Напоминание

Современные подходы к организации урока иностранного языка


Автор: Кулябина Ирина Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Вторая Новосибирская гимназия"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к организации урока иностранного языка
Раздел: среднее образование





Назад




Современные подходы

к организации урока иностранных языков.

В 2010 году в Российской Федерации начал апробироваться для реализации

новый ФГОС НОО, который предполагает пересмотр форм и методов

обучения, начиная с начальной школы и заканчивая старшей.

В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на

формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как

способность личности осуществлять межкультурное общение на основе

усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и

коммуникативных умений в совокупности ее составляющих — речевой,

языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной

компетенций.

Речевая компетенция — готовность и способность осуществлять

межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении,

аудировании, чтении и письме), планировать свое речевое и неречевое

поведение.

Языковая компетенция — готовность и способность применять языковые

знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и

навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в

соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для

общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным

языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом

языке.

Социокультурная компетенция— готовность и способность учащихся

строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа

страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках

тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и

психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения;

сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка,

выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия

представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать

социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения

взаимопонимания в процессе общения.

Компенсаторная компетенция — готовность и способность выходить из

затруднительного положения в процессе межкультурного общения,

связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний,

социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах

жизнедеятельности иноязычного социума.

Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность

осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение

универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и

умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и

культурой, в том числе с использованием современных информационных

технологий.

Универсальные учебные действия (общеучебные умения):

регулятивные:

- определять цель учебной деятельности возможно с помощью учителя и

самостоятельно искать средства ее осуществления;

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,

выбирать тему проекта в ходе «мозгового штурма» под руководством

учителя;

- составлять план выполнения задачи, проекта в группе под руководством

учителя;

- оценивать ход и результаты выполнения задачи, проекта;

- критически анализировать успехи и недостатки проделанной работы.

познавательные:

- самостоятельно находить и отбирать для решения учебной задачи

необходимые словари, энциклопедии, справочники, информацию из

Интернета;

- выполнять универсальные логические действия:

—анализ (выделение признаков),

—синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным

достраиванием),

—выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

—устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

—выстраивать логическую цепь рассуждений,

—относить объекты к известным понятиям;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую:

—обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,

—составлять простой план текста (в виде ключевых слов, вопросов);

коммуникативные:

- четко и ясно выражать свои мысли;

- отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;

- учиться критично относиться к собственному мнению;

- слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить

свою;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,

договариваться друг с другом);

Процесс реализации новых стандартов проявляется главным образом в

перестройке организации урока и деятельности учащихся. В соответствии с

современными требованиями учитель должен составлять технологическую

карту урока.

Т.К. – это новый вид методической продукции, обеспечивающей

эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и

возможность достижения планируемых результатов освоения

основныхобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС

второго поколения.

Структура технологической карты:

Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

Планированируемые результаты (предметные, личностные,

метапредметные).

Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы

работы и ресурсы)

Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и

прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку

материала и диагностические задания на проверку его понимания и

усвоения);

Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Т.К. – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая

структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими

параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного

материала, методы и приемы организации учебной деятельности

обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Т.К.

раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации

учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной

информации и формирования личностных, метапредметных и предметных

умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго

поколения к результатам образования.

Этапы создания Т.К.

1 этап «Самоопределение в деятельности» На данном этапе организуется

стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы

посредством ситуативного задания.

2 этап «Учебно-познавательная деятельность» Организуется освоение

содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного

задания.

3 этап «Интеллектуально-преобразовательной деятельности». Для

выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения

(информационный, импровизационный, эвристический), способ

деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для

выполнения ситуативного задания.

4 этап «Рефлексивной деятельности» . Соотносится полученный результат

с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной

деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой

темы.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать Т.К. урока (ее

можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие

затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов,

конкретизацию содержания этапов своей деятельности и деятельности

обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить

возможные формулировки деятельности.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Озвучивает тему и цель урока.

-Уточняет понимание учащимися целей урока.

-Выдвигает проблему

-Создает эмоциональный настрой на..

-Формулирует задание…

- Напоминает обучающимся, как …

-Предлагает индивидуальные задания

-Проводит параллель с ранее изученным материалом.

-Обеспечивает мотивацию выполнения…

-Контролирует выполнение работы.

-Осуществляет:

Индивидуальный контроль;

Выборочный контроль.

-Побуждает к высказыванию своего мнения

-Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

-Диктует.

- Дает:

Комментарий к домашнему заданию;

Задание на поиск в тексте особенностей…

-Организует:

Взаимопроверку;

Коллективную проверку;

Проверку выполнения упражнения;

Беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

Оценочные высказывания обучающихся;

Поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

Самостоятельную работу с учебником;

Беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Подводит учащихся к выводу о … помогает

-Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в

-Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

-Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности

обучающихся на уроке.

-Записывают слова, предложения.

-Делят (звуки, слова и т.д.) на группы.

-Выполняют упражнения в тетради.

-По очереди комментируют…

-Обосновывают выбор написания…

- Приводят примеры.

-Пишут под диктовку.

- Проговаривают по цепочке.

- Выделяют(находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы

-На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

-Составляют схемы слов (предложений).

-Проводят морфемный анализ слов.

-Отвечают на вопросы учителя.

-Выполняют задания по карточкам.

-Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

-Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

-Озвучивают понятие..

- Выявляют закономерность …

-Анализируют…

-Определяют причины…

- Формулируют выводы наблюдений.

-Объясняют свой выбор.

-Высказывают свои предположения в паре.

-Сравнивают…

-Читают текст.

-Читают план описания…

-Подчеркивают характеристики…

-Находят в тексте понятие, информацию.

-Слушают стихотворение и определяют…

-Высказывают свое мнение.

-Осуществляют:

Самооценку;

Самопроверку;

Взаимопроверку;

Предварительную оценку.

-Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

-Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что

получилось …

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект

учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с

использованием инновационной технологии работы с информацией.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты:

интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с

информацией, технологичность и обобщѐнность.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования

урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем

параметрам.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного

материала, методы и приемы организации учебной деятельности

обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При составлении технологической карты мы структурируем урок по

следующим параметрам:

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке:

- индивидуальная;

- фронтальная;

- парная;

- групповая.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.



В раздел образования