Автор: Елена Геннадьевна Соловьева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №14
Населённый пункт: г. Слободской Кировской области
Наименование материала: Конспект и презентация урока
Тема: Урок русского языка в 3 классе "Род имен существительных"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка. 3 класс.
Учитель. Соловьева Елена Геннадьевна.
Тема. Род имен существительных.
Цели. 1.Вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по
теме урока (познакомиться с приемами распознавания рода имен
существительных).
2. Развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также внимание,
логическое мышление при введении новых знаний.
3. Формировать творческие способности через разнообразные виды
деятельности, выражать вои мысли вслух, уметь слушать друг друга,
работать в парах.
4. Воспитывать коммуникативные отношения: ученик-учитель, ученик-
ученик.
Оборудование к уроку.
- 14 коробочек,250 зеленых фишек и 250 красных;
-файл с инструкцией, конверт с текстом письма, таблицей;
-учебники.
Тип урока. Введение новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно есть классы и лучше и краше
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко
Поручено нам вас сегодня встречать.
Начнем же урок, не будем зря время терять! (1 слайд)
Сегодня мы проведем урок русского языка в форме игры под названием
«Банк»
-Ребята, а что такое банк ?(выслушиваются ответы детей)
-Карина нам приготовила небольшое сообщение об этом.
Банк-это учреждение, которое занимается денежными операциями. Банк
выполняет три основные задачи:
1. Накопление ценностей.
2. Их удачное использование.
3. Получение результата, то есть пользы, прибыли от этого.
Банки бывают разные, ведь накапливать можно не только деньги
-Вот, например, что можете накопить вы на уроках? А для чего нам надо
накапливать знания? А использовать знания можно?
-Этим мы сегодня и займемся. Но сначала договоримся о том, как будем
учитывать результат. На парте в коробочках у вас лежат фишки зеленого и
красного цвета. Их мы будем использовать; красные - ответ без ошибок.
Зеленые - ответ с 1-2 ошибками. После выполненного задания вы будете
оценивать себя и складывать фишки себе на накопительную карточку.
2. Минутка чистописания
-Запишем в тетради число и классная работа . (помним о правильной
посадке)
-Обратите внимание на доску. Найдите закономерность в написании
сочетаний букв, запишите еще 2 сочетания
Ммб, Ммв, Ммг…
-Какие сочетания записали? Почему?
-Какие знания накапливаем, выполняя этот вид работы? (учимся красиво
писать, развиваем мышление)
-Оцените себя. Положите фишку. Это станет вашим первым банковским
накоплением
3. Актуализация знаний.
-Чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо повторить
пройденный материал. Посмотрите на доску. Здесь зашифрованы слова.
Догадайтесь, какие это слова и запишите их самостоятельно.
М..шина, м..тро, м..роз, м..газин, м..лина, м..л..ко (2слайд)
-Какие слова вы записали? (проверка по цепочке). (3 слайд) Добавьте на
свой счет дополнительное накопление.
-Какие общие признаки вы можете назвать в этих словах? ( сущ., начинаются
на букву м , словарные слова, в ед. числе, неодуш., нарицат., )
-Составьте предложение со словом мороз по схеме. (Какой?, Что? Что
сделал? Что? Чем?) Трескучий мороз сковал реки льдом.
-Запишите предложение. (Проверка орфограмм по цепочке).
Дополнительное накопление
-Разберите предложение по членам предложения, укажите части речи над
каждым словом . ( ученики выполняют самостоятельно, затем проверяем и
делаем накопления.)
-А что может рассказать о себе имя существительное. Давайте составим
модель имени существительного. (4 слайд)
- Расскажем правило в парах.
-Как вы думаете, мы все узнали об имени существительном?
-Сегодня мы продолжим накапливать наши знания об этой части речи, но
сначала немного отдохнем.
4. Физминутка
5. Изучение нового материала.
-Сегодня моя соседка Оля прочитала мне письмо, которое она получила от
друга иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова
звучат как то иначе. Хотите послушать? Хоть и неприлично читать чужие
письма, но я прочитаю его с разрешения Оли. (5слайд)
- Что вас рассмешило в письме Майкла?
- А почему Майкл неправильно употребляет слова? Чего он не знает? ( Род
имен существительных)
-Поможем Майклу написать правильно письмо.
