Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа"Шахматы".


Автор: Щёголев Олег Яковлевич
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МОУ"Увельская СОШ №2"
Населённый пункт: Челябинская область,посёлок Увельский
Наименование материала: Общеобразовательная общеразвивающая прграмма
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа"Шахматы".
Раздел: начальное образование





Назад




Увельский муниципальный район

Управление образования администрации Увельского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Увельская средняя

общеобразовательная школа №2»

Рассмотрена и одобрена

Педагогическим советом МОУ «Увельская СОШ № 2»

от 30.08.2021 г.

Протокол № 1

Утверждаю:

Директор МОУ «Увельская СОШ №2»:

_______ /Андриасян В.А./

Приказ № 102/4 от 30.08.2021 г

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ШАХМАТЫ»

Направленность: физкультурно-спортивная

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 3 года

Автор - составитель:

Щёголев Олег Яковлевич

педагог дополнительного образования

Увельский

2021

Содержание

№ п/п

Общие положения

Страница

1

Пояснительная записка

3

2

Цель и задачи

6

3

Учебный план

7

4

Содержание учебного плана

8

5

Планируемые результаты

15

6

Условия реализации программы

17

7

Формы аттестации

17

8

Календарный учебный график

19

9

Методические материалы

19

Приложение 1

Оценочные материалы

2

1.

Пояснительная записка

"Шахматы - это не просто спорт.

Они делают человека мудрее и дальновиднее,

помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,

просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд".

В.В.Путин

МОУ «Увельская СОШ № 2» осуществляет свою деятельность в

соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской

Федерации», Федеральным законом «О некоммерческих организациях»,

Федеральными

законами

и

иными

правовыми

актами

органов,

осуществляющих управление в сфере образования, Уставом школы.

Лицензия на право осуществления образовательной деятельности –

Серия 74Л02, регистрационный номер 14578, выдана Министерством

образования

и

науки

Челябинской

области

31

января

2020

года,

действительна бессрочно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Шахматы» Муниципального общеобразовательного учреждения «Увельская

средняя общеобразовательная школа № 2» (далее – ДООП «Шахматы»)

разработана на основе нормативных документов:

1.

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;

2.

Приказ Министерства просвещения РФ № 533 от 30.09.2020 г. «О

внесении

изменений

в

Порядок

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от

09.11.2018 г. № 196»;

3.

Приказ Министерства просвещения РФ № 38 от 02.02.2021 г. «О

внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем

дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства

просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467»;

4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020г.

N28

"Об

утверждении

СанПиН

2.4.3648-20

"Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,

отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

5.

Устава МОУ «Увельская СОШ №2».

6.

Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе МОУ «Увельская СОШ № 2»»

ДООП «Шахматы» составлена с учётом:

- особенностей МОУ «Увельская СОШ № 2»;

- образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей

(законных представителей);

-

концептуальных

положений

учебно-методических

комплектов,

используемых в школе.

3

Образовательная программа «Шахматы» предназначена для обучения

детей, не имеющих навыков игры в шахматы, и призвана помочь им

получить базовые знания по предмету, достигнуть уровня третьего-

четвертого

спортивного

разряда

по

шахматам.

Программа

позволяет

нивелировать фактор родительской неосведомленности относительно пользы

занятия шахматами, помочь ребенку независимо от возможностей семьи

познакомиться с предметом. С другой стороны, программа позволяет создать

комфортную среду для одаренных детей, начинающих «спортивную» жизнь

в раннем школьном возрасте. Программа помогает выявить и поддержать

талантливых детей.

Задачи программы согласуются с приоритетными

направлениями работы, заявленными в Национальной образовательной

инициативе «Наша новая школа». Одним из таких направлений является

«система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение

в течение всего периода становления личности». В связи с этим предлагается

«создать

как

специальную

систему

поддержки

сформировавшихся

талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития

способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений

одаренных ребят». Настоящая программа способствует формированию у

детей таких качеств личности, как «инициативность, способность творчески

мыслить

и

находить

нестандартные

решения»

(Национальная

образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Обучение

по

данной

программе

позволяет

наиболее

полно

использовать

спортивный

и

зрелищный

компоненты

шахмат,

их

соревновательную сущность, игровой и творческий характер, которые

стимулируют желание ребенка победить.

Направленность

образовательной

программы

физкультурно-

спортивная.

