Напоминание

Узорное ткачество


Автор: Ковалёва Виктория Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО"НДХШ"
Населённый пункт: город Новозыбков
Наименование материала: статья
Тема: Узорное ткачество
Раздел: дополнительное образование





Назад




Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих

поколений

мастеров.

Оно

едино

в

своей

художественной

структуре

и

необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые

проявляются

во

всем,

начиная

с

выбора

(использования)

материала

и

заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Глубокое

понимание

народным

мастером

материала

позволяет

создавать

совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и

глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят

органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются

под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с

их собственными природными свойствами. Поэтому гончарное изделие из

простой глины не спутаешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд с

предметом, выполненным из серебра.

Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в

художественно-технические

приемы,

позволяющие

наиболее

рационально

конструировать

и

украшать

изделия

орнаментом

или

сюжетными

изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией

творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны

виды

художественного

ремесла:

лозоплетение,

гончарное

дело,

кружевоплетение,

ковроделие,

ткачество,

вышивка,

художественная

обработка дерева, кости, камня, металла и других материалов.

Узорное ткачество является особенной областью декоративно-прикладного

искусства, поскольку влияние технологии изготовления тканей в ней сильнее,

чем в любом другом виде декоративно-прикладного искусства. Узор здесь

формируется во время изготовления ткани. Технология определяет, какой вид

узоров можно сделать, а также способ размещения мотивов в орнаментах

ткани.

Долгими зимними вечерами на «посиделках», или «беседах», крестьянские

девушки

пряли

на

ручных

прялках

свою

пряжу.

А

ближе

к

весне

они

начинали

ткать.

Узорные

ткани

домашнего

изготовления

имели

разное

назначение.

Из

них

крестьянские

женщины

шили

нарядные

цветные

сарафаны, поневы — клетчатые юбки с богато орнаментированной отделкой,

рубахи с ткаными узорами по подолу, краям рукавов и у ворота, запоны-

передники, шушпаны — род верхней распашной одежды, а иногда и платки,

головные косынки. Прекрасным дополнением к народному костюму служил

узорный

пояс,

затканный

геометрическим

орнаментом,

а

то

и

буквами,

дарственной надписью или инициалами. Необычайно живописное зрелище

1

представлял первый выгон скота весной или первый день сенокоса в разгаре

лета, которые всегда отмечались как своего рода трудовые праздники: яркие,

разноцветные тканые юбки женщин, их рубахи с нарядными подолами, в

которых доминировал красный цвет, дополненный иногда ярко- розовым,

синим, оранжево-желтым, контрастно выделялись на фоне сочной зелени

лугов и соперничали своими красками с луговыми цветами.

Столь же красочно оформлялись изделия, предназначенные для украшения

интерьера

крестьянского

дома.

Так

называемый

«красный

угол»

(противоположный от печи) украшали полотенцами с широкими вышитыми

или ткаными узорами, на стол стелили скатерть, нередко целиком из цветного

узорного полотна, иногда белую или клетчатую с красной узорной каймой и

такой

же

прошивкой,

часто

украшалась

свисающая

часть

простыни

(так

называемый «подзор», или «подвес»), такая нарядная простыня стелилась по

праздникам.

Особенно

красочно

выглядела

деревенская

изба

во

время

свадьбы — все стены ее увешивались яркими узорчатыми полотенцами, по

количеству их и красоте узора судили о трудолюбии и мастерстве невесты, а

также о зажиточности семьи.

Все это бесконечное разнообразие узоров создавалось, как правило, руками

простых

деревенских

женщин-

крестьянок,

которые,

из

поколения

в

поколение передавая секреты своего мастерства, донесли до наших дней

богатые

художественные

традиции

древнего

самобытного

искусства

узорного ткачества.

2

Технология ткачества

Технологический процесс ткачества в основе своей состоит в следующем:

одни

нити,

идущие

вдоль

станка

и

называемые

основой,

должны

быть

натянуты параллельно друг другу в горизонтальной плоскости; другие нити,

уточные, должны переплетаться с нитями основы, образуя ткань, эти нити

имеют

поперечное

направление.

Для

натяжения

основы

и

придания

ей

горизонтального положения на станке имеется система из двух валиков: на

первом, так называемом навое, нити основы должны быть навиты, как на

большую катушку; на второй, товарный валик, наматывается готовая ткань.

Навой укрепляется горизонтально в раме станка со стороны, удаленной от

ткача, товарный валик — со стороны ткача; и тот и другой могут вращаться,

их вращение задерживается системой храповиков и собачек.

Между навоем и товарным валиком нити основы должны быть пробраны в

так называемые ремизки (по-народному «нитенки») — планки, на которые

надеты

веревочные

петельки

с

отверстиями-глазками

(«галева»),

через

которые и должны проходить нити основы. Таких ремизок должно быть

минимум две: одна — для четных нитей основы, другая — для нечетных.

Ремизки сверху подвязываются на специальном бруске разными способами, в

простейшем случае — попарно через вращающийся валик.

Когда поднимается одна ремизка, поднимаются и нити, пробранные в нее

(например,

нечетные),

а

все

другие

нити

вместе

со

своей

ремизкой,

соответственно, опускаются (четные). В образующееся между верхними и

нижними нитями основы пространство, называемое зевом, и должна быть

проложена

уточная

нить.

Для

этого

служит

челнок

с

вложенной

в

него

шпулькой.

Затем

нити

основы

меняются

местами,

прокладывается

новая

уточная нить, и весь процесс повторяется. Так получается ткань простого

полотняного переплетения.

Для опускания и поднятия ремизок служат подножки — длинные дощечки,

идущие

невысоко

над

полом

вдоль

станка,

к

одному

концу

которых

подвязываются

ремизки,

каждая

к

своей

подножке,

с

противоположной

стороны

подножки

имеют

ось

вращения.

При

нажатии

на

подножку

соответствующая ей ремизка опускается, а другая поднимается.

Нажимая то на одну, то на другую подножку, каждый раз в полученный зев

пробрасывают челнок с уточной нитью и прибивают ее на себя. Для прибития

утка на крестьянских станках употребляли широкий деревянный гребень,

называемый бердом, вправленный в раму — «набилки» и подвешенный на

3

станке

между

ремизками

и

ткачом.

