляющих его материалов позволит обучающимся в полной мере освоить
некоторые темы, входящие в программу курса «Психология делового
общения»
4
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
ТЕМА: «Понятие ощущений. Виды и свойства ощущений»
ЦЕЛЬ: усвоить понятие ощущения как познавательного психического
процесса, виды и свойства ощущений.
ХОД РАБОТЫ.
1. Прочитайте учебный текст.
Простейшим из
познавательных психических процессов является
ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы
чувств
различных
материальных
факторов,
которые
называются
раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением.
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что
означает
«отдельных
свойств»?
Каждый
раздражитель
имеет
свои
характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься
определенными органами чувств. Например, мы можем слышать звук полета
комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются
раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. При этом
следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в
сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между
собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения
отдельных свойств предмета.
Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как
основным источником информации о нем, так и основным условием
психического развития.
Следует
отметить,
что
ощущения
человека
—
это
продукт
исторического развития,
и поэтому
они
качественно
отличаются
от
ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено
их биологическими, инстинктивными потребностями. У многих животных
отдельные виды ощущений поражают своей тонкостью, однако проявление
этой тонко развитой способности ощущения не может выйти за пределы того
круга объектов и их свойств, которые имеют непосредственное жизненное
5
значение для животных данного вида. Например, пчелы способны гораздо
тоньше, чем среднестатистический человек, различать концентрацию сахара
в растворе, но этим и ограничивается тонкость их вкусовых ощущений.
Другой пример: ящерица,
которая способна слышать
легкий
шорох
ползущего насекомого, никак не будет реагировать на очень громкий стук
камня о камень.
У человека способность ощущать не ограничена биологическими
потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у
животных,
круг
потребностей,
а
в
деятельности,
направленной
на
удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности
человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может
ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов,
чем животное.
2. Выполните первый блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
2.1. Дайте определение понятия «ощущение».
2.2. Приведите свои примеры отражения отдельных свойств
предметов.
2.3. В чем значение ощущений? Докажите.
2.4. В чем отличие ощущений человека от ощущений животных?
3. Прочитайте продолжение учебного текста.
Виды ощущений
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна
принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов
ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация
ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не
исчерпывающей.
Рассмотрим систематическую
классификацию ощущений
Данная
классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном.
Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он
6
разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные
и экстероцептивные ощущения. Интероцептивные - объединяют сигналы,
доходящие до нас из внутренней среды организма; проприоцептивные -
передают информацию о положении тела в пространстве и о положении
опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений;
наконец,
экстероцептивные
-
обеспечивают
получение
сигналов
из
внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.
Рассмотрите таблицу систематической классификации
ощущений.
экстероцептивные
интероцептивные
проприоцептивные
дистантные
контактные
органические
ощущения,
ощущения боли
ощущения
равновесия,
ощущения
движения
зрительные
слуховые
обонятельные
вкусовые
температурные
тактильные
осязательные
Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием
объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус
и осязание.
Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на
некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся
слух и зрение.
Свойства ощущений.
К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность,
продолжительность
и
пространственную
локализацию,
абсолютный
и
относительный пороги ощущений.
Качество — это свойство, характеризующее основную информацию,
отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов
ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например,
вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических
характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый.
7
Обоняние
тоже
предоставляет
нам
информацию
о
химических
характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля,
запах сероводорода и др.
Интенсивность
ощущения
является
его
количественной
характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя.
Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего
ощущения.
Для
ощущений
характерна
пространственная
локализация
раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о
локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда
падает
свет,
идет
тепло
или
на
какой
участок
тела
воздействует
раздражитель.
Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает
ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.
4. Выполните второй блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
4.1.
Перечислите
классификацию
ощущений
по
основным
модальностям.
4.2.
На
какие
группы
делит
ощущения
систематическая
классификация ощущений Ч. Шеррингтона? Дайте их характеристику.
4.3.
Заполните
таблицу
систематической
классификации
ощущений.
4.4.
Перечислите
основные
свойства
ощущений,
дайте
их
характеристику и приведите примеры свойств ощущений.
8
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
ТЕМА: «Понятие восприятия. Основные свойства и виды восприятия»
ЦЕЛЬ: усвоить понятие восприятия как познавательного психического
процесса, виды и свойства восприятия.
ХОД РАБОТЫ.
1. Прочитайте учебный текст.
Восприятие — это целостное
отражение предметов, ситуаций,
явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических
раздражителей
на органы чувств. На предыдущем занятии мы изучали
ощущения. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между
собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы
говорили об ощущениях, то подчеркивали, сто суть процессов ощущения
заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений
окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего
мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в
мире
изолированных
световых
или
цветовых
пятен,
звуков
или
прикосновений, он живет
в
мире вещей, предметов и форм, в мире сложных
ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед
ним в виде целостных образов. Поэтому основным отличием восприятия от
ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас,
т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств
или иными словами, целостное отображение предмета. Восприятие включает
в себя ощущение и основывается на нем.
Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий
опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс
восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня,
такие
как
память
и
мышление.
Исследования
психофизиологов
показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим
значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая
нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей
9
мере не является результатом простого раздражения органов чувств. В
процесс
восприятия
всегда
включены
двигательные
компоненты
(ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных
предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при
восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как
воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности
является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в
реальной жизни.
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот
или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его,
волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия,
настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в
восприятии предмета реального мира задействованы внимание и желание.
Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира,
мы невольно доказываем то, что наше отношение к тому, что мы
воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет
может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас
различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет
восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас
предмет мы можем даже не заметить.
Поэтому, необходимо сделать вывод, что восприятие — это весьма
сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание
того, что в данный момент воздействует на нас.
2. Выполните первый блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
2.1. Дайте определение восприятия.
2.2. Опишите взаимосвязь и различие процессов ощущения и
восприятия.
2.3. Какие психические процессы задействованы в процессе
восприятия?
10
2.4. Какую роль в процессе восприятия играет наше желание или
нежелание воспринимать тот или иной предмет?
3. Прочитайте продолжение учебного текста.
Основные свойства восприятия.
К
основным
свойствам
восприятия
относятся
следующие:
предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность,
апперцепция, активность (избирательность).
Предметность восприятия —
это способность отражать объекты и
явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом
ощущений, а в форме отдельных предметов.
Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от
ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие даст
целостный образ предмета.
С целостностью восприятия связана и его структурность.
Данное
свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не
является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их
суммой. Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или
явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
Следующим
свойством
восприятия
является
константность.
Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств
предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся
вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как
большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет
значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера
раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а
конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются
особенности
личности
человека.
Зависимость
восприятия
от
общего
содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.
11
Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя
восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на
органы
чувств,
воспринимаемые
образы
всегда
имеют
определенное
смысловое значение.
Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь
мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно
воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к
определенной группе, классу, связать его с определенным словом.
Активность
(или избирательность) восприятия заключается в том,
что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или
конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального
мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем
сознании.
4. Выполните второй блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
4.1. Перечислите основные свойства восприятия.
4.2. Дайте характеристику предметности восприятия.
4.3. Объясните, как вы понимаете структурность восприятия.
4.4. Объясните константность восприятия. Вспомните курс физики
и
математики
и
объясните,
от
какого
слова
произошло
слово
«константность» и дайте его перевод.
4.5. Используя личный опыт, приведите примеры того, что
восприятие всегда осмыслено и избирательно.
5. Прочитайте продолжение учебного текста.
Основные виды восприятия.
В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений,
лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с
тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии
преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное,
кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
12
Основой другого типа классификации типов восприятия являются
формы существования материи: пространство, время и движение. В
соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства,
восприятие времени и восприятие движения.
6. Выполните третий блок заданий
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
6.1. Что лежит в основе двух классификаций видов восприятия?
6.2. Перечислите виды восприятия по тому, какая модальность
играет в восприятии преобладающую роль.
6.3. Перечислите виды восприятия по формам существования
материи.
6.4. Приведите примеры какого-либо вида восприятия (по выбору).
13
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
ТЕМА: «Определение и общая характеристика памяти»
ЦЕЛЬ: усвоить понятие памяти как познавательного психического
процесса и виды памяти.
ХОД РАБОТЫ.
1. Прочитайте учебный текст.
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря
высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое
умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы
сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше
переживание, впечатление или движение оставляют в нашей
памяти
известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и
при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом
сознания. Поэтому под памятью понимается запечатление, сохранение,
последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не
теряя прежних знаний и навыков.
Как протекают процессы памяти? Например, когда мы видим предмет,
который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется
знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент
предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.
Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в
нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не
воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс
воссоздания
образа
предмета,
воспринимаемого
нами
ранее,
но
не
воспринимаемого
в
данный
момент,
называется
воспроизведением.
Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и
наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.
14
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является
запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его
последующее сохранение.
Таким
образом, память — это сложный психический процесс,
состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.
Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и
впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания
и навыки.
2. Выполните первый блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
2.1. Дайте определение памяти, как познавательного психического
процесса.
2.2. Перечислите процессы памяти.
2.3. Что такое узнавание?
2.4. Во время выполнения заданий какого типа узнавание может
очень помочь, например, на зачете?
2.5. Приведите примеры воспроизведения.
2.6. Почему память необходима человеку?
3. Прочитайте продолжение учебного текста.
Основные виды памяти
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В
настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения
различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик
памяти от особенностей деятельности но запоминанию и воспроизведению.