Новизной

данной образовательной программы является

выработка

системы общих требований проведения квалификационных турниров для

групп детей с одинаковой степенью подготовленности с учетом их возраста,

введение дополнительных разрядных уровней с дифференциацией силы игры

участников одного уровня. Это обусловлено потребностью в преодолении

существующих противоречий между постоянным снижением возрастного

порога участников шахматных турниров и соревнований с одной стороны, и

установленных разрядных норм, требований, условий их выполнения,

ориентированных на взрослых шахматистов с другой.

Кроме этого отличительной особенностью данной программы является

включение в теоретическую часть следующих блоков:

- о турнирных правилах;

- о специфических игровых ситуациях на соревнованиях;

- об основных правилах судейства;

- о работе с современными техническими устройствами (электронными

часами).

В

итоге

использование

полученных

знаний

позволяет

усилить

спортивную составляющую обучения, и как следствие, повысить мотивацию

4

к теоретическим занятиям. Значительно повышается общая эффективность

занятий.

Практические рекомендации автора изложены в приложении.

Актуальность и педагогическая целесообразность создания данной

образовательной программы обусловлена наличием у детей стремления к

всевозможным играм и состязаниям, связанным с некими переживаниями,

новыми

ситуациями,

преодолением

трудностей,

достижением

успеха.

Удовлетворению

перечисленных потребностей в полной

мере

может

содействовать игра в шахматы. «Шахматные баталии» используются также

для решения педагогических задач. Во-первых, соревнования связаны с

преодолением своих страхов (неуверенности в собственных силах, как

умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую

сферу детей. Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное

коммуникативное

взаимодействие

участников,

что

дает

возможность

формировать

у

детей

навыки

делового

общения.

В-третьих,

игра

предполагает острые эмоциональные переживания участников и позволяет

педагогически воздействовать на сферу саморегуляции детей.

Усиление роли квалификационных турниров дает возможность более

квалифицированно подойти к вовлечению учащихся в творческо-поисковый

процесс, к поддержанию творческой среды, к обеспечению возможности

самореализации учащихся, вывести детей и педагогов на новый уровень

сотрудничества.

Адресат программы

Образовательная программа первого года обучения рассчитана на

детей 7-8 лет, второго года обучения - на учащихся 9-10 лет, третьего года

обучения - на 10 - 11-летних детей. Пол значения не имеет. Для приема в

группу первого года обучения специальных шахматных знаний не требуется.

В группы второго и третьего годов обучения возможен приём по результатам

собеседования. Набор детей проводится с 1 по 15 сентября в группу. Группы

формируются по возрастному принципу численностью не менее 15 человек.

По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая

детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются

совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом

осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных

особенностей

каждого

ребёнка.

Педагог

ориентируется

на

психофизиологические возможности ребенка. В исключительных случаях

возможно обучение детей более старшего возраста, чем указано в программе.

Формы занятий

Объем программы - 243 часов.

Форма обучения – очная.

В процессе освоения программы используются комбинированные,

теоретические, практические, диагностические, лабораторные, контрольные

типы занятий.

Занятия проводятся в различных формах, таких как: практическое

занятие, беседа, защита проектов, мастер-класс, представление, презентация,

5

консультация, наблюдение, открытое занятие и т.д.

Срок освоения программы – 3 года.

2.

Цель и задачи

Цель образовательной программы – создание условий для выявления и

развития

творческих

способностей

обучаемых,

выполнения

нормы

четвёртого-третьего спортивного разряда по шахматам, формирования

психологически устойчивой личности.

Задачи образовательной программы

Образовательные:

- ознакомить с правилами шахматной игры;

- ознакомить с основами шахматной нотации, порядком записи партии и

позиций;

- способствовать пониманию цели шахматной партии;

- сформировать навык самостоятельной работы с шахматной доской;

- ознакомить с работой шахматных часов;

- дать представление о турнирных правилах;

- дать представление о простейших тактических приемах;

- сформировать навыки нападения и защиты;

- ознакомить с законами развития фигур в начале партии;

- ознакомить с законами элементарного эндшпиля;

- ознакомить с понятием изменения силы фигур и пешек в течение

шахматной партии;

- дать представление о тактических приемах;

- дать понимание о возможности использования ошибок противника.