Сквозь

зубья

этого

гребня

должны

проходить все нити основы.

Современный ручной ткацкий станок отличается от крестьянского большей

шириной (до полутора метров) и более сложным устройством для прибивки

утка,

которое

называется

батаном.

Батан,

помимо

берда,

имеет

вмонтированные в него челночные коробки с одной и с другой стороны, а

также

брусок

с

гладкой

верхней

поверхностью

(склизом),

по

которой

движется

челнок.

Для

прокидки

челнока

ткачиха

дергает

за

шнур

с

«погонялкой»,

и

челнок

сам

летит

из

одной

коробки

в

другую,

что

значительно ускоряет и облегчает работу на станке (такой станок в народе

называли «самолетом»). На современных ткацких станках употребляются

только металлические берда.

4

История и особенности узорного ткачества

В русском народном ткачестве издавна сложились различные технические

приемы,

со ст авляющие

о собенно сть

той

или

иной

т е х н и к и

исполнения.Традиции русского узорного ткачества.

История узорного ткачества в России уходит своими корнями в глубокое

прошлое. Среди остатков тканей, найденных при раскопках курганов на

территории средней полосы России, относящихся к X—XIII вв., встречаются

и узорные ткани местного изготовления. Узоры их и техника выполнения

весьма

близки

крестьянским

узорным

тканям

России

XIX—XX

вв.

В

отдельных немногих документах, сохранившихся от домонгольского периода,

можно встретить упоминания о различного рода скатертях-«столешни- ках»,

головных

полотенцах

и

других

узорных

тканях,

поставлявшихся

крестьянскими дворами в вотчинные хозяйства феодалов в качестве оброка.

Часто

встречаются

упоминания

о

тканях

домашнего

изготовления

в

новгородских берестяных грамотах XIII— XV вв., в том числе о пестряди —

полосатой или клетчатой ткани. Известно, что льняные ткани Древней Руси в

XV в. экспортировались на Восток — в Самарканд, Индию, что говорит о

высоком уровне развития ткацкого искусства уже в тот период.

Для

русского

народного

ткачества

в

целом

характерна

строгая

геометричность всех узоров, их большая ритмичность, уравновешенность

отдельных

частей.

Сравнительно

редко

встречающиеся

растительные

и

зооморфные мотивы, а также узоры с изображением человеческих фигур

бывают сильно геометризированы, окружены геометрическими мотивами и

превращены в орнамент, подчиненный строгим линейным ритмам. Узор в

ткани строится обычно на пересечении диагональных линий, образующих

самые различные орнаментальные формы, в которых ясно прослеживается их

происхождение от ромба: то это ромб с отростками (так называемый орепей),

то ромб с гребенчатыми сторонами, то ромб с крючками, выходящими из

двух или из четырех его углов, то ромбовидная сетка, а иногда полуромб в

виде треугольника или др. Основа, связующая орнамент в русских народных

тканях, - симметрия, почти обязательная по вертикальной оси, а очень часто и

по горизонтальной. Характерно фризовое построение орнамента - в виде

горизонтальной полосы, в которой отдельные элементы повторяются, образуя

раппорт.

Колорит русских народных тканей характеризует звучная цветовая гамма, в

которой преобладает красный цвет. Пристрастие к красному цвету отмечено

исследователями

еще

в

тканях

домонгольской

Руси,

как

драгоценных

5

привозных паволоках, употребляемых знатью, так и в простой домотканине,

из которой шили свои одежды крестьяне и городские ремесленники. Недаром

в русском фольклоре слово «красный» является синонимом слов «красивый»,

«прекрасный» (красная девица, красное солнышко, Красная площадь). Крас-

ный цвет в русских крестьянских тканях XIX в. чаще всего сочетается с

белым.

Это

сочетание

дополнялось

иногда

золотисто-желтым,

зеленым,

черным, а в более позднее время, в конце XIX - начале ХХ в., и другими

цветами

-

ярко-розовым,

васильково-синим,

фиолетовым

и

др.,

что

определяло приподнятый мажорный колористический строй.

Несмотря на общее стилевое единство, русские народные ткани чрезвычайно

разнообразны.

В

каждой

области,

порой

даже

районе,

существовали

небольшие локальные центры узорного ткачества, и в, каждом из них оно

отличалось своеобразными чертами, выраженными в некоторых особенно-

стях колорита, в расположении узора на вещи, количественном соотношении

гладкого поля и узора, наконец, в самом назначении предметов, украшенных

ткаными узорами.

История узорного ткачества в России уходит своими корнями в глубокое

прошлое. Среди остатков тканей, найденных при раскопках курганов на

территории средней полосы России, относящихся к X—XIII вв., встречаются

и узорные ткани местного изготовления. Узоры их и техника выполнения

весьма

близки

крестьянским

узорным

тканям

России

XIX—XX

вв.

В

отдельных немногих документах, сохранившихся от домонгольского периода,

можно встретить упоминания о различного рода скатертях-«столешни- ках»,

головных

полотенцах

и

других

узорных

тканях,

поставлявшихся

крестьянскими дворами в вотчинные хозяйства феодалов в качестве оброка.

Часто

встречаются

упоминания

о

тканях

домашнего

изготовления

в

новгородских берестяных грамотах XIII— XV вв., в том числе о пестряди —

полосатой или клетчатой ткани. Известно, что льняные ткани Древней Руси в

XV в. экспортировались на Восток — в Самарканд, Индию, что говорит о

высоком уровне развития ткацкого искусства уже в тот период.

В XVII в. в Москве население двух слобод, Кадашевской и Тверской-Кон-

стантиновской, называемой также просто Хамовники («хамовник» — значит

ткач),

специализировалось

на

выработке

высококачественных,

главным

образом узорных тканей для нужд царского двора, почему эти слободы и

носили название государевых. Этим же занимались государевы ха- мовные

села под Ярославлем — Брей- тово и Черкасово, изделия которых ценились

очень высоко. Имелись ха- мовные дворы и при вотчинах бояр (например, в

6

селе

Покровском

Нижегородского

уезда,

принадлежавшем

боярину

Б.

И.

Морозову), а также при монастырских хозяйствах.