При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя
основными
критериями:
1)
по
характеру
психической
активности,
преобладающей
в
деятельности,
память
делят
на
двигательную,
эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей
деятельности
—
на
непроизвольную
и
произвольную;
3)
по
продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его
15
ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и
оперативную.
Рассмотрим характеристики видов памяти:
Двигательная
(или
моторная)
память
—
это
запоминание,
сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память
является основой для формирования различных практических и трудовых
навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.
Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти
заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.
Образная память — это память на представления, картины природы и
жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти
заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме
представлений.
Словесно-логическая
память
выражается
в
запоминании
и
воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли,
возникшие
у
нас
в
процессе
обдумывания,
размышления,
помним
содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение,
которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без
контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-
то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная задача что-либо
запомнить.
Когда речь идет о произвольной памяти, то такая задача присутствует,
а сам процесс запоминания требует волевого усилия.
Кратковременная
память — это вид памяти, характеризующийся
очень кратким сохранением воспринимаемой информации.
Понятием
оперативная
память
обозначают
процессы
памяти,
обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные
действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие,
например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы
16
удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока
имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату
конкретный «отработанный» материал может забываться.
4. Выполните второй блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
4.1. По каким трем критериям вычленяются основные виды
памяти?
4.2.
Перечислите
виды
памяти,
выделяемые
по
характеру
психической активности, преобладающей в деятельности.
4.3. Перечислите виды памяти, выделяемые по характеру целей
деятельности.
4.4. Перечислите виды памяти, выделяемые по продолжительности
закрепления и сохранения материала.
4.5. Самостоятельно дайте определение долговременной памяти.
4.6. Дайте характеристику одного из видов памяти (по выбору).
5. Прочитайте продолжение учебного текста.
Основные процессы и механизмы памяти
Запоминание.
Память,
как
и
любой
другой
познавательный
психический
процесс,
обладает
определенными
характеристиками.
Основными
характеристиками
памяти
являются:
объем,
быстрота
запечатления,
точность
воспроизведения,
длительность
сохранения,
готовность к использованию сохраненной информации.
Объем памяти
—
это важнейшая интегральная характеристика
памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения
информации. Говоря об объёме памяти, в качестве показателя используют
количество запомненных единиц информации.
Такой параметр, как быстрота воспроизведения,
характеризует
способность
человека
использовать
в
практической
деятельности
имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью
решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации,
17
которая хранится в памяти. При этом одни люди достаточно легко
используют
свои
«информационные
запасы»,
а
другие,
наоборот,
испытывают
серьезные
затруднения
при
попытке
воспроизвести
информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи.
Другая характеристика памяти — точность воспроизведения.
Эта
характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое
главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.
Важнейшей характеристикой памяти является длительность,
она
отражает
способность
человека
удерживать
определенное
время
необходимую информацию. Очень часто на практике мы сталкиваемся с тем,
что человек запомнил необходимую информацию, но не может ее сохранить
в течение необходимого времени. Например, человек готовится к экзамену.
Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг
обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-
другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда
потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать. Однако спустя
некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел
выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой
памяти
— готовностью
воспроизвести
запечатленную
в
памяти
информацию.
Забывание
выражается
в
невозможности
восстановить
ранее
воспринятую информацию. Забывание проявляется в двух основных формах:
а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или
узнавание.
6. Выполните третий блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
6.1. Перечислите основные характеристики памяти.
6.2. Дайте определение объема памяти.
6.3. Дайте определение точности воспроизведения.
18
6.4. Приведите примеры из личного опыта, в которых отражается
длительность памяти и (или) готовность воспроизвести запечатленную
информацию.
6.5. Дайте определение забывания.
19
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4
ТЕМА: «Понятие мышления. Природа и основные виды мышления».
ЦЕЛЬ: усвоить понятие мышления как высшего познавательного
психического процесса
ХОД РАБОТЫ.
1. Прочитайте учебный текст.
Ощущение и восприятие дают нам знание единичного — отдельных
предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может
рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и
нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных
явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является
достаточным основанием для предвидения. Например, что будет, если к
листу бумагу поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но
почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный
опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод.
Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить
свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их
характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с
бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы
предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих
обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и
фактов такого же рода.
Этот многоступенчатый переход — от единичного к общему и от
общего
опять
к
единичному
—
осуществляется
благодаря
особому
психическому процессу — мышлению.
Мышление является высшим
познавательным
психическим
процессом.
Суть
данного
процесса
заключается в порождении нового знания на основе творческого
отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических
характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное
20
отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего
в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к
единичным предметам и явлениям. В этом мы имели возможность убедиться
на примере с бумагой.
