Напоминание

Рабочая программа по математическим представлениям(вариант 2) 7 класс)


Автор: Любцова Лариса Олеговна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа АОП №4 г. Саратов"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по математическим представлениям(вариант 2) 7 класс)
Раздел: среднее образование





Назад




МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Пояснительная записка.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями

развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх

человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных

ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями

без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают

доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические

представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет

доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда

(например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в

повседневной жизни.

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о

форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы

ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,

решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться

при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в

горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при

отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных

блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона,

календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Примерное содержание предмета

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение

множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет

равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение

числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5). Определение места числа (от 0 до 5 ) в числовом

ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, 5) из двух слагаемых. Сложение (вычитание)

предметных множеств в пределах 5. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц

в пределах 5. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5. Запись решения задачи в виде

арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5. Выполнение

арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет

(купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.

Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по

величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех

предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных

(разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по

ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение

предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов,

материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по

глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.

Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Представление о форме.

Узнавание (различение) геометрических тел:

«шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с

геометрическими телами.фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник,

точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы

предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры

(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник,

квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной

линии).Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование

геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля),

его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.

Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ

(внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).Определение месторасположения предметов в

пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в,

внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх,

вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева,

верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый)

угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева

направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,

следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание

последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным

промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение

времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в

году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам:целогочаса,четверти часа, с точностью до получаса (до 5

минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по

адаптированным образовательным программам № 4 г. Саратова»

Тема

Количество часов на тему

Количественные представления

21

Представления о форме

12

Представления о величине

11

Пространственные представления

11

Временные представления

13

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 4 г. Саратова»

«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО

«______»_________

2021 г.

«______»__________

2021 г.

Протокол № 1от «31» 08 2021

Г

.

зам.директора по КР директор школы

Руководитель МО ( )

_____________( )

_______________( )

Рабочая программа

по математическим представлениям

(Вариант 2)

7 «Б» класс

на 2021 - 2022 учебный год

Количество часов: в неделю 2ч; всего за год 66ч.

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2017г.

Формы и сроки контроля качества знаний

Вид контроля

( контрольные работы,

диктанты,

тестирование,

сочинение, изложение,

практические работы,

др.)

Дата

1 четверть

Дата

2 четверть

Дата

3 четверть

Дата

4 четверть

Дата

год

Проверочная работа

20.10

22.12

16.03

18.05

25.05

Рабочую программу составила: Лариса Олеговна Любцова

Дата

урока

Тема раздела урока

Количество

часов

Основные

термины и

понятия,

словарь

Научно-

методиче

ская

поддержк

а курса

(учебник

и,

методиче

ские

рекоменд

ации,

название,

автор,

год)

Примечание

1 четверть

16

Количественные представления

03.09

1

Складывание разрезных картинок с цифрами (1-8) по образцу.

1

Упражнения в

узнавании цифр 1, 2,

3, 4, 5,6, 7, 8.

08.09

2

Выделение одного-восьми предметов из множества.

1

Упражнения на

умение соотносить

число с

соответствующим

количеством

предметов.

10.09

3

Написание цифр от 1 до 8 по трафарету, по опорным точкам,

1

самостоятельно.

15.09

4

Решение примеров на увеличение (уменьшение) на одну

единицу в пределах 8.

1

17.09

5

Решение примеров на увеличение (уменьшение) на несколько

единиц в пределах 8.

1

22.09

6

Задачи на увеличение(уменьшение) на одну, несколько единиц в

пределах 8.

Представления о форме

24.09

7

Выбор геометрических фигур.

1

треугольника, круга,

квадрата, (по образцу

и по словесной

инструкции).

29.09

8

Рисование треугольника, круга, квадрата, по трафаретам и

самостоятельно.

1

01.10

9

Выбор учащимися треугольной призмы (крыши),

прямоугольной призмы (бруска), треугольника, прямоугольника

(по образцу и по словесной инструкции).

1

Представления о величине

06.10

10

Различение предметов по весу.

1

(одинаковых ведёрок

– пустого и с водой).

Введение новых

терминов тяжёлый -

лёгкий.

08.10

11

Сравнение одинаковых по величине шариков.

1

пластмассового и

металлического;

брусочков:

деревянных и

пластмассовых

13.10

12

Сравнение разных по величине, одинаковых по структуре

предметов.

1

маленький

металлический шарик

– большой

металлический шарик

Пространственные представления

15.10

13

Пространственная ориентировка в трехмерном пространстве –

верх – вверху, низ - внизу (в помещении).

1

20.10

14

Проверочная работа.

1

22.10

15

Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной

инструкции

1

Временные представления

27.10

16

Узнавание (различие) дней недели.

1

2 четверть

14

Количественные представления

10.11

17

Знакомство с цифрой 9

1

Определение места

числа (от 1 до 9) в

числовом ряду.

Написание цифры 9.

12.11

18

Счёт в прямой и обратной последовательности в пределах 9.