-Прочитайте учебную задачу, которая стоит перед нами сегодня на уроке? (6
слайд)
1. Познакомиться с приемами распознавания рода имен существительных.
2. Учиться определять род имен существительных.
6. Работа в парах.
-Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите письмо, прочитайте его и
исправьте ошибки прямо в письме. (Приложение 1)
-Давайте прочитаем по одному предложению правильно.
Проверка ( 8слайд). Если вы правильно исправили все ошибки, то положите
на счет красную фишку, если допустили 1-2 ошибки, то зеленую.
- Для того, чтобы писать грамотно, недостаточно только исправить ошибки
Майкла. Практически мы умеем правильно употреблять существ. в речи, так
как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания
должны опираться на науку. Поэтому мы приступим к научно-
исследовательской работе. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончанию урока
мог сказать : Сегодня я искал, творил. Знание новое открыл.
Научился применять. Задания теперь легко мне выполнять.
-Продолжим работу в паре. Положите перед собой таблицу. (Приложение 2)
Следуя инструкции, выполняйте работу по шагам. ( Влада прочитай
инструкцию (Приложение 3)
Объяснение учителя по таблице на доске.
- Прочитайте слова, которые называют женщину.(подруга, мама, бабушка)
-Какими словами помощниками заменили? (Такие слова, к которым можно
подставить слова она, моя, относятся к женскому роду) Оцените себя и
пополните счет.
Аналогично разбираем слова мужского рода. ( Друг, папа, дедушка) Оцените
и пополните счет.
-Как вы думаете, только ли одушевленные существительные могут быть
женского и мужского рода? Приведите примеры неодушевленных
существительных. Молодцы. Пополните счет.
- Попробуйте найти в письме неодушевленное существительное, которое не
относится ни к мужскому ни к женскому роду. Запишите его в 3 группу,
подберите слова-помощники.
- Слово лото. А как вы думаете, какой это род? Кто проговорит вывод по
таблице?
- Давайте сделаем общий вывод.
- С каким грамматическим признаком имен существительных мы
познакомились? (род)
- Каких родов бывают имена существительные?
-Как вы думаете, это постоянный или непостоянный признак имен сущ.?
(дополняем нашу
модель) (11 слайд)
- Сравним наш вывод с правилом учебника на стр. 152.- Какие приемы
распознавания рода вы узнали? Пополните счет
7. Закрепление.
- В завершении нашего исследования я предлагаю выполнить работу.
(средства обратной связи) Я называю слова, вы показываете нужную
карточку.
- монитор , мышка, стол, диск, флэшка, кресло, клавиатура, папка, принтер,
система, игры. Пополняем счет
-Какой общей темой можно объединить все эти слова?
-А сейчас я вам предлагаю выполнить творческую работу. Тетрадь мысленно
разделите на три столбика, подпишите ж. р. , м. р., с. р. И выберите тему
1.Мой класс. 2. Медицинский кабинет. 3.Зимняя погода. 4. Моя кухня.
(12 слайд)
Придумайте по 2 слова каждого рода по теме, которую вы выбрали, а мы
должны будем угадать тему. Оцените себя.
8. Рефлексия.
- Какую учебную задачу мы ставили на урок?
- Кто может сказать? Сегодня я искал, творил
Знание новое открыл. Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять.
- Какое новое знание вы открыли об имени существительном?
- Давайте вернемся к словарным словам, которые мы написали в начале
урока. Подпишем над каждым словом род. Проверяем, пополняем счет
- Мы с вами накопили новые знания. А как они нам могут пригодиться? Что
посоветуем Майклу?
- Посмотрим, кто же в нашем банке накопил больше фишек и лучше
использовал свои знания. Если на вашем счете больше 7 фишек, то оцените
себя по критериям:
-больше красных фишек, оценка «5»
-больше зеленых фишек, оценка «4»
- Встаньте те, кто получил 5 или 4.
- Кто сегодня не получил прибыль за урок, дома повторит материал, накопит
к завтрашнему уроку знания и обязательно получит оценку.
9.Домашнее задание. Написать небольшое сочинение (5-6 предложений),
используя слова своей творческой работы. ( Приложение 4)