Вторым,
не
менее
важным,
признаком
мышления
является
опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного
познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о
свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного
контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является
то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи,
возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс
мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает
проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда
начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем
ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных
умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и
преобразование имеющейся информации.
Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная
связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение
прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в
тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с
глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем
мыслить, не произнося слова. Так, специальные приборы регистрации
мышечных
сокращений
отмечают
во
время
протекания
у
человека
мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений
голосового аппарата.
Следует отметить, что речь является орудием
мышления. Так,
взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух.
И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык
21
(зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.
Конечно, в данном случае мысли все равно облекаются в словесную форму, а
затруднение в решении задач связано с тем, что при фиксации языка
возникают затруднения в движениях речевого аппарата. Можно говорить о
том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается
словами.
2. Выполните первый блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
2.1. Дайте определение процессу мышления.
2.2.
Подумайте,
почему
мышление
является
высшим
познавательным психическим процессом?
2.3. Перечислите признаки мышления.
2.4. Дайте характеристику какому-либо признаку мышления (по
выбору)
2.5. Используя личный опыт, докажите, что мышление неразрывно
связано с речью.
3. Прочитайте продолжение учебного текста.
Виды мышления.
Чаще
всего
мышление
подразделяют
на
теоретическое
и
практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное
и образное мышление, а в практическом наглядно-образное, наглядно-
действенное и абстрактно-логическое.
Понятийное
мышление
—
это
такое
мышление,
в
котором
используются определенные понятия. При этом, решая те или иные
умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных
методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями,
полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений
умозаключений.
22
Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором
используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти
или воссоздаются воображением. В ходе
решения мыслительных задач
соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате
манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи.
Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых
связана с каким-либо видом творчества.
Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса,
который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей
действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-
образно,
мы привязаны к
действительности,
а
необходимые
образы
представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма
мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть
которого заключается в практической преобразовательной деятельности,
осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко
представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом
которого является создание какого-либо материального продукта.
Основные формы мышления.
Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов
или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или
явлениях. Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является
его осознание. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его
смысл. Поэтому осознание понятия может рассматриваться как наивысшая
ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и
понимание.
В современной науке понимание трактуется как способность постичь
смысл и значение чего-либо, а приведенное выше определение полностью
отражает суть суждения.
Суждение
как форма мышления основано на
23
понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или
явления с другими предметами или явлениями.
В
процессе
оперирования
разнообразными
суждениями
с
использованием определенных умственных операций может возникнуть еще
одна форма мышления — умозаключение. Умозаключение является высшей
формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на
основе
преобразования
уже
имеющихся.
Умозаключение
как
форма
мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в
процессах теоретического мышления.
4. Выполните второй блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
4.1. Перечислите виды мышления.
4.2. Дайте характеристику одного из видов мышления (по выбору).
4.3. Перечислите формы мышления.
4.4. Дайте характеристику умозаключения.
4.5. Используя личный опыт, подумайте, почему умозаключение
является
высшей
формой
мышления
и
приведите
примеры
умозаключений.
5. Прочитайте продолжение учебного текста.
Основные виды умственных операций.
К основным видам умственных операций относятся: сравнение,
анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.
Сравнение.
Операция установления сходства и различия между
предметами и явлениями реального мира называется сравнением.
Анализ и синтез. Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на
части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Суть данной
операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление,
24
мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить
следующую часть и т. д.
Наряду с выделением существенных частей предмета анализ позволяет
мысленно выделить и отдельные свойства предмета, такие как цвет, форма
предмета, скорость процесса и др. Следует обратить внимание и на то, что
анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем какой-либо
предмет, но и тогда, когда мы воспроизводим его образ по памяти.
Противоположной анализу операцией является синтез. Синтез — это
мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также
мысленное сочетание отдельных их свойств.
Абстракция и конкретизация.
Абстракция — это мысленное
отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его
существенных признаков. Суть абстракции как мыслительной операции
состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем
определенную часть, мы должны рассматривать выделенную часть или
свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Таким
образом, с помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его
свойства из всего потока воспринимаемой нами информации, т. е. отвлечься,
или абстрагироваться, от других признаков получаемой нами информации.
Сформированные нами конкретные понятия в дальнейшем используются при
образовании и усвоении так называемых абстрактных понятий, которые
существенно отличаются от конкретных понятий. К абстрактным понятиям
относятся,
например,
такие,
как
«твердость»,
«яркость»,
«горечь»,
«мудрость» и т. п.
Конкретизация является процессом, противоположным абстракции.
Конкретизация
—
это
представление
чего-либо
единичного,
что
соответствует тому или иному понятию или общему положению. В
конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных
признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся
представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в
25
тесном сочетании одних признаков с другими. По существу, конкретизация
всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего.
Конкретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем. Например,
конкретизацией понятия «стол» являются понятия «письменный стол»,
«обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол» и т. д.
