Напоминание

"Вместе быть -это счастье"


Автор: Ярцева Татьяна Васильевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ "Санаторный детский дом № 12"
Населённый пункт: г. Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Вместе быть -это счастье"
Раздел: среднее образование





Назад




ВМЕСТЕ БЫТЬ - ЭТО СЧАСТЬЕ

Учитель –логопед

Ярцева Т.В.

Не бойтесь дарить согревающих слов,

И добрые делать дела.

Чем больше в огонь вы положите дров,

Тем больше вернется тепла.

Омар Хайям

В течении двенадцати лет студенты СГПИ являются примером для

воспитанников детского дома. Именно на педагогической практике у них

появилась прекрасная возможность подарить частичку себя, своего тепла,

добрые заботы тем, кому это действительно необходимо и очень важно. И

через

индивидуальную

коррекционно-развивающую

работу

с

детьми,

имеющими речевые нарушения понять, что дети из детского дома очень

нуждаются в помощи и поддержке, потому что родные люди, к сожалению,

не могут им её обеспечить в силу различных обстоятельств.

Через свой собственный пример туденты прививают воспитанникам

созидательные качества характера: доброту, чуткость, заботу, умение

дружить, искренность, честность, уверенность, умение решать вопросы

мирным способом.

Конечно, и сами получают массу положительных

эмоций, удовольствие и душевное спокойствие от того, что их деятельность

так

или

иначе

способна

изменить

детский

мир.

Студенты заслуживают огромной похвалы, ведь помимо своих основных,

достаточно требовательных обязанностей, они вкладывают силы еще и в

волонтерскую деятельность.

Зачастую проявляя активность сразу в нескольких проектах, что не мешает

им прекрасно учиться. В детском доме они осуществляют разноплановую

деятельность с детьми разного возраста от раннего до подросткового. Формы

работы многообразны:

Индивидуальное общение, которое способствует развитию важнейших

навыков к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации

содержательного общения. Ведь для развития полноценного общения детей,

становления гуманных отношений между ними недостаточно простого

наличия других детей и игрушек. У детей из детского дома, имеющих,

казалось бы, неограниченные возможности общения друг с другом, но

воспитывающихся

в

дефиците

общения

со

взрослыми,

контакты

со

сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Для возникновения этих

важнейших

способностей

необходима

правильная,

целенаправленная

организация

детского

общения,

которую

может

осуществить

только

взрослый, поэтому студенты –волонтёры много времени общаются с

ребенком.

Занятия с детьми, в результате которых у воспитанников развивается:

уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно возрастают

общительность

и

доверительность

в

личных

взаимоотношениях.

Воспитанники не только проявляют интерес к заданию, обнаруживая

позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в

личностном отношении. Студенты поощряют самостоятельность детей.

Спортивно- интеллектуальная игра по станциям «Мы - олимпийцы!», где

участникам соревнований нужно было пройти шесть увлекательных спортивных

станций. По традиции все препятствия необходимо было преодолеть как можно

быстрее, продемонстрировав свою ловкость, смекалку и сплоченность команды.

Дети придумывали названия и девизы своим командам, выбирали капитанов и

достойно сражались за звание победителя. Вместе с волонтёрами прошли все

станции с азартом и большим интересом.

«День здоровья»- праздник спорта и дружбы. Волонтёры вместе с

воспитанниками соревнуются в силе, ловкости, смекалке и быстроте. Команды

показывают спортивно- музыкальные выступления с демонстрацией навыков и

умений в различных видах спора. Волонтеры проводят с ребятами игру «К

здоровью- наперегонки», участвуют в танцевальном флеш-мобе.

По традиции старшие друзья приезжают не с пустыми руками и в

завершении мероприятий все ребята получают сладкие подарки, сувениры.

Соревнования по волейболу между воспитанниками детского дома и

студентами СГПИ дают неиссякаемый заряд энергии, хорошего настроения и массу

позитивных эмоций.

Участие в мероприятиях Уполномоченного по правам ребенка,

направленных на правовое воспитание детей - сирот, оставшихся без попечения

родителей, формирование у подростков гражданской ответственности и правового

самосознания, позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их

достижению. Это: правовая игра: «Мой взгляд», «Сказка ложь, да в ней намёк»,

тренинг: «Мое будущее в моих руках», конкурс детских рисунков «Мы и наши

права», литературная минутка «Мой Ставрополь», ролевая игра «Мы будущие

избиратели», красочные буклеты, памятки для воспитателей групп на тему:

«Конституция ООН по правам ребенка».

В рамках работы по правовому просвещению и воспитанию детей,

волонтёры, по традиции, принимают участие в мероприятиях, позволяющих

закрепить принципы правомерного поведения в сознании, отработали навыки

социального функционирования:

«Главные ценности в моей жизни», «Права

растут», «Кто меня защищает», «Уважать себя – уважать другого», «Осторожно –

конфликт», «Право и здоровье», «Как не стать жертвой преступления», «Права и

обязанности гражданина», «Твоя уличная компания», «Как попадают в преступную

группу?», «От безответственности до преступления один шаг», «Умей постоять за

себя в экстремальных ситуациях».

Детям

и

студентам-волонтерам

нравятся

такие

игры

и

конкурсы,

практикумы. Каждый из них учится чему-нибудь новому и открывает для себя

много увлекательного и интересного.

