Напоминание

Тема: "Музыкальные занятия и развитие речи детей"


Автор: Муравьева Элеонора Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПБ ГБПОУ СПБ МПУ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Тема: "Музыкальные занятия и развитие речи детей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Музыкальные занятия и развитие речи детей

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным овладением разговорной

речью. К 3-4 годам завершается формирование звуковой стороны речи. В

тоже время активно накапливается словарь. К 5-6 годам оформляется

грамматический строй. Воспитатели должны с большим вниманием

относиться к речи дошкольников. Речь воспитывается на занятиях по

рисованию, лепке, развитию движений, а также на музыкальных занятиях.

Музыкальное воспитание особенно тесно связано с развитием речи

ребенка. В программе музыкальное воспитание, наряду с другими, включает

задачи развития речи. Для двух лет: воспроизводить звукоподражание,

легкие по звуковому составу слова и слоги; для трёх-четырёх: лет-

выразительно петь естественным голосом, без напряжения, петь протяжно

долгие звуки, произносить внятно слова; для пяти лет-брать дыхание между

короткими музыкальными фразами, произносить слова внятно, правильно;

для семи лет- отчетливо произносить слова, правильно передавать гласные

звуки, произносить согласные в конце слов.

К сожалению, не все музыкальные руководители обращают должное

внимание на индивидуальные особенности речи ребёнка. Каждый вид

упражнений на музыкальных занятиях может повлиять на какую-либо

сторону речи. Так, слушание музыки способствует развитию слухового

внимания. Дети учатся слышать темп и ритм в музыке, а потом

воспроизводят его в простых движениях: хлопках.

Правильный ритм и темп движений помогут в восприятии правильного

ритма и темпа речи. Работая над развитием чувства ритма и темпа, особое

внимание надо уделять заикающимся детям. Слушая музыку, дети учатся

различать звуки по длительности, высоте, динамике, что способствует

развитию слухового внимания и формирует фонематический слух. Когда

дети научатся выделять долгие звуки из ряда коротких; более сильные доли

из числа слабых, им потом будет легче различать фонемы речи.

Пение, кроме того, что развивает дыхание, улучшает артикуляцию,

подвижность речевых органов. В песнях можно закреплять звуки, которые

многие дети плохо произносят. Пение способствует воспитанию

выразительности речи; ладовая окраска песен помогает выбрать правильную

интонацию. Музыка, влияя на психику ребёнка и эмоции, часто устраняет

скованность и стеснение; развивается сила голоса.

Большую роль в пополнении словарного запаса, запаса музыкальных слов

играет слушание музыки. Слушание музыки расширяет речь ребёнка, делает

её образной. Для того, чтобы повысить активность детей, необходимо

стараться привить интерес и любовь к музыке, побудить их к сопереживанию

тех чувств, которые отражены в музыкальных образах. Для этого на

музыкальных занятиях используются следующие приёмы:

1.

Выразительное исполнение музыкальных произведений;

2.

Проведение яркой и эмоциональной беседы после прослушивания;

3.

Показ иллюстраций по данному произведению (это повышает

эмоциональный настрой детей, и ответы их становятся более образными

и точными);

4.

Различные задания, направленные на расширение словарного запаса.

Для успешной работы музыкальному руководителю необходимо изучить

каждого ребёнка: наблюдать как во время занятий, так и вне занятий,

проводить беседы с воспитателями и родителями, грамотно подбирать

музыкальный репертуар для музыкальных занятий с учетом особенностей

каждой возрастной группы, а также использовать эффективные методы и

приёмы для правильного речевого развития дошкольников.



В раздел образования