Автор: Веселова Галина Святославовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 521
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Проверка и оценивание домашних заданий в начальной школе
Раздел: начальное образование
Веселова Галина Святославовна,
учитель ГБОУ СОШ № 521
Красногвардейского района
Санкт- Петербурга
Учитель должен уделять большое внимание вопросам проверки и
оценивания домашних заданий по русскому языку, так как домашняя
работа является важной частью процесса обучения, представляет собой
вид самостоятельной деятельности учащихся по закреплению знаний,
полученных на уроке, по выработке грамматических и орфографических
умений и навыков.
В соответствиями с требованиями ФГОС,
проверка выполнения
домашних заданий решает следующие задачи :
- Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о
пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их
характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и
средства обучения.
- Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения
компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
- Обучающая. Выполняя задания, учащиеся совершенствуют свои знания и
умения, применяя их в новых ситуациях.
- Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли
усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к
новому учебному материалу.
- Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти,
внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем
в процессе выполнения заданий.
- Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности
темы.
- Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию
чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.
Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их
проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся
своевременно получают необходимые советы и оценку выполненной
работы.
На уроках русского языка чаще всего используются следующие методы
проверки:
1.
Индивидуальный
контроль
выполнения
домашнего
задания
осуществляется на уроке с помощью индивидуальных практических
или теоретических вопросов, ученики выполняют задания во время
работы класса с другим заданием. Данная форма контроля позволяет
проследить уровень выполнения работы и усвоения материала
отдельными
учащимися,
но
довольно точно.
Индивидуальная
проверка может быть разноуровневой, дифференцированной. Кроме
того, при индивидуальном опросе я практикую прием анализа ответа
ученика не мною, а другим обучающимся, назначая консультанта
заранее или после ответа, обращаясь к ребятам.
2.
Выполнение учащимися интерактивных тестов или диктантов на
образовательных
сайтах
или
порталах,
(“Я-класс”,
“Яндекс
учебник”и др.), позволяет проследить общий рейтинг, т.е. уровень и
качество компетенций по изучаемым темам всего класса или всех
моих учеников, но и каждого ученика в отдельности, поскольку
результаты тестов фиксируются в каждом отдельном ряду и
выполняется общий анализ работы.
3.
Фронтальный устный опрос полезен тем, что включает в работу
всех учащихся класса, позволяет определить общий уровень
усвоения материала.
4.
Самопроверка,
очень
полезная
форма
контроля
выполнения
домашнего задания на уроке, поскольку обучающиеся еще раз
анализируют свою работу, оценивают ее, что развивает самоанализ и
самооценку. Самопроверка чаще всего выполняется по образцу.
5.
Взаимопроверка – осуществляется по образцу соседом по парте или
по выбору самого проверяемого.
Значение выполнения учебных заданий дома в том, что они развивают
самостоятельность рассуждений и действий ученика,
способствуют
развитию мышления, помогает осознанному овладению материалом.