Работа в творческой мастерской по изготовлению коллективного коллажа

на правовую тематику проходила в атмосфере тепла и взаимопомощи. В процессе

работы воспитанники закрепили понятия: что такое право и что такое обязанность?

Традиционно участие волонтёров в проведение акции «Открытый микрофон» в

рамках «Недели права», которая очень интересна нашим воспитанникам. Дети

учатся высказывать и отстаивать собственное мнение, что немаловажно для

формирования активной гражданской позиции, развития и становления личности.

Администрация имеет возможность узнать об удовлетворенности воспитанников

условиями проживания в детском доме, узнать о проблемах, волнующих детей и

наметить дальнейшие пути развития учреждения.

В рамках проведения месяца правовой грамотности, студенты – волонтёры вместе

с Уполномоченным по правам ребенка в детском доме, запускают акцию «Сейф

откровения». Воспитанники не всегда открыто и без страха могут поговорить

на волнующие их темы или поделиться своими переживаниями с педагогами и

воспитателями.

Поэтому им предлагается оставлять в сейфе, записанные на листочке, вопросы,

пожелания

и

предложения,

касающиеся

процесса обучения

и

воспитания, мероприятий, да и в целом жизни детского дома.

Для

профилактики

конфликтов

волонтёры

проводят

тренинговые

упражнения, помогающие предупредить конфликтные ситуации в условиях

детского

коллектива.

Для

того

чтобы

помочь

преодолеть

трудности

во

взаимоотношениях, работа студентов направлена в первую очередь на то, чтобы:

расширить

представления

подростков

о

собственном

«Я»,

формировать

адекватную позитивную самооценку и самоуважение, развивать гибкость в

межличностных отношениях, формировать адекватные поведенческие стратегии.

Здесь волонтёрами вместе с воспитателями и психологом используются: ролевые

игры, психогимнастические упражнения, психотехнические упражнения, мини-

лекции,

групповые

дискуссии,

арттерапевтические

упражнения

(групповой

рисунок, рисунок чувств), игрыиспытания, представленные в программе Д. Берби

«Discovery», релаксационные упражнения, приемы сказотерапии.

Для профилактики конфликтов волонтёры принимают участие в подготовке

и проведении воспитательских часов по предупреждению агрессивного поведения

детей: «Старших уважай, малышей не обижай», «Умеем ли мы дружить?», «Что

для меня означает понятие «дружба», «Важно ли быть верным слову?».

Интересно, полезно, разнопланово проходит

посещение выставок книг с

последующим обсуждением: «Это интересно, это полезно, это необходимо».

Проведение акций: «Прости», «Подари ромашку». Просмотр видеороликов «О

дружбе». Проведение дискуссионной площадки «Мы за ЗОЖ».

Хорошие результаты в профилактике конфликтов дают коллективные

общественно – полезные дела с волонтёрами, с правильным распределением

«ролей». Наиболее ответственные поручения и контроль за их выполнением

возлагаются на наиболее несдержанных и недисциплинированных ребят, при этом

подчеркивается их значимость в коллективном деле.

Психотехнические упражнения: «Сложите свои проблемы в ящик», «Место,

где я себя прекрасно чувствую», «Разноцветные воздушные шары», «Художник-

фантазёр», «Поплавок в океане». «Танец пяти движений», под руководством

студентов-волонтёров, учат воспитанников контролировать мышечный тонус и

уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять

самому

себе

и

своим

ощущениям,

чувствовать

партнера

и

лучше

взаимодействовать с другими людьми.

Участие в работе дискуссионного клуба с воспитанниками группы риска по

теме

«Мои

обязанности.

Мое

поведение.

Хочу

и

надо»

показало

информированность и подготовленность студентов-волонтеров к дискуссии,

свободное

владение

материалом,

привлечение

различных

источников

для

аргументации отстаиваемых положений. В процессе таких встреч раскрываются и

пути активизации участия подростков группы риска, формируется ответственное

отношение к людям, умение ставить правильные цели в жизни и достигать их.

Видя «горящие» от радости глаза и счастливые лица детей при встрече со

студентами, понимаешь, что всё сделанное, не проходит даром, а приносит очень

хороший результат. Дети ждут новых встреч со своими друзьями.

Да и студенты, общаясь с детьми, получают невероятный заряд позитива и

положительных эмоций. И даже, если в их жизни есть какие-то трудности, то всё

уходит на второй план, и это здорово.

Тем, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость.

В наш коммерческий век, когда люди больше озабочены зарабатыванием

денег, бескорыстная помощь нуждающимся ценится особенно высоко, ведь

волонтёрское движение в нашем детском доме незаметно делает поистине большое

дело. И конечно, в их помощи особенно нуждаются наши воспитанники. Не имеет

значения, как именно готов помогать волонтёр материально, удаленно, тратить

свое время, силы, кипучую энергию и даже профессионализм - направленная в

нужное русло, эта помощь принесет несомненную пользу каждому ребенку,

оставшемуся без попечения родителей.

Одна мудрость говорит: «Уча других, мы учимся сами...». И до тех пор, пока

у взрослого есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой

высокой планке, которую установили для него время и общество. Не все порой

удается в работе, но считаю: каким в будущем человеком станет воспитанник, в

большей степени зависит от того, каким был его педагог и наставник. Девиз

студентов-волонтёров, наших друзей: «Мы будем делать все, чтобы среди

воспитанников детского дома было максимум счастливых».



В раздел образования