Автор: Белицкая Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом №10"
Населённый пункт: г-к железноводск. пос Иноземцево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Шалость. Проступок. Правонарушение"
Раздел: дополнительное образование
Программа: «Я в современном мире»
Блок: «Азбука общения»
Методическая разработка занятия
ТЕМА:
«Шалость. Проступок.
Правонарушение»
Составитель :Белицкая Л.В.
воспитатель высшей категории.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Шалость. Проступок. Правонарушение».
Форма проведения: Интерактивное занятие.
Цель: Пропагандировать среди детей навыки культурного поведения;
привлекать воспитанников систематическому изучению и выполнению
правил культурного поведения, познакомить детей с понятиями: «шалость,
озорство, правонарушение, хулиганство» и ознакомить с ответственностью,
которая предусмотрена за них.
Ход занятия:
Педагог. Все дети любят веселье, проделки, шутки, подвижные игры. Во
время игр проявляется выдумка, фантазия, сообразительность. Однако,
взрослые иногда детей останавливают и требуют: «Не баловаться!», «Не
шалить». Ребята, а задумывались ли вы, почему взрослые так поступают?
Ответы детей.
Педагог. Взрослые так поступают потому, что некоторые ребята не могут
правильно играть, в игре они могут толкнуть товарища, а также когда бегают
сами, могут упасть, сломать ногу, руку.
Сегодня мы с вами ответим на вопрос «Когда шалость становится
правонарушением» и узнаем что такое шалость и озорство, правонарушение
и хулиганство, в чем отличие шалости от озорства.
Педагог. Ребята, кто из вас знает, что такое шалость?
Ответы детей.
Шалость – это поступок, совершенный ради забавы, развлечения, т.е. это
веселая проделка.
Педагог. А кто знает, что такое озорство?
Ответы детей.
Озорство выходит за рамки шалости, нарушает общепринятые нормы
поведения.
Педагог. А что такое хулиганство?
Ответы детей.
Хулиганство – недостойное, грубо нарушающее нормы человеческого
поведения и правовые нормы.
Педагог. Теперь рассмотрим вопрос, чем опасны шалость и озорство ребят?
Я предлагаю вам послушать несколько примеров:
А) В жаркие дни мальчики часто обливают друг друга водой из водных
пистолетов или пластиковых бутылок - это … (шалость)
Но вот один из мальчиков подкрасил воду чернилами и брызгая, испортил
рубашку товарищу – это …(озорство граничащее с хулиганством).
Педагог. Сейчас мы с ребятами приведем вам еще несколько примеров, а вы
разберитесь, где говорится о шалости, где об озорстве, а где о хулиганстве.
1 воспитанник: Дима по привычке бросил портфель около двери в классе
и
ушел.
Одноклассники
решили
проучить
его,
спрятали
портфель.
Вернувшись, Дима стал искать портфель, даже забеспокоился. Через
некоторое время ребята показали мальчику, где лежит его пропажа и
посоветовали не бросать его больше, где попало. Это …
Ответы детей: - это шутка или шалость
2 воспитанник: Два мальчика решили подшутить над другом. Спрятали его
зимнюю шапку и спокойно ушли из школы. Артем не найдя шапки,
вынужден был идти домой без неё, а на улице был сильный мороз и ветер. На
следующий день из-за простуды Артем не пришел в школу. Он заболел.
Это…
Ответы детей – это озорство
3воспитанник: Ученики резвились на перемене в школе. Они бросали с
верхнего этажа лестничной клетки портфель перед идущим учеником и
весело хохотали, когда кто-нибудь из идущих по лестнице в испуге
вздрагивал или вскрикивал. И вот портфель упал на голову первоклассницы.
В результате – тяжелая травма, сотрясение мозга. Девочку положили в
больницу. Это …
Ответы детей –это хулиганство
4 воспитанник: Саша бросал в проходящий транспорт камни и попал в
лобовое стекло автомобиля. Водитель от неожиданности резко затормозил, в
результате идущий за ним автомобиль врезался ему в заднюю часть. Обе
машины пострадали. А ведь могли погибнуть люди.
Педагог. Как вы назовете поступок Саши? Почему? …
А теперь рассмотрим следующую ситуацию: В кинотеатре шел очередной
фильм. Через полчаса после его начала в зале появилась группа подростков.
Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные
выражения. Потом выяснилось, что и бутылку портвейна они успели распить
прямо в первом ряду. Кто-то из зрителей сбегал к телефону и вызвал
сотрудников полиции.
Подростки были задержаны. Надо было видеть их невинные лица.
Чувствовали себя уверенно. Еще не понимали, за что их держат в инспекции
по делам несовершеннолетних. Вдруг осознали, что лейтенант составляет
протокол. Вздрогнули от слов - «административное правонарушение».