В послепетровскую эпоху, в XVIII — начале XIX в., в центральных районах

России наряду с возникшими в этот период государственными и частными

мануфактурами

и

фабриками

получили

большое

распространение

крестьянские кустарные ткацкие промыслы, послужившие в дальнейшем (во

второй

половине

XIX

в.)

базой

для

развития

здесь

крупных

центров

текстильной индустрии страны. Однако

Есе шире входившие в сельский обиход фабричн ы е т к ани (набивные и

гладкокрашеные ситцы, сатины) не в силах были полностью вытеснить ткани

домашнего производства, долго еще продолжавшие бытовать в крестьянской

среде России (вплоть до 50-х годов XX в.). В большой мере это относится к

узорным народным тканям.

Узорное

ткачество

в

XIX

начале

XX

в.

было

широко

развито

в

крестьянском быту северных, и центральных и южных областей России.

Сырьем для него служили, как и в Древней Руси, лен, шерсть, конопля,

добываемые

и

обрабатываемые

в

каждом

крестьянском

хозяйстве.

Для

узорных

тканей

шел

главным

образом

лен,

обладающий

большими

декоративными качествами, и шерсть от овец. В конце XIX — начале XX в.

начинают

использовать

и

покупную

«бумагу»

(хлопчатобумажную

пряжу

фабричного производства), и тонкую шерсть, тоже фабричного прядения (и

то и другое чаще в уже окрашенном виде).

В XX в. узорные ткани домашнего изготовления в русской народной одежде

все больше вытесняются тканями фабричного производства, процесс этот

особенно усиливается с 30-х годов XX в. В послевоенные годы народный

костюм уже совершенно выходит из употребления, вместе с ним исчезают из

обихода и узорные ткани, предназначенные для него.

Ткани для украшения интерьера деревенского дома, особенно полотенца,

бытуют значительно дольше, ими во многих местах и сейчас украшают дом

по праздничным дням, хотя большей частью современные полотенца уже не

ткутся,

а

вышиваются,

так

как

многие

приемы

узорного

ткачества

в

значительной степени забыты сельскими женщинами.

Однако

одна

из

форм

домашнего

узорного

ткачества

имеет

и

сейчас

повсеместное

распространение.

Это

тканьё

половиков

самых

7

разнообразных по колориту и ритму поперечных полос, нередко обладающих

высокими декоративными достоинствами.

В ряде русских областей (Брянская, Горьковская и др.), а также в некоторых

районах

автономных

республик

(Карелия,

Коми

АССР,

Мордовия)

существуют небольшие локальные очаги узорного ткачества, где отдельные

хмастерицы по заказам ткут нарядные полотенца, применяя традиционные

национальные

узоры

и

приемы

ткачества.

Такие

полотенца

обычно

считаются

свадебными

и

используются

при

исполнении

традиционных

свадебных обрядов. В настоящее время эти мастерицы нередко являются

участниками различных выставок, некоторые из них имеют дипломы.

В годы Советской власти были приняты меры по сохранению и развитию

ручного

узорного

ткачества.

В

30-е

годы

были

организованы

артели

в

наиболее крупных центрах бытования этого интересного вида народного

искусства (г. Сапожок Рязанской области-, г. Череповец Вологодской области

и

др.),

преобразованные

впоследствии

в

фабрики.

В

послевоенные

годы

число их значительно возросло.

В возрождении и развитии народного узорного ткачества на предприятиях

художественных

промыслов

принимали

и

принимают

активное

участие

художники

Научно-исследовательского

института

художественной

промышленности. Многое для развития воронежского и рязанского узорного

ткачества в 50—60-х годах сделано К. И. Бетехтиной и А. В. Варваровой; в

восстановлении и развитии череповецкого ткачества в 50-е годы принимали

участие М.Д.Болдырева, JI. А. Кожевникова, позднее — Н. В. Наза- ренко, В.

П. Назаренко и др. Роль художника выражается в сборе и изучении материала

по местному узорному ткачеству, в проведении семинаров с мастерами, в

разработке нового ассортимента. Вещи, выполненные на предприятиях по

проектам

художников

института,

в

дальнейшем

стимулируют

работу

по

созданию мастерами и ткачихами на тех же заправках своих творческих

вариантов художественных тканых изделий.

Изделия предприятий ручного узорного ткачества не теряются среди массы

тканей,

выпускаемых

крупной

текстильной

промышленностью

на

современном автоматизированном оборудовании, благодаря своим высоким

декоративным

качествам.

Ручным

тканым

изделиям

наряду

с

другими

предметами

народного

искусства

в

оформлении

современного

интерьера

принадлежит

о собая

роль:

яркие,

эмоциональные

по

с во е м у

художественному

решению,

они

вносят

в

него

элемент

живой

8

непосредственности,

придают

его

убранству

своеобразный

национальный

колорит.

Именно

благодаря

особенностям

ручной

работы,

когда

исполнителем,

а

подчас

и

автором

вещи

является

мастер,

владеющий

традиционными

приемами и навыками, выработанными в этом виде искусства в течение

многих поколений, эти изделия наиболее полно отражают национальные

традиции

узорного

ткачества

данного

народа.

Это

делает

их

глубоко

самобытными,

неповторимыми

по

их

художественному

облику,

по

национальному настрою.

Особенность ручного узорного ткачества состоит еще в том, что творчески

работающая ткачиха может за одним станком, отталкиваясь от какого- то

определенного,

задуманного

вначале

проекта

или

образца,

создавать

неограниченное

количество

вариантов

изделия

как

по

композиции,

пропорциям, ритму узора, так и по колориту. Здесь нет и не должно быть

массового тиражирования абсолютно одинаковых тканей и изделий, как в

продукции

механического

ткачества,

где

это

диктуется

условиями

производства. Этим достигается богатство и разнообразие тканых изделий

художественных ткацких промыслов, выпускаемых лишь небольшими или

совсем малыми сериями.

Русские народные узорные ткани XIX — начала XX в. очень разнообразны. В

каждой

области,

порой

даже

в

районе,

существовали

свои

небольшие

локальные центры узорного ткачества, и в каждом из них оно отличалось

своеобразными

чертами,

выраженными

в

колорите,

масштабе

узора,

характере его орнаментальной разработки, соотношении узора и гладкого

поля и т. д.

