Напоминание

Урок русского языка в 3 классе "Род имен существительных"


Автор: Елена Геннадьевна Соловьева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №14
Населённый пункт: г. Слободской Кировской области
Наименование материала: Конспект и презентация урока
Тема: Урок русского языка в 3 классе "Род имен существительных"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка. 3 класс.

Учитель. Соловьева Елена Геннадьевна.

Тема. Род имен существительных.

Цели. 1.Вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по

теме урока (познакомиться с приемами распознавания рода имен

существительных).

2. Развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также внимание,

логическое мышление при введении новых знаний.

3. Формировать творческие способности через разнообразные виды

деятельности, выражать вои мысли вслух, уметь слушать друг друга,

работать в парах.

4. Воспитывать коммуникативные отношения: ученик-учитель, ученик-

ученик.

Оборудование к уроку.

- 14 коробочек,250 зеленых фишек и 250 красных;

-файл с инструкцией, конверт с текстом письма, таблицей;

-учебники.

Тип урока. Введение новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно есть классы и лучше и краше

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко

Поручено нам вас сегодня встречать.

Начнем же урок, не будем зря время терять! (1 слайд)

Сегодня мы проведем урок русского языка в форме игры под названием

«Банк»

-Ребята, а что такое банк ?(выслушиваются ответы детей)

-Карина нам приготовила небольшое сообщение об этом.

Банк-это учреждение, которое занимается денежными операциями. Банк

выполняет три основные задачи:

1. Накопление ценностей.

2. Их удачное использование.

3. Получение результата, то есть пользы, прибыли от этого.

Банки бывают разные, ведь накапливать можно не только деньги

-Вот, например, что можете накопить вы на уроках? А для чего нам надо

накапливать знания? А использовать знания можно?

-Этим мы сегодня и займемся. Но сначала договоримся о том, как будем

учитывать результат. На парте в коробочках у вас лежат фишки зеленого и

красного цвета. Их мы будем использовать; красные - ответ без ошибок.

Зеленые - ответ с 1-2 ошибками. После выполненного задания вы будете

оценивать себя и складывать фишки себе на накопительную карточку.

2. Минутка чистописания

-Запишем в тетради число и классная работа . (помним о правильной

посадке)

-Обратите внимание на доску. Найдите закономерность в написании

сочетаний букв, запишите еще 2 сочетания

Ммб, Ммв, Ммг…

-Какие сочетания записали? Почему?

-Какие знания накапливаем, выполняя этот вид работы? (учимся красиво

писать, развиваем мышление)

-Оцените себя. Положите фишку. Это станет вашим первым банковским

накоплением

3. Актуализация знаний.

-Чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо повторить

пройденный материал. Посмотрите на доску. Здесь зашифрованы слова.

Догадайтесь, какие это слова и запишите их самостоятельно.

М..шина, м..тро, м..роз, м..газин, м..лина, м..л..ко (2слайд)

-Какие слова вы записали? (проверка по цепочке). (3 слайд) Добавьте на

свой счет дополнительное накопление.

-Какие общие признаки вы можете назвать в этих словах? ( сущ., начинаются

на букву м , словарные слова, в ед. числе, неодуш., нарицат., )

-Составьте предложение со словом мороз по схеме. (Какой?, Что? Что

сделал? Что? Чем?) Трескучий мороз сковал реки льдом.

-Запишите предложение. (Проверка орфограмм по цепочке).

Дополнительное накопление

-Разберите предложение по членам предложения, укажите части речи над

каждым словом . ( ученики выполняют самостоятельно, затем проверяем и

делаем накопления.)

-А что может рассказать о себе имя существительное. Давайте составим

модель имени существительного. (4 слайд)

- Расскажем правило в парах.

-Как вы думаете, мы все узнали об имени существительном?

-Сегодня мы продолжим накапливать наши знания об этой части речи, но

сначала немного отдохнем.

4. Физминутка

5. Изучение нового материала.

-Сегодня моя соседка Оля прочитала мне письмо, которое она получила от

друга иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова

звучат как то иначе. Хотите послушать? Хоть и неприлично читать чужие

письма, но я прочитаю его с разрешения Оли. (5слайд)

- Что вас рассмешило в письме Майкла?

