Автор: Назарова Виктория Владимировна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБОУ ПОО МТК имени В.П. Омельченко
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приёмы активизации творческой деятельности студентов на занятиях английского языка
Раздел: среднее профессиональное
государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко»
«Методы и приёмы активизации творческой деятельности студентов на
занятиях английского языка»
Магнитогорск 2021
Методические указания
по дисциплине «Английский язык»
Автор-составитель: Назарова В.В. - преподаватель ГБОУ ПОО МТК
им. В.П. Омельченко
Рецензент: Башкирова О.А. – методист ГБОУ ПОО МТК им. В.П.
Омельченко
Данные методические указания содержит описание целей, методических
характеристик и приемов. Особенностью данных методических указаний
является использование преподавателем средств ИКТ, работа студентов в
группах, использование интернет-технологий, работа с аутентичными
текстами и песнями и т.п. Разработка посвящена практическому
применению методов и приемов преподавания, способствующих развитию
навыков творческой деятельности. Работа состоит из введения, трёх
разделов, содержит выводы и список использованных источников. Объём
работы 10 листов.
© ГБОУ ПОО МТК
2
Содержание
Цели и задачи
4
1.
Игровые
приемы
работы
над
грамматическими
и
лексическими структурами
5
2.
Методы активизации речи в ролевой игре
5
3.
Приемы
активизации
деятельности
учащихся
через
творческие задания.
6
4. Использование ИКТ как метод индивидуализации и развития
социокультурной компетенции студентов
9
Список литературы
10
3
Цели:
представить приемы и методы работы развития творческой активности;
формирование
творческих
способностей
студентов
путем
использования
различных
методов
работы,
способствующих
их
творческой активизации.
Задача:
рассмотреть
практическое
применение
методов
и
приемов
преподавания,
способствующие
развитию
навыков
творческой
деятельности.
Творческий уровень работы связан с формированием навыков и умений
осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач,
как в устной речи, так и при чтении, например, действовать в соответствии с
предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить
сообщение на определённую тему, прослушать сообщение и выразить своё
отношение к его содержанию; прочесть рассказ, и ответить на проблемные
вопросы
в
связи
с
содержательно-смысловым
планом
текста,
интерпретировать главную идею текста, чтобы стимулировать становление
учебно-познавательных мотивов.
Интерес представляют приемы, стимулирующие активную мыслительную
деятельность и побуждающие студентов к высказыванию мыслей на
английском языке.
Примером таких приемов можно считать следующие:
игровые приемы;
приемы активизации речи в ролевой игре;
творческие конкурсы;
проблемные творческие задания;
коммуникативные задания;
использование аутентичной песни;
мультимедийные презентации.
4
I. Игровые приемы работы над грамматическими и лексическими
структурами
Задания такого типа направлены на развитие мыслительной деятельности
учащихся, дают им возможность показать свои знания не только в области
английского языка, но и в других сферах деятельности, вырабатывают
быстроту реакции, внимание, сосредоточенность. Такие задания можно
давать как в начале занятия, так и в середине. Наибольший эффект
достигается в ситуации, когда студенты утомлены.
1. Лексическая игра - “Закончи предложения”
1.
My parents …
2.
The first thing I do when I get up in the morning…
3.
Every season has| is
4.
I don’t like when people…
5.
School is a place…
6.
The computer is..
7.
It’s great when…
8.
To be well- dressed means..
9.
Music is something that..
2.“ Я думаю о чем то (приложение1)
3.Лексическая игра “ Домино” (приложение2)
4.“ Бинго” (приложение 3)
5.“Девятка”
Последняя грамматическая игра направлена на отработку неправильных
глаголов.
Грамматические и лексические игры призваны обеспечить умение студентов
практически
применять
знания
на
практике,
активизировать
их
мыслительную
деятельность,
направленную
на
употребление
грамматических конструкций в естественных условиях общения”.
II. Методы активизации речи в ролевой игре
1. Ролевая игра
строится на межличностных отношениях, мотивирует
речевую деятельность. Для студентов совместная деятельность и общение
приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм
и способов общения, познанию других людей в общении.
Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и
отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого
поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного
количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой
5
участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое
поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной
цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.
1.Ролевая игра “Памятные каникулы” (приложение 4).
2. Ролевая игра “Разрешите проблемные ситуации Приложение 5).
3. Дискуссии.
2. Дискуссия
представляет собой одну из форм спора как словесного
состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью
достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием
дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное
решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного
ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения,
иметь
собственное
мнение
по
данному
вопросу,
владеть
приемами
воздействия на партнеров и управление беседой.
Выразите свою точку зрения по следующей идее:
The more you study, the more you know. The more you know, the more you forget.
The more you forget, the less you know. The less you know, the less you forget. The
less you forget, the more you know. So why study? ( English joke)
3.Пресс-конференции.
1.Каждая группа представляется как журналисты и редакторы знаменитых
газет и журналов. Они получают много писем от тинэйджеров о своих
проблемах. Задача - обсудить письмо в группе и дать совет подростку.
Письмо 1.
My problem is with my French lesson. Most lessons are boring .Sometimes I just
have to doodle on my desk or write letters, otherwise I’d fall asleep
My class teacher forces me to go, because she says, it’ll be good for me.
I absolutely hate them! What can I do?
Mary, 13.
III. Приемы активизации деятельности учащихся через творческие
задания.