Несмотря на такое разнообразие, все русские крестьянские ткани обладают

большим стилевым единством, позволяющим говорить о русском народном

ткачестве как о целостном художественном явлении. Для них характерна

строгая геометричность узора, большая ритмичность и уравновешенность

отдельных его частей. Узор ткани строится на пересечении диагональных

линий, образующих различные орнаментальные формы: ромбы простые и

гребенчатые,

ромбы

с

крючками,

треугольники-полуромбы,

встречается

ромбовидная сетка с заполнением в виде гребенчатых ромбов и др. Основой

орнамента

в

русских

народных

тканях

является

симметрия,

почти

обязательная по вертикальной оси, а часто и по горизонтальной. Характерно

фризовое построение орнамента — в виде горизонтальной полосы, в которой

элементы узора повторяются, образуя раппорт.

9

Весь орнамент русских народных тканей, включающий в себя наряду с чисто

геометрическими формами и зооморфные и растительные мотивы, а иногда и

человеческие

фигурки

те

и

другие

всегда

сильно

геометризованные,

подчиненные строгим линейным ритмам), по характеру своего образного

языка далек от изобразительности. И тем не менее в то далекое время, к

которому относится его зарождение и формирование, он обладал глубоким

смыслом,

все

его

элементы

были

наполнены

содержанием,

в

котором

находило

отражение

языческое

мировоззрение

древнего

земледельца,

его

поклонение силам природы.

Так, наиболее характерная для ткачества геометрическая форма — ромб

когда-то символизировала солнце, древнее божество славян-земледельцев;

встречающееся иногда в старинных северных тканях геометризо- Еанное

изображение женской фигуры (или полуфигуры) с поднятыми вверх руками

некоторые

исследователи

связывают

с

отголоском

поклонения

богине

Мокошь, покровительнице прядения и ткачества у древних славян и т. д.

Постепенно с течением времени старое значение геометрических фигур-

символов

забывалось,

орнамент

утрачивал

свое

символическое

значение,

сохраняя и развивая в то же время художественно-декоративные начала,

заложенные в нем, наполняясь новым эстетическим содержанием. Теперь

орнамент играет уже главным образом роль декоративного украшения, яркого

цветового акцента, подчеркивающего конструктивно важное значение того

или

иного

элемента

одежды,

тканой

вещи

бытового

или

обрядового

назначения (плечевую часть и край подола рубахи, кайму полотен- па, кайму

и

прошивку

скатерти

и

т.

д.).

Немаловажную

роль

при

этом

играет

колористическое решение тканых народных изделий.

Для

русских

крестьянских

тканей

XIX

в.

характерна

звучная,

но

немногословная цветовая гамма, основанная на сочетании красного с белым.

Это

сочетание

является

глубоко

традиционным:

белый

цвет

отбеленного

холста, орнамент на котором выполнялся обычно красным цветом, исстари

считавшимся

на

Руси

синонимом

красоты

(«красная»

девица,

«красное»

солнышко и т. д.). В более ранних тканях (до середины XIX в.) красный цвет

имеет

мягкий

оттенок,

розоватый

или

коричневатый,

полученный

от

крашения

растительными

красками.

К

концу

XIX

в.

колорит

в

русских

народных тканях становится более насыщенным, ярким, что объясняется

распространением

в

этот

период

химических

красителей.

Расширяется

и

цветовая

гамма:

в

тканях

этого

периода

часто

применяют

ярко-розовый,

оранжевый, желтый, изумрудно-зеленый, фиолетовый, васильковый, голубой

10

и

др.

Сочетания

этих

цветов

варьируются

по-разному,

наряду

с

поли-

хромной сохраняется и классически строгая красно-белая цветовая гамма. В

колорите

народных

тканей,

его

эмоциональной

окраске

ярче

всего

отражались особенности местных центров узорного ткачества.

Среди большого многообразия русских узорных тканей XIX—XX вв. можно

выделить

три

основные

их

группы:

ткани

северной

России,

ткани

центральных и южных русских областей. Наибольший контраст между собой

представляет северное и южное народное ткачество.

В тканях северных русских областей — Архангельской, Вологодской,

Новгородской, Псковской, а также в тканях русских районов Карелии (За-

онежье, Пудож) наблюдается большая стилевая целостность, позволяющая

отнести их к одному из проявлений единой, богатой древними традициями

культуры Русского Севера. В этих тканях прежде всего обращает на себя

внимание их чрезвычайная узорчатость, разнообразная и богатая графическая

разработка самого узора и при этом некоторая сдержанность в применении

его на ткани: орнаментируется обычно лишь край изделия, а основное поле

его остается гладкобе- лым.

Характер образа, создаваемого северными узорными тканями, порой сурово

сдержан, величав, порой просветленно-лиричен и всегда отличается большим

благородством

и

чувством

меры.

Колорит

этих

тканей,

как

правило,

не

слишком яркий, красный цвет здесь из-за малой плотности узора всегда

имеет

примесь

белого,

в

силу

чего

кажется

розоватым,

это

создает

впечатление

легкости,

изысканности.

Наряду

с

красным

здесь

иногда

применяется мягкий синий (так называемый «кубовый») цвет, используется и

серый цвет льна. В узорных тканях для одежды (юбочных, сарафанных)

цветовая гамма была более широкой, но выдерживалась обычно в спокойных,

холодноватых, серо-сиреневых с синим, коричневым, фиолетовым тонах.

Одним

из

центров

северного

ручного

узорного

ткачества

являлся

Череповецкий р-н Вологодской обл. Местные мастерицы узорного тканья

выработали

свои

приемы

художественного

решения

тканых

изделий

полотенец, скатертей, столешников, салфеток. Для череповецкого народного

ткачества

характерно

тяготение

к

мелкой

разработке

ткацких

узоров,

объединенных

в

более

крупные

формы

прямоугольники,

квадраты,

полосы,

клетки

и

данных

в

четком

и

лаконичном

цветовом

ритме.

В

череповецких тканях часто применяются клетчатые узоры в сочетании с

рельефной

фактурой,

что

повышает

их

выразительность,

создает

11

дополнительную игру. Колорит этих тканей основывается на контрастных

сочетаниях теплых и холодных тонов, светлых и

темных

цветов,

сочный

красный

в

нем

сочетается

с

белым,

небольшим

количеством черного, желтого, синего, зеленого, образуя звучную, радостную

цветовую гамму.

