Напоминание

"Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОУ"


Автор: Демидова Наталья Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №511 Пушкинского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОУ"
Раздел: среднее образование





Назад




Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОУ

Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество,

потому что они могут нас чему-то научить.

Жан Ванье

Идея

инклюзивного

обучения

как

педагогической

системы,

органично

соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для

преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов

развития («социальных вывихов»), принадлежит Л.С. Выготскому. Он еще в 1930-е гг.

одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики

социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.

Инклюзивное образование в России пока находится в стадии формирования, но

при этом ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования. Цель

инклюзивного образования – не подменить систему специального обучения в целом, а

планомерно изменять систему образования через сближение двух ее подсистем – общей и

специальной, создавая единую, взаимодополняемую и эффективную систему образования,

тем самым воспитывая гуманность каждого человека и общества в целом.

В современной России образование детей с ОВЗ на равных условиях с другими –

одна из актуальных и в то же время дискуссионных проблем. Как будет проходить

процесс? Какие условия нужно создать для успешного внедрения инклюзивного

образования в образовательные организации?

Организация

воспитательно-образовательной

деятельности

детей

с

ОВЗ

продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. Предлагаемая

модель представлена с учетом требования ФГОС НОО и ФГОС ООО и Федерального

закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост

количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению

здоровья детей в условиях ОУ должна занимать исключительное положение. Раннее

выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-

развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого

ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную

траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить

ограничения

деятельности.

Создание системы

ранней

помощи иначе

организует

образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.

Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с

ОВЗ:

– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной,

воспитательной и образовательной помощи детям;

– необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-

педагогической работы;

– недостаток

в

специальных

знаниях

(теоретических

работ

и

научных

исследований в области специального образования детей с ОВЗ);

– недостаточное

программно-методическое

обеспечение

образовательного

процесса для лиц с ОВЗ.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые

включают

использование

специальных

образовательных

программ,

пособий

и

дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная

образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их

психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости

обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных

лиц» (п.28 ст.2).

Цель – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ

в условиях общеобразовательной организации, направленного:

– на

максимальное

всестороннее

развитие

ребенка

в

соответствии

с

его

возможностями;

– коррекцию его психофизических недостатков;

– актуальное включение в окружающую социальную среду;

Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

– сбор информации и составление банка данных о детях ОВЗ;

– повышение

психолого-педагогической

компетенции

и

профессиональное

самосовершенствование

всех

участников

комплексного

сопровождения,

в

т.ч.

и

родителей;

– выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;

– разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с

учетом комплексного взаимодействия;

– психолого-педагогическая

диагностика

детей,

определение

основных

направлений

коррекционно-развивающей

работы,

составление

адаптированных

индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

– включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;

– информирование родителей о результатах работы с детьми;

– оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в

рамках разработанной модели;

– проектирование последующей работы с детьми.

Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках

ПМПк ОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Работа

началась

с

изучения

методической

и

психолого-педагогической

литературы, разработки стратегии психологической работы по проекту, системы

мониторинга эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, анализа ресурсов, подбора

методического материала и разработки тематического плана для практической работы

с педагогами, родителями и детьми.

2 ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

На данном этапе осуществлялась:

– мотивация

и

подготовка

педагогов

к

работе

с

использованием

здоровьесберегающих технологий в условиях образовательного учреждения с родителями

учащихся;

– психологизация

воспитательно-образовательного

процесса

(работа

с

педагогами);

– организация индивидуальной работы с детьми (по результатам наблюдения);

– выступления с лекциями, беседами, практическая работа на родительских

собраниях, конференциях, практикумах;

– оформление письменных консультаций, наглядной информации на стенде;

– создание

эмоционально

-

благоприятной

атмосферы

в

ОУ,

отработка

взаимодействия с педагогами и узкими специалистам, с родителями обучающихся.

Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ

Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ осуществляются в 3

этапа:

– диагностико-прогностический;

– коррекционно-формирующий;

– оценочно-проективный.

Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной

составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:

– информацию

о

развитии

и

воспитании

ребенка

(анамнез,

особенности

воспитания в семье);

– всестороннюю оценку интеллектуального развития;

– диагностику развития психических функций;

– оценку психомоторного развития;

– оценку развития эмоционально-волевой сферы;

– оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;

– оценку характера и особенностей личности в целом;

– прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.

В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций,

определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это

необходимо, чтобы опираться на сохранные функции в процессе воспитательно-

образовательной работы. Стимулировать развитие отстающих функций рекомендуется с

помощью специальных психолого-педагогических приемов.

Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Правила организации обучения детей

инвалидов в школе.

Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого

необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения.

Это даст возможность,верно, построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о

чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время

рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-

инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая

гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и

бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».

Перед

началом

учебного

года

специалисты

проводят

беседу

с

классным

руководителем, учителями и учениками класса. При обучении делается акцент на

развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку

таких деток. Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми

учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому

пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям

учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без

ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от

командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном

привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные,

поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная

помощь.

Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с

окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек

должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен

находиться в тесном контакте с родителями. Учителя, помимо специальной подготовки,

должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему.

Необходимо,

чтобы

ребенок

чувствовал

себя

полноценным

и

защищенным.

Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные.

Ребенок инвалид в школе может быть объектом пристального внимания со стороны

педагогов и медицинского персонала. Необходимо привлечь других детей, которые бы

общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним

заданием.

Рекомендации учителям.

Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех

детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать

максимальный положительный результат. На уроках должна создаваться «ситуация

успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем

на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы

дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с ОВЗ. Учитель должен понимать,

ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка. Можно разделить

класс на разноуровневость обучения. В течение года с таким ребенком должны

заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие

специалисты.

Организация

учебного

процесса

должна

быть

максимально

взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым

индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечать достижения ребенка

необходимо вместе с родителями.

Рекомендации родителям

Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости

и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами,

но и родителями. Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим»

ребенка учителем. Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми.

Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана

вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители. Следует знать об этом и

следить за тем, чтобы права детей инвалидов в школе соблюдались. Такой труд очень

нелегок.



В раздел образования