Напоминание

Использование ИКТ в обучении медицинских специалистов среднего звена


Автор: Сесь Нинель Викторовна
Должность: Преподаватель БЖ
Учебное заведение: Медицинский колледж 2 ДЗМ
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в обучении медицинских специалистов среднего звена
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

Тема: «Использование информационно-

коммуникативных технологий в обучении

медицинских специалистов среднего звена»

Преподаватель дисциплины БЖ Сесь Н.В.

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

(педагогическая истина)

Информационная образовательная среда – средство

решения познавательных и жизненных проблем

Сегодня изменились

требования к образованному

человеку – ему нужно не

только знать много, но и уметь

применить свои знания.

Способность разрешать

жизненные проблемы на

основе имеющихся знаний и

умений для современного

человека является основой. В

этом суть компетентностного

подхода, который не отрицает

значимости знаний, а делает

акцент на опыте деятельности,

опыте применения знаний.

В связи с развитием

информационных и

коммуникационных

технологий сильное

воздействие на всех участников

образовательного процесса

оказывает информационно –

образовательная среда.

Нельзя закрывать детям выход

в информационное

пространство, нужно учить в

нём ориентироваться, учить

использовать его для решения

своих познавательных и

жизненных проблем.

Информационно-образовательная среда

– это системно организованная совокупность информационного,

технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно

связанная с человеком как субъектом образования.

Ключевое значение приобретает идея – образование в течение

всей жизни. Необходимо сделать образование личностно значимым,

помогающим обучающемуся самоопределяться в жизни, решать

возникающие жизненные проблемы, не теряться в потоках

информации

Учебный процесс в информационно-образовательной среде

направлен:

- на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного

применения

- на развитие умений самостоятельного приобретения и применение знаний

в соответствии с личностными целями и потребностями

- на формирование универсальных способов деятельности для решения

профессиональных задач и проблем в реальных жизненных ситуациях

Учебный процесс в информационно-образовательной

среде

Определяется основными задачами образования:

1. Учить учиться и пользоваться знаниями, т.е. получать образование в

течение всей жизни, углублённо работать в своей узкой области при

достаточно широких общих знаниях.

2. Учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но

шире, научиться в рамках как формального, так и неформального

социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в

команде.

3. Учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их

стремление к независимости (выполняя совместные проекты и учась

улаживать конфликты), укрепляя взаимопонимание и мир.

4. Учиться действовать, т.е. в большей степени развивать свои

личностные качества и способность действовать с большей

независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной

ответственностью

.

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью»

Л.Н. Толстой

В учебном процессе в

информационно-

образовательной среде

предпочтение отдается

технологиям обучения,

которые помогают освоить

универсальные способы

деятельности

Направления

Направления

национальной

национальной

образовательной

образовательной

инициативы

инициативы

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии

предоставляют возможности каждому обучающемуся

предоставляют возможности каждому обучающемуся

медицинского колледжа раскрыть свои способности,

медицинского колледжа раскрыть свои способности,

подготовиться к профессиональной деятельности

подготовиться к профессиональной деятельности

Главная задача обучения медицинского

специалиста среднего звена в информационно-

образовательной среде -

о

владение

информационной

компетентностью. Подготовка

специалиста, способного решать профессиональные задачи,

связанные с поиском, преобразованием, использованием

информации, позволяющей успешно осуществлять

профессиональную деятельность .

При обучении в информационно – образовательной среде для

решения задач обучения используются современные образовательные

технологии. Все они направлены на приобретение знаний, умений,

формирование профессиональных компетенций. В данных

технологиях обучающийся выступает не пассивным слушателем, а

субъектом деятельности. Они не ограничивают обучающихся в

способах работы с информацией. Остановимся на некоторых из них.

От мысли к действию!

Классические методы обучения могут приобрести

новые черты, если применять при их использовании

ИКТ - технологии. Так, лекция может сопровождаться

мультимедийными презентациями, что значительно

повышает её доступность.

Наглядность, обеспечивающаяся интерактивными

обучающими программами, в ходе объяснения, беседы

образно покажет обучающемуся полученный

результат.

Приоритетные педагогические

технологии.