Развивающие:

- расширить кругозор учащихся;

- развить устойчивый интерес к шахматной игре, как средству досуга;

- развить способность к запоминанию простейших позиций;

- формировать сосредоточенность и внимание;

-

способствовать развитию творческой активности, любознательности в

области шахмат;

- формировать и развивать логическое мышление;

- развивать и тренировать логическую память;

- развивать способность предполагать ответный ход противника;

- развить способность ориентироваться во времени;

- развивать потребность в интеллектуальном творчестве;

- развивать способность понимать красоту человеческой мысли;

- развивать у ребенка умение учиться, преодолевать трудности.

Воспитательные:

- развивать усидчивость и внимательность во время игры;

- воспитывать устойчивость к психологическому давлению;

- воспитывать уважение к противнику;

- формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;

6

- воспитывать у детей навыки обращения к судье, отстаивания своих прав и

выполнения обязанностей игрока;

- воспитывать у детей навыки работы в коллективе;

- развивать умение спокойно воспринимать неудачу в игре.

3.

Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Форма

аттестации/контроля

Общее Теория

Практика

Первый год обучения

1

Введение

1

1

-

Опрос «Мои интересы»

2

Сущность игры в

шахматы

8

5

3

Входное диагностическое

тестирование:

«Беглый счет», «Занимательный

квадрат», «Перепутанные

линии», «Разноцветные

квадраты»

3

Ходы шахматных фигур

9

7

2

Опрос – викторина

4

Завершение игры

24

7

17

Анализ решенных шахматных

задач

5

Основы записи

19

6

13

Партии и их анализ

6

Квалификационный

турнир безразрядников

18

-

18

Квалификационный турнир

7

Итоговое занятие

2

2

-

Проверочная работа № 15

(Тетрадь для проверочных

работ. «Шахматы, первый год

или Там клетки чёрно-белые

чудес и тайн полны»,

И.Г.Сухин)

Диагностические исследования

Итого:

81

28

53

Второй год обучения

1

Введение

4

4

-

Опрос – викторина

2

Шахматные часы

16

9

7

Тестирование

3

Как правильно начинать

партию

14

5

9

Анализ результата

консультационных партий

4

Турнирные правила

12

5

7

Анализ шахматных партий

(Рабочая тетрадь, часть 2, стр.

3-14, «Шахматы, второй год,

или Играем и выигрываем»,

И.Г.Сухин).

5

Реализация большого

материального перевеса

15

5

10

Анализ решенных шахматных

задач (Рабочая тетрадь, часть 2,

стр. 15-23, «Шахматы, второй

год, или Играем и

выигрываем», И.Г.Сухин).

Проверочная работа № 13

(Тетрадь для проверочных

работ.)

6

Простейшие

тактические приёмы

19

Конкурсы решения задач

(Рабочая тетрадь, часть 2, стр.

24-30, «Шахматы, второй год,

7

5

14

или Играем и выигрываем»,

И.Г.Сухин). Проверочная

работа № 14 (Тетрадь для

проверочных работ.)

7

Итоговое занятие

1

1

Турнир

Итого:

81

33

48

Третий год обучения

1

Введение

4

4

-

Опрос – викторина

2

Специфические

нарушения в процессе

игры

15

8

7

Анализ решенных шахматных

задач (Рабочая тетрадь, часть 1,

стр. 12-25, «Шахматы, третий

год, или Тайны королевской

игры» И.Г.Сухин))

3

Электронные часы

12

4

8

Тестирование

4

Игра с различным

контролем времени

17

3

14

Анализ результата

консультационных партий

(Задачи к курсу «Шахматы-

школе». Третий год обучения.

Из партий И.Г.Сухина)

5

Тактические приёмы

14

5

9

Конкурсы решения задач

(Рабочая тетрадь, часть 1, стр.

26-31, «Шахматы, третий год,

или Тайны королевской игры»

И.Г.Сухин))

6

Элементарный

эндшпиль

18

10

8

Анализ решенных шахматных

задач (Рабочая тетрадь, часть 2,

стр. 14-22, «Шахматы, третий

год, или Тайны королевской

игры» И.Г.Сухин))

7

Итоговое занятие

1

1

Турнир

Итого:

81

34

47

Всего:

243

95

148

4.

