Напоминание

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, композиции.


Авторы: Шамирзаева Пайнусат Мавсуровна, Пайнусат Мавсуровна Шамирзаева
Должность: Заместитель директора по УВР , учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Заместитель директора по УВР , учитель русского языка и литературы
Населённый пункт: Село Ленинаул Казбековского района РД
Наименование материала: Методическая разработка урока" Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, композиции. "
Тема: Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, композиции.
Раздел: среднее образование





Назад




Урок подготовила учительница Ленинаульской общеобразовательной

школы №2 Шамирзаева Пайнусат Мавсуровна.

9 класс

ТЕМА: Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания,

особенности сюжета, композиции.

ЦЕЛЬ: показать исторический смысл названия поэмы;

показать, в чем видит писатель трагедию России, ввергнутой в нищету и

духовное разорение;

развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к

историческому прошлому своего народа и родины.

Эпиграф : « Мертвые души»- « …не роман, не повесть, -

нечто совершенно оригинальное»

Л. Н. Толстой.

(Слайд1)

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

I. Актуализация домашнего задания:

1.

Какое образование получил Гоголь?

2.

Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле? ( Роль

Простаковой . « Недорость»)

3.

Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким

псевдонимом оно было подписано?( "Ганц Кюхельгартен" («идиллия в

картинах» ) — поэма Николая Васильевича Гоголя, написанная им ещё

в Нежинской гимназии в 1827 году. Опубликована в 1829 году под

псевдонимом В. Алов.)

4.

В каком театре впервые была поставлена пьеса Гоголя «Ревизор»?

(Пьеса «Ревизор» впервые была поставлена 19 апреля 1836 года

в Петербургском Александринском театре.)

5.

Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления

«Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?

( Император Николай Павлович не только сам присутствовал на

премьере, но велел и министрам смотреть "Ревизора". Во

время представления он хлопал и много смеялся, а выходя из

ложи, сказал: "Ну, пьеска! Всем досталось, а мне...)

6.

Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? ( В

качестве эпиграфа к своей бессмертной комедии Н.

В. Гоголь взял известную пословицу «На зеркало неча пенять, коли

рожа крива» .)

7.

В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?( 1831)

8.

Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?

(Автор не даёт названия городу, обозначая его просто как город N., тем

самым показывая, что подобное происходит во всех городах России.)

9.

Назовите авторов памятников гоголю в Москве? (кульптор

Н.А.Андреев и архитектор Ф.О.Шехтель, скульптор Н.В.Томский и

архитектор Л.Г.Голубовский )

10. О каких трёх призваниях мечтал юный гимназист Гоголь? (О

юриспруденции — стать адвокатом, о живописи — стать художником

и о театре — стать актёром.)

11.Что, по мнению писателя, является трибуной, с которой можно много

сказать миру? (Театр.)

12.Гоголь хотел, чтобы публика смеялась не над “кривым носом, а над

кривою…” Над чем? (“душою”.)

13.Кто называл себя “крёстным отцом” «Ревизора»? (А.С. Пушкин.

Потому что подсказал Гоголю сюжет комедии.)

14.Что является завязкой в «Ревизоре»? (Завязка двойная: письмо

Чмыхова и появление Добчинского и Бобчинского с известием о

приезде ревизора.)

15.Что общего в поведении чиновников? (Всех чиновников в ревизоре

объединяет неумеренная страсть к стяжанию, при этом – не важно,

чего: денег, власти, незаслуженного уважения. )

16.Болеет ли городничий душой за свой город?

17.Что подвело Хлестакова?

18.Встречаются ли "хлестаковы" и сегодня

Мы завершили работу над « Ревизором» Гоголя и приступаем к изучению

поэмы «Мёртвые души» — самого крупного и наиболее значительного из

произведений Гоголя, вершины его творчества.

-Что такое поэма?

Поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-

повествовательной организацией; повесть или роман в стихах;

многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и

лирическое начала.

Задумана была поэма «Мёртвые души» под прямым влиянием Пушкина.,

который был свидетелем мошеннических сделок с «мертвыми душами» во

время кишиневской ссылки. В начале XIX века на юг России, в

Бессарабию, бежали с разных концов страны тысячи крестьян, спасавшихся

от жестоких хозяев-помещиков. Их ловили и одворяли на место. Но

хитроумные мужики нашли выход: они меняли свои имена и фамилии на

имена и фамилии умерших на юге крестьян и мещан. Например, об-

наружилось, что город Бендеры населен «бессмертными» людьми: в течение

многих лет там не было зарегистрировано ни одной смерти, потому что было

принято умерших «из общества не исключать», а их имена отдавать

прибывшим сюда крестьянам: местным владельцам приток живой силы был

выгоден. Сюжет поэмы состоял в том, как ловкий пройдоха нашел в русских

условиях головокружительно смелый способ обогащения. При крепостном

праве крестьяне приписывались к помещикам в качестве рабочей силы и

подданных им личностей. Помещики платили государству налоги за каждого

крестьянина, или, как тогда говорили, за каждую крестьянскую душу.

Государственные ревизии этих душ проводились редко — один раз в 12—15

лет, и помещики годами вносили деньги за давно умерших крестьян. На

бумаге они все еще существовали, а на деле были «мертвыми душами».

