Автор: Цехменструк Галина Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГОБУ "Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: с. Полтавка Приморский край
Наименование материала: опыт работы
Тема: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ И МЕТОДИК, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Раздел: среднее образование
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ И МЕТОДИК, НАПРАВЛЕННЫХ НА
ФОРМИРОВАНИЕ
ЗАКОНОПОСЛУШНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
КГОБУ «Полтавская КШИ»
Основными направлениями КГОБУ «Полтавская КШИ» по профилактике правонарушений
являются:
создание системы психолого-педагогического сопровождения ребенка;
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не
посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе-
интернате;
выявление семей, находящихся в социально – опасном положении, и оказание им помощи в
обучении и воспитании детей;
организация интересного досуга учащихся;
осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование
законопослушного поведения несовершеннолетних.
Осознавая перечисленные направления, в нашей школе-интернате была выстроена система
работы по профилактике правонарушений подростков. Её реализация проходила, опираясь на
принцип:
подросток,
у
которого
сформировано
правосознание,
не
пополняет
ряды
правонарушителей.
Методический блок.
Вопросы
профилактики
правонарушений
и
правового
воспитания
поднимаются
на
заседаниях совета школы, педагогических советах, заседаниях МО, советах профилактики.
На заседаниях этих советов поднимались такие вопросы как «Актуальность правового
образования в школе», «Уголовная ответственность несовершеннолетних» и другие.
Блок психолого-педагогической сопровождения.
Решает следующие задачи:
-
создание
психологически
благоприятной
среды,
способствующей
личностному
росту
учащихся;
-
социальная защита прав ребёнка;
-
организация социально – педагогической работы во внеурочное время с различными
группами школьников;
-
диагностика и социально – психологическое консультирование учителей, родителей и
учеников.
В школе-интернате
функционирует социально-педагогическая служба, в
которую
входят
заместители
директора
по
учебной
и
воспитательной
работе,
социальный педагог, воспитатели и классные руководители. Данная служба призвана в
тесном сотрудничестве и взаимодействии оказывать всестороннюю поддержку ребенку
и л и
е г о
с е м ь е .
В учреждении существует отработанная схема выявления и учета детей, требующих
особого педагогического внимания, и представляет собой информационную цепочку:
классный руководитель – социальный педагог – заместитель директора – другие
службы
профилактики
(органы
опеки
и
попечительства,
отдел
по
делам
несовершеннолетних, органы социальной защиты). После составления и обобщения
социальных паспортов, сведения на детей, состоящих на учете, и на неблагополучные
семьи
передаются
в
органы
опеки
и
попечительства,
управление
образования.
Социальная
служба
школы
в
лице
заместителя
директора
по
воспитательной
работе,
социального педагога и воспитателей организует выявление и сопровождение детей «группы
риска» (дети из неполных семей, из неблагополучных семей, малообеспеченных, склонных к
асоциальному поведению).
Медико – психолого – педагогический консилиум осуществляет диагностику учащихся для
выявления
уровня
правосознания,
вырабатывает
рекомендации
по
профилактике
правонарушений, оказывает индивидуальную помощь учащимся, семьям и обеспечивает их
психолого – педагогическое сопровождение.
Социально
–
психологическая
поддержка,
оказываемая
семье
–
это
патронаж
неблагополучных семей, семей «группы риска»; семейное консультирование, консультационные
беседы,
телефонное
консультирование.
Такая
деятельность
способствует
снижению
числа
стрессовых ситуации, разрешению конфликтов, улучшению взаимопонимания.
Традиционно в начале учебного года регламентируются вопросы выявления, учета
и мер профилактической направленности в отношении детей и семей, включая вопросы
планирования, взаимодействия и контроля. Формируется общешкольный план работы
по профилактике безнадзорности и правонарушений на учебный год, основу которого
составляет совместная работа с отделом по делам несовершеннолетних и органами
опеки и попечительства.
Формы
сотрудничества
ведутся
совместным
планированием
деятельности,
участием
специалистов
профилактики
в
школьных
мероприятиях,
беседах,
направленных на формирование законопослушного поведения, а также совместными
рейдами по семьям и т.п.
Образовательный блок.
Всё большую роль в обучении подростков играет социально – правовое проектирование. К
проектной
деятельности
привлекаются
подростки
«группы
риска».
Социально
–
правовое
проектирование
обеспечивает
приобретение
новых
юридических
знаний
и
умений
ими
пользоваться, правовую грамотность и уважение к праву и законам, формирует оценочные
суждения и поведенческую позицию учащихся, объединяет всех участников учебного процесса.
Важным
направлением
работы
является
также
правовой
всеобуч,
в
рамках
которого
проводятся тематические классные часы по праву, лекции и беседы о здоровом образе жизни.
Причём в подготовке и проведении этих мероприятий принимают участие не только педагоги, но и
медработники, сотрудники отдела по делам несовершеннолетних. Во второй половине ноября
проводится день правовой помощи детям с участием представителей правоохранительных органов,
отдела опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратуры.
В «Уголке правовых знаний» воспитанники школы-интерната узнают не только о своих
правах,
но
и
об
обязанностях.
Одна
из
главных
обязанностей
–
быть
законопослушным
гражданином
своей
страны.
Учащиеся
узнают
с
какого
возраста
наступает
уголовная
ответственность, за нарушение каких законов они могут понести уголовную или административную
ответственность.
Воспитательный блок.
Ставит своими задачами предоставление подросткам условий для реализации их творческих
способностей в системе дополнительного образования, обеспечения занятости во второй половине
дня и в каникулярное время, координацию воспитательной работы в школе.
Большая работа проводится школой по вовлечению детей в досуговую и
кружковую работу.
Наши учащиеся по мере возможности посещают театры, музеи, цирк, концерты.
В школе проводится большое количество творческих конкурсов, значительная часть которых
связана
с
воспитанием
патриотизма.
Среди
них
–
смотр
строя
и
песни,
конкурс
песни
–
инсценировки военных лет, игра «Зарница», конкурс творческих работ классных коллективов на
тему «По местам боевой славы». Много конкурсов проводится на правовую тему – например,
конкурс рисунков для начальной школы и конкурс плакатов для среднего и старшего звена.
В школе работают кружки по интересам – это и спортивные секции по баскетболу и
волейболу, кружки «Хозяюшка» и «Фольклорный. В них учащиеся занимаются во второй половине
дня, в каникулярное время. Особенно привлекаются дети «группы риска», «трудные» подростки.
За каждым ребенком «группы риска» закреплен педагог. В начале учебного года педагоги
составляют индивидуальный план работы с ребенком «группы риска», в специальных журналах
ведутся записи о выполнении поставленных задач, успехах или неудачах, проблемах и путях их
решений.
Важную
роль
в
работе
по
профилактике
правонарушений
играет
также
школьная
организация «Доброград» как детское общественное объединение.
Таким образом, в результате тесного сотрудничества с органами опеки и
попечительства, отделом по делам несовершеннолетних осуществляются мероприятия,
направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.