Автор: Симакина Наталья Алексеевна
Должность: директор, учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Двориковская СОШ"
Населённый пункт: п. Белый Колодезь Воловского района Тульской области
Наименование материала: Учебно-исследовательская работа
Тема: « Изучение экологического состояния пруда в поселке Белый Колодезь Воловского района Тульской области»
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Двориковская средняя общеобразовательная школа»
Воловского района Тульской области
Учебно-исследовательская работа на тему:
« Изучение экологического состояния пруда
в поселке Белый Колодезь Воловского района Тульской области»
Автор: Ртищева Екатерина
ученица 11 класса МКОУ «Двориковская СОШ»
Руководитель: Симакина Наталья Алексеевна
учитель биологии МКОУ «Двориковская СОШ»
2021
2
Аннотация работы (проекта):
Работа направлена на изучение экологического состояния одного из
прудов
посёлка
на
протяжении
двух
школьных
эколого-биологических
экспедиций
2019,
2020
годов;
на
привлечение
внимания
школьников
и
взрослых к проблеме рационального и бережного отношения к природным
водоемам.
Работа
включает
16
листов
(12
машинописных
листов,
2
листа
с
приложениями (приложение №1 «Шкала классов качества вод», приложение
№2 «Эколого-санитарная классификация поверхностных вод»; 2 таблицы
(таблица №1 «Результаты визуальных наблюдений и определения некоторых
физико-химических,
гидробиоогических
показателей
качества
воды
и
донных отложений пруда в 2019 году», таблица №2 «Результаты визуальных
наблюдений
и
определения
некоторых
физико-химических,
гидробиоогических показателей качестваводы и донных отложений пруда в
2020 году»; приложения:
3
Содержание
1.Введение…………………………………………………………….4
1.1
Цель и задачи исследования ……………………………………4
1.2
Степень изученности проблемы………………………………..4
1.3
Актуальность проблемы …………………………………………5
1.4
Объект исследования …………………………………………...5-6
1.5
Методы и методики исследования……………………………..6-7
2. Основное содержание. Результаты исследования и их анализ…7
2.1.Результаты исследования и их анализ в 2019 году……………..7-9
2.2. Результаты исследования и их анализ в 2020 году…………….9-12
3. Выводы и практические рекомендации ………………………....12
4. Заключение ................................................................ ……………12-13
5. Список используемой литературы ............................. ……………14
6. Приложение ………………………………………………………..15
Приложение №1,№2 ………………………………………………...15-16
4
I.Введение
1.1 Цели и задачи исследовательской работы.
Целью
моей
исследовательской
работы
стало
изучение
и
оценка
экологического состояния пруда в пределах поселка Белый Колодезь:
При выполнении работы были поставлены следующие задачи:
- дать общую оценку экологического состояния пруда на изученных
участках.
- установление основных источники загрязнения изучаемых участков
пруда;
-разработать
предложения
по
улучшению
экологического
состояния
пруда.
1.2 Степень изученности проблемы
Вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может,
великой поэмы – так велика её роль в нашей жизни, так драматична и
сложна судьба этого жидкого минерала. Вода действительно является
своеобразным
и
единственным
в
своём
роде
веществом,
которое
практически
невозможно
чем-либо
заменить.
Без
воды
невозможна
жизнь на земле. Качество воды – это качество жизни.
Мы
перестали
заботиться
о
малых
реках,
озерах
и
родниках,
перестали быть хранителями чистой воды. Мы с легкостью моем свои
машины
на
берегу
рек,
морей,
озер.
Мы
равнодушно
и
спокойно
относимся
к
тому,
что
в
воду
выбрасывается
хозяйственный
мусор,
навоз... - все, что нам перестало быть нужным. Мы не замечаем, что
наши
бесценные
реки,
родники,
озера
мелеют,
исчезают.
Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла
пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает
5
все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное
богатство, надо беречь!
1.3 Актуальность проблемы.
Актуальность заключается в том, что на нашей планете остаётся всё
меньше и меньше пресной воды, в том числе и питьевой. Из года в год
уменьшаются водные ресурсы, и ухудшается их качество.
Почему меня волнует проблема загрязнения природных водоемов, и я
считаю
эту
тему
актуальной?
Потому,
что
я
хочу
видеть
чистым
и
ухоженным свой дом, свой район. Я хочу, чтобы моя родина была красивой и
процветающей. Я хочу гордиться своей местностью, где живу я и живут мои
родные.