Особенно нарядными были здесь столешники — продолговатые скатерти с

прошивкой посередине и каймой с двух сторон. Одни из них выполнялись

рельефным переплетением, другие имели еще и клетчатый, красный с белым

узор, а кайма делалась многоцветной.

В районе Череповца были известны все виды ткацкой техники, но особенно

высокое

развитие

получило

здесь

ремизное

узорное

ткачество,

традиции

которого используются в работе Череповецкой фабрики «Красный ткач»,

основанной в конце 30-х годов. Это находит выражение и в характере узоров

современных череповецких тканей, имеющих членения в виде клетки или

горизонтальных

полос,

и

в

применении

фактурных

переплетений,

и

в

колорите,

эмоционально

насыщенном,

построенном

на

сильных

и

часто

неожиданных контрастах. В последние годы среди череповецких узорных

тканей все чаще можно встретить также вещи со спокойным, сдержанным

цветовым

решением,

что

объясняется

стремлением

ближе

связать

их

по

колориту с обстановкой современного интерьера, для оформления которого

они в основном предназначены, с цветом мебели, стен.

В настоящее время ассортимент фабрики «Красный ткач» включает в себя

различные

ткани

и

изделия.

Это

занавесочные

ткани,

как

тяжелые,

шерстяные, так и легкие, хлопчатобумажные, штучные занавеси, покрывала,

коврики на кресла и др. Небольшими сериями здесь выпускают сувенирные

изделия:

узорные

полотенца,

декоративные

салфетки.

По

специальным

заказам фабрика выполняет и крупные вещи для оформления общественного

интерьера

фойе

и

номеров

гостиниц,

клубов.

Все

эти

изделия

выполняются

в

простой

ремизной

технике,

браной.

При

всей

простоте

узоров, всегда геометрических, не очень крупных, ритмично повторяющихся,

череповецкие

ткани

привлекают

хорошей

слаженностью

пропорций,

интересными

фактурными

разработками

переплетений,

звучным,

построенным на цветовых контрастах колоритом.

Ткани Рязанской, Воронежской, Брянской, Орловской и других южнорусских

областей

очень

плотны

по

цвету,

в

них

чувствуется

тяготение

не

к

12

узорчатости, как на Севере, а к яркому, сочному цветовому пятну. Тканый

орнамент здесь зачастую не играет са

мостоятельной

роли,

а

является

дополнением

к

общей

очень

богатой

композиции

вещи,

представляющей

собой

сочетание

орнаментальных,

тканых и вышитых полос с гладкими цветными полосами, нашивками из

лент, кумача, позументов и т. п. Сам тканый узор бывает иногда настолько

плотным,

почти

лишенным

фона,

что

смотрится

рельефом,

красным

на

красном, лишь кое-где оставляя место для отдельных искорок белого цвета

фона.

Здесь чаще можно встретить поли- хромную гамму; наряду с очень яркими

цветами: желтым, оранжевым, зеленым, синим — в южнорусских тканях

нередко

применяют

и

глубокий

черный

цвет,

однако

роль

доминанты

принадлежит всегда красному цвету, очень сочному и насыщенному.

По

сравнению

с

ткачеством

Русского

Севера,

в

котором

важная

роль

отводилась

таким

изделиям,

как

скатерти,

полотенца,

подзоры

и

т.

п.,

южнорусские

узорные

ткани

предназначались

главным

образом

для

украшения народной одежды, в основном женской. Особенно интересными

были поневы (род юбки) Орловской, Рязанской, Белгородской, Воронежской

губерний, имеющие множество местных разновидностей. Делались они из

клетчатой или полосатой шерстяной ткани и нередко украшались по подолу и

в

местах

сшива

полотнищ

(т.

е.

в

«прошивках»)

богатыми

ткаными

и

вышитыми узорами. Обильно украшались вышивкой, узорным тканьем и

различного рода нашивками и южнорусские передники (запоны).

Современное народное узорное ткачество Воронежской обл. представлено

Елань-Коленов с кой ковровой фабрикой. В основе ее работы лежат местные

традиции

искусства

ткачества

и

вышивки,

применявшиеся

ранее

в

оформлении

воронежского

народного

костюма.

Так,

очень

интересны

воронежские поневы

XIX — начала XX в. — клетчатые шерстяные юбки, обильно украшавшиеся

красочными вышитыми узорами. Глубокий сине-черный фон клетки понев

подчеркивает

яркость

оранжево-желтых,

красных,

изумрудно-зеленых,

васильковых, красно-фиолетовых цветов вышивки, густые и плотные швы

которой напоминают ткацкие переплетения. Ткали в воронежском крае и

всевозможные клетчатые и полосатые коврики-попонки, яркие по цвету, с

разнообразными ремизными узорами.

13

Ткацкие предприятия в Воронежской области возникли в конце 40-х годов, но

направление их работы определилось несколько позднее, в 50-е годы, когда

местные мастерицы на основе народных воронежских попонок разработали

новый для этих предприятий вид изделий — узорные шерстяные пледы из

ковровой шерсти.

Вначале их ткали в крупную клетку и целиком использовали узоры, взятые с

попонок.

Но

вскоре

мастерицы,

творчески

развивая

наследие

народного

искусства

Воронежской

обл.,

создали

новый

тип

воронежского

пледа

покрывала

повышенного

декоративного

звучания.

Расширился

круг

применяемых

узоров,

укрупнился

их

масштаб,

структура

ткани

пледов

утяжелилась,

стала

более

добротной.

Необычайно

интересен

колорит

современных воронежских пледов, сочный и глубокий, ведущую роль в нем

играет бархатисто-черный цвет, на фоне которого особенно сильно звучат

яркие—

красный,

оранжевый,

желтый,

изумрудно-зеленый,

синий,

фиолетовый.

По

своему

эмоциональному

настрою

он

близок

колориту

воронежских вышитых понев.

Кроме

пледов

воронежские

предприятия

выпускают

различные

мелкие

изделия из той же ковровой шерсти: коврики на кресла, накидки на сиденья

стульев, реже коврики на пол,

в небольшом количестве сувенирные изделия (наволочки для декоративных

подушек, маленькие коврики и т. п.).