Педагогическая технология

– совокупность средств и методов

воспроизведения теоретически обоснованных процессов

обучения и воспитания, позволяющих успешно

реализовывать поставленные образовательные задачи

( Педагогический энциклопедический словарь).

Информационно-коммуникативные

Проектные

Модульного обучения

Симуляционного моделирования

Кейс-технологии

Игровые

Мультимедийные

Технологии опережающего обучения с использованием

опорных схем

Интерактивного обучения

Активные методы обучения на занятиях дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

Использование информационных технологий

Рассмотрим современные образовательные технологии, которые

наиболее часто используются в информационной образовательной

среде медицинского колледжа

Требования, предъявляемые к качеству подготовки специалистов,

постоянно растут. Это связано с внедрением в практическое

здравоохранение инновационных методов диагностики, лечения и

ухода, применением нового оборудования, а значит, в системе

профессионального образования должны происходить такие

изменения, которые способны обеспечить повышаемые требования к

качеству знаний специалистов.

Информационно-коммуникационные технологии, приобретают

новые формы обучения. Информатизация рассматривается как один

из основных путей модернизации системы образования в

медицинском колледже.

Применение информационных технологий

Преподаватели колледжа используют мультимедийные

технологии, которые позволяют интегрировать

аудиовизуальную информацию, представленную в виде текстов,

слайдов, видеороликов для визуализации и лучшего

закрепления теоретического и практического материала.

Использование преподавателями интерактивной доски

позволяет активизировать внимание студентов и различные

виды памяти.

На занятиях используются презентации, расширяющие и

иллюстрирующие лекционный материал.

Технология симуляционного моделирования

Одной из направлений внедрения инновационных

технологий в медицинском колледже является разработка

медицинских интерактивных игр-симуляторов.

Игры-симуляторы помогают обучающимся закрепить

практические навыки, которые способствуют развитию

клинического мышления. Затем, обучающиеся

отрабатывают свои знания и умения на практических

занятиях в манипуляционных кабинетах колледжа, где они

до автоматизма отрабатывают каждую манипуляцию, тем

самым приобретают практический опыт

Технология интерактивного обучения

Это специальная форма организации познавательной, практической

и творческой деятельности. Интерактивная деятельность на занятиях

предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое

ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению

общих, но значимых для каждого участника задач. На занятиях

используются такие формы обучения, как урок-дискуссия, урок -

диспут, урок – конференция.

В этой технологии используются интерактивные методы

обучения:

- мозгового штурма

- групповой дискуссии

- работа малыми группами с определенной ролью каждого

- энергизаторов

«Убеждённому убеждать других нетрудно»

(Ф.Шиллер).

Каждому преподавателю необходимо

ориентироваться в широком спектре современных

инновационных технологий, не тратить время на

открытие уже известного.

Педагогически грамотным специалистом нельзя без

знания и использования всего обширного арсенала

образовательных технологий.

Качество подготовки медицинских специалистов

среднего звена – повышение компетентности

обучающихся через повышение компетентности

преподавателя

В информационной образовательной среде педагог является носителем современного

педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества.

Используя ИКТ-технологи в образовательном процессе, Педагог выступает в

нескольких ролях:

- участником проектной деятельности обучающихся

- разработчика или исполнителя учебных проектов

- экспертом учебной деятельности

- организатора педагогической поддержки обучающихся

Ключевая роль педагога заключается в умении проектировать учебный процесс в

информационной образовательной среде

Объектом проектирования выступает содержание занятия, выбор технологии и

методов, определяющих последовательность движения преподавателя и

обучающегося к цели

Взаимосвязь всех компонентов

учебного процесса

Учебный процесс в информационной образовательной среде

строится как интегрированная система, состоящая из многих

компонентов:

- совокупности целей и задач учебного процесса

- программно-методического обеспечения

- системы знаний и умений обучающихся

- формы взаимодействия между участниками учебного процесса

- наличия средств обучения, используемых в информационной

образовательной среде

Преподаватель, подбирая методы, технологии, средства обучения

создает единый дидактический комплекс, обеспечивая одну из

важнейших характеристик информационной образовательной

среды - целостность



В раздел образования