Автор: Кулябина Ирина Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Вторая Новосибирская гимназия"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к организации урока иностранного языка
Раздел: среднее образование
Современные подходы
к организации урока иностранных языков.
В 2010 году в Российской Федерации начал апробироваться для реализации
новый ФГОС НОО, который предполагает пересмотр форм и методов
обучения, начиная с начальной школы и заканчивая старшей.
В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на
формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как
способность личности осуществлять межкультурное общение на основе
усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и
коммуникативных умений в совокупности ее составляющих — речевой,
языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной
компетенций.
Речевая компетенция — готовность и способность осуществлять
межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении,
аудировании, чтении и письме), планировать свое речевое и неречевое
поведение.
Языковая компетенция — готовность и способность применять языковые
знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и
навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в
соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для
общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным
языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом
языке.
Социокультурная компетенция— готовность и способность учащихся
строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа
страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках
тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и
психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения;
сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка,
выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия
представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать
социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения
взаимопонимания в процессе общения.
Компенсаторная компетенция — готовность и способность выходить из
затруднительного положения в процессе межкультурного общения,
связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний,
социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах
жизнедеятельности иноязычного социума.
Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность
осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение
универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и
умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и
культурой, в том числе с использованием современных информационных
технологий.
Универсальные учебные действия (общеучебные умения):
регулятивные:
- определять цель учебной деятельности возможно с помощью учителя и
самостоятельно искать средства ее осуществления;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,
выбирать тему проекта в ходе «мозгового штурма» под руководством
учителя;
- составлять план выполнения задачи, проекта в группе под руководством
учителя;
- оценивать ход и результаты выполнения задачи, проекта;
- критически анализировать успехи и недостатки проделанной работы.
познавательные:
- самостоятельно находить и отбирать для решения учебной задачи
необходимые словари, энциклопедии, справочники, информацию из
Интернета;
- выполнять универсальные логические действия:
—анализ (выделение признаков),
—синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным
достраиванием),
—выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
—устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
—выстраивать логическую цепь рассуждений,
—относить объекты к известным понятиям;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
—обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,
—составлять простой план текста (в виде ключевых слов, вопросов);
коммуникативные:
- четко и ясно выражать свои мысли;
- отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
- учиться критично относиться к собственному мнению;
- слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом);
Процесс реализации новых стандартов проявляется главным образом в
перестройке организации урока и деятельности учащихся. В соответствии с
современными требованиями учитель должен составлять технологическую
карту урока.
Т.К. – это новый вид методической продукции, обеспечивающей
эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и
возможность достижения планируемых результатов освоения
основныхобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС
второго поколения.
Структура технологической карты:
Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
Планированируемые результаты (предметные, личностные,
метапредметные).
Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы
работы и ресурсы)
Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и
прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку
материала и диагностические задания на проверку его понимания и
усвоения);
Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Т.К. – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая
структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими
параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного
материала, методы и приемы организации учебной деятельности
обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Т.К.
раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации
учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной
информации и формирования личностных, метапредметных и предметных
умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго
поколения к результатам образования.
Этапы создания Т.К.
1 этап «Самоопределение в деятельности» На данном этапе организуется
стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы
посредством ситуативного задания.
2 этап «Учебно-познавательная деятельность» Организуется освоение
содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного
задания.
3 этап «Интеллектуально-преобразовательной деятельности». Для
выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения
(информационный, импровизационный, эвристический), способ
деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для
выполнения ситуативного задания.
4 этап «Рефлексивной деятельности» . Соотносится полученный результат
с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной
деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой
темы.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать Т.К. урока (ее
можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие
затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов,
конкретизацию содержания этапов своей деятельности и деятельности
обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить
возможные формулировки деятельности.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- Проверяет готовность обучающихся к уроку.
-Озвучивает тему и цель урока.
-Уточняет понимание учащимися целей урока.
-Выдвигает проблему
-Создает эмоциональный настрой на..
-Формулирует задание…
- Напоминает обучающимся, как …
-Предлагает индивидуальные задания
-Проводит параллель с ранее изученным материалом.
-Обеспечивает мотивацию выполнения…
-Контролирует выполнение работы.
-Осуществляет:
Индивидуальный контроль;
Выборочный контроль.
-Побуждает к высказыванию своего мнения
-Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
-Диктует.
- Дает:
Комментарий к домашнему заданию;
Задание на поиск в тексте особенностей…
-Организует:
Взаимопроверку;
Коллективную проверку;
Проверку выполнения упражнения;
Беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
Оценочные высказывания обучающихся;
Поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
Самостоятельную работу с учебником;
Беседу, связывая результаты урока с его целями.
-Подводит учащихся к выводу о … помогает
-Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в
…
-Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
-Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности
обучающихся на уроке.
-Записывают слова, предложения.
-Делят (звуки, слова и т.д.) на группы.
-Выполняют упражнения в тетради.
-По очереди комментируют…
-Обосновывают выбор написания…
- Приводят примеры.
-Пишут под диктовку.
- Проговаривают по цепочке.
- Выделяют(находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы
-На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
-Составляют схемы слов (предложений).
-Проводят морфемный анализ слов.
-Отвечают на вопросы учителя.
-Выполняют задания по карточкам.
-Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
-Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
-Озвучивают понятие..
- Выявляют закономерность …
-Анализируют…
-Определяют причины…
- Формулируют выводы наблюдений.
-Объясняют свой выбор.
-Высказывают свои предположения в паре.
-Сравнивают…
-Читают текст.
-Читают план описания…
-Подчеркивают характеристики…
-Находят в тексте понятие, информацию.
-Слушают стихотворение и определяют…
-Высказывают свое мнение.
-Осуществляют:
Самооценку;
Самопроверку;
Взаимопроверку;
Предварительную оценку.
-Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
-Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что
получилось …
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект
учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с
использованием инновационной технологии работы с информацией.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты:
интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с
информацией, технологичность и обобщѐнность.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования
урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем
параметрам.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного
материала, методы и приемы организации учебной деятельности
обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При составлении технологической карты мы структурируем урок по
следующим параметрам:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.