Содержание учебного плана

Первый год обучения

Задачи первого года обучения

Образовательные:

- ознакомить с правилами шахматной игры;

- способствовать освоению ходов фигур, порядка взятия и их ценности;

- ознакомить с основами шахматной нотации, порядком записи партии и

позиций;

- способствовать пониманию цели шахматной партии;

- формировать навык самостоятельной работы с шахматной доской.

Развивающие:

- расширить кругозор учащихся;

- развивать устойчивый интерес к шахматной игре, как средству досуга;

- развивать способность к запоминанию простейших позиций;

- формировать сосредоточенность и внимание.

Воспитательные:

8

- воспитывать внимание, терпение и настойчивость (взялся – ходи);

- воспитывать привычку строго выполнять определенные правила;

- воспитывать устойчивость к психологическому давлению;

- воспитывать уважение к противнику;

- формировать коммуникативные навыки.

Содержание

Раздел 1. Введение

Теория. Правила поведения в кабинете шахмат.

Сказка о шахматной игре.

Раздел 2. Сущность игры в шахматы.

Теория:

Порядок шахматных ходов.

Начальная позиция фигур на шахматной доске.

Расположение шахматной доски.

Шахматные фигуры.

Правильная расстановка фигур на доске.

Практика:

Передвижение фигур на индивидуальных досках.

Игры на быстроту расстановки фигур.

Проговаривание полей доски.

Раздел 3. Ходы шахматных фигур.

Теория:

Как должны выполняться ходы.

Поправление при своем ходе расположения фигур на их полях.

Порядок взятия фигур.

Намеренное касание фигур на шахматной доске.

Окончание хода – отрывание партнером руки от фигуры.

Правила выполнения рокировки.

Касание короля и ладьи.

Практика:

Разыгрывание кусочков позиций.

Игра на шахматных досках полным комплектом фигур.

Раздел 4. Завершение игры.

Теория:

Возможность завершения игры: проигрыш.

Цель каждого игрока – поставить мат.

Заявление о сдаче.

Возможность завершения игры: ничья.

Присуждение ничьей.

Отсутствие возможности поставить мат королю партнера любой серией

возможных ходов: «мертвая позиция».

Соглашение между двумя партнерами.

Практика:

Разыгрывание позиций.

Разыгрывание шахматных партий.

9

Личные отборочные первенства школы 7-8 лет. (14 часов)

Разбор ошибок противника.

Раздел 5. Основы записи.

Теория:

Необходимость записи.

Стандартные обозначения. Название фигур.

Шахматные поля. Диагонали, вертикали, горизонтали.

Диаграмма.

Порядок записи ходов.

Полная и краткая нотация.

Практика:

Разыгрывание шахматных партий с записью.

Участие в квалификационном турнире безразрядников. (8 часов)

Разбор ошибок противника.

Разыгрывание шахматных партий с записью.

«Час одновременной игры» в рамках тематической недели «Улыбка детства».

Разбор ошибок противника.

Раздел 6. Квалификационный турнир безразрядников.

Практика:

Разыгрывание шахматных партий с записью.

Турнир с дифференциацией силы игры участников одного уровня,

посвященный Дню Победы. (15часов)

Разбор ошибок противника.

Разыгрывание шахматных партий с записью.

Раздел 7. Итоговое занятие.

Теория:

Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.

Проверочная работа

Второй год обучения

Задачи второго года обучения

Образовательные:

- ознакомить с законами развития фигур в начале партии;

- ознакомить с работой шахматных часов;

- дать представление о времени, отведенном на шахматную партию;

- дать представление о турнирных правилах;

- создать условия для понимания материального перевеса в шахматах;

- дать представление о простейших тактических приемах;

- формировать навыки нападения и защиты.

Развивающие:

- способствовать развитию творческой активности, любознательности в

области шахмат;

- развить способность ориентироваться во времени;

- развивать способность понимать красоту человеческой мысли;

- развивать у ребенка умение учиться, преодолевать трудности.

10

Воспитательные:

- развивать усидчивость и внимательность во время игры;

- воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;

- воспитывать у детей навыки обращения к судье, отстаивания своих прав

и выполнения обязанностей игрока.

Содержание

Раздел 1. Введение.

Теория:

Правильное выполнение ходов.

Правила шахматной игры.

Завершение игры – проигрыш, ничья.

Учет результатов.

Раздел 2. Шахматные часы.

Теория:

Устройство «Шахматных часов», «Флажок».

Время, отведенное игроку на партию.

