Автор: Царукаева Залина Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №25 г.Владикавказ
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Конспект урока в 8 классе
Тема: "Общие черты рельефа России"
Раздел: среднее образование
8 Класс
Тема урока: Общие черты рельефа России
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: формирование знаний об общих чертах рельефа России, их
разнообразии и размещении по природным районам
1. Помочь обучающимся целостно представить основные черты рельефа
России
2. Организовать деятельность по выявлению причин, определяющих
особенности рельефа
3. Развивать умения самостоятельно добывать знания (информацию) из разных
источников, выделять главное, работать с контурной картой, атласом
4. Организовать деятельность учащихся по применению географических
терминов
5. Воспитывать рефлексивную культуру обучающихся
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта
России, учебник, атласы 8 класса, контурные карты, раздаточный материал
(карточки, таблицы), дополнительная литература по теме.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
1. Развивать помять,
мышление, внимание у
обучающихся
1.Развивать
познавательный
интерес и творческие
способности
1.Умение работать с
разными источниками
географической
информации
2. Помочь учащимся
осознать практическую
значимость материала
2. Умение определять
цели, задачи и
организовывать свою
деятельность
2. Умение выделять,
описывать, объяснять
закономерности
размещения гор и равнин
3. Осознать
целостность природы и
влияния природных
условий на жизнь и
здоровье человека
3. Умение работать в
группах
3. Умение выделять
главные черты рельефа
4. Содействовать
развитию умений,
4. Развивать умение
отбирать информацию
4. Умение вести
наблюдение за процессами
выделять главное в
особенностях рельефа
России
любой сложности
и явлениями
географической среды
5. Умение
контролировать
результат своей
деятельности
5. Умение грамотно
излагать свои мысли
5. Умение применять
географические знания в
повседневной жизни для
объяснения процессов
адаптации к условиям
проживания на
определенной территории
6. Вырабатывать
эмоционально –
ценностное отношение
к окружающей среде
6. Развивать
способности к
самостоятельному
приобретению новых
знаний и практических
умений
6.Умение владеть
географической
терминологией
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
I.Орг. момент
Здоровается с учениками.
Проверяет готовность к уроку и
организует внимание учеников.
Создает
благоприятный
эмоциональный настрой.
Приветствуют учителя
Дежурный докладывает
об отсутствующих
II. Мотивация и
целеполагание
Показывает фрагмент фильма
«Есть в России такие места».
Задает проблемный вопрос: «О
чем сегодня пойдет речь на
уроке?»
Определяют тему урока
Совместно
формулируют цель и
задачи урока
Делают записи в
тетрадях (число, тему
урока)
III.Актуализация
знаний
Актуализирует опорные знания
(повторение
терминов
и
понятий)
Учитель задает вопросы:
-Вспомните что такое рельеф?
-Какие формы рельефа суши вы
знаете? (горы и равнины)
-Как различить горы по высоте?
Повторяют
пройденный материал ,
вспоминают изученное
и совместно
составляют схему на
магнитной доске,
используя карточки с
понятиями.
(низменности, плоскогорья)
Привести примеры, используя
атлас
-В чем различие гор и равнин?
IV.Интеллектуально
-познавательная
деятельность
1.Организует
беседу
с
обучающимися:
Подумаете, почему крупнейшие
реки России текут на север?
-Какие еще особенности
рельефа России мы должны
знать?
-Найдите крупные равнины
-Где в России расположены
равнины? (на западе и севере)
Нанесите их на контурную
карту
-Где расположены горы? (на
юге и востоке)
-Найдите на карте самую
высокую точку Кавказских гор?
Нанесите высшие точки Кавказа
на контурную карту и в тетради
запишите их высоту.
-Скажите, почему рельеф
России так разнообразен?
Изучают физическую
карту России,
одновременно
сопоставляют
физическую и
тектоническую карты в
поисках взаимосвязи.
Отвечают на вопросы
учителя, показывают
на настенной карте
называемые
географические
объекты: горы и
равнины
2.Организует
анализ
схемы
«Геологический профиль через
территорию России» на стр.82 в
учебнике
Анализируют схему,
отвечают на вопросы
учителя и
сопоставляют данные с
геохронологической
таблицей
3.Организует самостоятельную
работу
обучающихся
по
группам,
выступая
в
роли
тьютера:
Задание:
с
использованием
учебника,
дополнительной
литературы(раздает
карточки)выполнить задания на
карточках
1группа: Влияние внешних сил
2группа:Крупные
природные
районы
(европейская часть России)
Выполняют задания по
группам,
консультируются у
учителя, отвечают на
задания письменно в
тетради.
По окончании
самостоятельной
работы, представители
3группа:Крупные
природные
районы
(азиатская часть России)
от каждой группы
выступают перед
одноклассниками,
презентуют результаты
своей работы.
Остальные - слушают,
добавляют или
исправляют при
необходимости
V.Интеллектуально-
преобразовательная
деятельность
(закрепление
знаний)
Раздать дифференцированные
задания (см. приложения №1 -
№4)
Организует взаимопроверку
работ
Выполняют задания на
листочках
Проводят
взаимопроверку по
ключам ( ключи на
слайде)
VI.Домашнее
задание
Для всех: п.13, нанести на
контурную карту (стр. 2-3)
основные формы рельефа
страны
По желанию: подготовить
сообщения о стихийных
явлениях геологического
происхождения на территории
России (землетрясения,
обвалы, оползни, сели)
Записывают домашнее
задание в дневник
VI I. Рефлексия
Предлагает закончить
предложения:
-Сегодня на уроке я понял…
-Сегодня я научился…
-Для меня было сложным…
-Мне было интересно….
