Напоминание

Социализация детей с ОВЗ в условиях современного образовательного процесса


Авторы: Гармаш Татьяна Владимировна, Акимкина Ирина Юрьевна
Должность: педагог- психолог, учитель- логопед
Учебное заведение: МОУ "Начальная школа п. Дубовое"
Населённый пункт: Белгородский район
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей с ОВЗ в условиях современного образовательного процесса
Раздел: начальное образование





Назад




Социализация детей с ОВЗ в условиях

современного образовательного процесса

Подготовили Педагог- психолог Гармаш Т.В.

Учитель- логопед Акимкина И.Ю.

«МОУ» Начальная школа п.Дубовое»

Огромную роль в становлении личности играет речь. Она является

основным средством выражения его мыслей, характера, души. Развивая речь

– мы развиваем личность. Не зря Л.С.Выготский писал, что «развитие речи

перестраивает мышление, переводит его в новые формы».

В настоящее время контингент учащихся общеобразовательной школы

достаточно разнообразен по уровню речевого развития, особенно это заметно

в начальной школе. На момент поступления в школу около трети всех детей

имеют

нарушения

речи

разной

этиологии,

характера

и

степени

выраженности, которые обусловливают ограничения в их социализации. В

течение последнего десятилетия отмечена тенденция к увеличению числа

детей с данной проблемой. У детей с нарушением речи в большинстве

случаев наблюдается снижение социальной активности. Это проявляется в

проблемах

внутриличностного

характера

(сниженная

самооценка,

неуверенность в себе); в проблемах социального характера, в педагогических

проблемах, которые отражаются на успеваемости детей.

Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои

особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают

определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения

в обществе. У детей с особенностями речевого развития затруднено взаимо-

действие с социальной средой, снижена способность адекватного реагиро-

вания

на

происходящие

изменения.

Они

испытывают

трудности

в

достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести

к

дисбалансу

в

поведении.

В

связи

с

этим

перед

современной

образовательной

системой

возникает

необходимость

создания

благоприятных условий для воспитания и обучения данной категории

младших школьников.

Актуальность данной темы заключается как в проблеме социализации,

так и в том, что у детей с нарушением речи плохо развиты коммуникативные

навыки, некоторые познавательные психические процессы, в том числе и

мышление, являющееся в младшем школьном возрасте доминирующим

процессом, влияющим на развитие познавательных процессов, успеваемости

детей.

За последние годы сформировалась система взаимодействия учителя-

логопеда, педагога-психолога с учителями начальных классов. Главный

педагогический принцип коллектива – помочь ребенку раскрыться, вселить в

него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в обществе.

Одно из направлений работы учителя - логопеда ориентировано на

просвещение учителей и родителей. Они получают все необходимые

рекомендации и дидактические материалы. Такая совместная деятельность

позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и

видеть динамику развития речи своих детей. Менее ответственных родителей

такая система дисциплинирует и заставляет повернуться лицом к проблемам

ребенка.

Совместная деятельность учителя-логопеда, педагога-психолога и учителей

реализует следующие цели:

- повышение эффективности совместной коррекционно-образовательной

работы;

- активизация речевых, познавательных, эмоционально-личностных воз-

можностей

детей

с

нарушением

речевого

развития

во

внеурочной

деятельности;

- осознание ребенком своего социального статуса и освоение основных

способов социального взаимодействия.

Логопедические занятия требуют определенной системы работы по

профилактике

и

коррекции

речевых

нарушений.

Учителем-логопедом

используются методы,

направленные на развитие и совершенствование

речевых функций и структурных компонентов речи, развитие общей

координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных

способностей, развитие основных психических процессов, эмоциональный

тренинг (соотнесение эмоциональных состояний с природными и обществен-

ными явлениями, оценка собственных эмоциональных состояний, выражение

их доступными средствами: мимикой, пантомимикой, изобразительными

средствами), формирование адекватной самооценки.

Логопедом нашего учреждения разработаны комплексы упражнений,

которые способствуют улучшению качества речи, развитию языкового чутья,

четкости и разборчивости речи. Такие упражнения используются как на

фронтальных,

так

и

индивидуальных

логопедических

коррекционно-

развивающих занятиях. Учителя включают их в структуру своих уроков,

вместо физминуток и динамических пауз.

Ежедневно проводятся мероприятия по направлениям программы

духовно-нравственного воспитания, где дети с речевыми нарушениями

принимают активное участие. Внеклассные мероприятия, проводимые в

форме путешествий, клубных часов, турниров, устных журналов, групповых

занятий помогают детям применять полученные знания, активизироваться и

адаптироваться в коллективе. На таких внеклассных мероприятиях, как

«Прощание с Азбукой», «Дорожная азбука», «День Матери» дети были

активными участниками, но на подготовительном этапе этих мероприятий

детям с речевыми нарушениями требовалось логопедическое сопровождение.

Практические результаты подобной работы учителей, логопеда и психолога

реально ощущаются. Постоянное внимание к формированию речи детей в

повседневной

жизни

делает

их

высказывания

более

правильными,

грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они

быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания

окружающей действительности.

В ходе такого педагогического сопровождения младших школьников с

нарушениями речи в общеобразовательную среду происходит активизация и

развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных

качеств этих детей, что в совокупности ведет к возможности активного

участия в общественной жизни, формированию их социальной активности.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.:

Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей

детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой

деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.:

Просвещение, 2002.

6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых

нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.

9. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред.

Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.

12. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002.



В раздел образования