Индукция и дедукция. В мыслительных операциях принято различать
два основных вида умозаключений: индуктивные, или индукцию,
и
дедуктивные, или дедукцию.
Индукция — это переход от частных случаев к общему положению,
которое охватывает собой частные случаи. Г. Эббингауз, изучая процессы
забывания
информации
у
отдельных
людей,
обнаружил
общую
закономерность и сформулировал один из законов памяти, описывающий
процесс забывания полученной человеком информации.
Процессом,
противоположным
индукции,
является
дедукция.
Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на
основе общего положения. Например, зная то, что на три делятся все числа,
сумма цифр которых кратна трем, мы можем утверждать, что число 412 815
разделится на три.
6. Выполните третий блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
6.1. Перечислите основные виды умственных операций.
6.2. Дайте определение операции сравнения.
6.3. Объясните суть операций анализа и синтеза.
6.4. Приведите примеры абстрактных понятий.
6.5. Самостоятельно сделайте дедуктивное умозаключение.
26
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5
ТЕМА: «Понятие темперамента. Типы темперамента».
ЦЕЛЬ: усвоить понятие темперамента как индивидуальной особенности
человека, типы темперамента.
ХОД РАБОТЫ.
1. Прочитайте учебный текст:
Темперамент
-
это
индивидуальные
особенности
человека,
определяющие динамику протекания его психических процессов и
поведения.
Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность,
интенсивность
психических
процессов,
в
частности
эмоциональных
процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека -
подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее
убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности,
не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента
со свойствами характера или способностями).
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач
Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются
соотношением четырех основных «соков организма» — sanguis —крови,
phlegma — слизи , chole - желтой желчи и melas chole — черной желчи.
Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом
«красис» которое позже заменили латинским словом temperamentum
—
«соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа,
другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.)
разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном
трактате «De
temperamentum». Согласно его учению, тип темперамента
зависит от преобладания в организме одного из вышеназванных соков.
2. Выполните первый блок заданий:
2.1. Опираясь на прочитанный текст, дайте краткое определение
темперамента и перечислите их.
27
3. Прочитайте продолжение учебного текста.
1. Представитель этого типа темперамента быстро сходится с людьми,
жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой,
но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции,
быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с
людьми.
Его
речь
громкая,
быстрая,
отчетливая
и
сопровождается
выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется
некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время
поддерживается новизна и интерес впечатлений, у него создается состояние
активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный,
активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то
они не поддерживают состояния активности, возбуждения и он теряет
интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
У него быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и
недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не
отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так
же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Его
настроение быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее
настроение.
2.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив,
уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические
процессы у него протекают как бы замедленно. Чувства его внешне
выражаются
слабо,
они
обычно
невыразительны.
Причина
этого
-
уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях
с людьми он всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него
устойчивое. Спокойствие человека данного темперамента проявляется и в
отношении его к событиям и явлениям жизни. Его нелегко вывести из себя и
задеть эмоционально. У человека данного темперамента легко выработать
выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у него следует развивать
28
недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не
допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость,
инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных
условиях.
Иногда
у
человека
этого
темперамента
может
развиться
безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к
самому себе.
3.
Люди
этого
темперамента
быстры,
чрезмерно
подвижны,
неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них
быстро,
интенсивно.
Преобладание
возбуждения
над
торможением,
свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в
несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности. Отсюда
и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные
движения. Чувства человека данного темперамента сильные, обычно ярко
проявляются,
быстро
возникают;
настроение
иногда
резко
меняется.
Неуравновешенность,
свойственная
ему,
ярко
проявляется
и
в
его
деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая
при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом,
преодолевая трудности. Но у человека с этим типом темперамента запас
нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может
наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают,
настроение резко падает. В общении с людьми он допускает резкость,
раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему
возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он
создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность,
вспыльчивость,
резкость,
нетерпимость
порой
делают
тяжелым
и
неприятным пребывание в коллективе таких людей.
4. У представителей данного типа темперамента медленно протекают
психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители;
длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента
замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе они обычно
29
пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда
связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные
состояния у людей этого темперамента возникают медленно, но отличаются
глубиной, большой силой и длительностью; они легко уязвимы, тяжело
переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них
выражаются
слабо.
Представители
данного
темперамента
склонны
к
замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми
людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой
обстановке. Все новое, необычное вызывает у них тормозное состояние. Но в
привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют
себя спокойно и работают очень продуктивно. У них легко развивать и
совершенствовать
свойственную
им
глубину
и
устойчивость
чувств,
повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
4. Выполните второй блок заданий:
4.1.
Пользуясь
своими
знаниями
житейской
психологии
и
жизненным опытом, определите, какой тип темперамента описан в
каждом из четырех отрывков.
