Автор: Денисова Оксана Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №30"
Населённый пункт: г. Череповец Вологодская область
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи.
Тема: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30»
Конспект организованной образовательной деятельности
в старшей группе по развитию речи.
Тема: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»
Подготовила: Денисова Оксана Степановна
Череповец, 2021 год
Цель:
создать
условия
для
формирования
умения
детей
составлять
небольшой рассказ по картине «Ежи».
Задачи:
Образовательные:
формировать
умение
рассматривать
картину
и
рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; отвечать на вопросы по
содержанию картины, грамматически правильно строить предложения.
Упражнять в подборе прилагательных, характеризующих животных.
Развивающие: развивать связную речь,
слуховое восприятие
,
внимание,
память.
Воспитательные:
воспитывать умение слушать друг друга,
бережное
отношение к животным.
Речевые: закрепить употребление предлогов в речи, обогащать и
активизировать словарный запас существительными, прилагательными,
глаголами.
Оборудование и материалы: картина «Ежи» (серия «Дикие животные».
Автор П.С. Меньшикова), игрушечный ежик, картинки следов ежа.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то в нашей группе наследил? Вы
знаете, чьи это следы? Они ведут нас в корзинке. Чтобы узнать, кто прячется
в корзинке, надо отгадать загадку:
Из знакомой сказки
Катится клубок:
Хитренькие глазки,
Чёрненький носок,
Вся спина в иголках...
Тронешь – и поймёшь:
Раз колюч, как ёлка,
Значит, это ...
Правильно это ёжик. А какие слова вам помогли догадаться?
Дети: катится клубок, в иголках, чёрненький носок, колюч.
Рассматривание игрушки-ежа.
Воспитатель: Расскажите, какой ёжик? (маленький, колючий, шустрый,
фыркающий, забавный). Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать,
топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)
Воспитатель: Скажите, а чем еж отличается от других зверей? (Колючий,
небольшой, сворачивается в клубок).
Игра «Найди ежа».
Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит
прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под
лист. Ёжик сел около стула. Ёжик спрятался за Диму. Ёжик взобрался
на стол…)
Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»
- Воспитатель: Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают
ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет
еду, морщит носик, фыркает.
(Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)
- Покажите, как ежик пыхтит.
(Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)
2. Основная часть
Воспитатель: Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закрывайте
глаза. Воспитатель выставляет картину «Ежи».
Открывайте глаза, наш ёжик в лесу. Посмотрите, оказывается это не ёж, а
ежиха, а с ней маленькие ежата. Какое время года изображено на картине?
(лето). Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…)
Какая ежиха мама? (большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.)
Что она делает? (учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (маленькие,
забавные, хорошие.) Что они делают? (один ежонок свернулся в клубок,
наверное, чего-то испугался, другие стоят около мамы.) Какие насекомые
изображены на картине?
Художник назвал картину «Ежи». Как вы считаете, почему именно так она
называется?
Дети: на картине изображены ежи.
Воспитатель: А как по вашему мнению можно ли назвать по-другому?
Воспитатель: А как можно ещё назвать эту картину.
- Ребята, давайте придумаем название этой картине (Семья ежей. Ежиная
семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ).
Игра «Кто внимательный»
Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз
внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что
изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои
вопросы.
1. Сколько всего ежей на картине? (четверо ежей)
2. Какое насекомое нашли ежи? (жука)
3. За кем наблюдала мама ежиха? (за ежатами)
4. Какого цвета ягоды изображены на картине? (красного)
Нам нужно составить рассказ по этой картине, рассмотрите ее внимательно
и ответьте на вопросы:
Кто гуляет на лесной поляне? (Мама - ежиха со своими ежатами). Как эту
семью можно назвать? (Ежиная семья). Чем отличаются ежата от своей
мамы – ежихи? (Маленькие). Чем похожи? Сколько ежат у мамы - ежихи?
(Трое). Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (Они
подгребают листья для того, чтобы сделать себе укрытие на зиму, а,
может быть, они проголодались и ищут личинок и червячков или просто
вышли погулять).
Давайте вместе расскажем о том, что каждый из них делает? Что делает мама
- ежиха? (Наблюдает за своими детками). Что делают ежата? (Два ежонка
стоят около мамы и смотрят на нее, а один ежонок свернулся в клубочек).
Давайте вспомним, в какой ситуации ежи сворачиваются в клубочек? (Когда
чувствуют опасность). Кого испугался ежонок? (Жука). Почему ежонок
испугался жука? (Он большой, у него длинные лохматые лапы, яркие красные
крылья, на голове рога). Как жук жужжит. (Пожужжать). Как вы думаете,
чем занят на картине жук? (Он залез на корягу и что-то ищет: может быть
личинок, чтобы полакомиться, а может быть ищет себе щель для того,
чтобы в ней спрятаться на зиму).
Как вы думаете, что могла сказать мама-ежиха своим ежатам? (Какими
словами она могла успокоить своих ежат, для того, чтоб они не боялись
жука?) (Не бойтесь, жук сосем не страшный). Давайте подумаем, что могло
произойти дальше. (Ответы детей).
Давайте с вами немножко отдохнем, вставайте в круг:
Физкультминутка
Еж спешил к себе домой (Шагают)
Нёс запасы он с собой.
Через кочки еж скакал, (Прыгают)
Быстро по лесу бежал. (Бегут)
Вдруг он сел и изменился – (Садятся)
В шарик круглый превратился. (Голову наклоняют к ножкам)
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил. (Шагают)
Примерный рассказ. Воспитатель: Послушайте мой рассказ по картине
«Ежи». Однажды мама – ежиха со своими ежатами пришли на лесную
полянку. Там росли травка и мох, было много ягод и разных насекомых.
Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Мама ежиха наблюдает
за своими ежатами и учит их добывать в лесу пищу. Они пришли на лесную
полянку для того, чтоб поискать себе червячков и личинок. Вдруг один
ежонок увидел жука. Он испугался и Свернулся в клубок. Он громко
жужжал. Мама – ежиха успокоила своих ежат и сказала, что жук совсем не
страшный. Ежата успокоились и продолжили искать червячков. Ежатам
очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.
- Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик
(игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова,
которые вы говорили о ежах.
Чтобы было легче рассказывать, давайте составим план рассказа: сначала
нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат,
рассказать о маме ежихе, а затем про каждого ежонка, что они делают на
полянке. Как можно закончить рассказ?
Заслушиваются рассказы детей.
3. Итог занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им
хорошо всем вместе. Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у
каждого животного есть своя семья.
Хорошо, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ
по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился? Что вам показалось
трудным?
-Молодцы, вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо вам за занятие! Мне,
очень приятно было с вами поиграть, а так же услышать ваши прекрасные
рассказы. Ребята, я приготовила для вас раскраски с изображением ежика, в
свободное время вы их раскрасите.