-Я не понял….
Оценивают свою
деятельность на уроке
Приложения (задания для закрепления)
№1. Составление схемы (кластер):
№2. Ответьте на вопросы:
1)
Какие формы преобладают в центре оледенения, а какие – в более
южных районах, где происходило таяние льда?
2)
В каких районах нашей страны на рельеф особенно влияет
деятельность текучих вод, в каких – деятельность ветра?
№3. Выполните тестовые задания
1. Самая древняя геологическая эра называется:
А) протерозойская Б) палеозойская В) архейская
2. Геологическая эра, которая продолжается и сейчас называется:
А) мезозойская Б) кайнозойская В) архейская
3. Наука о минералах – это:
А) минералогия Б) палеонтология В) геотектоника
4. Установите соответствие между горами и их высшими вершинами:
1.Кавказ а) гора Победа
2.Алтай б) гора Белуха
3.Саяны в) гора Эльбрус
4.хр.Черского г) гора Мунку – Сардык
5. Выберите верные утверждения:
А) крупные равнины расположены на платформах
Экзогенные факторы
оледенение
Морены,
зандровые
равнины,
Б) эоловые процессы создают морены
В) п-ов Камчатка и Курильские о-ва – самые сейсмически активные зоны
России
Г) основная часть гор расположена на западе и севере России
Д) между Русской и Западно – Сибирской равнинами расположены
Уральские горы
6. К древним складчатым областям приурочены месторождения:
А) угля, нефти, газа Б) железных руд, золота В) и тех и других
7. Строение земной поверхности (коры) показано на карте:
А) физической Б) геологической В) тектонической
8. Поверхность России понижается к:
А) югу Б) северу В) западу Г) востоку
№4. Допишите предложения, вписывая термины и понятия
1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется …
2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это
3. Самая древняя эра - …
4. Мы живем в эру новой жизни …
5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов,
важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется …
6. Самые молодые горы образовались в …
7. Выход на поверхность фундамента платформы …
8. Древние устойчивые участки земной коры называются …
9. Молодая платформа ...
10.Что такое рельеф?...
Раздаточный материал
Ледниковые формы рельефа:
1.
Морена - геологическое тело, сложенное ледниковыми отложениями.
Валуны в моренах состоят главным образом из гранитов и гнейсов.
Представляет собой несортированную смесь обломочного материала
самого разного размера.
2.
Конечные моренные гряды - это граница движения ледника, представляет
собой принесенный обломочный материал.
3.
Бараньи лбы - выступ магматических и метаморфических пород с
царапинами и шрамами на поверхности; склоны обращены навстречу
движению ледника, - пологие, противоположные - крутые.
4.
Оз (хребет, гряда)- это гряда с довольно крупными склонами (30-45
0
),
напоминающие дорожную насыпь. Сложены обычно песком, нередко с
галькой и гравием. Высота может достигать нескольких десятков метров.
На поверхности растут сосны. Особенность: они совершенно не
считаются с рельефом: озовая гряда может протягиваться по водоразделу,
потом опускаться по склону, уходить в озеро, образуя длинный
полуостров, нырять и снова выныривать на другом берегу.
5.
Кам: - это холм, слагающий материал сортирован, слоист.
6.
Зандр - поверхности на которых распространены пески, принесенные
талыми ледниковыми водами.
7.
Озера в ледниковых котловинах - (процесс экзарация) котловины
образованы вследствие тектонических прогибов в результате движения
ледника.
8.
Кары (горные цирки) - оледенение в горах: кары - чашеобразные ниши со
склонами, крутыми верхними частями и более пологими выше.
Образуются под действием морозного выветривания, служат местом
накопления снега и образования ледников.
Эоловые формы рельефа:
1.
Барханы - разновидность дюн, рельефные подвижные образования из
песка в пустынях, навеваемые ветром и не закрепленные корнями
растений. Достигают в высоту 0,5-100 м. По форме напоминают подкову
или серп. Будучи не закрепленными могут перемещаться
Термические формы рельефа:
1.
Морозное пучение - характерно для районов холодного пояса. Небольшие
бугры могут возникать непосредственно за счет увеличения объема
замерзающей воды в грунте.
2.
Каменные кольца и многоугольники - формируются в неоднородных по
составу рыхлых породах, содержащих включения каменных обломков
(щебня, гальки…). В результате многократного промерзания и
протаивания происходит выталкивание из породы крупного обломочного
материала на поверхность и его перемещение в сторону трещинных зон.
3.
Солифлюкция - медленное течение по склонам рыхлых сильно
переувлажненных дисперсных отложений.
4.
Курумы - каменные подвижные россыпи в горах и плоскогорьях.
5.
Термокарст - процесс вытаивания подземных льдов, сопровождающийся
просадкой поверхности земли, образованием западин и неглубоких
карстовых озер.