Автор: Зарипова Зимфира Назитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 96 Калининского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Презентация
Тема: Работа с текстом, направленная на развитие читательской грамотности(6 класс).
Раздел: среднее образование
Работа с текстом, направленная на
развитие читательской грамотности
(6 класс).
Тема: «Цветопись как средство
художественной выразительности в
повести Н.В.Гоголя
«Ночь перед Рождеством»».
Цель:
-рассмотреть прием цветописи, как
средство художественной выразительности;
-понаблюдать за тем, как влияет прием
цветописи на восприятие образов , как
помогает понять скрытый замысел писателя.
-на основе наблюдений составить словарик
«Символика цвета по Гоголю».
Цветописть-передача цвета
языком художественного
произведения.
Солоха
«А ведьма, между
тем, поднялась так
высоко, что одним
только чёрным
пятнышком мелькала
вверху».
Оксана
«Разве чёрные брови и
очи мои,- продолжала
красавица, не выпуская
зеркала,- так хороши,
что уж равных им нет и
на свете?»
Солоха
«А пойдет ли, бывало,
Солоха в праздник в
церковь, надевши
яркую плахту с
китайчатою запаскою,
а сверх её синюю
юбку, на которой сзади
нашиты были золотые
усы…»
«…и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел чрез трубу
Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Всё осветилось.
Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным
полем и весь обсыпался хрустальными звёздами».
Вакула
•
«Тут осмелился и кузнец
поднять голову и увидел
стоявшую перед собою
небольшого роста женщину,
несколько даже дородную,
напудренную, с голубыми
глазами и вместе с тем
величественно
улыбающимся видом,
который так умел покорять
себе всё и мог только
принадлежать одной
царствующей женщине».
•
«Что ж, разве я лгунья
какая? Разве я у кого-
нибудь корову украла?
Разве я сглазила кого,
что ко мне не имеют
веры?»-кричала баба в
казацкой свитке с
фиолетовым носом,
размахивая руками».
Но ещё больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное
покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зелёною краскою с красными цветами
.
«Символика цвета по Гоголю»
Белый- чистота, невинность.
Голубой- цвет небес, величие.
Зелёный-надежда.
Красный- энергия, жизнь.
Серый- хороший вкус.
Синий- двуличие, обман.
Фиолетовый- тревога, ожидание.
Черный- женская красота(+), нечисть, страх(-).
Золотистый- обман.
Серебристый- чистота, таинственность.
Вывод.
Н.В.Гоголь, используя приём цветописи, маскирует
свое отношение к изображаемому. Ученик, читая,
должен сам догадаться, отрицательного или
положительного героя изображает писатель.
Это развивает логику и воображение, может
пригодиться в жизни для более глубокого понимания
сути вещей.