- А почему Майкл неправильно употребляет слова? Чего он не знает? ( Род

имен существительных)

-Поможем Майклу написать правильно письмо.

-Прочитайте учебную задачу, которая стоит перед нами сегодня на уроке? (6

слайд)

1. Познакомиться с приемами распознавания рода имен существительных.

2. Учиться определять род имен существительных.

6. Работа в парах.

-Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите письмо, прочитайте его и

исправьте ошибки прямо в письме. (Приложение 1)

-Давайте прочитаем по одному предложению правильно.

Проверка ( 8слайд). Если вы правильно исправили все ошибки, то положите

на счет красную фишку, если допустили 1-2 ошибки, то зеленую.

- Для того, чтобы писать грамотно, недостаточно только исправить ошибки

Майкла. Практически мы умеем правильно употреблять существ. в речи, так

как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания

должны опираться на науку. Поэтому мы приступим к научно-

исследовательской работе. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончанию урока

мог сказать : Сегодня я искал, творил. Знание новое открыл.

Научился применять. Задания теперь легко мне выполнять.

-Продолжим работу в паре. Положите перед собой таблицу. (Приложение 2)

Следуя инструкции, выполняйте работу по шагам. ( Влада прочитай

инструкцию (Приложение 3)

Объяснение учителя по таблице на доске.

- Прочитайте слова, которые называют женщину.(подруга, мама, бабушка)

-Какими словами помощниками заменили? (Такие слова, к которым можно

подставить слова она, моя, относятся к женскому роду) Оцените себя и

пополните счет.

Аналогично разбираем слова мужского рода. ( Друг, папа, дедушка) Оцените

и пополните счет.

-Как вы думаете, только ли одушевленные существительные могут быть

женского и мужского рода? Приведите примеры неодушевленных

существительных. Молодцы. Пополните счет.

- Попробуйте найти в письме неодушевленное существительное, которое не

относится ни к мужскому ни к женскому роду. Запишите его в 3 группу,

подберите слова-помощники.

- Слово лото. А как вы думаете, какой это род? Кто проговорит вывод по

таблице?

- Давайте сделаем общий вывод.

- С каким грамматическим признаком имен существительных мы

познакомились? (род)

- Каких родов бывают имена существительные?

-Как вы думаете, это постоянный или непостоянный признак имен сущ.?

(дополняем нашу

модель) (11 слайд)

- Сравним наш вывод с правилом учебника на стр. 152.- Какие приемы

распознавания рода вы узнали? Пополните счет

7. Закрепление.

- В завершении нашего исследования я предлагаю выполнить работу.

(средства обратной связи) Я называю слова, вы показываете нужную

карточку.

- монитор , мышка, стол, диск, флэшка, кресло, клавиатура, папка, принтер,

система, игры. Пополняем счет

-Какой общей темой можно объединить все эти слова?

-А сейчас я вам предлагаю выполнить творческую работу. Тетрадь мысленно

разделите на три столбика, подпишите ж. р. , м. р., с. р. И выберите тему

1.Мой класс. 2. Медицинский кабинет. 3.Зимняя погода. 4. Моя кухня.

(12 слайд)

Придумайте по 2 слова каждого рода по теме, которую вы выбрали, а мы

должны будем угадать тему. Оцените себя.

8. Рефлексия.

- Какую учебную задачу мы ставили на урок?

- Кто может сказать? Сегодня я искал, творил

Знание новое открыл. Научился применять,

Задания теперь легко мне выполнять.

- Какое новое знание вы открыли об имени существительном?

- Давайте вернемся к словарным словам, которые мы написали в начале

урока. Подпишем над каждым словом род. Проверяем, пополняем счет

- Мы с вами накопили новые знания. А как они нам могут пригодиться? Что

посоветуем Майклу?

- Посмотрим, кто же в нашем банке накопил больше фишек и лучше

использовал свои знания. Если на вашем счете больше 7 фишек, то оцените

себя по критериям:

-больше красных фишек, оценка «5»

-больше зеленых фишек, оценка «4»

- Встаньте те, кто получил 5 или 4.

- Кто сегодня не получил прибыль за урок, дома повторит материал, накопит

к завтрашнему уроку знания и обязательно получит оценку.

9.Домашнее задание. Написать небольшое сочинение (5-6 предложений),

используя слова своей творческой работы. ( Приложение 4)



В раздел образования