Автор: Ярцева Татьяна Васильевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУ "Санаторный детский дом № 12"
Населённый пункт: г. Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Вместе быть -это счастье"
Раздел: среднее образование
ВМЕСТЕ БЫТЬ - ЭТО СЧАСТЬЕ
Учитель –логопед
Ярцева Т.В.
Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров,
Тем больше вернется тепла.
Омар Хайям
В течении двенадцати лет студенты СГПИ являются примером для
воспитанников детского дома. Именно на педагогической практике у них
появилась прекрасная возможность подарить частичку себя, своего тепла,
добрые заботы тем, кому это действительно необходимо и очень важно. И
через
индивидуальную
коррекционно-развивающую
работу
с
детьми,
имеющими речевые нарушения понять, что дети из детского дома очень
нуждаются в помощи и поддержке, потому что родные люди, к сожалению,
не могут им её обеспечить в силу различных обстоятельств.
Через свой собственный пример туденты прививают воспитанникам
созидательные качества характера: доброту, чуткость, заботу, умение
дружить, искренность, честность, уверенность, умение решать вопросы
мирным способом.
Конечно, и сами получают массу положительных
эмоций, удовольствие и душевное спокойствие от того, что их деятельность
так
или
иначе
способна
изменить
детский
мир.
Студенты заслуживают огромной похвалы, ведь помимо своих основных,
достаточно требовательных обязанностей, они вкладывают силы еще и в
волонтерскую деятельность.
Зачастую проявляя активность сразу в нескольких проектах, что не мешает
им прекрасно учиться. В детском доме они осуществляют разноплановую
деятельность с детьми разного возраста от раннего до подросткового. Формы
работы многообразны:
Индивидуальное общение, которое способствует развитию важнейших
навыков к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации
содержательного общения. Ведь для развития полноценного общения детей,
становления гуманных отношений между ними недостаточно простого
наличия других детей и игрушек. У детей из детского дома, имеющих,
казалось бы, неограниченные возможности общения друг с другом, но
воспитывающихся
в
дефиците
общения
со
взрослыми,
контакты
со
сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Для возникновения этих
важнейших
способностей
необходима
правильная,
целенаправленная
организация
детского
общения,
которую
может
осуществить
только
взрослый, поэтому студенты –волонтёры много времени общаются с
ребенком.
Занятия с детьми, в результате которых у воспитанников развивается:
уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно возрастают
общительность
и
доверительность
в
личных
взаимоотношениях.
Воспитанники не только проявляют интерес к заданию, обнаруживая
позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в
личностном отношении. Студенты поощряют самостоятельность детей.
Спортивно- интеллектуальная игра по станциям «Мы - олимпийцы!», где
участникам соревнований нужно было пройти шесть увлекательных спортивных
станций. По традиции все препятствия необходимо было преодолеть как можно
быстрее, продемонстрировав свою ловкость, смекалку и сплоченность команды.
Дети придумывали названия и девизы своим командам, выбирали капитанов и
достойно сражались за звание победителя. Вместе с волонтёрами прошли все
станции с азартом и большим интересом.
«День здоровья»- праздник спорта и дружбы. Волонтёры вместе с
воспитанниками соревнуются в силе, ловкости, смекалке и быстроте. Команды
показывают спортивно- музыкальные выступления с демонстрацией навыков и
умений в различных видах спора. Волонтеры проводят с ребятами игру «К
здоровью- наперегонки», участвуют в танцевальном флеш-мобе.
По традиции старшие друзья приезжают не с пустыми руками и в
завершении мероприятий все ребята получают сладкие подарки, сувениры.
Соревнования по волейболу между воспитанниками детского дома и
студентами СГПИ дают неиссякаемый заряд энергии, хорошего настроения и массу
позитивных эмоций.
Участие в мероприятиях Уполномоченного по правам ребенка,
направленных на правовое воспитание детей - сирот, оставшихся без попечения
родителей, формирование у подростков гражданской ответственности и правового
самосознания, позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их
достижению. Это: правовая игра: «Мой взгляд», «Сказка ложь, да в ней намёк»,
тренинг: «Мое будущее в моих руках», конкурс детских рисунков «Мы и наши
права», литературная минутка «Мой Ставрополь», ролевая игра «Мы будущие
избиратели», красочные буклеты, памятки для воспитателей групп на тему:
«Конституция ООН по правам ребенка».
В рамках работы по правовому просвещению и воспитанию детей,
волонтёры, по традиции, принимают участие в мероприятиях, позволяющих
закрепить принципы правомерного поведения в сознании, отработали навыки
социального функционирования:
«Главные ценности в моей жизни», «Права
растут», «Кто меня защищает», «Уважать себя – уважать другого», «Осторожно –
конфликт», «Право и здоровье», «Как не стать жертвой преступления», «Права и
обязанности гражданина», «Твоя уличная компания», «Как попадают в преступную
группу?», «От безответственности до преступления один шаг», «Умей постоять за
себя в экстремальных ситуациях».
Детям
и
студентам-волонтерам
нравятся
такие
игры
и
конкурсы,
практикумы. Каждый из них учится чему-нибудь новому и открывает для себя
много увлекательного и интересного.
Работа в творческой мастерской по изготовлению коллективного коллажа
на правовую тематику проходила в атмосфере тепла и взаимопомощи. В процессе
работы воспитанники закрепили понятия: что такое право и что такое обязанность?
