Автор: Литвинцева Галина Александровна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: КГБ ПОУ ХПЭТ
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: " Дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения"
Раздел: среднее профессиональное
Дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения
Я
практик,
мастер
производственного
обучения.
Мастер
производственного
обучения
–
это
человек,
который
имеет
дело
обучающимися шесть дней в неделю, преподает предмет, содержащий
великое множество практических заданий и теоретическую часть.
Моя
Цель:
организовать
учебный
процесс
на
основе
учета
индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и
способностей
.
Основная задача: увидеть индивидуальность обучающегося и сохранить
ее, помочь поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
На мой взгляд, необходимо создавать оптимальные условия для
эффективной учебной деятельности всех учащихся, максимально учитывая
индивидуальные особенности.
Каждый обучающийся должен получать
задания с учетом его возможностей, то есть необходимо дифференцировать
обучающегося по уровню их подготовки, стимулировать обучающегося,
которым хорошо даются уроки спецдисциплин, П/О поддерживать тех, у
кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую
элементы технологии «Дифференцированное обучение».
Для достижения цели:
Использование личностного подхода в работе с обучающимся, обеспечение
положительного эмоционального состояния обучающихся в учебном
процессе. Создание на уроках ситуации успеха через дифференцированный
подход к определению содержания деятельности и характеру помощи
обучающимся при ее осуществлении. За время моей работы я опробовала
различные типы уроков, но наиболее приемлемым для меня оказался
комбинированный урок, в структуру которого входит:
- организационный момент;
- объяснение нового материала;
- его закрепление и домашнее задание.
Уровневую дифференциацию можно организовать на всех этапах данного
урока: при изучении нового материала, закреплении, при контроле ЗУН.
Я использую разноуровневые карточки – задания, задачи, задания для работы
с рисунками и схемами, тесты, кроссворды,
Дифференцированный подход является основным путем осуществления
индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей – один из
ведущих
принципов
дидактики.
Дифференцированное
обучение
представляет собой условное разделение по уровню обучаемости.
3 уровень – обучающиеся с высоким темпом в обучении, которые могут
самостоятельно находить решение типовых или усложнённых задач,
способов решения.
2 уровень – обучающиеся со средним темпом в обучении, которые
могут находить решения, опираясь на указания преподавателя.
1 уровень – обучающиеся с низким темпом в обучении, которые при
усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во
многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях.
Дифференцированный подход создает благоприятные условия для
развития обучающихся и способствует более качественному их обучению,
росту успеваемости группы в целом и каждого обучающегося в отдельности.
Благодаря многообразию заданий, стимулирующих познавательную
деятельность, я добиваюсь повышения активности обучающегося в учебном
процессе.
Обучающиеся получают право и возможность выбирать тот уровень
усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.
Включение разноуровневых заданий в контроль способствует: повышению
активности и работоспособности на уроке, появлению у обучающихся
интереса к собственной познавательной деятельности, качественному росту
результатов экзаменов
Домашнее задание учу работать с дополнительной литературой, выполнять
дополнительные задания творческого характера (например: придумать
интерьер вашей квартиры) а также провести небольшие исследования,
наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Обучающиеся часто
выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым
тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или даю сама
материал для выступления.
Внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют
стремление к знаниям. Обучающиеся приучаются к самоорганизации
учебного труда. В этой работе очень помогают компьютерные технологии.
Они
учатся
работать
с
информацией,
эффективно
её
использовать.
Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития
обучающихся
и
способствует
более
качественному
их
обучению.
Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно
организованы
на
любом
этапе
урока
производственного
обучения,
спецдисциплин.
Сопровождая уроки различными формами, методами и способами
подачи материала мы тем самым повышаем его привлекательность.
Внедренные элементы дифференцированного и индивидуального подхода
активизируют стремление к знаниям. Обучающиеся чувствуют себя
ответственными, приучаются к самоорганизации учебного труда. Самое
главное - вызвать у обучающегося интерес к предмету и пробудить желание
заниматься в дальнейшем.