Напоминание

Тема:"Работа с одаренными детьми в начальной школе."


Автор: Бацазова Регина Тасолтановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11 с углубленным изучением английского языка им. Уруймагова М.З.
Населённый пункт: Россия, РСО-Алания,г. Владикавказ
Наименование материала: Методический материал.
Тема: Тема:"Работа с одаренными детьми в начальной школе."
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУСОШ №11с углубленным изучением

английского языка им. Уруймагова М.З.

Организация работы с одарёнными детьми в

начальной школе.

Доклад

учителя начальных классов

Бацазовой Регины Тасолтановны

Владикавказ ,2021г.

1

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более

актуальна.

Обществу

нужна

творческая

личность.

Рыночная

экономика

формирует

спрос

на

энергичных,

с

высоким

интеллектом

и

высокими

творческими способностями молодых людей.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных

задач современной школы.

Какого же ребёнка считать одарённым?

Вообще существует две крайние точки зрения:

1. Все дети являются одарёнными.

2. Одарённые дети встречаются крайне редко

В настоящее время одарёнными принято считать:

детей с интеллектом выше среднего;

детей с высоким уровнем творческих способностей;

детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности

(юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы

реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся

на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.

Задачи, стоящие перед коллективом:

- Своевременное выявление одарённых детей;

-

Использование

на

уроке

дифференциации

на

основе

индивидуальных

особенностей детей;

2

- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности

мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в

разных видах деятельности;

- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

Чем одарённые дети отличаются от других детей?

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная

потребность, прежде всего в познавательной информации, которая выступает в

самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная

деятельность.

Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления,

наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю

любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются

умением

четко

излагать

свои

мысли,

демонстрируют

способности

к

практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к

решению разнообразных задач.

Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность

сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог

восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными детьми.

Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать

их

способности

и

таланты.

Обучение

одаренных

детей

в

условиях

общеобразовательной

школы

осуществляться

на

основе

принципов

дифференциации.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не

только для обучающихся, но и для педагога.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым

ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Большое значение для

развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и

во внеурочное время. Она даёт возможность включать в процесс обучения

самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в

3

малых группах). Ученик принимает участие в постановке проблемы, в выборе

методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к

творческой,

исследовательской

работе.

Важнейшее

условие

успеха

исследовательской деятельности учащихся - это использование межпредметных

связей.

Для развития творческих способностей

в школе действует кружок

«Я- исследователь».

На школьных научно - практических конференциях « Первые шаги в науку»,

которые стали в школе традицией, работы младших школьников вызывают

большой интерес как у учащихся, учителей ,так и у гостей.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся приобретают

следующие компетенции:

-умение вести наблюдения в природе за сезонными явлениями, объектами

живой природы;

-умение пользоваться оборудованием для проведения наблюдений, измерений,

экспериментов;

-выявление связей в природных процессах и явлениях;

-понимание последствий бездумного использования природных ресурсов;

- соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее

охране.

Формы работы с одарёнными обучающими в начальной школе различны.

Это кружки по интересам, групповые занятия с «сильными» обучающимися,

исследовательская

деятельность,

участие

в

олимпиадах

и

др.

Дети принимают активное участие в неделе начальной школы. Учащиеся

участвуют в различных конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое

руно», Интернет – игра «Эрудит – Марафон Учащихся ЭМУ», «Китёнок». Часто

на дом задаются задания творческого характера по различным предметам.

4

Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом

– школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-

обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и обучения

на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является

решающим.

Даже,

казалось

бы,

неблагоприятные

условия

оказываются

относительно безразличными для развития способностей. Особенно важно для

становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание

родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается

высокая

ценность

образования,

при

этом

часто

весьма

образованными

оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным

фактором,

в

значительной

мере,

обусловливающим

развитие

высоких

способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к

школьному

обучению

своего

ребенка,

выбирая

для

него

учебники

или

дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать.

В ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно

это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда

традиционного образования.

В.Берестов

***

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось - не сосчитать

Шестые классы.

Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну. Кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

5

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле,

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда все это подевалось?

Литература.

1.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети

2.

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе

3.

Савенков А.И. одаренные дети: методики диагностики и стратегия обучения

4.

Панютина Н.И. система работы образовательного учреждения с одаренными

детьми

5.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго

поколения

6



В раздел образования