Напоминание

Проблема девиантного поведения у подростков воспитывающихся в семье находящихся в трудной жизненной ситуации.


Авторы: Базанова Елена Александровна, Ландарь Анастасия Николаевна
Должность: социальный педагог, тьютор
Учебное заведение: МКУ "Центр содействия семейному устройству детей "Радуга"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Юрга
Наименование материала: статья
Тема: Проблема девиантного поведения у подростков воспитывающихся в семье находящихся в трудной жизненной ситуации.
Раздел: среднее образование





Назад




Проблема девиантного поведения у подростков воспитывающихся в

семье находящихся в трудной жизненной ситуации.

Муниципальное казенное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей детский дом «Радуга»

Базанова Елена Александровна,

социальный педагог;

Ландарь Анастасия Николаевна,

социальный педагог;

г

Аннотация: в данной статье рассмотрены причины появления девиантного поведения

у подростков из семей, находившихся в сложной жизненной ситуации, последствия такого

поведения и меры профилактики.

Ключевые

слова:

девиантное

поведение,

эмоции,

делинквентное

поведение,

подростковый возраст, эмоциональная сфера.

Подростковый период является одним из важнейших этапом жизни, в становлении

личности каждого человека. В подростковом возрасте ребенок стремиться понять себя, своих

родителей, друзей и близких, общепринятые нормы и ценности.

Подросток стремиться найти своё место в обществе, связана данная цель с развитием

самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни.

Одной из особенностей подросткового возраста у ребенка стоит считать девиантное

поведение.

Под

девиантным

поведением

можно

понимать

систему

поступков

противоречащих принятым в обществе нормам. Основной особенностью девиантного

поведения

является

несбалансированность

психических

процессов,

неадаптивность,

нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического

контроля над собственным поведением. [1]

Проблема девиантного поведения подростков наиболее актуальна

для семей

находящихся в трудной жизненной ситуации, данная проблематика приобрела в последнее

время массовый характер, поэтому она привлекает внимание психологов и социальных

педагогов.

В семьях, где родители склонны к нарушению социальных норм (алкогольная,

наркотическая и другие зависимости), подростки так же наследуют пристрастия родителей,

что становится причиной появления девиаций в поведении.

Поведение несовершеннолетних воспитывающихся в семьях находящихся в трудных

жизненных ситуациях различается рядом особенностей: дефицитностью жизненного опыта,

низким уровнем самокритики, отсутствием оценки актуальных событий, повышенной

эмоциональностью,

вербальной

и

двигательной

активностью,

импульсивностью,

внушаемостью, особенностью чувства независимости, негативизмом, неуравновешенностью

торможения и возбуждения.

Ускорителем девиантного поведения часто может являться жестокое обращение и

травмирующий опыт пережитый в семье. Копирование и стремление подростка к взрослой

жизни, самостоятельности и независимости, в совокупности с антисоциальным поведением

семьи, определяет появление неадекватных реакций при общении с окружающими людьми.

[2]

Чаще всего подростки из таких семей стремятся к общению в небольших компаниях,

в которых они получают возможность самореализоваться и самоутвердиться, чаще всего это

круг сверстников из таких же семей.

Девиантное поведение у детей приводит к дезадаптации в школе. Отклонение от

общих школьных норм, привлечения общественного внимания к своей персоне. Нарушение

общепринятых законов в поведении. Все это является неотъемлемой чертой подростков из

неблагополучных семей.

Для таких подростков характерно:

1. Деструктивное поведение - причиняющее вред самой личности, которое не

соответствует общепринятым социальным нормам (конформизм, мазохизм).

2. Асоциальное поведение - причиняющее вред самой личности и социальным

группам (семья, соседи, компания). Данное поведение проявляется в алкоголизме,

наркомании и попытках суицида.

3.

Противоправное поведение - представляет собой нарушение моральных и

правовых норм, выражающееся в грабежах, убийствах и прочих преступных действиях. [3]

Неотъемлемой частью при коррекции девиантного поведения подростков является

выявление, ликвидация и уменьшение причин любой негативной девиации в среде

подростков, формированию адекватного поведения проблемных подростков, а так же

реабилитацию тех, кто уже допустил отклонения в поведении.

В

предупреждении

девиантного

поведения

в

подростковой

среде

участвует

множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью

целей и задач. Одним из центральных звеньев в системе органов общей профилактики

является учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-психологический аспект профилактической работы связан с организацией

социально-психологического

сопровождения

подростков

из

неблагополучных

семей,

которое реализуется главным образом через программы социально-психологических и

психологических занятий,

направленных на развитие их самосознания,

повышения

психологической компетентности как субъектов взаимодействия. В конечном итоге это

способствует развитию конструктивных форм активности.

Таким образом, эффективность работы учреждения для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей по направлению выявления на ранних стадиях

несовершеннолетних

детей

находящихся

в

трудной

жизненной

ситуации,

является

актуальной

по

сей

день,

что

способствует

формированию

благоприятной

среды

жизнедеятельности подростка, стабилизация внутрисемейных отношений и уменьшению

количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе.

Литература

1. Менделевия, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] – Учебное пособие.

СПб.: Речь,2005. – 455 с.

2. Заверткина, Е.Г. Коррекция девиантного поведения подростков [Текст]

-

методическое пособие. – Ярославль, 2006. – 368 c.

3. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений

[Текст] - Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.



В раздел образования