5. Выполните третий блок заданий:
5.1. Пользуясь полученными в ходе урока знаниями, определите,
какому из темпераментов принадлежат нижеперечисленные сильные и
слабые стороны.
1.
Сильные
стороны:
полный
энтузиазма,
сострадательный,
дружелюбный, общительный, беззаботный, щедрый, сердечный.
Слабые стороны: любит похвастаться, неорганизованный, шумный,
эгоист, недисциплинированный, непродуктивный, ненадежный.
2.
Сильные
стороны:
активный,
напористый,
уверенный,
мужественный, решительный, непреклонный, независимый, творческий,
волевой, самодостаточный.
Слабые стороны: гордый, самоуверенный, невнимательный к другим,
саркастический, напряженный, жестокий, властный.
30
3. Сильные стороны: спокойный, надежный, тактичный, консерватор,
покладистый,
практичный,
ответственный,
организованный,
уравновешенный, располагающий, знает свое дело.
Слабые стороны: тяжелый на подъем, робкий, пассивный, закрытый,
нерешительный.
4. Сильные стороны:
эстет, верный, идеалист, трудолюбивый,
аналитический ум, самоотверженный, дисциплинированный.
Слабые стороны:
требовательный, человек настроения, пессимист,
увлекается теориями, непрактичный, замкнутый, обидчивый.
5. Прочитайте учебный текст.
Известный ученый И. П. Павлов считал, что в основе поведения
человека основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных
процессов.
По
мнению
Павлова,
к
этим
свойствам
относятся
сила
возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.
Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их
двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения
отражает
работоспособность
нервной
клетки.
Она
проявляется
в
функциональной выносливости, т. е. в способности нервной системы
выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение, не
переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила
торможения понимается как работоспособность нервной системы при
реализации торможения и проявляется в способности к образованию
различных тормозных условных реакций.
Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду
равновесие
процессов
возбуждения
и
торможения.
Человек
является
неуравновешенным, когда сила одного из этих процессов превосходит силу
другого. Четвертое свойство нервной системы — подвижность нервных
процессов — проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в
другой. Это свойство проявляется в способности к изменению поведения в
соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства
31
нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому,
от пассивного состояния к активному, и наоборот, противоположностью
подвижности является инертность нервных процессов. Принято считать, что
нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий
требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.
Выделенные
Павловым
свойства
нервных
процессов
могут
образовывать
определенные
комбинации,
которые
определяют
так
называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности.
Этот тип складывается из характерной для индивида совокупности основных
свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности,
соотношения процессов возбуждения и торможения. По мнению Павлова,
существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам
темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы
нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою
очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные.
При
этом
неуравновешенный
тип
характеризуется
преобладанием
возбуждения над торможением. И наконец, сильные уравновешенные типы
делятся на подвижные и инертные.
Выделенные
Павловым
типы
нервной
системы
не
только
по
количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем
классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный
тип; сильный, уравновешенный, инертный тип; сильный, неуравновешенный
тип с преобладанием возбуждения; слабый тип. Таким образом, под типом
нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо
подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания
свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют
физиологическую основу темперамента, который является психическим
проявлением общего типа нервной системы.
6. Выполните четвертый блок заданий:
32
6.1. Пользуясь полученными знаниями, определите, какой тип
темперамента соответствует типам нервной деятельности, выделенным
И. П. Павловым.
33
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6
ТЕМА: «Эмоциональная сфера личности человека. Виды эмоций.
Эмоциональный стресс».
ЦЕЛЬ: усвоить понятие эмоциональной сферы человека как
субъективных психических процессов, виды эмоций, понятие
эмоционального стресса.
ХОД РАБОТЫ.
1. Прочитайте учебный текст.
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас
определенное отношение. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию,
другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство,
другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию
о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не
бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или
неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта
своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к
отдельным
качествам
предмета,
называется
чувственным
тоном
ощущений.
Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые
во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей.
Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях,
как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все
эти переживания представляют собой чувства или эмоции.
Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые
они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и
состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного
процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма
заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо
факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов
регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
34
В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые
разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких
оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические
процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную
значимость
и
оценку
внешних
и
внутренних
ситуаций
для
жизнедеятельности человека.
Следовательно,
наиболее существенной
характеристикой эмоций является их субъективность.
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на
которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой
необходимо сказать, — это их содействие в реализации потребностей и
достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна
или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели.
Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого
результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
эмоции
самым
непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.
Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях
поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не
только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение
или
побледнение
кожи
человека
в
определенной
ситуации
может
свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном
состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в
крови и многое другое.
2. Выполните первый блок заданий:
используя
информацию
учебного
текста,
ответьте
на
нижеследующие вопросы:
2.1. Дайте определение эмоций.