Традиционно участие волонтёров в проведение акции «Открытый микрофон» в
рамках «Недели права», которая очень интересна нашим воспитанникам. Дети
учатся высказывать и отстаивать собственное мнение, что немаловажно для
формирования активной гражданской позиции, развития и становления личности.
Администрация имеет возможность узнать об удовлетворенности воспитанников
условиями проживания в детском доме, узнать о проблемах, волнующих детей и
наметить дальнейшие пути развития учреждения.
В рамках проведения месяца правовой грамотности, студенты – волонтёры вместе
с Уполномоченным по правам ребенка в детском доме, запускают акцию «Сейф
откровения». Воспитанники не всегда открыто и без страха могут поговорить
на волнующие их темы или поделиться своими переживаниями с педагогами и
воспитателями.
Поэтому им предлагается оставлять в сейфе, записанные на листочке, вопросы,
пожелания
и
предложения,
касающиеся
процесса обучения
и
воспитания, мероприятий, да и в целом жизни детского дома.
Для
профилактики
конфликтов
волонтёры
проводят
тренинговые
упражнения, помогающие предупредить конфликтные ситуации в условиях
детского
коллектива.
Для
того
чтобы
помочь
преодолеть
трудности
во
взаимоотношениях, работа студентов направлена в первую очередь на то, чтобы:
расширить
представления
подростков
о
собственном
«Я»,
формировать
адекватную позитивную самооценку и самоуважение, развивать гибкость в
межличностных отношениях, формировать адекватные поведенческие стратегии.
Здесь волонтёрами вместе с воспитателями и психологом используются: ролевые
игры, психогимнастические упражнения, психотехнические упражнения, мини-
лекции,
групповые
дискуссии,
арттерапевтические
упражнения
(групповой
рисунок, рисунок чувств), игрыиспытания, представленные в программе Д. Берби
«Discovery», релаксационные упражнения, приемы сказотерапии.
Для профилактики конфликтов волонтёры принимают участие в подготовке
и проведении воспитательских часов по предупреждению агрессивного поведения
детей: «Старших уважай, малышей не обижай», «Умеем ли мы дружить?», «Что
для меня означает понятие «дружба», «Важно ли быть верным слову?».
Интересно, полезно, разнопланово проходит
посещение выставок книг с
последующим обсуждением: «Это интересно, это полезно, это необходимо».
Проведение акций: «Прости», «Подари ромашку». Просмотр видеороликов «О
дружбе». Проведение дискуссионной площадки «Мы за ЗОЖ».
Хорошие результаты в профилактике конфликтов дают коллективные
общественно – полезные дела с волонтёрами, с правильным распределением
«ролей». Наиболее ответственные поручения и контроль за их выполнением
возлагаются на наиболее несдержанных и недисциплинированных ребят, при этом
подчеркивается их значимость в коллективном деле.
Психотехнические упражнения: «Сложите свои проблемы в ящик», «Место,
где я себя прекрасно чувствую», «Разноцветные воздушные шары», «Художник-
фантазёр», «Поплавок в океане». «Танец пяти движений», под руководством
студентов-волонтёров, учат воспитанников контролировать мышечный тонус и
уровень бодрствования, развивать воображение и фантазию, больше доверять
самому
себе
и
своим
ощущениям,
чувствовать
партнера
и
лучше
взаимодействовать с другими людьми.
Участие в работе дискуссионного клуба с воспитанниками группы риска по
теме
«Мои
обязанности.
Мое
поведение.
Хочу
и
надо»
показало
информированность и подготовленность студентов-волонтеров к дискуссии,
свободное
владение
материалом,
привлечение
различных
источников
для
аргументации отстаиваемых положений. В процессе таких встреч раскрываются и
пути активизации участия подростков группы риска, формируется ответственное
отношение к людям, умение ставить правильные цели в жизни и достигать их.
Видя «горящие» от радости глаза и счастливые лица детей при встрече со
студентами, понимаешь, что всё сделанное, не проходит даром, а приносит очень
хороший результат. Дети ждут новых встреч со своими друзьями.
Да и студенты, общаясь с детьми, получают невероятный заряд позитива и
положительных эмоций. И даже, если в их жизни есть какие-то трудности, то всё
уходит на второй план, и это здорово.
Тем, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость.
В наш коммерческий век, когда люди больше озабочены зарабатыванием
денег, бескорыстная помощь нуждающимся ценится особенно высоко, ведь
волонтёрское движение в нашем детском доме незаметно делает поистине большое
дело. И конечно, в их помощи особенно нуждаются наши воспитанники. Не имеет
значения, как именно готов помогать волонтёр материально, удаленно, тратить
свое время, силы, кипучую энергию и даже профессионализм - направленная в
нужное русло, эта помощь принесет несомненную пользу каждому ребенку,
оставшемуся без попечения родителей.
Одна мудрость говорит: «Уча других, мы учимся сами...». И до тех пор, пока
у взрослого есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой
высокой планке, которую установили для него время и общество. Не все порой
удается в работе, но считаю: каким в будущем человеком станет воспитанник, в
большей степени зависит от того, каким был его педагог и наставник. Девиз
студентов-волонтёров, наших друзей: «Мы будем делать все, чтобы среди
воспитанников детского дома было максимум счастливых».