Напоминание

"Роль концертмейстера в подготовке ученика к концертному выступлению"


Автор: Пермякова Ирина Геннадьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №47 имени М.Ф. Мацулевич"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Роль концертмейстера в подготовке ученика к концертному выступлению"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №47 имени М.Ф. Мацулевич»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Роль концертмейстера в подготовке ученика

к концертному выступлению»

Составитель:

Пермякова И.Г.

г. Новокузнецк

2021г.

Цель методического доклада «Роль концертмейстера в подготовке ученика

к концертному выступлению» - показ роли концертмейстера в успешном

публичном выступлении учащегося.

Задачи:

1.

Рассмотреть основные профессиональные качества концертмейстера.

2.

Проанализировать

этапы

подготовки

ученика

к

концертному

(конкурсному) выступлению.

3.

Определить

роль

концертмейстера

в

успешном

публичном

выступлении ученика.

Роль концертмейстера в обучении детей игре на музыкальных

инструментах в детской школе искусств уникальна. Деятельность этого

музыканта

и

педагога

учитывает

возрастные

особенности

детского

исполнения и поэтому связана с дополнительными сложностями и особой

ответственностью. Вместе с преподавателем он приобщает ребенка к миру

прекрасного, помогает ему выработать навыки игры в ансамбле, развить

музыкальность и общую культуру.

Специфика мастерства концертмейстера в том, что оно требует от

пианиста

высокого

уровня

владения

инструментом,

разностороннего

музыкально-исполнительского дарования, понимания особенностей игры на

инструментах в тех классах, где он работает, а также подлинного артистизма.

Анализируя разнообразие и сходство особенностей работы на

различных отделениях, можно выделить несколько базовых характеристик

деятельности концертмейстера детской школы искусств.

1.

Умение и готовность «быть на втором плане». Отсутствие этого

качества приводит к тому, что аккомпанемент заглушает солиста,

нарушает ансамбль и нарушает звуковой баланс.

2.

Предельно точное следование тексту, соблюдение динамики и агогики.

3.

Умение

изменить

и

облегчить

аккомпанемент,

написанный

композитором

без

учета

технических

неудобств

пианиста

и

особенностей фортепианного исполнения. Совершенно необходимо

концертмейстеру

является

развитое

умение

читать

с

листа

и

транспонировать. При экзамене или на концерте чтение партии с листа

и транспонирование почти не встречаются, но в рабочем процессе эти

навыки совершенно необходимы.

4.

Деятельность концертмейстера часто приближает его по функциям к

дирижеру.

Следовательно,

ему

требуются

такие

черты,

как

дирижерская воля, ритмическая и темповая устойчивость, умение

объединять ансамбль и всю форму исполняемого произведения в

целом.

Реализация

перечисленных

требований

возможна

лишь

при

полном

взаимодействии

концертмейстера

с

педагогом,

при

абсолютном

профессиональном единстве. Концертмейстер

в классе – это помощник,

аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем

класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи.

Многие авторы научных работ о деятельности концертмейстера отмечают,

что

концертмейстер

должен

иметь

профессиональный

комплекс,

составляющими которого являются:

1.

Любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству.

2.

Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение

музыкальных задач.

3.

Чувство партнерства, сопереживания.

4.

Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым

музыкальным целым.

5.

Знание специфики инструментального и вокального исполнительства:

штрихи (у струнников), дыхания (у певцов и духовиков), агогика (у тех

и других), тесситура (у вокалиста).

6.

Быстрота реакции на сцене во время исполнения.

7.

Дирижерское предвидение и «предслышание», иногда “спасающие

ситуацию” во время публичного выступления.

8.

Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать

технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с

листа.

9.

Общая

музыкальная

эрудиция:

из

знания

музыки,

больших

музыкальных накоплений и рождается чувство стиля, меры, вкуса.

Творческие, педагогические, психологические функции тесно

переплетаются в деятельности концертмейстера, и их трудно отделить друг

от друга как в учебных, так и в концертных и конкурсных ситуациях.

Основным механизмом ансамблевого искусства является творческая

коммуникация.

Главная

психологическая

особенность

деятельности

концертмейстера

состоит

в

единстве

трех

главных

компонентов:

1)

собственно потребность в ансамблевом общении; 2) высокий эмоциональный

тонус на всем его протяжении; 3) стабильные коммуникативные навыки и

умения, гарантирующие успешность творческой деятельности.

Наряду с общительностью в психологии широко исследуется и эмпатия

между людьми. Иными словами, музыкант как бы настраивается на чувства и

переживания солиста и повторяет их своим исполнением. Особую роль в

системе психологических особенностей личности концертмейстера-пианиста

занимает уверенность в себе. Также важно затронуть и роль воображения в

личности

концертмейстера.

Наличие

артистизма

немыслимо

без

воображения. Это основная черта, которая определяет способность человека

к творческой деятельности. Развитое воображение создает музыкальные

образы, и исполнитель, обретая вдохновение, следует им, продумывает

звучание

каждой

фразы.

Концертмейстер

должен

обладать

чувством

профессионального долга, ответственности за художественный результат,

культурой общения, проявлять педагогический такт, терпение, оптимизм в

решении поставленных задач.