Показания часов и результат партии.

Связь показаний часов с результатом в партии. Минимальное число ходов или

все ходы в заданный период времени.

«Падение флажка». Регистрация падения флага и правильное заявление об этом

действии.

Возможности ничейных результатов.

Остановка часов. Порядок остановки часов во время партии.

Обращение за помощью к арбитру. Обоснованное обращение. Наказание

игрока.

«Превращение» пешки, требование фигур.

Практика:

Разыгрывание учебных позиций.

Личное отборочное первенство школы 9-10 лет. (6 часов)

Раздел 3. Как правильно начинать партию.

Теория:

Мат в начале партии.

Темп. Потеря темпа.

Борьба с ранним выводом ферзя.

Ловушки.

Разбор коротких партий-ловушек.

Практика:

Разыгрывание учебных позиций.

Разыгрывание шахматных партий.

Квалификационный турнир с часами и записью. (6 часов)

Разбор партий, сыгранных в квалификационном турнире.

Раздел 4. Турнирные правила.

Теория:

11

Записывание ходов в процессе игры, своих ходов и ходов партнера

правильным способом, ход за ходом, ясно и разборчиво, в алгебраической

нотации.

Шахматные бланки.

Регламент ответа на ход партнера.

Правила предложения ничьей. Соблюдение определенных требований.

Отклонение предложения ничьей.

Практика:

Квалификационный турнир с часами и записью. (6 часов)

Разбор партий, сыгранных в квалификационном турнире.

Раздел 5. Реализация большого материального перевеса.

Теория:

Защита. Нападение.

Размен. Ценность фигур.

Линейный мат.

Мат ладьей.

Мат ферзем.

Практика:

Разыгрывание учебных позиций.

Квалификационный турнир. (8 часов)

Разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;

Раздел 6. Простейшие тактические приемы.

Теория:

Двойной удар.

Двойной удар.

Связка. Виды связок.

Использование связки.

Как бороться со связкой.

Практика:

Разыгрывание учебных позиций.

Квалификационный турнир пятого разряда, посвящённый Дню Победы. (8

часов)

Подведение итогов турнира пятого разряда.

Разыгрывание учебных позиций.

«Час одновременной игры», в рамках тематической недели «Улыбка детства».

Разбор ошибок противника.

Разыгрывание учебных позиций.

Раздел 7. Итоговое занятие.

Теория:

Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.

Проверочная работа

Третий год обучения

Задачи третьего года обучения

Образовательные:

- способствовать углублению знаний о специфических турнирных ситуациях;

12

- расширить понимание о возможности использования ошибок противника;

- обучить игре с электронными часами;

- способствовать закреплению знаний о тактических приемах;

- ознакомить с методами использования связки;

- ознакомить с методами борьбы со связками;

- ознакомить с понятием изменения силы фигур и пешек в течение шахматной

партии;

- ознакомить с методами использования небольшого материального перевеса;

- ознакомить с законами элементарного эндшпиля.

Развивающие:

- формировать и развивать логическое мышление;

- развивать и тренировать логическую память;

- развивать потребность в интеллектуальном творчестве;

- развить способность совершать в уме простые действия (мысленный расчёт

на два-три хода);

- развивать способность предполагать ответный ход противника.

Воспитательные:

- развивать усидчивость и внимательность во время игры;

- воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;

- воспитывать у детей навыки работы в коллективе;

- развивать понимание престижа шахматной игры;

- развивать умение спокойно воспринимать неудачу в игре.

Содержание

Раздел 1. Введение.

Теория:

Механические часы, их установка и функции.

Правила поведения в турнире.

Обращения к арбитру.

Специфические нарушения в процессе игры.

Раздел 2. Специфические нарушения во время игры.

Теория:

Невозможный ход и его регистрация.

Возврат к позиции. Продолжение игры с самой последней поддающейся

восстановлению позиции, которая предшествовала нарушению. Наказание за

невозможный ход.

Первые два невозможных хода. Дополнительное время.

Третий невозможный ход того же самого игрока. Показания часов. Перевод и

остановка часов без хода.

Завершение партии с классическим контролем времени.

Быстрая игра до конца партии. Возможности прекращения записи партий.

Заключительный период игры с ограничением времени. Пять, десять минут до

конца партии.

Правило менее двух минут. Требование ничьей. Остановка часов.

