Автор: Гармаш Татьяна Владимировна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МОУ "Начальная школа п. Дубовое"
Населённый пункт: Белгородский
Наименование материала: статья
Тема: Особенности внимания и памяти младших школьников
Раздел: начальное образование
Особенности внимания и памяти младших школьников
Подготовила педагог- психолог Гармаш Т.В.
«МОУ» Начальная школа п.Дубовое»
Актуальность
исследования.
В
младшем
школьном
возрасте
происходит
интенсивные
изменения
в
познавательной
сфере,
где
центральное место занимают процессы внимания и памяти [Алхазова, 1].
Внимание является особым свойством человеческой психики. Данный
процесс неразрывно связан с мышлением, восприятием, памятью. Трудности
внимания представляют собой серьезное препятствие для обучения и
развития ребенка, тогда как развитое внимание в деятельности младшего
школьника позволяет повысить уровень продуктивности, активности и
организованности, получать более высокие результаты [Галкина, 2].
В условиях современности также
увеличилось количество жалоб
родителей и учителей младших школьников на недостаток внимания у детей,
легкую отвлекаемость и трудность в концентрации, что позволяет сделать
вывод об актуальности данной проблемы.
Важно
отметить,
что
в
младшем
школьном
возрасте
среди
познавательных процессов помимо внимания центральное место занимает
память, которая представляет собой условие процесса учения, приобретения
новых знаний, а также процесса формирования новых умений и навыков.
Память представляет собой один из важнейших познавательных процессов,
лежащих в основе обучения и развития индивида и тем самым обеспечивая
целостность и развитие личности [Огородникова, 3].
Однако,
несмотря
на
большое
количество
работ,
посвященных
изучению проблем памяти и внимания, современные психологи отмечают
недостаточную разработанность теоретической базы, что обусловливает
актуальность данной проблемы в наши дни.
Проблема
исследования:
каков
характер
связи
между
переключаемостью внимания и типом памяти у младших школьников?
Цель данного исследования является изучение характера связи между
переключаемостью внимания младшего школьника и типом его памяти.
Объект исследования: познавательная сфера младшего школьника
Предмет исследования: типы память и
переключение внимание
младших школьников
Гипотеза исследования: существует связь между переключаемостью
внимания младшего школьника и типом его памяти, а именно чем выше
уровень переключаемости внимания, тем ниже преобладает слуховой тип
памяти
Методики исследования:
1. Методика «Красно- черная таблица» (Горбова- Шульте);
2. Методика «Визуальный тренажер» (Чиркина Г. В., Русецкая М. Н.)
Мы предположили, что существует связь между переключаемостью
внимания младшего школьника и типом его памяти, а именно чем выше
уровень переключаемости внимания, тем меньше преобладает слуховой тип
памяти. И для проверки данной гипотезы провели исследование.
С помощью вычисления соотношений
полученных данных, мы
пришли к выводу, сколько процентов детей имеют высокий(11,1%), средний
(72,2%) и низкий (16,7%) уровень переключаемости внимания. А так же
узнали какое количество детей имеют слуховую (16,7%), зрительную (22,2%)
, моторно- слуховую (27,8%) и комбинированную память(33,3%).
С помощью корреляционного анализа r-Спирмена мы выявили связь
между внимания младшего школьника и типом его памяти, а именно чем
выше
уровень
переключаемости
внимания,
тем
меньше
преобладает
слуховой тип памяти.
Список использованных источников
1.
Алхазова, Н.М. Особенности развития внимания и памяти младших
школьников / Н.М. Алхазова // Молодой ученый. – 2013. - №12. –
С.111-115.
2.
Галкина, В.И. Развитие внимания у младших школьников с задержкой
психического развития / В.И. Галкина // Коррекционная педагогика:
теория и практика. – 2015. - №4. – С.39-44.
3.
Огородникова, Л.А. Подходы к исследованию памяти и мнемических
способностей в отечественной и зарубежной психологии / Л. А.
Огородникова // Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 2. -
С. 308-312.
4.
Оконешникова, А.В. Особенности внимания младших школьников и
пути развития их произвольного внимания / А.В. Оконешникова, Л.С.
Чапогир // European research. – 2016. - №1. – С.24-28.
5.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.,
1946. – С.450-455.
6.
Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти /А.А. Реан. –
М., 2010. – 380 с.