1.4 Объект исследования. Сроки проведения работы
Пруд находится в 50 метрах от школы. Общая длина береговой линии
145 м, максимальная длина пруда 47 м., максимальная ширина пруда 21 м,
минимальная глубина 0,15 м., максимальная глубина 1,0м., площадь зеркала
987 кв.м.
Старожилы рассказывали, что около 30 лет назад пруд, был чистым и
глубоким.
Жители приходили на берега пруда, чтобы искупаться, порыбачить,
отдохнуть. А сейчас мимо него страшно пройти: свалки мусора, копившегося
годами.
6
Сроки выполнения работы. Сбор полевых материалов осуществлялся в
период двух школьных эколого-биологических экспедиций 2019, 2020 годов.
Работа подготовлена в январе 2021 года.
1.5 Методы и методики исследования
Методы исследования.
1. Рекогносцировочное или визуальное обследование;
2. Определение морфометрических особенностей участка наблюдения
(ширина, глубина водотока),
3.Установление физико - химических показателей воды: температура,
цвет
(цветность),
прозрачность
(мутность),
запах,
наличие
плавающих
примесей и пены на поверхности воды; определение водородного показателя
воды
рН
(с
помощью
универсальной
индикаторной
бумаги
рН
0-12
по
прилагающейся эталонной шкале).
4. Отбор проб макрозообентоса; определение качества воды с помощью
классификации проб зообентоса (Асланиди, Вачадзе. 1997).
5. Определение сапробности по зообентосу с помощью подсчёта индекса
сапробности по Пантле и Буку.
Методика исследования.
Исследования
проводились
в
соответствии
с
методикой
изучения
источников питьевой воды, разработанной в ГОУ ДОД ТО «ОЭБЦу»
При
рекогносцировочном
обследовании,
определении
морфометрических
особенностей,
установлении
физико-химических
показателей
учитывались
рекомендации
авторов
пособий
по
проведению
оценки экологического состояния водоёмов (Ганьшина, Горидченко, 1994).
Расчёт
индекса
сапробности
проводился
по
методу,
предложенному
Пантле и Буком. Индикаторная значимость (s) олигосапробов принята за 1,
бета- мезосапробов за 2, альфа- мезосапробов - за 3 и полисапробов - за 4.
Относительное количество особей вида (h) оценивается следующим образом:
случайные находки -1, частая встречаемость 3, массовое развитие- 5.
7
Индекс сапробности вычисляется по формуле:
∑sh
S=------------
∑ h
∑- сумма,
s-
индекс значимости вида,
h- относительное число
особей.
2. Основное содержание
2.1 Результаты исследования и их анализ в 2019 году
Общая длина береговой линии 145 м, максимальная длина пруда 47 м.,
максимальная
ширина
пруда
21
м,
минимальная
глубина
0,15
м.,
максимальная глубина 1,0м., площадь зеркала 987 кв.м. Дно глинистое, с
отложениями черного ила. Вода мутная, сероватая с гнилостным запахом.
Летом вдоль берегов наблюдалось «цветение» воды. Травянистый покров по
берегам не вытоптан. В травяном покрове преобладают травянистые формы :
подорожник
большой,
мать
-и
-мачеха,
крапива
двудомная,
лопух
паутинный, цикорий обыкновенный, череда трехраздельная. На одном из
берегов произрастают ива ломкая, ольха чёрная. Вдоль уреза воды и на
водной поверхности наблюдался бытовой мусор. На двух берегах пруда
обнаружены
свалки
мусора,
наблюдаются
стекающие
канализационные
стоки.