Профессиональный концертмейстер часто общается с солистом не только

посредством музыки, но и посредством слов (коммуникативный аспект

педагогической деятельности). Отсюда следует, что он должен ярко и

образно говорить о музыке, в ясной, доступной форме делиться всеми

необходимыми

соображениями,

касающимися

исполнения

сочинения.

Значение словесных характеристик велико уже потому, что связанные с

содержанием

исполняемого

сочинения,

они

способствуют

развитию

творческой инициативы.

Отметим, что чрезмерная активность аккомпаниатора, выражающаяся в

отстаивании

своего

представления

об

исполняемом

произведении,

отрицательно влияет на творческий процесс. Концертмейстеру следует

тактично выразить собственную позицию. Антитезой авторитарной манеры

общения можно считать безликую пассивность концертмейстера. Отсутствие

творческой инициативы не вызывает вдохновения у партнера по ансамблю.

Важно придерживаться «золотой середины» в творческом взаимодействии.

Опытный концертмейстер, как и чуткий педагог, помогает выступающему

устранить

эмоциональное

напряжение,

предконцертное

волнение

и

достигнуть ощущение комфортности сценического выступления. Он создает

необходимое эмоциональное состояние, увлекает солиста и помогает ему

осмыслить

содержание

произведения,

концентрирует

внимание

на

художественной стороне исполнения, избавляет от излишнего волнения.

Концертное выступление на сцене – очень ответственный момент не

только для начинающего исполнителя, но и для артиста, имеющего за

плечами немалый

исполнительский опыт. Одной из распространенных

причин волнения является страх перед неудачей. Ребенок беззащитен на

сцене, и даже невинное на первый взгляд замечание о возможном провале

может повлиять на успех. Однако ученик в нашем случае выходит на сцену

не один, а играет в ансамбле с более опытным и взрослым музыкантом. А

этот факт должен только придавать ученику уверенности в том, что в любой

непредвиденной ситуации концертмейстер всегда выручит, поддержит.

Опытный концертмейстер может снять неконтролируемое волнение и

нервное напряжение солиста, как перед выступлением, так и во время самого

выступления.

Острота сценического волнения тесно связана и с возрастом учащихся.

Так, дети младшего возраста, как правило, с удовольствием играют при

посторонних. Становясь подростками, они начинают испытывать страх перед

публичными выступлениями, у них появляется чувство ответственности и

растет взыскательность к себе. Первые волнения проявляются в возрасте 10-

11 лет. «Концертное волнение» довольно определенно выявляется к 14-15

годам, примерно к переходному возрасту. Для педагога чрезвычайно важно

помочь ребенку

справиться с

неуверенностью

в

себе.

Действенным

способом, является установка ученика на умение сконцентрироваться на

самом исполняемом произведении. Преподавателю и концертмейстеру

необходимо, прежде всего, помочь раскрыть в ученике увлеченность

творческими, художественными задачами, непреодолимое стремление к

воплощению

исполнительского

замысла

композитора,

что

является

средством преодоления эстрадного волнения. Необходимо сконцентрировать

внимание ученика на «художественной задаче», погрузиться в исполняемую

музыку.

Некоторые рекомендации по подготовке к выступлению.

Накануне концерта лучше погулять, отдохнуть, чуть раньше лечь спать.

Много заниматься в этот день не стоит. Играть нужно в сдержанном темпе, в

средней звучности, «не выкладываться», беречь силы и эмоции для

выступления. Можно почитать с листа, поиграть что-то из «старого»,

разыграться

на

гаммах,

этюдах

Полезно

просмотреть

исполняемое

произведение по нотам. Таким образом, приобретается целостность и

единство осознания формы произведений.

Наиболее оправдавшей себя в предконцертный период является установка не

на результат выступления в виде награды, а на процесс его достижения. Это

установки

на

то,

что

делать,

как

делать,

когда

делать.

Особенно

неблагоприятны контрастные мысли либо о великих достижениях, либо о

неудаче.

Психологи считают, что нужно чаще давать возможность ученикам

демонстрировать свои умения, свои достижения в выбранном деле. Для этого

следует

использовать

любую

возможность

исполнять

выученные

произведения в детских садах, школах, на родительских собраниях,

тематических концертах. Эти выступления тренируют психологическую

устойчивость исполнителя, воспитывают уверенность в своих силах. В

целом,

эта

работа

способствует

успешному

развитию

ученика

и

результативности его творческой деятельности, а

концертмейстер, как

помощник, наставник и в процессе работы над музыкальным произведением,

и в концертном, конкурсном выступлении ученика, должен объединить все

стороны художественного процесса.

Список используемой литературы:

1.

Аккомпанемент вокальных и инструментальных произведений в классе

фортепиано. Примерная программа для ДШИ/ Сост. Е.Пономарева. -

М., 2006.

2.

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство./ Л.:

Музыка, 1974. – 301 с.

3.

Выготский Л.С. Психология искусства. /М.: Педагогика, 1987, 344 с.

4.

Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-

концертмейстера. / М., 2001.

5.

Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. Размышления

педагога./ М.: Музыка, 1996.



В раздел образования