1

Состав числа 9 из двух

слагаемых. Счет

числовыми группами

по 3 в пределах 9.

17.11

19

Арифметические примеры на увеличение (уменьшение) на одну

единицу в пределах 9.

1

19.11

20

Арифметические примеры на увеличение (уменьшение) на

несколько единиц в пределах 9.

1

24.11

21

Задачи на увеличение (уменьшение) на одну единицу в пределах

9.

1

26.11

22

Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц в

пределах 9.

1

Представления о форме

2

01.12

23

Соотнесение плоскостных и объемных фигур.

1

Узнавание

геометрических тел,

геометрических фигур.

03.12

24

Соотнесение формы предмета с геометрическими телами,

фигурой.

1

Представления о величине

2

08.12

25

Понятие - легче, тяжелее.

1

Сравнение одинаковых

по весу, но разных по

размеру предметов

10.12

26

Понятие - одинаковый вес, легче, тяжелее

1

Пространственные представления

3

15.12

27

Определение месторасположения предметов в пространстве.

Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной

инструкции

1

17.12

28

Использование вербальных и невербальных средств в процессе

показа и называния пространственных отношений.

1

сопровождение

действий речью или

пантомимическими

движениями(большой

— руки разводятся

широко; длинный —

руки разводятся в

стороны,

демонстрируя про-

тяженность).

22.12

29

Проверочная работа за 1 полугодие.

1

Временные представления

24.12

30

Последовательность дней недели.

1

3 четверть

20

Количественные представления

6

12.01

31

Различение множеств (один, много, мало, пусто).

Число и

1

Сравнение

цифра 0.

множеств без

пересчёта и с

пересчетом.

Название,

обозначение.

14.01

32

Количественные представления: один и несколько,

один и ни одного.

1

19.01

33

Написание цифры 0.

1

по трафарету,

по точкам,

самостоятельно

21.01

34

Получение числа 0. Арифметические примеры на

увеличение 0 на одну единицу.

1

Примеры типа

6-6=0.

26.01

35

Арифметические примеры на увеличение 0 на

несколько единиц.

1

28.01

36

Арифметические примеры на увеличение (уменьшение) на 0.

1

Представления о форме

02.02

37

Группировка предметов по форме

1

(по образцу и по

словесной

инструкции).

04.02

38

Соотнесение плоскостных и объемных фигур по величине

1

(большой шар-

маленький шар)

09.02

39

Рисование круга, квадрата по шаблону, трафаретам, по

опорным точкам и самостоятельно.

1

11.02

40

Рисование треугольника по трафаретам, по опорным точкам и

самостоятельно.

1

Представления о величине

16.02

41

Измерительный прибор — весы.

Узнавание весов, частей весов, их назначение

1

18.02

42

Сравнение предметов по тяжести с помощью чашечных весов.

1

25.02

43

Измерение веса предметов с помощью весов.

1

Пространственные представления

02.03

44

Пространственная ориентировка в помещении

2

04.03

45

Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной

инструкции, по элементарному плану-схеме (карта маршрута)

и самостоятельно.

1

09.03

46

Пространственная ориентировка в двухмерном пространстве

(в тетради)

1

Временные представления

11.03

47

Смена дней (вчера, сегодня, завтра).

1

16.03

48

Проверочная работа.

1

18.03

49

Соотнесение деятельности с временным промежутком: на

следующий день, позавчера, послезавтра

1

23.03

50

Соотнесение деятельности с временным промежутком: потом,

давно, недавно

1

4 четверть

16

Количественные представления

06.04

51

Работа с отрезком числового ряда 0 – 9.

1

08.04

52

Счёт и написание в прямой и обратной последовательности 0-

9.

1

Написание цифр

0, 1 2, 3, 4, 5, 6,7,

8, 9 по

трафаретам,

самостоятельно.

13.04

53

Арифметические примеры в пределах 9.

1

15.04

54

Задачи на сложение (вычитание) в пределах 9.

1

Представления о форме

3

20.04

55

Составление геометрических фигур из счётных палочек

(квадрат, треугольник)

1

22.04

56

Рисование геометрических фигур по образцу

1

(после их

предварительного

анализа)

27.04

57

Построение геометрических фигур самостоятельно

1

(точка, линия,

отрезок,

прямоугольник)

Представления о величине

3

29.04

58

Группировка предметов по весу.

1

04.05

59

Признаки, по которым сравниваем предметы на вес.

1

06.05

60

Измерение веса материалов с помощью весов.

1

Пространственные представления

3

11.05

61

Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх,

вниз, вперёд, назад, влево, вправо

1

13.05

62

Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной

инструкции, по элементарному плану-схеме (карта маршрута)

и самостоятельно. Развитие топологических представлений

учащихся

1

18.05

63

Проверочная работа за 2 полугодие.

1

упражнения на

перемещение

объекта в

пространстве.

Временные представления

20.05

64

Части суток.

1

25.05

65

Проверочная работа за год

1

27.05

66

Порядок следования частей суток.

1



В раздел образования