8
Таблица №1
Результаты
визуальных
наблюдений
и
определения
некоторых
физико-химических, гидробиологических показателей качества воды и
донных отложений пруда в 2019 году
Показате
ли качества
Номера створов
№1
№2
№3
№4
Запах
воды,
ила,
баллы
1-2
слегка
гнилостный
1-2
гнилостный
1-2
гнилостный
1-2
гнилостный
Цвет воды
серая
серая
серая
серая
Прозрачность
мутная
мутная
мутная
мутная
Реакция
среды, рН
6,5
6,5
6,5
6,5
Состояние
берегов
Берег
захламлён
бытовым
мусором,
строительны
м материалом
Берег
захламлён
бытовым
мусором,
строительны
м материалом
Обнаруженны
свалка
свалка
свалка
свалка
9
е
источники
загрязнения,
площади
водосбора
отсутствует
отсутствует
Качество
воды
слабо
загрязненная
слабо
загрязненная
слабо
загрязненная
слабо
загрязненная
Индекс
сапробности
2.45
2.42
2.45
2.40
Сапробность
β-
мезосапробна
я зона
β-
мезосапробна
я зона
β-
мезосапробна
я зона
β-
мезосапробна
я зона
При обследовании пруда возле берегов с подводных мелких камней
были
собраны
беспозвоночные
животные,
среди
которых
обнаружены
индикаторные таксоны: роющие и плоские личинки подѐнок, стрекозы -
плосконожки, мелкие двустворчатые моллюски горошинки. После разбора
проб организмов и выделения индикаторных таксонов с помощью атласа-
определителя
проводилась
оценка
степени
загрязнения
вод
по
шкале
качества
вод
с
использованием
соответствующей
таблицы.
В
результате
определения
сапробности
по
индикаторным
организмам
зообентоса
установлено,
что
вода
на
обследованных
участках
относится
к
слабо
загрязненным (3-4 класс) и
β-
мезосапробной зоне, где индекс сапробности
(S=2,40-2,45)
2.2 Результаты исследования и их анализ в 2020 году
Общая длина береговой линии 145 м, максимальная длина пруда 47 м.,
максимальная
ширина
пруда
21
м,
минимальная
глубина
0,10
м.,
максимальная глубина 0,8м., площадь зеркала 987 кв.м. Дно глинистое, с
отложениями
черного
ила,
местами
топкое.
Вода
мутная,
сероватая
со
слабым
гнилостным
запахом.
Травянистый
покров
по
берегам
не
10
подвергается сильному вытаптыванию. Мусора стало меньше по берегам
пруда, но канализационные стоки продолжают поступать в пруд
Таблица №2
Результаты визуальных наблюдений и определения некоторых
физико-химических, гидробиологических показателей качества воды и
донных отложений пруда в 2020 году
Показате
ли качества
Номера створов
№1
№2
№3
№4
Запах
воды,
ила, баллы
1-2
слегка
гнилостный
1-2
гнилостный
1-2
гнилостный
1-2
гнилостный
Цвет воды
серая
серая
серая
серая
Прозрачность
мутная
мутная
мутная
мутная
11
Реакция
среды, рН
6,5
6,5
6,5
6,5
Состояние
берегов
Берег
захламлён
бытовым
мусором,
строительны
м материалом
Берег
захламлён
бытовым
мусором,
строительны
м материалом
Обнаруженны
е
источники
загрязнения,
площади
водосбора
свалка
свалка
отсутствует
свалка
свалка
отсутствует
Качество
воды
слабо
загрязненная
слабо
загрязненная
слабо
загрязненная
слабо
загрязненная
Индекс
сапробности
2.45
2.42
2.45
2.42
Сапробность
β-
мезосапробна
я зона
β-
мезосапробна
я зона
β-
мезосапробна
я зона
β-
мезосапробна
я зона
При
обследовании
берегов
пруда
с
подводных
камней
были
обнаружены индикаторные таксоны: роющие и плоские личинки подѐнок,
личинки
стрекозы
-
плосконожки,
мелкие
двустворчатые
моллюски
горошинки,
мотыль.
После
разбора
проб
организмов
и
выделения
индикаторных таксонов с помощью атласа-определителя проводилась оценка
степени
загрязнения
вод
по
шкале
качества
вод
с
использованием
соответствующей
таблицы.
В
результате
определения
сапробности
по
индикаторным
организмам
зообентоса
установлено,
что
вода
на
12
обследованных участках относится к слабо загрязненным (3-4 класс) и
β-
мезосапробной зоне, где индекс сапробности (S=2,42-2,45).
3. Выводы и практические рекомендации
Выводы по работе: по результатам исследования удалось установить,
что
воды
пруда
относятся
к
слабо
загрязненным
(3-4
класс)
и
β-
мезосапробной
зоне.
Причинами
загрязнения
водоёма
являются
канализационные
стоки,
бытовой
мусор,
который
складировался
здесь
годами.
