Авторы: Гармаш Татьяна Владимировна, Акимкина Ирина Юрьевна
Должность: педагог- психолог, учитель- логопед
Учебное заведение: МОУ "Начальная школа п. Дубовое"
Населённый пункт: Белгородский район
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей с ОВЗ в условиях современного образовательного процесса
Раздел: начальное образование
Социализация детей с ОВЗ в условиях
современного образовательного процесса
Подготовили Педагог- психолог Гармаш Т.В.
Учитель- логопед Акимкина И.Ю.
«МОУ» Начальная школа п.Дубовое»
Огромную роль в становлении личности играет речь. Она является
основным средством выражения его мыслей, характера, души. Развивая речь
– мы развиваем личность. Не зря Л.С.Выготский писал, что «развитие речи
перестраивает мышление, переводит его в новые формы».
В настоящее время контингент учащихся общеобразовательной школы
достаточно разнообразен по уровню речевого развития, особенно это заметно
в начальной школе. На момент поступления в школу около трети всех детей
имеют
нарушения
речи
разной
этиологии,
характера
и
степени
выраженности, которые обусловливают ограничения в их социализации. В
течение последнего десятилетия отмечена тенденция к увеличению числа
детей с данной проблемой. У детей с нарушением речи в большинстве
случаев наблюдается снижение социальной активности. Это проявляется в
проблемах
внутриличностного
характера
(сниженная
самооценка,
неуверенность в себе); в проблемах социального характера, в педагогических
проблемах, которые отражаются на успеваемости детей.
Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои
особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают
определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения
в обществе. У детей с особенностями речевого развития затруднено взаимо-
действие с социальной средой, снижена способность адекватного реагиро-
вания
на
происходящие
изменения.
Они
испытывают
трудности
в
достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести
к
дисбалансу
в
поведении.
В
связи
с
этим
перед
современной
образовательной
системой
возникает
необходимость
создания
благоприятных условий для воспитания и обучения данной категории
младших школьников.
Актуальность данной темы заключается как в проблеме социализации,
так и в том, что у детей с нарушением речи плохо развиты коммуникативные
навыки, некоторые познавательные психические процессы, в том числе и
мышление, являющееся в младшем школьном возрасте доминирующим
процессом, влияющим на развитие познавательных процессов, успеваемости
детей.
За последние годы сформировалась система взаимодействия учителя-
логопеда, педагога-психолога с учителями начальных классов. Главный
педагогический принцип коллектива – помочь ребенку раскрыться, вселить в
него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в обществе.
Одно из направлений работы учителя - логопеда ориентировано на
просвещение учителей и родителей. Они получают все необходимые
рекомендации и дидактические материалы. Такая совместная деятельность
позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и
видеть динамику развития речи своих детей. Менее ответственных родителей
такая система дисциплинирует и заставляет повернуться лицом к проблемам
ребенка.
Совместная деятельность учителя-логопеда, педагога-психолога и учителей
реализует следующие цели:
- повышение эффективности совместной коррекционно-образовательной
работы;
- активизация речевых, познавательных, эмоционально-личностных воз-
можностей
детей
с
нарушением
речевого
развития
во
внеурочной
деятельности;
- осознание ребенком своего социального статуса и освоение основных
способов социального взаимодействия.
Логопедические занятия требуют определенной системы работы по
профилактике
и
коррекции
речевых
нарушений.
Учителем-логопедом
используются методы,
направленные на развитие и совершенствование
речевых функций и структурных компонентов речи, развитие общей
координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных
способностей, развитие основных психических процессов, эмоциональный
тренинг (соотнесение эмоциональных состояний с природными и обществен-
ными явлениями, оценка собственных эмоциональных состояний, выражение
их доступными средствами: мимикой, пантомимикой, изобразительными
средствами), формирование адекватной самооценки.
Логопедом нашего учреждения разработаны комплексы упражнений,
которые способствуют улучшению качества речи, развитию языкового чутья,
четкости и разборчивости речи. Такие упражнения используются как на
фронтальных,
так
и
индивидуальных
логопедических
коррекционно-
развивающих занятиях. Учителя включают их в структуру своих уроков,
вместо физминуток и динамических пауз.
Ежедневно проводятся мероприятия по направлениям программы
духовно-нравственного воспитания, где дети с речевыми нарушениями
принимают активное участие. Внеклассные мероприятия, проводимые в
форме путешествий, клубных часов, турниров, устных журналов, групповых
занятий помогают детям применять полученные знания, активизироваться и
адаптироваться в коллективе. На таких внеклассных мероприятиях, как
«Прощание с Азбукой», «Дорожная азбука», «День Матери» дети были
активными участниками, но на подготовительном этапе этих мероприятий
детям с речевыми нарушениями требовалось логопедическое сопровождение.
Практические результаты подобной работы учителей, логопеда и психолога
реально ощущаются. Постоянное внимание к формированию речи детей в
повседневной
жизни
делает
их
высказывания
более
правильными,
грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они
быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания
окружающей действительности.
В ходе такого педагогического сопровождения младших школьников с
нарушениями речи в общеобразовательную среду происходит активизация и
развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных
качеств этих детей, что в совокупности ведет к возможности активного
участия в общественной жизни, формированию их социальной активности.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.:
Академия, 2000. - 159 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей
детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой
деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.:
Просвещение, 2002.
6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых
нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.
9. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред.
Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
12. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002.