Напоминание

Функциональная оценка поведения детей "группы риска"


Автор: Финогенова Наталья Юрьевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 27
Населённый пункт: р.п. Солнечный Хабаровский край
Наименование материала: работа с детьми "группы риска"
Тема: Функциональная оценка поведения детей "группы риска"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема 3. «Функциональная оценка поведения детей «групп-риска» и план

коррекции поведения у проблемных детей»

Функциональная оценка поведения имеет 3 основных этапа:

- Сбор информации, консультация

- Прямое наблюдение, разработка гипотезы

- Создание плана действий, консультация

Этап 1:

Существует множество способов сбора информации о ребенке, его

проблемах поведения, об окружающей среде и возможных функциях

поведения. Как правило, специалисты проводят 1-2 интервью с родителями

(или учителями, если запрос о FBA был сделан школой), просматривают

записи ребенка (образовательные документы, Индивидуальный План

Обучения (ИПО), последние заключения психолога, врача и т.д.), а также

собирают информацию от родителей о возможных вариантах замещающего

альтернативного поведения.

Важно задействовать родителей в каждом этапе FBA, так как это помогает

убедиться в том, что родители являются активными участниками

вмешательства. Цель на данном этапе заключается в сборе информации о

проблематичном поведении, когда оно возникает, как долго длится, как оно

выглядит, наблюдалось ли ухудшение в недавнее время, что обычно его

запускает, и как родители реагируют на проблемное поведение у ребенка.

Стоит спросить о том, какие стратегии родители уже испробовали в

попытках прекратить нежелательное поведение.

Этап 2:

Следующим шагом является непосредственное наблюдение за проявлением у

ребенка нежелательного поведения. Иногда это может оказаться трудной

задачей. Поскольку специалист, осуществляющий оценку, как правило,

незнаком ребенку, и у ребенка нет опыта усиления нежелательного

поведения этим специалистом, часто случается так, что во время наблюдения

ребенок не проявляет никаких проблем поведения, чем вызывает недоумение

у своих родителей. Если же все - таки есть возможность пронаблюдать за

проблематичным поведением ребенка, необходимо обратить особое

внимание на предшествующие факторы и последствия такого поведения.

Если же нежелательное поведение не возникает, вы можете осуществить

непосредственные пробы. Например, если родители говорят, что у ребенка

случаются истерики каждый раз, когда они его купают, тогда можно

попросить родителей искупать его в вашем присутствии. Однако если речь

идет о потенциально небезопасных ситуациях, например, когда родители

говорят, что после слова «Нет» ребенок начинает биться головой, то

искусственно воссоздавать такие ситуации будет неэтично. В подобном

случае можно либо запланировать большее количество визитов для

наблюдения, либо попросить родителей записать на видео это поведение,

когда оно возникнет в следующий раз.

На данном этапе профессионал уже должен обладать некоторыми гипотезами

в отношении проблематичного поведения, которые основываются на

наблюдении и собранных данных.

Существует 4 основных функции проблематичного поведения: получение

внимания или желаемого объекта, автоматическое усиление (сенсорика),

избегание или уклонение от требования и выражение индивидуумом своих

желаний или потребностей. Часто поведение выполняет несколько функций,

тем не менее, как правило, существует основная функция (первичная) и

второстепенная (вторичная).

Этап 3:

После завершения функциональной оценки поведения следующим шагом

является разработка поведенческого плана.

Поведенческий план – это «план действий», или вмешательство, которое

позволит уменьшить или устранить проблемы поведения. Обычно план по

сокращению проблемного поведения составляет 50% программы

вмешательства, а другие 50% программы отводится на обучение

альтернативному поведению. Другими словами, когда ребенок перестанет

проявлять проблемное поведение, какого поведения вы ждете от него

взамен? Вмешательства, которые разрабатываются, должны быть напрямую

связаны с функцией проблемного поведения. Если ребенок кричит, чтобы

получить сенсорные ощущения, то игнорирование его криков станет не

лучшим выбором для программы вмешательства. Лучшим выбором будет,

например, научить ребенка петь песни, что удовлетворит его потребность в

получении сенсорных ощущений.

На этапе 3 также необходимо проведение консультаций, поскольку очень

важно привлекать родителей к разработке поведенческих планов и

формированию замещающих поведений. Если родители чувствуют себя

неуверенно по отношению к предложенному вами вмешательству, то

необходимо выяснить, почему так происходит. С чем именно не соглашаются

один или оба родителя? Например, некоторые родители не хотят

использовать процедуры гашения, не всегда понимая разницу между

гашением и игнорированием. В любом случае, если родители принципиально

не согласны на какие-либо пункты программы вмешательства, ее необходимо

переписать. Поведение ребенка все равно улучшится, просто это, возможно,

займет больше времени

В поведенческом плане будут описаны:

Стратегии, предотвращающие проблемное поведение (можно ли изменить

окружающую обстановку так, чтобы поведение не возникало?);

Стратегии, направленные на модификацию последствий поведения (как

сделать так, чтобы ребенок перестал демонстрировать проблемное

поведение?);

Стратегии обучения социально приемлемым видам поведения, которые по

функции замещают проблемное поведение (если ребенок научится достигать

той же самой цели с помощью приемлемого поведения, то в проблемном

поведение не будет надобности).



В раздел образования