Практические рекомендации:
- проведение ежегодных мониторинговых исследований пруда и других
водных ресурсов поселка и района;
- проведение 5-7 акций «Чистый Берег», обучающимися, педагогами
МКОУ «Двориковская СОШ», жителями поселка по очистке берегов пруда
от мусора;
- привлечение внимания к проблеме загрязнения водных ресурсов на
страничке
районной
газеты
«Время
и
люди»,
родительских
собраниях
в
школе, сходе жителей поселка;
- поиск и совместное решение вопроса по очистке берегов пруда и
других
водных
источников
поселка
от
мусора
на
уровне
главы
поселения «Двориковское», Балаевой Т.В.;
-
расклеивание
листовок,
буклетов,
плакатов
в
местах
появления
несанкционированных свалок мусора.
4. Заключение
Для решения проблемы загрязнения водных ресурсов поселка, района
необходима
активная
позиция
населения,
школьников.
Сразу
изменить
13
экологическую
обстановку
состояния
водных
ресурсов
невозможно,
но
оставаться равнодушными к этой проблеме нельзя.
Я надеюсь, что моя работа
– это мой посильный вклад в решении
проблемы по очистке водных богатств поселка и района от мусора.
14
5. Список используемой литературы:
1. Асланиди К.Б.. Вачадзе «Биомониторинг? Это просто» Пущино, 1996г
2. Атлас - определитель индикаторных таксонов макробентоса в малых
водотоках. Пособие для определения классов качества речных вод. Сост.
Шиширина Н.Е., Ихер Т.П., Курчатова О.А. Тула, ТОЭБЦу, 2000г
3.
ГаньшинаЛ.А.,
Горидченко
Т.П.»Методика
оценки
экологического
состояния водоемов по организмам зообентоса» М., 1994
4.
Шиширина
Н.Е.,
Ихер
Т.П.,
«Практическое
руководство
по
комплексному исследованию экологического состояния малых рек» под ред.
проф.Л.Ф. Тарариной, Тула ТОЭБЦу, 2000г
15
6. Приложение
Приложение №1
Шкала классов качества речных вод
Перечень индикаторных таксонов
Классы качества вод
1
2
3
4
5
6
Ручейник Rhyacophia
▀
•
•
Макробеспозвоночные отсутствуют
Веснянки, кроме Nemoura
•
•
Личинка мухи (вилохвостка) Atheris
•
•
Бокоплав Gammarus
•
•
•
Губки Spongillidae
•
•
Беззубки Anodonta
•
•
Жаберные моллюски Viviparus, Bithynia,
Valvata
•
•
Речной рак Astacus
•
•
Ручейники Neureclipais, Molanna,
Brachycentrus
•
•
Личинки стрекоз красотки Cflopterus,
Ephemera, Polymitarcys плосконожки
Plathycnemis
•
•
Роющие личики подёнок
Ephemera, Polymitarcys
•
•
Плоские пиявки Dlossiphoniidae
•
•
•
Перловицы Unio, Crassiana
•
•
•
Водяной клоп Aphelochirus
montandonti
•
•
•
Плоские личинки подёнок
Heptadeniidae
•
•
•
Личинки вислокрылки Sialis lutoria
•
•
•
Личинки мошек Simuniliidae
•
•
•
Р учейни ки Нуdropsyche, Anabolia
•
•
Личинки стрекоз Gomphidae
•
•
Червеобразные пиявки Erpobdella, Haemoris
Piscicola
•
•
Горошинки, шаровики Pisidiidae
•
•
Водяной ослик Asellus aquatica
•
•
•
Трубочник Tubificidae
•
•
Мотыль Chironomus
•
•
Личинка мухи (крыска) Eristalis
•
•
Индивидуальная классовая
значимость
25
6
5
7
20
16
Приложение № 2
Эколого- санитарная классификация поверхностных вод суши
Класс
качества воды
Разряд
качества воды
Индекс
сапробности
Наименование
зон сапробности
Предельно чистая
≤ 0,50
ксеносапробная
Чистая
Очень чистая
Вполне чистая
0,50-1,00
1,01-1,50
β
олигосапробная
α олигосапробная
Умеренно
загрязненные
Достаточно чистая
Слабо загрязненная
1.51-2.00
2,01-2,50
β
мезосапробная
β
мезосапробная
Загрязненная
Умеренно
загрязненная
Сильно
загрязненная
2,51- 3,00
3,01-3,50
α
мезосапробная
α
мезосапробная
Грязная
Весьма грязная
Предельно грязная
3,51-4,0
≥ 4,0
β
полисапробная
α
полисапробная