Автор: Кокоткина Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад№270"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность развития слухового восприятия, внимания и памяти младших дошкольников на занятиях по развитию речи""
Раздел: дошкольное образование
Актуальность развития слухового восприятия, внимания и
памяти младших дошкольников на занятиях
по развитию речи
Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного
возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Уровень
актуального развития детей должен быть таким, чтобы программа обучения попадала
в зону ближайшего развития; которого ребенок может достичь в сотрудничестве со
взрослым.
Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс. И появление речи, и
развитие речи зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда,
когда головной мозг, слух, зрение, артикуляционный аппарат ребенка достигают
определенного уровня развития.
В настоящее время многие родители жалуются на то, что дети «не хотят говорить»,
«совсем не разговаривают», а также, многочисленные исследования специалистов
подтверждает этот печальный факт - высокий уровень задержки речи у детей
нынешнего поколения. Почему это происходит? Многие родители объясняют это тем,
что ребенок «плохо слушает», «ленится говорить». На самом деле причин этого
множество (генетическая предрасположенность, неблагоприятные воздействия в
период внутриутробного развития, длительные или стремительные роды, сложный
постнатальный период, увеличенное внутричерепное давление, воздействие сильных
медицинских препаратов, вялость мышц рта и артикуляционного аппарата, крайне
неблагоприятная обстановка в семье).
Но мне хочется остановиться на одной из важных причин возникновения задержки
речевого развития - это чрезмерная слуховая и зрительная загруженность, то есть
постоянное воздействие на психику ребенка технических средств (компьютера,
телевизора и т.п.) в виде звукового и зрительного фона. Если его постоянно окружают
говорящие люди, в квартире все время работают телевизор, компьютер, радио и
другие источники звуков, малыш не будет реагировать на речь, обращенную
непосредственно к нему. Кроме шумных игр у ребенка должны быть и тихие минуты.
Следует помнить о том, что развитие речи тесно связано с развитием слуха. Поэтому
чрезмерное увлечение новейшими технологиями негативно сказывается на развитии
ребенка, формировании его личности.
Развитие слуха является очень важным аспектом, так как умение «слушать и
слышать» формирует правильное звукопроизношение, закладывает основы
правильного грамматического строя речи, является средством развития личности в
целом. Поэтому развитие слухового восприятия и памяти следует начинать с детьми
раннего возраста.
Первоначально можно провести обследование слуха (скрининг) ребенка, чтобы
исключить нарушения слуха. Для этого следует обратить внимание:
- различает ли ребенок голоса окружающих его взрослых;
- есть ли интерес к звучащим игрушкам (предметам);
- реакция на крик, на громкие, резкие звуки;
- выполняет ли ребенок простейшие поручения, просьбы;
- воспринимает ли ребенок тон взрослого (ласковый - сердитый);
- отметить голосовые возможности ребенка (слишком тихий или громкий).
Слух состоит из двух компонентов: слухового восприятия и слуховой памяти.
Слуховая память – это речевые и неречевые звучания (шумы природы, бытовых
предметов, голосов животных, людей), музыкальная память. По этим направлениям
следует проводить работу с детьми.
Для развития речевого и неречевого слуха необходимо проводить комплексную,
систематическую, последовательную работу с привлечением дидактического и
наглядного материала (предметных картинок, раздаточного и словарного материала).
Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в
пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение
громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного
поведения во внешней среде. Бинауральность слуха, т. е. возможность воспринимать
звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в
пространстве.
Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается прежде
всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. В
процессе развития слухового восприятия, по мере уточнения слуховых
дифференцировок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и
собственная речь ребенка. Формирование слухового восприятия устной речи связано с
усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение
фонематической системой и другими компонентами произношения является базой
формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение
ребенком человеческого опыта.
На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует
формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является
средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу.
Нарушение деятельности слухового анализатора негативно отражается на различных
сторонах развития ребенка, и прежде всего обуславливает тяжелые нарушения речи. У
ребенка с врожденной или рано приобретенной глухотой речь не развивается, что
создает серьезные препятствия для общения с окружающими и опосредованно влияет
на весь ход психического развития. Состояние слуха слабослышащего ребенка также
создает препятствия для его речевого развития.
Дети со средней степенью тугоухости могут различать слова и фразы, предъявляемые
голосом нормальной громкости на расстоянии больше 1 м. Некоторые из них
способны дифференцировать их при предъявлении шепотом.
Развитие памяти - Память – одно из необходимых условий для развития
интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание
ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает
необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь
положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл
"информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети
умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано
в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами
связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские
умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным
развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень
рано – в раннем дошкольном возрасте.
Развитие внимания - Внимание – одна из важнейших характеристик высшей
нервной деятельности человека. Головной мозг как взрослого человека, так и малыша,
ежедневно подвергается «атаке» огромного количества информации. Он получает
необъятное количество сигналов из внешнего мира. Мозг обладает важным
инструментом для фильтрации нужной и ненужной информации – это внимание.
Задачи этого «инструмента» у маленьких детей реализуются при помощи взрослых.
Именно взрослые, сперва родители, потом воспитатели и учителя, способствуют
развитию внимания у дошкольников. И делают это целенаправленно с помощью
различных упражнений.
В раннем дошкольном периоде внимание ребенка непроизвольное, им руководят
внутренние потребности и внешние раздражители. Ребенок не может долгое время
удерживать внимание на одном объекте. Почему? Потому что как только интерес к
одному объекту удовлетворен, то начинается поиск нового интересного объекта.
При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее
многообразии.
Процесс развития восприятия.
Процесс развития восприятия начинается с самых первых дней жизни ребенка. У
новорожденного в первые недели жизни возникают лишь ощущения отдельных
свойств окружающей действительности.
Восприятие формируется в связи с развитием, усложнением деятельности
анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых и т. п.).
Сталкиваясь ежедневно с определенными людьми и окружающими предметами,
ребенок постоянно испытывает зрительные, слуховые, кожные и другие раздражения.
Вызываемые каждым предметом раздражения постепенно выделяются из всех
воздействий окружающих предметов и явлений, связываются между собой, что
приводит к возникновению восприятия особенностей данного предмета.
Подводя итоги, я отмечу следующее:
• восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта,
знаний о вещах. Поэтому оно формируется на протяжении всего периода развития
ребенка и неотрывно от его общего умственного развития. В развитии восприятия
предметов, событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и
связи между ними: пространственные и временные. Ребенок познает их постепенно,
расширяя свой опыт с помощью взрослых;
• само развитие восприятия есть переход от слитного, синкретического,
фрагментарного отражения детьми предметов к расчлененному, осмысленному и
категориальному восприятию вещей, событий, явлений в их пространственных,
временных, причинных связях.