Напоминание

"Актуальность развития слухового восприятия, внимания и памяти младших дошкольников на занятиях по развитию речи""


Автор: Кокоткина Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад№270"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность развития слухового восприятия, внимания и памяти младших дошкольников на занятиях по развитию речи""
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность развития слухового восприятия, внимания и

памяти младших дошкольников на занятиях

по развитию речи

Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного

возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Уровень

актуального развития детей должен быть таким, чтобы программа обучения попадала

в зону ближайшего развития; которого ребенок может достичь в сотрудничестве со

взрослым.

Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс. И появление речи, и

развитие речи зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда,

когда головной мозг, слух, зрение, артикуляционный аппарат ребенка достигают

определенного уровня развития.

В настоящее время многие родители жалуются на то, что дети «не хотят говорить»,

«совсем не разговаривают», а также, многочисленные исследования специалистов

подтверждает этот печальный факт - высокий уровень задержки речи у детей

нынешнего поколения. Почему это происходит? Многие родители объясняют это тем,

что ребенок «плохо слушает», «ленится говорить». На самом деле причин этого

множество (генетическая предрасположенность, неблагоприятные воздействия в

период внутриутробного развития, длительные или стремительные роды, сложный

постнатальный период, увеличенное внутричерепное давление, воздействие сильных

медицинских препаратов, вялость мышц рта и артикуляционного аппарата, крайне

неблагоприятная обстановка в семье).

Но мне хочется остановиться на одной из важных причин возникновения задержки

речевого развития - это чрезмерная слуховая и зрительная загруженность, то есть

постоянное воздействие на психику ребенка технических средств (компьютера,

телевизора и т.п.) в виде звукового и зрительного фона. Если его постоянно окружают

говорящие люди, в квартире все время работают телевизор, компьютер, радио и

другие источники звуков, малыш не будет реагировать на речь, обращенную

непосредственно к нему. Кроме шумных игр у ребенка должны быть и тихие минуты.

Следует помнить о том, что развитие речи тесно связано с развитием слуха. Поэтому

чрезмерное увлечение новейшими технологиями негативно сказывается на развитии

ребенка, формировании его личности.

Развитие слуха является очень важным аспектом, так как умение «слушать и

слышать» формирует правильное звукопроизношение, закладывает основы

правильного грамматического строя речи, является средством развития личности в

целом. Поэтому развитие слухового восприятия и памяти следует начинать с детьми

раннего возраста.

Первоначально можно провести обследование слуха (скрининг) ребенка, чтобы

исключить нарушения слуха. Для этого следует обратить внимание:

- различает ли ребенок голоса окружающих его взрослых;

- есть ли интерес к звучащим игрушкам (предметам);

- реакция на крик, на громкие, резкие звуки;

- выполняет ли ребенок простейшие поручения, просьбы;

- воспринимает ли ребенок тон взрослого (ласковый - сердитый);

- отметить голосовые возможности ребенка (слишком тихий или громкий).

Слух состоит из двух компонентов: слухового восприятия и слуховой памяти.

Слуховая память – это речевые и неречевые звучания (шумы природы, бытовых

предметов, голосов животных, людей), музыкальная память. По этим направлениям

следует проводить работу с детьми.

Для развития речевого и неречевого слуха необходимо проводить комплексную,

систематическую, последовательную работу с привлечением дидактического и

наглядного материала (предметных картинок, раздаточного и словарного материала).

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в

пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение

громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного

поведения во внешней среде. Бинауральность слуха, т. е. возможность воспринимать

звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в

пространстве.

Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается прежде

всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. В

процессе развития слухового восприятия, по мере уточнения слуховых

дифференцировок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и

собственная речь ребенка. Формирование слухового восприятия устной речи связано с

усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение

фонематической системой и другими компонентами произношения является базой

формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение

ребенком человеческого опыта.

На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует

формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является

средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу.

Нарушение деятельности слухового анализатора негативно отражается на различных

сторонах развития ребенка, и прежде всего обуславливает тяжелые нарушения речи. У

ребенка с врожденной или рано приобретенной глухотой речь не развивается, что

создает серьезные препятствия для общения с окружающими и опосредованно влияет

на весь ход психического развития. Состояние слуха слабослышащего ребенка также

создает препятствия для его речевого развития.

Дети со средней степенью тугоухости могут различать слова и фразы, предъявляемые

голосом нормальной громкости на расстоянии больше 1 м. Некоторые из них

способны дифференцировать их при предъявлении шепотом.

Развитие памяти - Память – одно из необходимых условий для развития

интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание

ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает

необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь

положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл

"информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети

умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано

в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами

связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские

умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным

развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень

рано – в раннем дошкольном возрасте.

Развитие внимания - Внимание – одна из важнейших характеристик высшей

нервной деятельности человека. Головной мозг как взрослого человека, так и малыша,

ежедневно подвергается «атаке» огромного количества информации. Он получает

необъятное количество сигналов из внешнего мира. Мозг обладает важным

инструментом для фильтрации нужной и ненужной информации – это внимание.

Задачи этого «инструмента» у маленьких детей реализуются при помощи взрослых.

Именно взрослые, сперва родители, потом воспитатели и учителя, способствуют

развитию внимания у дошкольников. И делают это целенаправленно с помощью

различных упражнений.

В раннем дошкольном периоде внимание ребенка непроизвольное, им руководят

внутренние потребности и внешние раздражители. Ребенок не может долгое время

удерживать внимание на одном объекте. Почему? Потому что как только интерес к

одному объекту удовлетворен, то начинается поиск нового интересного объекта.

При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее

многообразии.

Процесс развития восприятия.

Процесс развития восприятия начинается с самых первых дней жизни ребенка. У

новорожденного в первые недели жизни возникают лишь ощущения отдельных

свойств окружающей действительности.

Восприятие формируется в связи с развитием, усложнением деятельности

анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых и т. п.).

Сталкиваясь ежедневно с определенными людьми и окружающими предметами,

ребенок постоянно испытывает зрительные, слуховые, кожные и другие раздражения.

Вызываемые каждым предметом раздражения постепенно выделяются из всех

воздействий окружающих предметов и явлений, связываются между собой, что

приводит к возникновению восприятия особенностей данного предмета.

Подводя итоги, я отмечу следующее:

• восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта,

знаний о вещах. Поэтому оно формируется на протяжении всего периода развития

ребенка и неотрывно от его общего умственного развития. В развитии восприятия

предметов, событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и

связи между ними: пространственные и временные. Ребенок познает их постепенно,

расширяя свой опыт с помощью взрослых;

• само развитие восприятия есть переход от слитного, синкретического,

фрагментарного отражения детьми предметов к расчлененному, осмысленному и

категориальному восприятию вещей, событий, явлений в их пространственных,

временных, причинных связях.



В раздел образования