Узорные ткани южных районов России

Ткани

южных

районов

России

кажутся

более

плотными,

тяжелыми

по

колориту, в них меньше белого цвета. Очень характерно, что тканый узор

здесь не играет самодовлеющей роли, а почти всегда выступает в комплексе с

вышивкой и различного рода отделкой - нашивками из лент, позументов,

кусков кумача и других цветных тканей, выступая в качестве небольшого

дополнения. Узор бывает иногда таким плотным, что в нем совсем не видно

белого фона, зато он становится рельефным, как бы чеканным. В цветовой

гамме, обычно полихромной, нередко встречается наряду с яркими цветами -

красным, желтым, зеленым - и глубокий черный, почти отсутствующий в

северных

тканях.

Однако,

как

и

в

северном

ткачестве,

красный

цвет

преобладает

и

является

основой

всего

колорита,

как

правило,

очень

приподнятого, звонкого. В характере оформления южнорусских тканей чув-

ствуется

тяготение

не

к

узорности,

а

к

цветовому

пятну,

цельному

и

компактному.

14

Узорные ткани Севера России

Значительно различаются между собой ткани Севера России и южнорусских

районов, что объясняется различием в самом укладе жизни, связанным с

климатическими условиями и с издавна сложившимися традициями культуры

и быта.

Особенностью севернорусских народных тканей является их узорчатость,

тщательная графическая разработка самого узора, порой довольно сложно

заплетенного, и в то же время сдержанность в его применении: цветным

узором здесь украшали обычно лишь край изделия, оставляя основную часть

его или гладко-белой, или с белым рельефным, очень скромным и неброским

рисунком. Сдержан и колорит северных тканей: он строится на классически-

строгом сочетании красного с белым, где белый количественно преобладает

(белое

поле

самой

ткани

и

красная

неширокая

кайма).

В

самой

кайме

красный

узор

выступает

на

белом

фоне,

причем

белый

и

красный

цвет

уравновешены, количество их почти одинаково, отчего общий тон этого узора

не

густо-красный,

а

розоватый.

Это

придает

колориту

северных

тканей

известную

легкость,

изысканность.

Если

ткань

многоцветна,

например

полосатый половик или клетчатая пестрядь, то и здесь колорит чаще бывает

мягким, сравнительно светлым.

Виды узорного ткачества

Ремизное ткачество

15

Узорно-ремизное ткачество — старинный вид народного промысла — было

развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его

окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду,

покрывала,

скатерти,

столешницы,

полотенца.

Материалом

для

ткачества

служили

лен,

шерсть

и

хлопок.

Нижегородское

ткачество

отличалось

большой

узорностью

геометрического

орнамента

и

тонкостью

колорита.

Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в

оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко

найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих

имели особенную изысканность.

Эти народные традиции возродились в 1971 году на севере Нижегородской

области

в

городе

Шахунья

на

строчевышивальной

фабрике

в

результате

экспедиции, проведенной НИИ художественной промышленности совместно

с художниками фабрики. В 1972 году для Шахунской фабрики были заказаны

ручные ткацкие станки по народным образцам. Был открыт ткацкий цех по

производству

изделий

ручного

художественного

ткачества.

С

1973

года

утверждены образцы и начат массовый выпуск изделий.

Тканые изделия пользовались повышенным спросом, фабрика расширялась.

Были

открыты

два

филиала

в

рабочих

поселках

Сява

и

Пижма

Нижегородской области по производству изделий ручного ткачества.В 1998

году произошла реорганизация фабрики и создано дочернее предприятие

ОАО «Тканые узоры».

Рисунки,

выполненные

путем

сочетания

цветных

нитей

и

переплетения,

можно

разделить

на

три

основные

группы:

1)

полосы;

2)

клетки;

3)

мелкоузорные.

Рисунок

вертикальной

полосы

в

направлении

основы

получается выделением основных нитей разным цветом, уток в таких тканях

одноцветный. Рисунок горизонтальной полосы в направлении утка создается

разноцветным

утком

и

одноцветной

основой.

Рисунок

клетки

различных

ритмов получается выделением более ярких основных и уточных нитей

В пестроткани цветной ткацкий рисунок образуется по основе в процессе

снования заданным чередованием основных цветных нитей, а по утку в

процессе

ткачества

чередованием

цветных

утков.

Цветные

нити

основы,

чередующиеся в определенном порядке по всей ширине ткани, называются

раппортом

рисунка

по

основе.

Чередование

цветных

уточных

нитей

в

определенном порядке по длине ткани выполняется на ткацком станке с

помощью

многочелночного

механизма.

Количество

цветов

и

порядок

их

размещения по основе практически не ограничены, а раппорт цвета по утку

16

ограничен технологическими возможностями многочелночного механизма. В

современном

ткацком

производстве

максимально

возможное

число

различных цветов по утку составляет 7, но в производстве тканей массового

ассортимента на ткацких станках используют только 4 цвета по утку. При

составлении раппорта цветного рисунка по утку необходимо учитывать смену

челноков - разгон челноков и их количество на станке. Размер раппорта

цветного узора ткани можно определить по следующему правилу: раппорт

рисунка как по основе, так и по утку равен общему наименьшему кратному

соответствующего

цветного

раппорта

и

раппорта

переплетения.

Раппорт

цветного рисунка должен включать целое число, как раппортов цветного

узора, так и раппортов переплетения. Цветной рисунок может быть на всю

ширину ткани. Такое построение особенно распространено в декоративных

тканях и ремизных штучных изделиях (покрывала, скатерти, салфетки). От

проборки основных нитей в ремиз зависит переплетение - структура ткани

(например, чем сложнее переплетение, тем большее количество ремизок и

карт в картоне потребуется для его выработки). Известны случаи выработки

ремизных тканей на 36 ремизках, но в ткацком производстве используются в

основном от 4 до 12 ремизок.

Существующие проборки основных нитей в ремиз - рядовая, рассыпная,

обратная

простая,

обратная

двойная,

сводная,

прерывная

в

два

свода

и

сокращенная (по рисунку) - позволяют вырабатывать огромный ассортимент

тканей и создавать новые структуры ремизных тканей

Большую

роль

в

художественном

оформлении

ремизных

тканей

играет

композиционное и колористическое решение цветного ткацкого рисунка и

структуры ткани. При этом необходимо учитывать, что ткачество - очень

трудоемкий процесс и всякое осложнение технологии выработки рисунка

увеличивает

себестоимость

ткани.

