Авторы: Базанова Елена Александровна, Ландарь Анастасия Николаевна
Должность: социальный педагог, тьютор
Учебное заведение: МКУ "Центр содействия семейному устройству детей "Радуга"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Юрга
Наименование материала: статья
Тема: Проблема девиантного поведения у подростков воспитывающихся в семье находящихся в трудной жизненной ситуации.
Раздел: среднее образование
Проблема девиантного поведения у подростков воспитывающихся в
семье находящихся в трудной жизненной ситуации.
Муниципальное казенное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей детский дом «Радуга»
Базанова Елена Александровна,
социальный педагог;
Ландарь Анастасия Николаевна,
социальный педагог;
г
Аннотация: в данной статье рассмотрены причины появления девиантного поведения
у подростков из семей, находившихся в сложной жизненной ситуации, последствия такого
поведения и меры профилактики.
Ключевые
слова:
девиантное
поведение,
эмоции,
делинквентное
поведение,
подростковый возраст, эмоциональная сфера.
Подростковый период является одним из важнейших этапом жизни, в становлении
личности каждого человека. В подростковом возрасте ребенок стремиться понять себя, своих
родителей, друзей и близких, общепринятые нормы и ценности.
Подросток стремиться найти своё место в обществе, связана данная цель с развитием
самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни.
Одной из особенностей подросткового возраста у ребенка стоит считать девиантное
поведение.
Под
девиантным
поведением
можно
понимать
систему
поступков
противоречащих принятым в обществе нормам. Основной особенностью девиантного
поведения
является
несбалансированность
психических
процессов,
неадаптивность,
нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического
контроля над собственным поведением. [1]
Проблема девиантного поведения подростков наиболее актуальна
для семей
находящихся в трудной жизненной ситуации, данная проблематика приобрела в последнее
время массовый характер, поэтому она привлекает внимание психологов и социальных
педагогов.
В семьях, где родители склонны к нарушению социальных норм (алкогольная,
наркотическая и другие зависимости), подростки так же наследуют пристрастия родителей,
что становится причиной появления девиаций в поведении.
Поведение несовершеннолетних воспитывающихся в семьях находящихся в трудных
жизненных ситуациях различается рядом особенностей: дефицитностью жизненного опыта,
низким уровнем самокритики, отсутствием оценки актуальных событий, повышенной
эмоциональностью,
вербальной
и
двигательной
активностью,
импульсивностью,
внушаемостью, особенностью чувства независимости, негативизмом, неуравновешенностью
торможения и возбуждения.
Ускорителем девиантного поведения часто может являться жестокое обращение и
травмирующий опыт пережитый в семье. Копирование и стремление подростка к взрослой
жизни, самостоятельности и независимости, в совокупности с антисоциальным поведением
семьи, определяет появление неадекватных реакций при общении с окружающими людьми.
[2]
Чаще всего подростки из таких семей стремятся к общению в небольших компаниях,
в которых они получают возможность самореализоваться и самоутвердиться, чаще всего это
круг сверстников из таких же семей.
Девиантное поведение у детей приводит к дезадаптации в школе. Отклонение от
общих школьных норм, привлечения общественного внимания к своей персоне. Нарушение
общепринятых законов в поведении. Все это является неотъемлемой чертой подростков из
неблагополучных семей.
Для таких подростков характерно:
1. Деструктивное поведение - причиняющее вред самой личности, которое не
соответствует общепринятым социальным нормам (конформизм, мазохизм).
2. Асоциальное поведение - причиняющее вред самой личности и социальным
группам (семья, соседи, компания). Данное поведение проявляется в алкоголизме,
наркомании и попытках суицида.
3.
Противоправное поведение - представляет собой нарушение моральных и
правовых норм, выражающееся в грабежах, убийствах и прочих преступных действиях. [3]
Неотъемлемой частью при коррекции девиантного поведения подростков является
выявление, ликвидация и уменьшение причин любой негативной девиации в среде
подростков, формированию адекватного поведения проблемных подростков, а так же
реабилитацию тех, кто уже допустил отклонения в поведении.
В
предупреждении
девиантного
поведения
в
подростковой
среде
участвует
множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью
целей и задач. Одним из центральных звеньев в системе органов общей профилактики
является учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социально-психологический аспект профилактической работы связан с организацией
социально-психологического
сопровождения
подростков
из
неблагополучных
семей,
которое реализуется главным образом через программы социально-психологических и
психологических занятий,
направленных на развитие их самосознания,
повышения
психологической компетентности как субъектов взаимодействия. В конечном итоге это
способствует развитию конструктивных форм активности.
Таким образом, эффективность работы учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей по направлению выявления на ранних стадиях
несовершеннолетних
детей
находящихся
в
трудной
жизненной
ситуации,
является
актуальной
по
сей
день,
что
способствует
формированию
благоприятной
среды
жизнедеятельности подростка, стабилизация внутрисемейных отношений и уменьшению
количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе.
Литература
1. Менделевия, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] – Учебное пособие.
СПб.: Речь,2005. – 455 с.
2. Заверткина, Е.Г. Коррекция девиантного поведения подростков [Текст]
-
методическое пособие. – Ярославль, 2006. – 368 c.
3. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений
[Текст] - Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.