Обращение к арбитру. Последствия нарушения правил обращения к арбитру.

Игра на «время».

13

Практика:

Разыгрывание учебных позиций.

Квалификационный турнир с часами и записью. Полуфинал и финал

первенства школы до 11 лет. (5 часов)

Разбор партий, сыгранных в квалификационных турнирах.

Раздел 3. Электронные часы.

Теория:

Общие понятия.

Особенности игры с электронными часами.

Различные контроли времени. Режимы игры с добавлением времени на каждый

ход.

Особенности записи партии при игре с электронными часами Обращение к

арбитру.

Практика:

Разыгрывание учебных позиций.

Квалификационный турнир с часами и записью. (6 часов)

Разбор партий, сыгранных в квалификационном турнире.

Раздел 4. Игра с различным контролем времени.

Теория:

Специфика игры в быстрые шахматы.

Специфика игры в блиц с механическими часами.

Специфика игры в блиц с электронными часами.

Практика:

Разыгрывание учебных позиций.

Квалификационный турнир с часами и записью. (6 часов).

Разбор партий, сыгранных в квалификационном турнире.

Турнир с дифференциацией силы игры участников одного уровня. (6 часов)

Раздел 5. Тактические приёмы.

Теория:

Связка.

Использование недостатков связанных фигур.

Как создать связку.

Использование связки для атаки на позицию рокировки.

Использование большего материального перевеса в конце партии.

Практика:

Разыгрывание учебных позиций.

«Час одновременной игры», в рамках тематической недели «Улыбка детства».

Квалификационный турнир с часами и записью, посвящённый Дню Победы. (6

часов)

Разбор партий, сыгранных в квалификационном турнире.

Раздел 6. Элементарный эндшпиль.

Теория:

Переход в простые позиции.

Правило квадрата.

Король с пешкой против короля.

14

Король с крайней пешкой против короля.

Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях.

Отдаленная проходная.

Защищенная проходная.

Ферзь против пешки.

Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе.

Элементарные ладейные окончания.

Практика:

Разыгрывание учебных позиций.

Турнир с дифференциацией силы игры участников одного уровня. (6 часов)

Разбор партий, сыгранных в турнире, с дифференциацией силы игры

участников одного уровня.

Раздел 7. Итоговое занятие.

Теория:

Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.

Проверочная работа

5.

Планируемые результаты

По окончанию обучения обучающиеся должны знать:

- основные элементы шахмат, понятия, термины изучаемых областей знаний.

Должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- формировать собственную позицию;

- успешно играть на соревнованиях.

Личностные

результаты:

отражают

индивидуальные

личностные

качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения

программного материала.

Это:

- ориентация на моральные нормы и их выполнение;

- формирование основ шахматной культуры;

- формирование основ чувства прекрасного и эстетического чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- уважительное отношение к сопернику;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и

сверстниками;

- умение управлять своими эмоциями;

-

дисциплинированность,

внимательность,

трудолюбие

и

упорство

в

достижении поставленных целей.

Метапредметные результаты:

освоенные обучающимися ключевые

компетенции, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при

решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные:

-

умение

планировать,

контролировать

и

объективно

оценивать

свои

умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации;

15

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее

реализацию,

контролировать

и

оценивать

свои

действия,

вносить

соответствующие коррективы в их выполнение.

Коммуникативные:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять

сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию

и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Познавательные:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать

познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения

учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических

действий и операций;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, находить нестандартные решения ситуации.

Предметные результаты» помогают:

- овладеть шахматной компетенцией;

- развить чувство фигуры;

-

подружиться

с

русским

языком

помощью

шахматно-языковых

головоломок)

-

осознать

значимость

чтения

для

личного

развития

и

сформировать

потребность в систематическом чтении (с помощью шахматно-языковых

головоломок)

6.

Условия реализации программы

Условиями для успешной реализации программы является правильное

формирование групп учащихся с учетом физиологических, психологических

и

возрастных

особенностей,

а

также

квалификация

педагога

и

соответствующий уровень материально-технического обеспечения.

16

Организация дополнительного образования осуществляется в условиях

классно-кабинетной системы в соответствии с учебным планом, основными

нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями.

