Напоминание

ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ – ОДИН ИЗ ВИДОВ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ


Авторы: Гимаева Евгения Григорьевна, Матвеева Вера Евгеньевна
Должность: Преподаватели по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Бавлы, Республика Татарстан
Наименование материала: Cтатья
Тема: ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ – ОДИН ИЗ ВИДОВ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ – ОДИН ИЗ ВИДОВ

КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

Матвеева Вера Евгеньевна,

Гимаева Евгения Григорьевна

Преподаватели по классу фортепиано

МАУДО «ДШИ» Бавлинского

муниципального района РТ

Игра в ансамбле – увлекательный процесс, который очень нравится

детям! Присутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве,

особенно тогда, когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместно

выполненной работы, почувствуют радость общего творчества, объединенных

усилий, взаимной поддержки, впоследствии дадут важный результат!

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано Детских музыкальных

школ и Детских школ искусств наряду с такими формами работы, как

сочинение, импровизация, подбор по слуху, является одним из видов учебной

деятельности,

способствующих

освоению

важнейших

исполнительских

навыков.

Тенденция выхода нотной литературы за рамки привычных репертуарных

серий на сегодняшний день связана с изменением интересов учащихся и

медленным, но неотвратимым, поворотом методики обучения детей в русло

музицирования. Отсюда и возникает необходимость появления грамотно

адаптированной нотной литературы, которая открывает для детей и взрослых,

ранее окончивших музыкальную школу, возможность свободно, почти без

предварительного разбора, исполнять популярные, любимые песни и пьесы.

Мы,

преподаватели

Детской

школы

искусств

Бавлинского

муниципального района Республики Татарстан Е.Г. Гимаева и В.Е. Матвеева,

используя свой многолетний педагогический опыт работы с детьми в классе

фортепиано, пришли к мысли о создании авторских переложений популярных

музыкальных произведений в доступной для учащихся форме, в которых

учтены репертуарные потребности учащихся ДШИ и ДМШ. И объединили их

общим названием «По страницам любимых мелодий»1,2,3,4 Выпуск, а недавно

к

юбилею

Великой

Победы

составили

сборник

переложений

для

фортепианного ансамбля в 4 руки популярных песен военных лет с красочными

иллюстрациями под названием «Поклонимся великим тем годам!»

Процесс оказался очень увлекательным и своевременным, так как на этом

материале

вполне

возможно

обучение

учащихся

элементарным

исполнительским

основам,

связанным

с

интонационно-грамотным

исполнением

музыкальных

фраз,

правильным

построением

звукового

соотношения мелодии и аккомпанемента, чистой педализацией и т.д. Путём

облегчения

нотного

текста,

удобной

фактуры,

нередко

упрощенного

ритмического рисунка мы пытались добиться главной цели – возможности

сиюминутного исполнения, музицирования по нотам.

Начали с переложений для учащихся первого года обучения, и,

заинтересовавшись процессом, видя, как это нравится нашим ученикам –

продолжили работу. Сейчас переложения есть для всех классов, от лёгких до

более

сложных,

требующих

продолжительных

занятий.

Произведения

апробированы на практике уже много лет, исполняя некоторые из них,

учащиеся стали лауреатами 1,2 степени на конкурсах различного уровня.

Посмотрим на практическую сторону в работе над ансамблем.

Работа в ансамбле важна на всех этапах музыкального развития

обучающихся, потому что помогает музыканту преодолеть присущие ему

недостатки, помогает сделать его исполнение более многообразным, ярким. У

учеников со скромными способностями – способствует созданию атмосферы

увлеченности, вызывает интерес к музыке, уверенность в своих силах, так как

является плодом работы не одного, а двух или нескольких исполнителей. Но

даже при отличном знании своей партии ты еще не партнер, а становишься

таковым лишь в процессе совместной работы. Слаженность совместной игры в

малом и большом, в отдельном приеме и общем замысле – это сфера работы

над ансамблями:

синхронное звучание всех партий (единство темпа и ритма);

уравновешенность

в

силе

звучания

всех

партий

(единство

динамики);

согласованность

штрихов

всех

партий

(единство

приемов

фразировки);

умелая педализация в ансамбле обеспечивает не только «чистое»

звучание, но и художественное слияние всех партий в единое целое;

умение передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не

разрывая при этом музыкальной ткани;

слушать и слышать.

Умение и готовность понять друг друга облегчает творческие контакты

исполнителей в ансамбле, помогает восприятию музыки в целом.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета мы

используем проверенные методики в сложившихся традициях ансамблевого

исполнительства на фортепиано:

словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального

материала обеих партий);

наглядный

(показ,

демонстрация

отдельных

частей

и

всего

произведения);

практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление

целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и

последующая организация целого);

прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Смело можно заявить, что работа с ансамблями оптимизирует процесс

обучения на фортепиано, делает его творческим и интересным.

Достаточная свобода в выборе репертуара направлена, прежде всего, на

развитие

интересов

детей,

не

ориентированных

на

дальнейшее

профессиональное обучение, но желающих получить навыки ансамблевого

музицирования.

Совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений

на высоком художественном уровне – это ли не радость творчества!

А мы, авторы-составители, выражаем надежду на то, что наши сборники

переложений для фортепианного ансамбля в 4 руки будут востребованы и в

дальнейшем в повседневной музыкальной жизни учащихся ДШИ, ДМШ и всех

желающих музицировать.

Список использованной литературы:

1.

Баренбойм Л. «Путь к музицированию». Издание 2. Л., 1979.

2.

Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В.

Натансона. М.: Музыка, 1971.

3.

Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. Либерман

М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста. Коган Г. Работа

пианиста. М., 1979.

4.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

5.

Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.

6.

Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. М.: Музыка, 1988.



В раздел образования