Автор: Ачмиз Сульет Бачмизовна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ РА "Майкопский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: Статья
Тема: Классификация, критерии отбора и методы обобщения передового педагогического опыта
Раздел: среднее профессиональное
Ачмиз Сульет Бачмизовна,
преподаватель иностранного языка
ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум»
Статья: Классификация, критерии отбора и методы обобщения передового
педагогического опыта
Аннотация: В статье дается определение таким понятиям как «педагогический опыт» и
«передовой педагогический опыт»; раскрываются основные подходы
к трактовке
педагогического опыта; уделяется внимание классификации передового педагогического
опыта, формы обобщения и распространения ППО; выделены основные этапы работы по
изучению и распространению ПО).
Современному преподавателю необходимо развивать свои педагогические навыки и сочетать
свой опыт с новыми знаниями и методиками, успешно применять достижения методики
преподавания на практике и совершенствовать свою педагогическую деятельность.
Педагогический опыт можно разделить на:
1. Исторический (достижения педагогической практики, полученные за всю историю
образования).
2. Массовый (достижения педагогической теории и практики, широко применяемые в
практике многих преподавателей).
3. Передовой (преподаватель достигает лучших результатов, совершенствуя имеющийся
опыт, оптимально организуя педагогическую деятельность).
4. Новаторский (включает в себя элементы новизны, новаторства, открытия).
Исследование и впоследствии использование на практике передового педагогического опыта
(ППО)
позволяет
педагогам
повышать
и
совершенствовать
качество,
успешность
преподавательской деятельности и методики преподавания.
В педагогической литературе существует до 40 определений понятия ППО. В качестве
рабочего можно определение Я.С. Турбовского.
ППО – это отвечающий современным требованиям, открывающий возможности постоянного
совершенствования, оригинальный по содержанию, логике, методам или приемам образец
педагогической деятельности, который приносит лучшие по сравнению с массовой
практикой результаты.
Классификации передового педагогического опыта
Передовой педагогический опыт можно классифицировать в зависимости от ряда критериев.
Рассмотрим основные классы передового педагогического опыта.
Комплексный (за основу берется широта содержания) – объединение образовательного
процесса и воспитания.
Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его
автором.
Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный. Зависит от степени новизны. В
репродуктивной классификации передового опыта за основу берется опыт известных
педагогов. Поисковой опыт позволяет добавлять новое в уже известный опыт других
педагогов. В исследовательском опыте преподаватель находит новые способы работы с
педагогическими задачами, доказывая их эффективность опытным путем.
Эмпирический, научно-теоретический зависит от степени научной обоснованности.
Психолого-педагогический,
практический
–
определяется
по
характеру
научной
обоснованности.
Длительный, кратковременный – по продолжительности во времени.
Перспективный и бесперспективный.
Реальный и потенциальный. Реальный опыт отражает достижения и результаты прошлых лет
педагогической работы. Потенциальный же опыт устремляется в будущее, предусматривает
и угадывает то, что может быть интересным, полезным и эффективным в учебно-
воспитательной работе.
Положительный и отрицательный. Положительный опыт необходимо закреплять, развивать
и применять в учебной работе. Отрицательный же опыт подлежит исключению его развития
и применения, но обязательному анализу.
Передовой и устаревший. Данный опыт предусматривает применение новых методик,
способов работы, которые повышают качество образовательной деятельности. Передовой
опыт выражается в выдающихся результатах работы учителя, не занимая при этом больших
затрат сил, не требуя разительных изменений в условиях работы педагогов. Устаревший
опыт представляет собой опыт, не принесший значительных изменений и улучшений
качества работы педагогов.
Прогрессивный, творческий и репродуктивный. Это абсолютно новый опыт педагога,
благодаря которому были достигнуты выдающиеся результаты по улучшению учебно-
образовательной деятельности, обогатившие педагогическую науку.
Стихийный
и
планомерно
(целенаправленно)
сформированный.
Стихийный
опыт
развивается незапланированно, непредсказуемо, но благодаря которому педагог получает
новые результаты (хорошие или плохие). Планомерный опыт строится целенаправленно,
планомерно, педагог воплощает свои идеи, замыслы, корректируя исходные цели по мере
реализации данного опыта.