Гоголь начал писать свою поэму ещё раньше, чем написал «Ревизора», и

после окончания «Ревизора» всецело погрузился в работу над «Мёртвыми

душами», отдал ей все свои силы. Первоначальный замысел был писать

роман, показать все стороны русской действительности. Сюжет-

приключение авантюриста.( Слайд2-3)

Авантюрист – это человек, которого не страшат самые смелые идеи, это искатель

приключений, без каких-либо сомнений идущий на риск

По идейному замыслу первый том поэмы «Мёртвые души» близок к

«Ревизору». Гоголь в «Ревизоре» рассказал суровую правду о чиновническом

произволе, о взяточничестве, царившем во всех уголках России.

В «Мёртвых душах» Гоголь решил разоблачить и показать подлинное лицо

не только чиновников, но и помещиков — тогдашних «хозяев жизни».

Гоголь предвидел новое озлобление и клевету со стороны так верно

показанных им «мёртвых душ»., «Ещё восстанут против меня новые

сословия и много разных господ, — писал он Жуковскому, работая над

поэмой, — но что ж мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими

земляками».

Подсказанный Пушкиным сюжет — поездка Чичикова с целью покупки

у помещиков мёртвых душ — был очень удобен для того, чтобы вывести

разнообразных представителей помещичьего мира, показать также и

чиновников, с которыми встречается герой поэмы.

В названии поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» отражается главная

идея произведения.

Существует мнение, что Гоголь задумал создать «Мертвые души» по

аналогии с «Божественной комедией» Данте, которая состоит из трех

частей: «Ада», «Чистилища», «Рая». Им должны были соответствовать

задуманные Н. В. Гоголем три тома. В первом томе Н. В. Гоголь хотел

показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад»

современной жизни, устрашающую и по-настоящему ужасающую правду о

жизни того времени, во втором и третьем томах - духовный подъем

России. В какой-то степени название произведения – это символ жизни

уездного города N., а сам город является символом целой России, и таким

образом – автор указывает на то, что его родная страна находится в ужасном

состоянии, и самое печальное и страшное в том, что это происходит из-за

того, что души людей постепенно охладевают, черствеют и умирают.

Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и

одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа,

наличие которой делает человека полноценным и настоящим. Именно

это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать

на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые

представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и

гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса

России и показывает с чем напрямую это связано. Автор рассказывает о

том, что именно душа – это природа человека, без которой в жизни нет

никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно

благодаря ей можно отыскать спасение.

В себе самом Н. В. Гоголь видел писателя-проповедника, который, рисуя

картину возрождения России, выводит ее из кризиса. При издании «Мертвых

душ» Н. В. Гоголь сам рисовал титульный лист. Он нарисовал коляску,

которая символизирует движение России вперед, а вокруг - черепа, которые

символизируют мертвые души живых людей. Для Гоголя было очень важно,

чтобы книга вышла именно с этим титульным листом.

Мир «Мертвых душ» разделяется на два мира: мир реальный, где главное

действующее лицо - Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, в

котором главный герой - сам Н. В. Гоголь.

Сам Чичиков, скупающий мёртвые души, тоже был весьма типичным

представителем нового, только ещё нарождавшегося тогда в обществе

человека-дельца, предпринимателя. Гоголь был очень доволен данным ему

Пушкиным сюжетом. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! —

восклицает он в письме к Жуковскому в ноябре 1836 г., работая над поэмой.

— Вся Русь явится в нём».

Таким образом, не внешняя история— приключения Чичикова — составляет

содержание поэмы Гоголя, а показ всей России. Помещики и чиновники в

ней изображены как мёртвые души. Однако Гоголь не ограничивается только

сатирическим изобличением разнообразных типов «Мёртвых душ»—

помещиков и чиновников. В поэме показаны и образы крестьян. Гоголь с

особой любовью говорит в своей поэме о народной силе, о русском народе, о

просторах своей родины, о народной песне. Мёртвым душам помещиков и

чиновников противопоставлена в поэме живая душа народа. В ряде

лирических отступлений Гоголь высказывает свою любовь к родине и веру в

её великое будущее.

Наряду с сатирическим изобличением всего феодально-крепостнического

общества в поэме Гоголем показана народная сила Руси, дан образ великой

родины, с глубокой патриотической силой противопоставлена всему

мёртвому царству помещиков и чиновников и плутов-приобретателей

народна» Русь. Величественным образом Руси — необгонимой тройки».

несущейся вперёд, — заканчивается поэма.

Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее

будущему.

Мы видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но и в облике самого

города: «Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев,

дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень

красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских жителей

зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски сравнивает

«дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в

газетах. Да, раболепие царило в России и среди ее сентиментальных жителей.

ПОЭМА

«Мертвые

души»

являет

собой

историю

трагических

отношений помещиков и власти, которая так развратила их и превратила в

подобие людей, промышляющих «скупкой» мертвых душ. Таков Павел

Иванович

Чичиков

приобретатель,

человек,

который

авантюрным

способом, не гнушаясь мошеннических действий, создает свой капитал.

3. План к первой главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

1. Въезд Чичикова в город.

2. Гостиница и комната Чичикова.

3. Общая зала и обед.

4. Улица и городской сад.

5. Визиты.

6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.

V. Заключительный этап урока.

1.

Домашнее задание

. Читать главы 1 гл

2.

Выставление оценок.

3.

Подведение итогов урока.



В раздел образования