Никак не могли понять, за что же их привлекают к административной
ответственности. Заговорили: «Ну, выпили – а что, нельзя?», «Пошумели?
Так ведь фильм неинтересный».
Иногда трудно бывает определить грань между обычным поступком и
правонарушением.
Широко известны такие понятия как аморальный поступок, аморальное
поведение.
Мораль – это совокупность норм и правил, принятых в обществе,
регулирующих поступки человека.
Но эти нормы нигде не записаны. За их нарушение наступает моральная
ответственность в виде осуждения со стороны тех, кто с ними согласен.
Таким
образом,
аморальный
поступок
–
это
деяние,
нарушающее
общепринятые моральные нормы, по степени своей аморальности, они
делятся на шалости и проступки.
Шалостью считаются такие отклонения от норм морали, которые не несут
существенного (то есть ощутимого в моральном и материальном отношении)
вреда.
Примером может служить обливание прохожих в жаркий летний день водой
из брызгалки:
В случае незначительного облития (немного попало на оголенную руку или в
расстегнутый ворот) это может быть воспринято как шутка – это шалость.
А вот если при облитии испачкали одежду, испортили прическу женщине –
это уже проступок, так как в моральном и в материальном плане людям были
причинены неудобства (мало кому понравится ходить в грязном, да и
внешний вид для женщины очень важен).
В
отличие
от
аморального
поступка,
правонарушение
–
это
антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по
закону.
Это означает, что правонарушение совершается тогда, когда человек
нарушает какую-то особую норму, принятую в обществе. Но эта норма, в
отличие
от
моральных
норм,
должна
быть
обязательно
записана,
зафиксирована в законе.
Закон – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом
государственной власти в установленном Конституцией порядке.
Таким актом является Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях. И действия полиции по отношению к разгулявшимся
подросткам были законны.
Наступил один из видов юридической ответственности – административная.
Подозреваемые превратились в правонарушителей. Нарушив статью Кодекса
РФ об административных правонарушениях, они совершили деяние, которое
называется административным правонарушением.
Теперь представим, что во время задержания один из подвыпивших
парней оказал активное сопротивление работнику полиции. Например,
схватил его за китель и оторвал пуговицу.
В этом случае разговор в отделении полиции был бы уже другим. В руках у
лейтенанта
мог
оказаться
другой
кодекс
–
Уголовный.
Этот
закон
предусматривает те правонарушения, которые имеют значительно большую
общественную опасность.
Если человек совершил деяние, которое предусмотрено Уголовным кодексом
– это тоже правонарушение. Но это уже не административный проступок.
Это – преступление.
Чем же преступление отличается от других видов правонарушений?
Преступлениями
считаются
деяния,
представляющие
опасность
для
личности, общества и государства. Распитие спиртных напитков тоже
опасно.
Но
оно
включено
в
Кодекс
РФ
об
административных
правонарушениях и в перечень преступлений не входит.
Значит, преступление – это деяние, отличающееся особой опасностью для
общества. И эта опасность определена законом. Такие деяния отделили от
всех
остальных
и
поместили
в
Уголовный
кодекс
под
названием
«преступления». И в этом законе за такие деяния предусмотрены наказания.
Преступление – это деяние, совершенное виновно. То есть деяние будет
считаться преступлением, если будет установлена вина совершившего это
деяние.
Таким образом, преступление – это совершенное общественно опасное
деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
Слово «деяние» объединяет в себе два понятия – действие и бездействие.
Таким образом, преступлением может являться не только какой либо
поступок, но и не совершение поступка, как предписанного законом, так
нормами морали.
Примером может служить неоказание помощи пострадавшему при дорожной
аварии:
1.
Преступным деянием явиться отъезд виновника аварии с места
происшествия, сразу же после столкновения транспортных средств, зная, что
во второй машине есть пострадавшие, нуждающиеся в помощи (действие –
отъезд).
2.
Преступным бездействием явиться
тот случай,
когда
виновник
остановился после столкновения, убедился в том, что имеются раненные, но
при этом не принял никаких мер к оказанию им помощи (минимальное
действие – вызвать «скорую помощь»)
И в том и в другом случае он совершит одно и то же преступление –
оставление в опасности, но как видим разными способами. При этом, в
первом случае – оставаться на месте происшествия является предписанной
законом обязанностью, а во втором, вызвать «скорую помощь» - нормой
морального плана.
Итог занятия:
Ребята, очень важно понимать последствия своих поступков. Чувствовать
грань между шуткой, шалостью и правонарушением.
Вы должны осознавать, что правонарушения караются административной и
уголовной ответственностью.