Критерии
отбора
передового
педагогического
опыта.
Признаки
актуального
педагогического опыта
Чтобы оценить продуктивность педагогического опыта, необходим критерий или признак,
который бы определял качества продуктивности того или иного результата применения
передового опыта. Данные компоненты имеют важное значение для объективной оценки
педагогического опыта.
Основные критерии передового педагогического опыта:
1. Соответствие стремлениям развития современного общества. Выдающиеся педагоги
улучшают и модернизируют педагогический процесс по отношению к данным тенденциям и
потребностям.
2.
Выдающаяся
эффективность
и
показательная
результативность
образовательной
деятельности. Передовой опыт должен демонстрировать значительные достижения в уровне
интеллигентности
и
воспитанности,
всестороннем
развитии
учеников
и
студентов,
высококачественные знания. Достижения передовых преподавателей должны превосходить
по качеству достижения массового опыта.
3. Соотношение усилий и преподавательских возможностей педагогов и учеников в
достижении стабильных результатов и успехов образовательной, воспитательной, учебной
деятельности. Трудно назвать передовым опытом тот опыт, при котором качественный
уровень знаний получается вследствие чрезмерной нагрузки учеников уроками, занятиями,
большим объемом домашних заданий и т.д. Деятельность передового педагога не ведет за
собой сильную утомляемость учеников и самого педагога, приносить ущерб физическому и
моральному здоровью.
4.
Постоянные
стабильные
показатели
образовательно-воспитательной
деятельности.
Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и
воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно
длительного времени.
5. Присутствие новаторства в опыте, которое отслеживается в результате исследования
педагогической
деятельности.
Исследование
и
изучение
позволяют
наблюдать
за
педагогической деятельностью в ее развитии, новаторскими методами и приемами
педагогического процесса в сравнении со стандартным и принятым в практике. Новаторство
может отслеживаться в учебно-воспитательных новшествах, таких как новые методы, формы
преподавания, воспитания, повышение эффективности педагогической деятельности и
достижение высоких результатов. В дальнейшем как применение на практике данных
новаторских элементов, методик, форм.
6. Актуальность и перспективность.
Данные аспекты вытекают из двух главных положений:
− соответствие данного опыта разрешению поставленных вопросов обучения и воспитания
для последующей успешной практики образовательно-воспитательной деятельности;
− может ли данный опыт успешно разрешать вопросы и трудности массовой практики
педагогики, что помогает оценить его научную пользу, результаты и достижения на
практике.
7. Репрезентативность.
Репрезентативность включает в себя:
− данный опыт должен пройти проверку временем;
− достижение успеха и результатов в педагогической деятельности многих учителей,
которые решили применять данный опыт в своей профессиональной учебной деятельности;
− широкое использование педагогического опыта другими учителями, возможность
применять результаты опыта в работе.
8. Соответствие передового опыта современным достижениям педагогики и методики,
научная обоснованность.
Необходимо изучать и исследовать передовой опыт в соответствии с современными учебно-
воспитательными достижениями. Данный опыт может являться достижением научных
исследований педагога, результатом его творческой работы. Наличие перечисленных
признаков педагогического опыта позволяет называть его передовым, но необходимо
измерять степень проявления данных критериев. Актуальный педагогический опыт включает
в себя элементы творческого поиска, новаторства, оригинальности, это успешная и
эффективная деятельность педагога, которая приводит к наивысшим результатам и
достижениям. В данном опыте не обязательно задействованы новые элементы, он может
быть основан на успешном воплощении научно доказанных методов, техник и является
примером для малоопытных педагогов.
Признаки актуального педагогического опыта
1.
Выдающиеся качественные и количественные результаты учебно-образовательного
процесса по следующим параметрам:
Определенность общественной направленности обучающихся, которая проявляется в
социальной активности.
Образованность учеников (качество знаний, система знаний и степень их обобщенности,
умение использовать полученные знания в новой среде, наличие соответствующих умений и
навыков - математических, графических, грамотного письма, речи и др.). При рассмотрении
данных признаков не только по отношению к достижениям учеников, но в более широком
смысле, по отношению к образовательной деятельности, следует выделить следующие
показатели:
определенные
учебные
интересы
и
вопросы
учащихся,
стремление
к
самообразованию, присутствие социальной и учебной мотивации.