Поэтому

нужно

добиваться

желаемых

результатов

в

художественном

оформлении

тканей

более

простыми

способами. Например, разнообразия в художественном оформлении рисунков

полосы

и

клетки

при

однородном

переплетении

можно

добиться

неравномерной проборкой основных нитей в зуб берда. Используя различную

проборку основных нитей в бердо, художники могут получить определенные

эффекты в строении тканей - уплотнения и разрежения основных нитей,

просветы за счет незаполненных зубьев берда.

Очень часто в художественном оформлении ремизных тканей используются

различные

виды

просновок

из

нитей,

отличающихся

составом

сырья,

линейной плотностью, круткой, цветом от нитей, используемых в фоне ткани.

17

В качестве просновок можно использовать мулинированные, меланжевые и

фасонные

нити

или

на

фоне

шерстяной

или

хлопчатобумажной

ткани

применять просновки из шелковых или синтетических нитей. Просновки

обогащают поверхность ткани, но иногда требуют дополнительного навоя,

что

осложняет

производство

тканей.

Для

выявления

цветного

ткацкого

рисунка и обогащения фактуры ткани применяются различные сочетания

ткацких

переплетений

-

комбинированные

переплетения.

При

выработке

тканей

комбинированными

переплетениями

можно

получить

простейшие

рисунки орнаментальных полос и клеток и более сложные при сочетании с

мелкоузорчатыми

переплетениями.

Разнообразные

мелкомасштабные

рисунки - вертикальные, горизонтальные, диагональные полосы и клетки -

можно

получить

при

сдвиге

цветного

раппорта

рисунка

относительно

раппорта

переплетения.

Мелкоузорные

рисунки

получаются

также

при

выработке

тканей

мелкоузорчатыми

переплетениями

с

использованием

одноцветной или многоцветной пряжи.

Браное ткачество

Браное

ткачество

одна

из

древнейших

техник

орнаментации

тканей,

декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название

произошло от способа создания узора (слова "брать"), когда нити основы

"пробираются" при помощи специальной дощечки - бральницы. Те нити,

которые

остаются

над

дощечкой,

в

узоре

остаются

белыми,

а

те

нити,

которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого

цвета. Так, при сочетании нитей различного цвета получаются северные

браные узоры.

Браными узорами в старину любили украшать полотенца, скатерти, детали

женской одежды. Все предметы, украшенные браными узормаи, имели в

старину ритуальное значение, были связаны с различными праздниками и

обрядами, поэтому и узоры на них являются древними знаками-символами

оберегательного значения. Длинные полотенца на концах украшались рядами

орнаментальных полос, в основе которых лежат геометрические узоры из

квадратов, ромбов, крестов и других элементов. Традиционным являлось

цветовое

сочетание

красного

с

белым.

Для

орнаментации

полотенец

использовали двухуточную браную технику "клетчатину", когда в одном утке

использовалась красная нить, а в другом - белая. Такая техника браного

ткачества

была

очень

трудоёмка

и

требовала

от

мастерицы

большого

внимания,

терпения

и

усидчивости,

но

зато

позволяла

выполнять

самые

сложные по замыслу узоры.

18

Браное

ткачество

издавна

существовало

по

берегам

реки

Пинеги.

Геометрические

узоры,

красные

по

белой

"земле"

(фону),

вместе

с

техническими навыками передавались из поколения в поколение, от матери к

дочери. Известны такие имена потомственных пинежских мастериц узорного

творчества,

как

Анастасия

Ивановна

Беляева,

Анна

Ивановна

Черемная,

Мария Алексеевна Щеголихина. Благодаря тому, что один узор снимался с

другого, древние мотивы в браном ткачестве сохранились и в современных

изделиях.

Ажурное ткачество

Не менее интересной разновидностью браного народного ткачества является

ажурное ткачество с перевивкой нитей основы. Этим способом выполняли

полотенца,

скатерти,

занавески

и

другие

изделия

в

северных

районах

Европейской России — Вологодской и Архангельской областях, Карелии. В

этой статье рассматривается общая теория ажурного ткачества, а мастер-

класс можно найти здесь.

Характерным для ажурного ткачества является то, что узор здесь получается

из мережек, расположенных одна над другой в определенных местах ткани,

где она просвечивает, образуя собственно ажур. Узоры в ажурных тканях

довольно

крупные,

всегда

строго

геометрические,

иногда

это

ромбы,

треугольники, косые кресты или другие фигуры, в основе которых лежат

диагональные

линии,

в

других

случаях

клетки,

вертикальные

или

горизонтальные полосы.

Выполненные

большей

частью

из

белых

или

суровых

льняных

ниток,

народные ажурные ткани привлекают своей скромной изысканной красотой,

тонкостью

исполнения.

В

них

хорошо

выявлены

свойства

материала:

шелковистый

блеск,

мягкость

и

гибкость

льняных

нитей.

Плотности

полотняной

льняной

ткани

в

них

противопоставлена

ажурность

узора,

полученного при перевивке нитей.При всей кажущейся сложности ажурные

ткани

выполняются

довольно

просто,

при

помощи

обычной

дощечки-

бральницы. Особенностью ажурного ткачества является то, что при наборе

нитей

основы

на

дощечку

нужно

предварительно

перевить

их

пальцами

левой руки, поодиночке или группами.

Выборное ткачество

Выборные ткани чаще, чем браные, делались многоцветными. В то время как

в

обычном

браном

ткачестве

разноцветные

уточные

нити

могут

19

располагаться

только

горизонтальными

полосами,

в

выборных

тканях

расположение цветов может быть произвольным.

Именно к таким тканям относятся те удмуртские узорные многоцветные

ткани. Наиболее интересны удмуртские скатерти в крупную цветную клетку,

чаще всего красную с темно-синим, в каждую из которых вписана способом

выбора

геометрическая

розетка

или

восьмиконечная

звезда.

При

этом

применяли самые разнообразные цвета: белый, желтый, оранжевый, розовый,

бурачный, синий, зеленый, чередуя их в таком ритме, чтобы получалось

впечатление

диагонали.

Делали

также

клетчатые

с

выбором

фартуки.

В

выборных тканях других районов тоже нередко использовали нити разных

цветов.

