Автор: Мецко Ольга Олеговна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: Тверь, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету Русский язык» учителя высшей категории МОУ СОШ №1 Мецко Ольги Олеговны.
Тема: «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету Русский язык»
Раздел: полное образование
Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном
учебном занятии по предмету Русский язык» учителя высшей категории
МОУ СОШ №1 Мецко Ольги Олеговны.
Цель учебной деятельности
.
Целью данной работы является создание условий для повышения качества
знаний учащихся на уроках русского языка.
Актуальность разработки обусловлена необходимостью создания практико
ориентированных условий организации учебной деятельности в рамках
урока.
Планируемые результаты учебной деятельности (перечень умений).
1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения, чтения, письма), создания устных монологических
высказываний.
2. Понимание роли языка в развитии творческих способностей личности в
процессе образования и самообразования.
3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского
языка: характеристика основных видов выразительных средств фонетики,
лексики и синтаксиса.
4. Расширение научных знаний о языке, распознавание глаголов, причастий,
деепричастий и их морфологических признаков.
5. Формирование навыков проведения различных видов анализа слова,
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также анализа
текста.
6. Обогащение словарного запаса, умение использовать словари.
7. Овладение основными нормами литературного языка, речевого этикета.
Данные
результаты
позволят
выпускнику
научиться
самостоятельно
использовать богатство русского языка.
Учебные задания для формирования УУД на предметном материале.
1. Задания, формирующие умение учиться. Задания «ловушки». Учитель
может присоединиться к неправильному ответу учащихся, выполняя данное
задание.
2. Задания, не имеющие решения. Какое слово является проверочным к слову
«пять»: опята, пятница, пятнышко, пятнистый?
3. Задания, требующие чёткого осознания учеником границы своих знаний и
возможностей. Где нужно проверить безударную гласную: к…рандаш, р…
болов, перекр…сток.
4.
Задание
с
недостающими
данными.
Например,
существительное
оканчивается на букву /Ш/. Нужен ли мягкий знак?
УУД
–
это
действия
самих
детей,
которые
формируют
учебную
самостоятельность каждого ребёнка.
Форма организации учебной деятельности обучающихся.
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков
разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной
деятельности на уроке. В педагогической литературе, в школьной практике
приняты три формы: фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая
предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством
учителя, вторая – самостоятельную работу ученика в отдельности; групповая
– учащиеся работают в группах. Задания могут быть одинаковыми или
разными.
1. Фронтальная форма организации учебной деятельности.
Во время данной деятельности все ученики выполняют одинаковую работу,
всем классом обсуждают. Учитель ведёт работу со всем классом. Это
способствует установлению доверительных отношений не только между
учителем и учащимися, а также между учащимися. Эта форма воспитывает в
учащихся чувство коллективизма.
2. Индивидуальная форма организации учебной деятельности. Эта форма
предполагает,
что
каждый
ученик
получает
для
самостоятельного
выполнения задания, специально для него подобранные в соответствии с его
подготовкой и умственными возможностями. Это может быть работа с
учебником,
написание
рефератов,
докладов,
выполнение
различных
упражнений для усвоения новых знаний и их закрепления. Эту форму лучше
использовать при закреплении повторения, при изучении нового материала.
Для
слабоуспевающих
учащихся
необходимо
выполнять
упражнения,
которые содержали бы в себе образцы выполнения написания. Эта форма
даёт возможность каждому ученику закреплять полученные знания, но она
может иметь недостаток – ограничивает стремление передавать свои знания
другим.
3. Групповая форма организации учебной деятельности.
Класс делится на группы для выполнения конкретных заданий. Применяя эту
форму, учитель может оценивать индивидуальную работу каждого члена
группы. Эта форма применима при проведении практических работ.
Каждая форма организации учебной деятельности способствует развитию
мыслительного процесса учащихся.
Применение
дифференциации
при
обучении
является
необходимой
возможностью, так как повышает результативность обучения по русскому
языку, помогает формировать учебную деятельность детей, повышает
уровень
мотивации
во
владении
нормами
языка,
учит
быть
коммуникабельными, помогать друг другу.