Творческая деятельность дает учащимся общеобразовательных школ
широкие возможности для проявления собственной индивидуальности
Творческий уровень связан с такими умениями как, например, подготовить
сообщение на определенную тему, выразить свое отношение к содержанию
текста, интерпретировать главную идею текста.
1. Творческий конкурс “ Предложи свой перевод стихотворения.
“Teacher’ s prayer” (“Молитва учителя”) (Приложение 6).
6
2.Составление “рекламок” о Березово.
3.Составить рассказ по набору картинок (приложение 7)
4.Информационные проекты учащихся
IV. Творческие задания по теме “ Образование в России и Америке”
(примеры)
1.
“Почему я завидую американским школьникам”
2.
“Труднее учиться в начале или в конце года”
3.
“Прочитай эти правила поведения в школе и напиши соответствуют ли
они нашей школе (приложение 8).
4.
Что ты думаешь о школьной форме? Вырази аргументы “за” и
“против”.
Метод “ коммуникативное задание”
Коммуникативные
задания,
используемые
в
интенсивной
методике,
помогают вывести студентов за пределы чисто учебной деятельности
благодаря заранее определенной роли. Ситуация плюс роль управляют
речевым поведением студентов.
1.Преподаватель: “У меня новости - завтра к нам приезжает Д. Браун,
журналист из Лондона. У него поручение написать статью для газеты о
нашем поселке. Что можно порекомендовать ему посмотреть в первую
очередь, так как он пробудет у нас всего 2 дня?”
Использование
аутентичной
песни
как
метод
повышения
коммуникативной компетенции студентов.
Песня на уроках английского языка может использоваться в самых разных
целях: для развития аудитивных, произносительных и грамматических
навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также
для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого
языка.
Данная песня служит как средство повторения грамматического материала
“условные предложения” и отработки его в устной речи в упражнениях.
1.Песня“ El condor pasa”
I.
I’d rather be a sparrow than a snail.Yes, I would. If I could, I surely would.
I’d rather be a hammer than a nail .Yes, I would. If I could, I surely would.
Bridge:
Away,
I’rather
sail
away.
Like
a
swan
that’s
here
and
gone.
7
A
man
gets
up
to
the
ground:
He gives the world its saddest sound, its saddest sound
II.
I’d rather be a forest than a street. Yes, I would. If I could, I surely would.
I’d rather feel the earth beneath my feet.Yes, I would. If I could, I surely would.
Bridge
1. Какие слова являются новыми для вас в этой песне? Найди в этом
квадрате 11 слов из песни и 1 слово из названия песни.
g
s
p
a
r
r
o
w x
h
o
p
r
t
v
f
w e
a
s
n
a
i
l
o
r
m o
c
s
s
z
t
m a
n
u
e
a
r
t
h
w b
e
m l
a
n
e
f
e
e
t
a
w z
e
v
i
d
t
d
s
c
o
n
d
o
r
o
l
k
y
e
t
q
p
f
u
m i
e
a
2. Распределите эти слова по категориям.
Living creatures
Natural
things
(
including
body
parts)
Man -made things
1___________
1__________________
1______________
2_____________
2_________________
2______________
3_____________
3_________________
3_______________
4_____________
4________________
3.Прослушай песню еще раз и заполни пропуски словами из песни
4.Ответь на вопросы:
1. Which would you rather be: a sparrow or a snail? Tell why.
5. Работа в парах. Используйте структуры could would чтобы закончить
следующие вопросы:
1.If you----- live anywhere in the world,where ___ you live?
2. If you---- be friends with any musicians in the world, with whom __- you be
friends?
8
IV. Использование ИКТ как метод индивидуализации и развития
социокультурной компетенции студентов
Использование ИКТ на уроках позволяет решить такие актуальные для
методики обучения как индивидуализация и комфортность обучения,
учет разных типов восприятия.
Использование на уроках и во внеурочной деятельности презентаций по
страноведению Америки, сделанных при поддержке американского
посольства позволяет
проводить
практику
по
всем
видам
речевой
деятельности
Наиболее
значимое
достоинство
этих
презентаций-
информационная
ценность:
сведения
о
политической
жизни,
о
достопримечательностях.
В них используются различные методические приёмы, позволяющие
проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся.
Использование
мультимедийных
программ
вовсе
не
исключает
традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех
этапах обучения.
Итак, мы рассмотрели некоторые методы развития творческой активности на
занятиях английского языка. И реализация этих и других методов полностью
будет зависеть от умения преподавателя вовлечь студентов в процесс
активного усвоения английского языка. Это дело достаточно трудное и во
многом
определяется
стремлением
студентов
к
приобретению
и
совершенствованию своих языковых умений и навыков.
9
Литература
1.
Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК
“Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.
2.
Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3,
2002. с 33-41.
3.
Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим.
М., 2007.
4.
Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью
компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
5.
Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного
языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.
6.
Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным
языкам. Якутск, 2004.
7.
Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в
обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.
8.
Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.
9.
Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного
языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005
10.Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6,
1997., с 2-7.
11.Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ.,
2004.
12.Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 1997
13.Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение дошкольников иностранному
языку с помощью компьютера. ИЯШ, №4, 2003. с. 52-56.
14.Телицина Т. Н. использование компьютерных программ на уроках
английского языка. ИЯШ, №2. 2002.
15.Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5,
1997г с. 40-41.
16.Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в
начальной школе. ИЯШ, №2, 2002. с. 43-47.
10