2.2. Что характеризуют эмоции?
2.3. В чем значение эмоций для организма человека? Докажите,
используя учебный текст и личный опыт.
35
2.4. Назовите наиболее существенную характеристику эмоций.
2.5. Используя учебный текст и личный опыт, ответьте, что может
свидетельствовать об эмоциональном состоянии человека?
3. Прочитайте продолжение учебного текста.
Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее
значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных
переживаний:
аффекты,
собственно
эмоции,
чувства,
настроения,
эмоциональный стресс.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами
называют
интенсивные,
бурно
протекающие
и
кратковременные
эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев,
ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная
реакция полностью захватывает психику человека.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная
эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость
выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство
реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать
того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает
чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая
двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное
возбуждение.
Под
действием
этого
возбуждения
человек
совершает
обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в
состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем
прекращаются, он словно лишается дара речи.
В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических
процессов. В частности,
резко изменяются показатели внимания. Его
переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те
объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них
внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое
человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не
36
связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека,
осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин
неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии
аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку
меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается
способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего
становится невозможным целесообразное поведение.
Было бы неверно думать, что в состоянии аффекта человек совсем не
осознает своих действий, не может правильно оценить все происходящее.
Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает
себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди могут
овладеть своими мыслями и поступками, а другие — нет. Это происходит из-
за разных причин, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой
устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня
развития волевых характеристик человека.
4. Выполните второй блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
4.1. Перечислите типы эмоциональных переживаний.
4.2. Дайте определение аффекта и перечислите его основные
характеристики.
4.3. Приведите примеры ситуаций, при которых люди могут
испытывать состояние аффекта и действий людей в этом состоянии.
Почему люди совершают эти действия?
5. Прочитайте продолжение учебного текста.
Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно
эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в
основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то
эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой
эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на
текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.
37
Для того чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что
большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы
чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и
чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так
и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас
может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания
того, что это неприятное осталось где-то в прошлом.
Помимо
удовольствия
и
неудовольствия
во
многих
ситуациях
возникает ощущение какого-либо напряжения,
с одной стороны, и
разрешения или облегчения — с другой. В критические моменты
деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении
затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное, что
затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение
носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным
вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и
физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас.
Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в
своеобразной скованности, заторможенности движений, в суженности
восприятия, в недостаточном распределении внимания.
Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение
и успокоение.
Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно
активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней.
Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную
деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со
снижением активности, но также служит основой целесообразного ее
применения.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на
стенические
и
астенические.
Стенические
эмоции
стимулируют
деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают
его к поступкам, высказываниям. И наоборот, иногда переживания ведут к
38
скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому
в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут
по-разному влиять на поведение.
Следует
отметить,
что
неоднократно
предпринимались
попытки
выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято
выделять следующие эмоции:
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с
возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или
отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие
обстоятельства.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с
полученной
достоверной
или
кажущейся
таковой
информацией
о
невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как
правило,
протекающее
в
форме
аффекта
и
вызываемое
внезапным
возникновением
серьезного
препятствия
на
пути
удовлетворения
исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое
объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение
с
которыми
вступает
в
резкое
противоречие
с
идеологическими,
нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее
в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием
жизненных
позиций,
взглядов
и
поведения
субъекта
с
жизненными
позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при
получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании
несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только
39
ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем
поведении и внешнем облике.
Чувства — еще более длительные, чем эмоции, психические стояния,
имеющие
четко
выраженный
предметный
характер.
Они
отражают
устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или
воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не
отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии
испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно
так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что
он ненавидит.
В
индивидуальном
развитии
человека
чувства
выступают
как
значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда
стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему
нравятся и вызывают у него позитивные чувства.
Чувства
играют
значимую
роль
ив
построении
контактов
с
окружающими
людьми.
Человек
всегда
предпочитает
находиться
в
комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные
чувства. Кроме этого, следует отметить, что чувства всегда индивидуальны.
То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это
объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок
конкретного человека.
Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в
которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В
зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства
подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения
человека.
Настроение
— самое
длительное,
или
«хроническое»,
эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение
отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно
отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент
40
складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или
печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным
или раздраженным и т. д.
Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость
настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных
особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития
ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение
человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение
может
стать
устойчивой
чертой
личности.
Именно
эту
особенность
настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.
Настроения
имеют
огромное
значение
для
эффективности
деятельности, которой занимается человек. Например, известно, что одна и
та же работа при одном настроении может казаться легкой и приятной, а при
другом —тяжелой и удручающей. Естественно, что при хорошем настроении
человек в состоянии выполнить гораздо больший объем работы, чем при
плохом.