Кабинет рассчитан на применение ИКТ-технологий с использованием

компьютера, проектора с потолочным креплением, экрана, совмещенных с

компьютером.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации данной программы необходимо иметь:

1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике

безопасности;

2. Столы для обучающихся – 5 штук;

3. Стулья – 20 штук;

4. Стол – 1тумба;

5. Шкаф для хранения шахмат, часов, книг и бланков

Информационное обеспечение

1. УМК федерального курса «Шахматы- школе» И.Г.Сухина

2. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты, таблицы, схемы,

книги;

3. Оборудование к игровым занятиям (демонстрационная шахматная доска,

шахматы и доски, шахматные часы), тесты, кроссворды, викторины.

4. Оборудование: компьютер.

Кадровое обеспечение

№п/п

Фамилия, имя,

отчество

Должность

Наименование

направления

подготовки и

(или)

специальность

Данные

о повышении квалификации

1

Щёголев Олег

Яковлевич

образование:

высшее

профессиональ

ное,

категория:

первая

Учитель

физической

культуры

Физическая

культура и спорт

«Использование межпредметных связей при

преподавании уроков физической культуры в

контексте требований ФГОС», АНО «Санкт-

Петербургский центр ДПО», 2015 год;

Слушатель

программы

профессиональной

переподготовки «Программа профессиональной

переподготовки «Педагогическая деятельность

по

реализации

дополнительных

программ

(физкультурно-спортивной направленность)»

С 26 по 28 августа 2018 года прошёл обучение

по федеральному курсу «Шахматы - школе.

Первый год обучения» И.Г.Сухина

7.

Формы аттестации

Оценка

деятельности

обучаемого

определяется

по

трём

уровням:

высокий, средний, достаточный.

Высокий уровень: хорошее усвоение материала, прочные навыки

практической работы и творческая самостоятельность, регулярное проявление

организаторских и коммуникативных способностей.

Средний уровень: недостаточное усвоение либо в знаниях, либо в

практической

деятельности,

проявление

коммуникативных,

иногда

организаторских способностей.

17

Достаточный уровень: плохое усвоение материала, недостаточные знания

для выполнения самостоятельной работы, отсутствие активности.

Для отслеживания результатов и фиксации используются:

1.

Диагностические исследования:

- Изучение мотивационной деятельности (в начале первого года) Опрос «Мои

интересы». Приложение № 1;

- Входное диагностическое тестирование (в начале первого года). Приложение

№ 2;

- Определение уровня освоения программы (в течение года). Приложение № 3;

-

Определение

уровня

результативности

конкурсов

решения

задач.

Приложение № 4;

- Изучение уровня воспитанности учащихся (в конце года). Приложение № 5;

- Карта результатов участия в турнирах. Приложение № 6;

2.

Мониторинг

- участие в районных и областных соревнованиях.

- участие в конкурсах, викторинах, конференциях.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- Аналитическая справка;

- Диагностическая карта;

- Конкурсы;

- Контрольная работа;

- Портфолио;

- Соревнование.

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Шахматы» применяются входной, текущий,

промежуточный и итоговый виды контроля.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в

начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся,

определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – опрос,

входное диагностическое тестирование, опрос-викторина.

Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем,

раздела

программы.

В

практической

деятельности

результативность

оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору

необходимого материала, умению работать с различными источниками

информации.

Анализируются

положительные

и

отрицательные

стороны

работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется через

выполнение проверочных работ в тетрадях, выполнение заданий в рабочих

тетрадях: тестов, кроссвордов, викторин; взаимоконтроль, самоконтроль и др.

Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно

проявлять полученные знания, умения, навыки.

Промежуточный контроль осуществляется в конце учебного года. Сроки

проведения промежуточной аттестации: май учебного года. Формы оценки:

проверочная работа (в тетради для контрольных работ), диагностические

исследования;

тестирование,

решение

контрольных

задач,

кроссворды,

викторины, участие в конкурсах.

18

Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с целью

определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его

творческих способностей, определения результатов обучения, ориентирования

на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений

для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Формы оценки – проверочная работа (в тетради для контрольных работ)

8.