Воспитанность учащихся. Обозначая воспитательный процесс в более широком смысле,
важно
отметить такие показатели,
как наличие у
учащихся
социально
значимых
профессиональных ориентиров, общественных образцов общения и поведения, активной
жизненной позиции, необходимости в самообразовании и самовоспитании.
Профессионализм
педагога,
способности
и
умения
в
разных
видах
общественно-
образовательной деятельности, способности воплощения и применения практических
навыков в реализации учебного процесса (их, успешность, качество, скорость), умение
анализировать
учебную
деятельность
и
результат
конкретной
работы,
самоанализ
проделанного труда, воплощение теории на практике, правильная организации и устройство
труда, выдающиеся результаты образовательно-педагогической деятельности.
2. Оптимальность педагогического опыта. Получение наиболее эффективных достижений в
учебной работе с учетом наименьших затрат времени, сил педагогов и учеников. Важно
также, чтобы данный опыт не являлся преградой для исследования других вопросов учебно-
воспитательной деятельности.
3. Устойчивость, стабильность опыта, длительное его применение на практике. Даже если
педагог добился выдающихся достижений и успехов в образовательной деятельности, но
применение данного опыта на практике составило очень непродолжительное время, данный
опыт нельзя отнести к передовому.
4. Возможность использования передового опыта другими педагогами в практике,
расширение этого опыта до массового.
5. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет хорошие перспективы развития и
применения, изучения.
Формы обобщения и распространения ППО
Формы работы по исследованию и обобщению педагогического опыта предполагают
применение различных методов:
1. Открытые уроки на разнообразные темы образовательно-педагогической деятельности.
Данный способ исследования и обобщения опыта активно применяется в школах. Педагоги
могут посетить открытые уроки их коллег, обсудить успешность и эффективность
проведенных занятий, оценить новаторские методики и техники проведения занятий и в
дальнейшем использовать данный новаторский опыт в своей педагогической деятельности.
2.
Учебно-методические
рекомендации,
совещания,
конференции
по
вопросам
образовательно-воспитательной деятельности. Такие встречи подразумевают проведение
предварительных исследований: посещаются и анализируются учебно-воспитательные уроки
разных педагогов, исследуется учебный материал, педагогический опыт, составляются
сообщения и доклады. На совещании, конференции совместно рассматриваются затронутые
в докладе вопросы, выделяются аспекты и особенности, которые позволили провести
успешные
и эффективные уроки,
после данных
дискуссий
выделяются советы и
рекомендации по применению передового педагогического опыта в учебно-воспитательной
деятельности учителей.
3. Научно-методическая и научно-практическая конференции. Данная форма является
наиболее успешной для исследования передового опыта. В зависимости от темы
конференции
педагоги
исследуют учебный
материал,
опыт и
результаты
учебной
деятельности коллег.
4. Педагогическая выставка. Показывает новаторский опыт, к примеру, методический
материал, отражающий методы повышения эффективности учебной работы, материалы,
конспекты, планы, схемы по вопросам образовательно-воспитательной деятельности.
Педагогическая выставка является составной частью форм изучения и обобщения опыта,
таких как конференции, собрания и т.д. или их вариацией.
5.
Педагогические чтения. Включают в себя исследование, изучение и обобщение
педагогом своего учебного опыта. Вначале учитель презентует свое сообщение на
совещании, собрании. Затем проводятся педагогические чтения, в результате которых самые
успешные выступления могут быть напечатаны в журналах, методических пособиях и т.д.
6. Диспуты и дискуссии по важным вопросам образовательно-воспитательной работы.
Они могут быть представлены в устной или письменной форме. Среди педагогов
рассматриваются
сложные
и
противоречивые
образовательные
вопросы.
Обсуждая
презентованные задачи и вопросы, педагоги делятся мнениями, комментируют спорные
моменты. Педагоги, принимающие участие в дискуссиях, доказывают целесообразность
выбранных
ими
позиций,
подкрепляя
свои
доводы
примерами
из
собственной
образовательно-воспитательной практики.
