Напоминание

"Особенности межличностных отношений детей-сирот"


Автор: Лаврищева Светлана Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Г(О)БУ Центр "СемьЯ"
Населённый пункт: Липецкая область с. Становое
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности межличностных отношений детей-сирот"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности межличностных отношений детей–сирот.

Природа межличностных отношений в любых обществах достаточно

сложна. В них проявляются сугубо индивидуальные качества личности —

как ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности,

так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Активность

личности, ее деятельность — важнейшее звено в системе межличностных

отношений.

Одним из важнейших факторов развития личности является

межличностные

отношения. Общение играет ведущую роль в процессе

социализации личности. В процессе общения человек познает мир, других

людей, самого себя. Отсутствие общения или его недостаток в детском

возрасте приводят к очень тяжелым последствиям.

Чтобы каждый человек был способен к общению с другими людьми, он

должен обязательно обладать определенной психологической культурой,

основные положения которой можно свести к трем элементам:

-разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;

-адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние;

-выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения,

который, не расходясь с требованием морали, в то же время наилучшим

образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится

общаться.

Таким образом, психологически подготовленный к общению человек—

это тот, кто хорошо усвоил: что, где, когда и с какой целью можно и нужно

говорить и делать, чтобы оказать на партнера по общению хорошее

впечатление и нужное влияние.

У детей, растущих вне семьи, формы общения отличаются своеобразием.

На процесс

межличностного общения детей-сирот влияют

следующие

особенности.

Первая особенность - дети -сироты общаются со взрослыми по-другому.

Специфический тип отношения со взрослыми, который, в свою очередь,

влияет и на отношения со сверстниками. Этот тип отношений носит крайне

противоречивый характер: с одной стороны – воспитанники детского дома

крайне зависимы от взрослых, стремятся к общению с ними, с другой – ведут

себя очень агрессивно по отношению к ним, противопоставляя себя миру

взрослых. Для этих детей характерно соперничество за внимание и любовь

взрослого. Именно на этой почве возникает множество конфликтов между

воспитанниками детского дома. При общении они стремятся завладеть его

вниманием, соперничают за право взяться за его руку, не хотят уходить,

многие дети стремятся забраться на колени, обнять, прижаться, просто

прикоснуться и т. п. Все это говорит о том, что дети явно испытывают

потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Для них важен не

только разговор с воспитателем, но и непосредственный физический контакт

с ним. У детей - сирот потребность во внимании и доброжелательности со

стороны взрослого остается доминирующей на протяжении всего возраста.

Вторая особенность заключается в том, что дети-сироты менее успешны

в решении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками. Свойственно

проявление агрессивности, стремление обвинить окружающих, неумение и

нежелание признать свою вину,

нежелание проявить сочувствие и самим

поделиться своими переживаниями

,

т. е. по существу доминирование

защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и неспособность

конструктивно

решить

конфликт.

Конфликты

менее

эмоционально

выражены, они имеют более вязкий, как бы «уплощенный» характер, где

трудно выделить временные

границы между ссорой и примирением.

Третья особенность - у детей-сирот стихийно складывается детдомовское

«мы». Это особое психологическое образование, весь мир они делят на

«своих» и «чужих». У них особая нормативность ко всем «чужим» и к

«своим» детдомовцам, чаще всего не соответствующая социальным нормам.

Эта совместная обособленность от других людей приводит к возникновению

псевдо-родственных отношений между детьми: они остаются отчужденными

друг от друга и часто поступают жестоко со своими товарищами.

Психологическое отчуждение от людей создает внутренние условия, которые

впоследствии становятся благоприятной почвой для правонарушений.

Можно также отметить, что полноценные, эмоционально «насыщенные»

контакты не формируются у детей-сирот, когда дело касается и их родных

братьев и сестер. В процессе общения их отношения базируются на низшем

уровне (им нечем заняться друг с другом, они не проявляют ни

доброжелательности друг к другу, ни заботы, ни заинтересованности). Дети

не имеют родственной привязанности,

Четвертая особенность - у детей-сирот начиная с самого раннего возраста

не просто отстает развитие всех аспектов Я(образа Я, самооценки), но имеет

качественно иную форму, развивается по другому типу. У них, в частности,

складывается

устойчивая

заниженная

самооценка,

отсутствие

чувства

уверенности

в

себе,

недостаточная

выраженность

представлений

о

собственных умениях, интересах в образе Я, неразвитость сферы чувств – все

это ведет к проблемам взаимоотношения и взаимопонимания ребенка-сироты

со взрослыми и сверстниками;

Пятая особенность заключается в феномене «общественной собствен-

ности». Комната, где живет ребенок сирота (и спальня, и комната, где делают

уроки, смотрят телевизор, играют), общая: общие столы, стулья, шкафы,

книжные полки. Дети не говорят «это моя книга», а говорят «эту книгу нам

подарили» и т. п. Двери в спальни не имеют ни замков, ни задвижек, это

объясняется тем, что их воспитанники эмоционально неустойчивы: ребенок

может закрыть дверь и что-то с собой сделать, а за это придется отвечать.

Поэтому фактически все пространство внутри детского дома тоже общее.В

детском доме дети имеют богатые возможности для общения (совместное

проживание, совместные игрушки, один и тот же режим дня и т.д.). Однако

сама по себе среда, обеспечившая богатые возможности для общения со

сверстниками

не

ведет

к

развитию

содержательного

эмоционального

общения.

Шестая особенность – у детей-сирот развитие межличностных

отношений происходит иначе,

что объясняется ситуацией депривации

(психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное

удовлетворение своих потребностей), также социальной изолированностью от

общества. Депривационная симптоматика включает фактически всю шкалу

психических

отклонений

от

легких

особенностей

психического

реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и характера.

Глубина и тяжесть нарушений различаются в зависимости от срока

депривационного воздействия, его длительности и интенсивности, а также от

качества депривационного воздействия.

Таким образом, особенность межличностных отношений детей-сирот

заключается в том, что зачастую они, понимая что, где, когда и с какой

целью можно и нужно говорить, поступают иначе, в силу различных причин

(расстройство психики, способ привлечь внимание и др.).

Необходимо

учитывать не только индивидуальные особенности каждого ребёнка, но и

особенности детей–сирот, в общем.



В раздел образования