Автор: Муравьева Элеонора Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПБ ГБПОУ СПБ МПУ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Тема: "Музыкальные занятия и развитие речи детей"
Раздел: среднее профессиональное
Музыкальные занятия и развитие речи детей
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным овладением разговорной
речью. К 3-4 годам завершается формирование звуковой стороны речи. В
тоже время активно накапливается словарь. К 5-6 годам оформляется
грамматический строй. Воспитатели должны с большим вниманием
относиться к речи дошкольников. Речь воспитывается на занятиях по
рисованию, лепке, развитию движений, а также на музыкальных занятиях.
Музыкальное воспитание особенно тесно связано с развитием речи
ребенка. В программе музыкальное воспитание, наряду с другими, включает
задачи развития речи. Для двух лет: воспроизводить звукоподражание,
легкие по звуковому составу слова и слоги; для трёх-четырёх: лет-
выразительно петь естественным голосом, без напряжения, петь протяжно
долгие звуки, произносить внятно слова; для пяти лет-брать дыхание между
короткими музыкальными фразами, произносить слова внятно, правильно;
для семи лет- отчетливо произносить слова, правильно передавать гласные
звуки, произносить согласные в конце слов.
К сожалению, не все музыкальные руководители обращают должное
внимание на индивидуальные особенности речи ребёнка. Каждый вид
упражнений на музыкальных занятиях может повлиять на какую-либо
сторону речи. Так, слушание музыки способствует развитию слухового
внимания. Дети учатся слышать темп и ритм в музыке, а потом
воспроизводят его в простых движениях: хлопках.
Правильный ритм и темп движений помогут в восприятии правильного
ритма и темпа речи. Работая над развитием чувства ритма и темпа, особое
внимание надо уделять заикающимся детям. Слушая музыку, дети учатся
различать звуки по длительности, высоте, динамике, что способствует
развитию слухового внимания и формирует фонематический слух. Когда
дети научатся выделять долгие звуки из ряда коротких; более сильные доли
из числа слабых, им потом будет легче различать фонемы речи.
Пение, кроме того, что развивает дыхание, улучшает артикуляцию,
подвижность речевых органов. В песнях можно закреплять звуки, которые
многие дети плохо произносят. Пение способствует воспитанию
выразительности речи; ладовая окраска песен помогает выбрать правильную
интонацию. Музыка, влияя на психику ребёнка и эмоции, часто устраняет
скованность и стеснение; развивается сила голоса.
Большую роль в пополнении словарного запаса, запаса музыкальных слов
играет слушание музыки. Слушание музыки расширяет речь ребёнка, делает
её образной. Для того, чтобы повысить активность детей, необходимо
стараться привить интерес и любовь к музыке, побудить их к сопереживанию
тех чувств, которые отражены в музыкальных образах. Для этого на
музыкальных занятиях используются следующие приёмы:
1.
Выразительное исполнение музыкальных произведений;
2.
Проведение яркой и эмоциональной беседы после прослушивания;
3.
Показ иллюстраций по данному произведению (это повышает
эмоциональный настрой детей, и ответы их становятся более образными
и точными);
4.
Различные задания, направленные на расширение словарного запаса.
Для успешной работы музыкальному руководителю необходимо изучить
каждого ребёнка: наблюдать как во время занятий, так и вне занятий,
проводить беседы с воспитателями и родителями, грамотно подбирать
музыкальный репертуар для музыкальных занятий с учетом особенностей
каждой возрастной группы, а также использовать эффективные методы и
приёмы для правильного речевого развития дошкольников.