7. Педагогические экскурсии, целью которых является применение передового опыта на
практике. Экскурсии могут наглядно продемонстрировать методы, техники, способы
организации учебно-образовательной практики определенного учителя.
8. Семинарские занятия по вопросам педагогики. Вопрос, рассматриваемый на семинаре,
может быть определен на длительный временной период (год или несколько лет). Исследуя
общую тему, например, «повышение эффективности учебной деятельности», педагоги
изучают наиболее популярные проблемы, например, структура учебно-воспитательного
процесса; соотношение активности учеников на занятиях и успешных результатов обучения.
Исследуется учебный материал, опыт учителей, участников семинара, создаются обобщения
передового опыта.
9.
Практикумы по созданию методики исследования и обобщения педагогического
опыта. Группа педагогов школы, изучающих передовой опыт, может провести практикум, на
котором
будут
рассматриваться
такие
темы,
как
подбор
учебного
материала
по
определенным темам, схемы исследования и обобщения опыта, анализ и воспроизведение
полученной информации и материала.
10. Педагогические консультации. Можно разделить на устные и письменные. Педагог
может сталкиваться с трудностями, вопросами и проблемами в ходе научной деятельности.
Педагогическую консультацию проводят опытные учителя для начинающих, малоопытных
преподавателей.
11.
Защита авторских проектов и разработок. При благоприятной педагогической
обстановке учителя могут исследовать проблемы и вопросы научно-образовательной
деятельности коллективно. Исследования и работа преподавателей в этом направлении
должны иметь важную для образовательной среды роль и отражать проблемы и интересы
учителей определенной школы.
Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта
(по Р.Г. Амосову)
Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта (по
Р.Г. Амосову):
1.
Обозначить цель изучения опыта.
2.
Составить план изучения опыта.
3.
Обозначить гипотезу, подтверждающую эффективность данного опыта.
4.
Определить условия, в которых развивается образовательный процесс.
5) Обобщить похожие формы передового педагогического опыта и определение точных
количественных и качественных свойств.
6) Проанализировать полученные исследования, учитывая вклад всех этапов образовательно-
воспитательной деятельности.
7) Составление рекомендаций и определение последующих перспектив развития и
использования опыта в педагогической деятельности.
8) Разработка программы исследования передового педагогического опыта.
9) Презентация передового опыта.
Как на практике оформить презентацию педагогического опыта? Предлагаем ознакомиться
со
стенограммой
мастер-класса,
руководителя
учебного
центра
Skyteach
Антона
Владимировича Макарова, “Персонализация и индивидуализация обучения минимальными
средствами”
Мастер-класс – это чрезвычайно эффективная модель, которая позволяет делиться
конкретными методическими (практическими) наработками. Идеальный мастер-класс – это
взаимодействие
с
аудиторией,
которая
находится
примерно
на
том
же
уровне
профессионализма, что и ведущий. Будем считать, что так и есть. В этой программе мы
впервые публикуем стенограмму мастер-класса о персонализации обучения, который в 2018
году проводился 6 раз для разных аудиторий. В этом мастер-классе собраны приёмы
персонализации материала (простые и более сложные), которые позволят вам сделать ваши
уроки более мотивирующими и разнообразными.
Стенограмма мастер-класса, руководителя учебного центра Skyteach Антона Владимировича
Макарова “Персонализация и индивидуализация обучения минимальными средствами”
Использованная литература.
1.
Е.А.Ильина, Направления передового педагогического опыта. - Гомель. 2007.
2.
Столяренко А.М. Общая педагогика. - М., 2006.
3.
Научно-методический семинар школы-лицея. - Петропавловск, 2012.
4.
Шихваргер Ю.Г. к.п.н., доцент каф. ПППО НГПУ
5.
Бронников, С.А., Бронникова, Э.П. Передовой педагогический опыт в современных
условиях. Монография. – Уфа: Изд-во БИРО, 2009.
6.
Данилова, А.К. Адреса передового педагогического опыта: сборник статей. - Санкт-
Петербург: СПбАППО, 2009.
7.
Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика// Управление школой,
2007, №13.