Чаще

всего

выборное

ткачество

применялось

вместе

с

обычной

браной

техникой — выборный узор как бы дополнял браный. Например, в верхней и

нижней

частях

каймы

расположены

браные

полосы,

а

средняя

ее

часть

представляет

орнаментальные

формы,

выполненные

способом

выбора.

Иногда вся кайма делается браной, а в средней части изделия разбрасываются

отдельные формы (ромбы, розетки, женские фигурки и пр.), выполненные

разноцветным выбором. Такие узоры использовали народные мастерицы из

района

Великого

Устюга

Вологодской

области

в

своих

изделиях

полотенцах,

фартуках,

головных

косынках

и

пр.,

делая

их

необычайно

красочными, нарядными.

Сам способ выполнения выборных узоров почти ничем не отличается от

браного ткачества — здесь тоже применяются дощечки-бральницы и прутки

для фиксации узорного (с петлями или без них), но узорные нити здесь

прокладываются

не

сплошь,

а

местами

по

узору.

При

выполнении

выборного узора на поворотах узорных нитей с лицевой стороны образуются

петельки, как бы обводящие каждую орнаментальную форму. Если мы хотим

избежать этого, нужно вырабатывать ткань лицевой стороной вниз (петельки

тогда останутся на изнанке).

Переборное ткачество

Переборное ткачество было распространено в украинском и белорусском

народном

творчестве.

По

своему

внешнему

виду

переборная

ткань

напоминала

выборную,

но

значительно

отличалась

от

нее

по

технике

исполнения. Так, например, полотняный фон выполнялся здесь также при

помощи ремизок, но количество их увеличивалось (обычно до четырех);

дощечки не применялись. Нити узорного утка в переборной ткани, как и в

20

выборной, закладывались отдельными участками, но для их прокладывания

применялись не дощечки-бральницы, а дополнительные ремизки, в которые

пробирались

нити

основы.

Главной

особенностью

переборного

ткачества

была свобода в расположении и чередовании орнаментальных форм и в

применении

цвета.

Фактура

самой

ткани

была

менее

рельефной,

чем

в

браных

и

выборных

тканях.

Различают

два

вида

«переборов»:

с

одним

узорным утком или с несколькими. При работе с одним утком получался

двухсторонний орнамент ткани, а при работе с двумя и более утками –

одноличный

«перебор».

Подобная

техника

широко

применялась

в

белорусском ткачестве при ткачестве многоцветных постилок и полотенец

Закладное ткачество

Особенность

закладного

ткачества

состоит

в

том,

что

узоры

здесь

выполняются

каждым

цветом

отдельно.

Цвета

могут

соединяться

между

собой различными способами или не соединяться, образуя зазор в месте

стыка.

Именно

в

технике

закладного

ткачества

выполнялись

известные

китайские ткани косы, она применялась при ткачестве индийских сари г.

Бенаресе, в знаменитых коптских тканях, в ткачестве французских шпалер.

Закладное

ткачество

является

двухсторонним

лицевая

и

изнаночная

стороны

готовой

ткани

идентичны.

Техника

достаточно

трудоемка.

Существует

большое

количество

тканей

с

«закладами»

в

традиционном

народном ткачестве России конца XIX – начала XX вв. Для Русского Севера

было

характерно

использование

контрастного

сочетания

белого

фона

и

красного узора. Подобные орнаменты широко представлены в коллекции

Российского Этнографического музея в качестве декора полотенец, рубах,

поясов, передников.

Помимо

двухцветных

существовали

также

полихромные

«заклады»,

представлявшие собой сочетания геометрических фигур – столбиков, косых

полос, треугольников, квадратов. Орнамент здесь состоял из простейших

геометрических фигур: полос, разделенных на косые столбики, квадратов и

треугольников. Цветовое решение кроме красного и белого цветов включало

синий и оранжевый. Закладные узоры этого типа выполнялись, например, в

Тверской области на рубеже XIX – XX вв.

Интересно, что техника «закладного ткачества» применялась в работе и на

вертикальных,

и

на

горизонтальных

ткацких

станках.

При

ткачестве

на

21

горизонтальном станке фон обычно ткался льняными нитками, а узор –

шерстью или хлопком.

На вертикальных ткацких станках закладным ткачеством ткали ковры. В этом

случае нити утка должны были полностью закрывать нити основы, поэтому и

для фона, и для узора использовали шерсть.

Народное

узорное

ткачество

значительное

явление

в

искусстве,

с

богатыми

и

древними

традициями,

искусство

живое

и

перспективное.

Свидетельством

этому

является

постоянный

рост

числа

предприятий,

выпускающих

изделия

узорного

ткачества.

В

подавляющем

большинстве

новые предприятия открываются в районах традиционного развития этого

вида народного творчества. В последние годы одно за другим возникают

производственные объединения, применяющие труд надомников, в том числе

мастеров узорного ткачества («Беломорские узоры» в Архангельской области,

«Умелец» в Кировской области, «Мордовские узоры» в Мордовии и др.). О

том же свидетельствует и факт существования очагов его бытования в виде

домашнего ткачества. Залогом его дальнейшего развития является также то,

что

сегодня

в

средних

и

художественных

школах

на

занятиях

по

труду

вводится изучение традиционных народных ремесел, в том числе узорного

ткачества.

Искусство

это

ценное

наследие

культуры

прошлого

и

одновременно органичная часть нашей советской культуры, оно призвано

духовно

обогатить

человека,

воспитать

в

нем

эстетическое

начало,

приобщить к творчеству.

22

Полотенце. Конец ХIХ - начало ХХ в.Холст льняной. Нить х/б красного и белого цвета.

Ткачество браное. Вязание крючком. Автор: Корнышева В.В.Дунаево. Пудожский район

Полотенце. ХIХ в.

Холст льняной. Кумач. Нить х/б красного и белого цвета.

Ткачество браное. Вязание крючком.

Автор: Беляева Е.С.

Водла. Пудожский район

23

Скатерть. Конец ХIХ в.

Нить льняная. Нить х/б белого цвета.

Многоремизное ткачество. Вышивка "настил по сетке". Мережка. Вязание крючком.

Заозерье. Пудожский район.

Л. А. Кожевникова. Салфетка. Лен, ажурное ткачество.

Череповецкая фабрика, Вологодская обл., 1969

24



В раздел образования