6. Выполните третий блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
6.1. Чем собственно эмоции отличаются от аффектов?
6.2. Приведите примеры эмоциональных процессов.
6.3. На какие виды подразделяются эмоции с точки зрения
влияния на деятельность человека? Приведите примеры эмоций обоих
видов.
6.4. Дайте определение чувств.
6.5. Перечислите высшие чувства человека.
6.6. Приведите примеры нравственных, интеллектуальных и
эстетических чувств.
6.7. Дайте определение настроения.
6.8. От чего зависит устойчивость настроения?
7. Прочитайте продолжение учебного текста.
41
Являясь
одновременно
самостоятельным
физиологическим,
психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет
собой
еще
один
вид
эмоционального
состояния.
Это
состояние
характеризуется повышенной физиологической и психической активностью.
При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя
неустойчивость.
При
благоприятных
условиях
это
состояние
может
трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных
условиях
—
в
состояние
нервно-эмоциональной
напряженности,
для
которого
характерно
снижение
работоспособности
и
эффективности
функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Что же такое стресс? Под стрессом понимают неспецифический ответ
организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.
Данное понятие было предложено Г. Селье. Ему удалось установить, что на
неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость,
страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только
конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим,
однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой
раздражитель действует на организм. При этом в промежутке между
воздействием и ответом организма развертываются определенные процессы.
Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье,
доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного
процесса. В частности, они включают непосредственную реакцию на
воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза
тревоги и мобилизации), период максимально эффективной адаптации (фаза
резистенции)
и
нарушение
адаптационного
процесса
в
случае
неблагоприятного исхода (срыв адаптации).
В первой фазе
— фазе тревоги
— осуществляется мобилизация
защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм
функционирует
42
с большим напряжением. Однако на данном этане он еще справляется с
нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации
резервов,
без
глубинных
структурных
перестроек.
Физиологически
первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь
сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное
выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или
селезенки и т. д. У большинства людей к концу первой фазы отмечается
некоторое повышение работоспособности.
Вслед за первой фазой наступает вторая. Ее обычно называют фазой
резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации.
На
данном
этапе
отмечается
сбалансированность
расходования
адаптационных
резервов
организма.
Все
параметры,
выведенные
из
равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом
обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на
воздействующие факторы среды. Но если стресс продолжается долго или
воздействующие
стрессоры
чрезвычайно
интенсивны,
то
неизбежно
наступает третья фаза — фаза истощения. Поскольку функциональные
резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят
структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не
хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и
деятельности
осуществляется
за
счет
невосполнимых
энергетических
ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.
Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые
воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние
стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо
других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные
возможности индивида. При стрессовых воздействиях в кровь начинают
выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим
работы органов и систем организма. Например, учащается ритм сердца,
43
повышается
свертываемость
крови,
изменяются
защитные
свойства
организма.
Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден
адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса
адаптации.
Следовательно,
мы
вправе
полагать,
что
стресс
всегда
предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а
затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению
функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может
рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему
возможна адаптация.
8. Выполните четвертый блок заданий:
используя учебный текст и личный опыт, ответьте на вопросы:
8.1. Что такое стресс?
8.2. Перечислите фазы стресса.
8.3. Почему стресс не может рассматриваться как однозначно
отрицательное явление? Докажите.
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная.
1.
Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. Том III в 2кн. Свойства
личности:
учебник
и
практикум
для
среднего
профессионального
образования / Р.С. Немов 6-е изд. перераб. и доп. - Москва: Издательство
Юрайт, 2020- 359с
2.
Маклаков, А. Общая психология /А. Маклаков. — СПб.: Питер,
2019.- 583с.
3. Макарова, И. В. Общая психология : учеб. пособие для СПО / И. В.
Макарова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 182 с.
Дополнительная.
1.
Немов, Р.С. Психология в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего
профессионального образования/ Р.С. Немов – 2-е изд., перераб. и доп. –
Москва; Издательство Юрайт, 2021. — 243 с.
2.
Гуревич, П. С. Психология личности: учебное пособие / П. С. Гуревич. –
Москва : Юнити, 2015. – 559 с.
3.
Резепов, И. Ш. Общая психология : учебное пособие для СПО /
И. Ш. Резепов, А. С. Гаврилова. — Саратов : Профобразование, 2018. — 75 c
4.
Иванников, В.А. Психология:/ учебник для СПО/ В.А. Иванников – М.:
Издательство Юрайт, 2019. — 480 с
5.
Иванова, А. Ю. Психология личности: учебное пособие для
студентов вузов / А. Ю. Иванова, М. В. Малышкина; С.-Петерб. ун-т технол.
упр. и экон. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета
технологий управления и экономики, 2018. — 260 с.
45