Календарный учебный график

Продолжительность учебных периодов:

первый год : 31.01.2020 - 31.08.2020

второй год : 02.09.2020 - 31.08.2021

третий год : 01.09.2021 - 31.08.2022

Количество учебных недель: 36 в год

Количество учебных дней: 81 в год

Продолжительность каникул:

первый год: летние с 01.06.2020 по 31.08.2020 (92)

второй год: зимние с 29.12.2020 по 11.01.2021 (12); летние с 01.06.2021 по

31.08.2021 (92)

третий год: зимние с 29.12.2021 по 09.01.2022 (12); летние с 01.06.2022 по

31.08.2022 (92)

Даты проведения итоговой и промежуточной аттестации:

первый год: опрос – сентябрь, квалификационный турнир - май

второй год: опрос – сентябрь, тестирование – январь, турнир - май

третий год: опрос – сентябрь, тестирование – январь, турнир - май

9.

Методические материалы

УМК федерального курса «Шахматы-школе» И.Г.Сухина

1. Сухин И.Г. Шахматы – школе. Рабочие программы.1-4 годы обучения:

учебное пособие для общеобразовательных организаций/И.Г.Сухин. - Обнинск:

Духовное возрождение,2019.-144с.

2. Сухин И.Г. Шахматы. Учебник, Там клетки черно-белые чудес и тайн

полны: Учебник для 1 класса начальной школы. – Обнинск: Духовное

возрождение,2018.

3. Сухин И.Г. Шахматы. Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск:

Духовное возрождение, 2017.

4. Сухин И.Г. Шахматы. Рабочая тетрадь для 1 класса начальной школы, Там

клетки

черно-белые

чудес

и

тайн

полны–

Обнинск:

Духовное

возрождение,2018.

5. Сухин И.Г.

Шахматы. Тетрадь для проверочных работ, «Духовное

возрождение», 2018.

6. Сухин И.Г. Шахматы. Задачник «1500 малофигурных позиций», «Духовное

возрождение», 2017.

19

7. Сухин И.Г. Шахматы. Учебник, Играем и выигрываем: Учебник для 2 класса

начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение,2017.

8. Сухин И.Г. Шахматы. Тетрадь для проверочных работ для 2 класса, Играем

и выигрываем, «Духовное возрождение», 2018.

9. Сухин И.Г. Шахматы. Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы,

Играем и выигрываем – Обнинск: Духовное возрождение,2018.

10. Сухин И.Г. Шахматы. Учебник, Тайны королевской игры: Учебник для 3

класса начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение,2018.

11. Сухин И.Г. Шахматы. Тетрадь для проверочных работ для 3 класса, Тайны

королевской игры, «Духовное возрождение», 2017.

12. Сухин И.Г. Шахматы. Рабочая тетрадь для 3 класса начальной школы,

Тайны королевской игры – Обнинск: Духовное возрождение,2018.

13. Губницкий С.Б.. Полный курс шахмат. 64 урока для новичков и не очень

опытных игроков – Харьков: «Фолио», 2000.

14. Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс», 2017.

Особенности организации образовательного процесса – очное.

Методики: мониторинг усвоения обучающимися учебного материала,

обновления содержания образовательного процесса, методика комплектования

учебной группы, методика анализа результатов деятельности, методика

организации и проведения массового мероприятия.

Основываясь

на

принципах

систематичности

и

последовательности,

доступности и наглядности, сознательности и активности, можно выделить

следующие методы обучения:

- словесный – беседа, объяснение, рассказ, дискуссия, лекция;

- наглядный – позволяет использовать разнообразные дидактические материалы

(карточки с задачами, демонстрация на магнитной доске);

- игровой – предусматривает создание игровой ситуации на уроке и ее

разрешение;

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый.

Методы воспитания: убеждения, поощрения, стимулирования, мотивация.

Формы

организации

образовательного

процесса:

индивидуальная,

индивидуально-групповая, групповая;

Категории обучающихся: дети, имеющие разные интересы и способности.

Формы организации учебного занятия: беседа, конкурс, лекция, мастер-класс,

«мозговой штурм», наблюдение, практическое занятие, соревнование, турнир;

Педагогические

технологии:

технология

индивидуализации

обучения

(обуславливает особый подход к каждому учащемуся), технология проблемного

обучения (поиск самостоятельных решений в освоении теории, техники и

приемов в шахматах), технология дифференциального обучения (предполагает

разную сложность заданий по одной теме в зависимости от способностей

учащихся),

технология

группового

обучения,

технология

коллективного

взаимообучения,

технология

разноуровневого

обучения,

технология

развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная

20

технология

обучения,

технология

портфолио,

здоровьесберегающая

технология.

21



В раздел образования