Автор: Демидова Наталья Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №511 Пушкинского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОУ"
Раздел: среднее образование
Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОУ
Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество,
потому что они могут нас чему-то научить.
Жан Ванье
Идея
инклюзивного
обучения
как
педагогической
системы,
органично
соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для
преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов
развития («социальных вывихов»), принадлежит Л.С. Выготскому. Он еще в 1930-е гг.
одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики
социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.
Инклюзивное образование в России пока находится в стадии формирования, но
при этом ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования. Цель
инклюзивного образования – не подменить систему специального обучения в целом, а
планомерно изменять систему образования через сближение двух ее подсистем – общей и
специальной, создавая единую, взаимодополняемую и эффективную систему образования,
тем самым воспитывая гуманность каждого человека и общества в целом.
В современной России образование детей с ОВЗ на равных условиях с другими –
одна из актуальных и в то же время дискуссионных проблем. Как будет проходить
процесс? Какие условия нужно создать для успешного внедрения инклюзивного
образования в образовательные организации?
Организация
воспитательно-образовательной
деятельности
детей
с
ОВЗ
продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. Предлагаемая
модель представлена с учетом требования ФГОС НОО и ФГОС ООО и Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост
количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению
здоровья детей в условиях ОУ должна занимать исключительное положение. Раннее
выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-
развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого
ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную
траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить
ограничения
деятельности.
Создание системы
ранней
помощи иначе
организует
образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.
Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с
ОВЗ:
– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной,
воспитательной и образовательной помощи детям;
– необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-
педагогической работы;
– недостаток
в
специальных
знаниях
(теоретических
работ
и
научных
исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
– недостаточное
программно-методическое
обеспечение
образовательного
процесса для лиц с ОВЗ.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые
включают
использование
специальных
образовательных
программ,
пособий
и
дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная
образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных
лиц» (п.28 ст.2).
Цель – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ
в условиях общеобразовательной организации, направленного:
– на
максимальное
всестороннее
развитие
ребенка
в
соответствии
с
его
возможностями;
– коррекцию его психофизических недостатков;
– актуальное включение в окружающую социальную среду;
Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:
– сбор информации и составление банка данных о детях ОВЗ;
– повышение
психолого-педагогической
компетенции
и
профессиональное
самосовершенствование
всех
участников
комплексного
сопровождения,
в
т.ч.
и
родителей;
– выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;
– разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с
учетом комплексного взаимодействия;
– психолого-педагогическая
диагностика
детей,
определение
основных
направлений
коррекционно-развивающей
работы,
составление
адаптированных
индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
– включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;
– информирование родителей о результатах работы с детьми;
– оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в
рамках разработанной модели;
– проектирование последующей работы с детьми.
Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках
ПМПк ОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Работа
началась
с
изучения
методической
и
психолого-педагогической
литературы, разработки стратегии психологической работы по проекту, системы
мониторинга эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, анализа ресурсов, подбора
методического материала и разработки тематического плана для практической работы
с педагогами, родителями и детьми.
2 ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
На данном этапе осуществлялась:
– мотивация
и
подготовка
педагогов
к
работе
с
использованием
здоровьесберегающих технологий в условиях образовательного учреждения с родителями
учащихся;
– психологизация
воспитательно-образовательного
процесса
(работа
с
педагогами);
– организация индивидуальной работы с детьми (по результатам наблюдения);
– выступления с лекциями, беседами, практическая работа на родительских
собраниях, конференциях, практикумах;
– оформление письменных консультаций, наглядной информации на стенде;
– создание
эмоционально
-
благоприятной
атмосферы
в
ОУ,
отработка
взаимодействия с педагогами и узкими специалистам, с родителями обучающихся.
Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ
Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ осуществляются в 3
этапа:
– диагностико-прогностический;
– коррекционно-формирующий;
– оценочно-проективный.
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной
составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:
– информацию
о
развитии
и
воспитании
ребенка
(анамнез,
особенности
воспитания в семье);
– всестороннюю оценку интеллектуального развития;
– диагностику развития психических функций;
– оценку психомоторного развития;
– оценку развития эмоционально-волевой сферы;
– оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
– оценку характера и особенностей личности в целом;
– прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.
В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций,
определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это
необходимо, чтобы опираться на сохранные функции в процессе воспитательно-
образовательной работы. Стимулировать развитие отстающих функций рекомендуется с
помощью специальных психолого-педагогических приемов.
Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Правила организации обучения детей
инвалидов в школе.
Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого
необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения.
Это даст возможность,верно, построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о
чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время
рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-
инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая
гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и
бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».
Перед
началом
учебного
года
специалисты
проводят
беседу
с
классным
руководителем, учителями и учениками класса. При обучении делается акцент на
развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку
таких деток. Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми
учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому
пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям
учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без
ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от
командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном
привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные,
поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная
помощь.
Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с
окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек
должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен
находиться в тесном контакте с родителями. Учителя, помимо специальной подготовки,
должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему.
Необходимо,
чтобы
ребенок
чувствовал
себя
полноценным
и
защищенным.
Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные.
Ребенок инвалид в школе может быть объектом пристального внимания со стороны
педагогов и медицинского персонала. Необходимо привлечь других детей, которые бы
общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним
заданием.
Рекомендации учителям.
Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех
детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать
максимальный положительный результат. На уроках должна создаваться «ситуация
успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем
на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы
дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с ОВЗ. Учитель должен понимать,
ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка. Можно разделить
класс на разноуровневость обучения. В течение года с таким ребенком должны
заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие
специалисты.
Организация
учебного
процесса
должна
быть
максимально
взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым
индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечать достижения ребенка
необходимо вместе с родителями.
Рекомендации родителям
Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости
и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами,
но и родителями. Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим»
ребенка учителем. Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми.
Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана
вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители. Следует знать об этом и
следить за тем, чтобы права детей инвалидов в школе соблюдались. Такой труд очень
нелегок.