Напоминание

Особенности внимания и памяти младших школьников


Автор: Гармаш Татьяна Владимировна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МОУ "Начальная школа п. Дубовое"
Населённый пункт: Белгородский
Наименование материала: статья
Тема: Особенности внимания и памяти младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности внимания и памяти младших школьников

Подготовила педагог- психолог Гармаш Т.В.

«МОУ» Начальная школа п.Дубовое»

Актуальность

исследования.

В

младшем

школьном

возрасте

происходит

интенсивные

изменения

в

познавательной

сфере,

где

центральное место занимают процессы внимания и памяти [Алхазова, 1].

Внимание является особым свойством человеческой психики. Данный

процесс неразрывно связан с мышлением, восприятием, памятью. Трудности

внимания представляют собой серьезное препятствие для обучения и

развития ребенка, тогда как развитое внимание в деятельности младшего

школьника позволяет повысить уровень продуктивности, активности и

организованности, получать более высокие результаты [Галкина, 2].

В условиях современности также

увеличилось количество жалоб

родителей и учителей младших школьников на недостаток внимания у детей,

легкую отвлекаемость и трудность в концентрации, что позволяет сделать

вывод об актуальности данной проблемы.

Важно

отметить,

что

в

младшем

школьном

возрасте

среди

познавательных процессов помимо внимания центральное место занимает

память, которая представляет собой условие процесса учения, приобретения

новых знаний, а также процесса формирования новых умений и навыков.

Память представляет собой один из важнейших познавательных процессов,

лежащих в основе обучения и развития индивида и тем самым обеспечивая

целостность и развитие личности [Огородникова, 3].

Однако,

несмотря

на

большое

количество

работ,

посвященных

изучению проблем памяти и внимания, современные психологи отмечают

недостаточную разработанность теоретической базы, что обусловливает

актуальность данной проблемы в наши дни.

Проблема

исследования:

каков

характер

связи

между

переключаемостью внимания и типом памяти у младших школьников?

Цель данного исследования является изучение характера связи между

переключаемостью внимания младшего школьника и типом его памяти.

Объект исследования: познавательная сфера младшего школьника

Предмет исследования: типы память и

переключение внимание

младших школьников

Гипотеза исследования: существует связь между переключаемостью

внимания младшего школьника и типом его памяти, а именно чем выше

уровень переключаемости внимания, тем ниже преобладает слуховой тип

памяти

Методики исследования:

1. Методика «Красно- черная таблица» (Горбова- Шульте);

2. Методика «Визуальный тренажер» (Чиркина Г. В., Русецкая М. Н.)

Мы предположили, что существует связь между переключаемостью

внимания младшего школьника и типом его памяти, а именно чем выше

уровень переключаемости внимания, тем меньше преобладает слуховой тип

памяти. И для проверки данной гипотезы провели исследование.

С помощью вычисления соотношений

полученных данных, мы

пришли к выводу, сколько процентов детей имеют высокий(11,1%), средний

(72,2%) и низкий (16,7%) уровень переключаемости внимания. А так же

узнали какое количество детей имеют слуховую (16,7%), зрительную (22,2%)

, моторно- слуховую (27,8%) и комбинированную память(33,3%).

С помощью корреляционного анализа r-Спирмена мы выявили связь

между внимания младшего школьника и типом его памяти, а именно чем

выше

уровень

переключаемости

внимания,

тем

меньше

преобладает

слуховой тип памяти.

Список использованных источников

1.

Алхазова, Н.М. Особенности развития внимания и памяти младших

школьников / Н.М. Алхазова // Молодой ученый. – 2013. - №12. –

С.111-115.

2.

Галкина, В.И. Развитие внимания у младших школьников с задержкой

психического развития / В.И. Галкина // Коррекционная педагогика:

теория и практика. – 2015. - №4. – С.39-44.

3.

Огородникова, Л.А. Подходы к исследованию памяти и мнемических

способностей в отечественной и зарубежной психологии / Л. А.

Огородникова // Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 2. -

С. 308-312.

4.

Оконешникова, А.В. Особенности внимания младших школьников и

пути развития их произвольного внимания / А.В. Оконешникова, Л.С.

Чапогир // European research. – 2016. - №1. – С.24-28.

5.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.,

1946. – С.450-455.

6.

Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти /А.А. Реан. –

М., 2010. – 380 с.



В раздел образования