Напоминание

Начальное образование в школе-интернате


Автор: Набиян Ольга Леонидовна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ ВО "Новоусманская школа-интернат"
Населённый пункт: с. Новая Усмань
Наименование материала: Статья
Тема: Начальное образование в школе-интернате
Раздел: начальное образование





Назад




Набиян Ольга Леонидовна

учитель начальных классов

КОУ ВО «Новоусманская школа-итернат»

Начальное образование – самый важный этап в достижении цели

образования человека, т.к. оно включает в себя основы знаний по всем

образовательным циклам. Именно на этом этапе создаются условия с самых

ранних лет выявить признаки одаренности, заложить основы мировоззрения,

развить возможности и способности человека. Учитель начальных классов

формирует

у

младших

школьников

основы

учебно-познавательной

деятельности, используя различные педагогические и психологические

средства. Правильно организованный учебный процесс помогает развитию у

детей сознательного отношения к учению. В повышении качества и

эффективности начального образования огромное значение имеют личные

качества и профессиональное мастерство педагога. Современный учитель

должен быть ищущим, творческим, деятельным только тогда его ученики

будут больше знать и уметь.

В первый класс приходят дети очень разные. У каждого ребенка своя

картина мира, свои страхи, стереотипы, поведение. Различие определяется

материальным благосостоянием семьи, уровнем образования и степенью

занятости родителей, особенностями образа жизни, семейными традициями,

представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями,

характером их общения с ребенком и другими факторами. Это надо принять

как данность, которую не изменить. Однако школа предъявляет ко всем

ученикам одинаковые требования. Стандартность требований заложена в

том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках

которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний за

определенные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися.

Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является

развитие

потенциала

личности.

Федеральные

государственные

образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу

формирования

«универсальных

учебных

действий»,

обеспечивающих

школьникам

умение

учиться,

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию.

Стандарт

впервые

определил

такую

составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших

результатов образования. Основным результатом реализации стандартов

должно стать формирование личности, способной быстро ориентироваться в

динамично

развивающемся

и

обновляющемся

информационном

пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную

информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные

проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Я убедилась в вышесказанном в период своей педагогической

деятельности. Первым педагогическим открытием для меня стало осознание

простой истины: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,

что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (В.О. Ключевский).

Действительно, когда ты стараешься вложить душу в урок, делаешь его

интересным, увлекательным, личностноориентированным, ты чувствуешь

«отдачу» со стороны детей. Правы те, кто утверждает, что быть педагогом –

призвание. Как не банально это звучит, на первый взгляд, ты должен любить

своих учеников.

Чтобы

работать

успешно,

каждый

учитель

должен

владеть

педагогическим

мастерством,

поскольку

только

мастерство

может

обеспечить эффективные результаты труда педагога. С учётом того, что

педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным

стало сочетание «педагог - мастер».

Так, в своей работе, на уроках

литературного чтения я предлагаю детям начальную строку из произведения,

а они придумывают продолжение, рифмуя строки. Важно не только

разбудить в детях желание свободно высказываться на любую тему, но и

обогатить их красотой слов. Так, мною было дано задание детям, найти самое

красивое, по их мнению, описание леса. И надо было видеть, с каким

волнением, старанием, они говорили о лесе словами М.М. Пришвина, К.

Паустовского, И.А. Бунина. Или во время экскурсии предлагаю детям

задание: описать то, что мы видим.

- Мне кажется, что облака сегодня напоминают белые кораблики в

океане. Следующий ребенок должен продолжить эту тему. И так по кругу. В

результате получается не только красочный рассказ об облаках, дереве,

ручье, но и пополняется словарный запас каждого обучающегося. Эта игра

будит образное мышление детей, и рассказы озаряются вспышками детской

фантазии. Другой вариант игры: предлагаю детям продолжить или начать

предложения. Например: - Капли дождя на стекле словно.... Или прошу

детей подобрать удачное сравнение: - Мое сердце бьется как...

На уроках литературного чтения, мы часто бываем на заочной

экскурсии в картинной галерее. Здесь дети знакомятся не только с

различными

авторами,

но

и

пропускают

жизнь

картин

через

себя.

Эмоциональный настрой на моих уроках, позволил достичь еще большего

эффекта, когда я ввела детей в проблемную ситуацию, сказав:

- Закройте глаза. А теперь представьте себе, что по траве проехала

машина! Что вы ощущаете?

Так дети непроизвольно через чувства ощутили и использовали еще

одно качество слова – силу. Важен и нравственный итог этого приема: мы

пришли к выводу: мир нуждается в твоей защите.

На

сегодняшний

день

информационно

коммуникационные

технологии занимают всё большее и большее место в образовательном

процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность,

так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной

памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные

технологии

помогают

сделать

процесс

обучения

творческим

и

ориентированным на учащегося.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать

процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства

мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности

обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая

его более понятным и доступным для учащихся. Дети могут сами

оперировать математическими действиями, выходя к интерактивной доске.

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при

объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные

учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на

разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при

закреплении, повторении, на этапе контроля.

Уроки с применением компьютерных технологий не только оживляют

учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.

Чтобы воспитать у детей интерес и любовь к русскому языку, я

использую самые разнообразные методические приемы: литературные игры,

праздники, пятиминутки, дидактические игры, инсценировки. На каждом

уроке даю детям пять минут для тихого чтения любимых книг. На уроке

обучающимся должно быть интересно, радостно, легко, а не страшно и

скучно. Расскажу, как прошел урок в первом классе в форме теле-передачи:

1.

Какие передачи вы знаете? (домашнее задание)

2.

Это какая передача?

3.

«В мире животных». (беседа о хомяке)

4.

Мультфильм «Колобок» (дети инсценируют).

5.

«Угадай мелодию» (повторение и произношение твердых и мягких

согласных).

6.

«Спокойной ночи малыши!» (отдых)

7.

Реклама книг. Какие книги о животных можно читать?

Дети с удовольствием не только посещают такие уроки, но и развивают

речь и грамотность.

Таким образом, основным критерием эффективности

уроков в

начальной школе является

личностное развитие ребёнка, которое проявляется

в формировании его эмоциональной, духовной и интеллектуальной сферы.

И это все – источник вдохновения для меня как для учителя. И как не

вспомнить слова Ш.А. Амонашвили: «Прожить свое утраченное детство со

своими ребятишками есть единственное роскошь, которая допустима в

жизни учителя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А.

Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. –

496с.

2.

Андреева Л.П. Изучение родного языка / Л.П. Андреева// Начальная

школа. – 2005. - №4. – с. 56-58

3.

Михайлова Н.Л. Одари ребенка словом / Н.Л. Михайлова // Начальная

школа. – 2005. - №5. – с. 15-17



В раздел образования