Напоминание

Образование


Автор: Алхименко Наталья Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка урока обществознания
Тема: Образование
Раздел: среднее образование





Назад




Урок обществознания в 8 классе

Тема урока : : Образование.

Цель: охарактеризовать сущность и роль образования в жизни общества;

определить, почему непрерывное образование является ключевой

задачей общества;

дать представление о системе образования в

Российской Федерации.

Задачи:

Образовательная: формирование представления учащихся об образовании

как системе, раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования

и самообразования в современном мире;

Развивающая: продолжить работу по развитию умений использовать свой

жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных

задач,

извлекать

информацию

из

печатных

материалов,

уметь

анализировать, делать выводы и обобщения;

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока,

Планируемые результаты:

Предметные: определять причины роста значимости образования в

информационном

обществе;

исследовать

связь

между

конкурентоспособностью страны и образованием; описывать основные

качества человека, отвечающие запросам информационного общества;

характеризовать основные уровни образования в современной России;

Метапредметные: 1) коммуникативные УУД: воспринимать текст с

учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию,

необходимую для её решения, организовать учебное сотрудничество и

совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать ,

аргументировать и отстаивать своё мнение;

2) регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать

учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;

оценивать правильность решения учебной задачи;

3) познавательные УУД: собирать и фиксировать информацию, выделяя

главную и второстепенную; применять начальные исследовательские

навыки при решении поисковых задач; предъявлять результаты своей

деятельности в форме устного сообщения;

4)

личностные

УУД:

формирование

и

развитие

мотивации

учения,

готовности

и

способности

к

образованию

и

самообразованию;

отношение к непрерывному образованию как условию успешной

профессиональной и общественной деятельности.

Оборудование урока : учебник, Конституция РФ, раздаточный материал,

сообщение обучающегося.

Ход урок

1.

Организационный момент.

2.

Актуализация знаний:

Ребята, все вы являетесь участниками очень важного процесса. Какого?

(Обучающиеся отвечают: Образовательного)

- С какого возраста дети начинают посещать школу?

- Когда заканчивается школьное образование?

- Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно человеку на

всю жизнь?

Давайте подберем слова, которые у нас ассоциируются со словом

«образование».

Составление кластера.

Знание умение

любознательность Образование любопытство

статус престиж

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь развития.

Образование – это непрерывный процесс, протекающий в течение всей

жизни, направленный на формирование личности.

Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к

культуре, ценностям Отечества, мировой цивилизации. (запись в тетрадь

определения)

3. Работа над новой темой.

А) Возрастающая значимость образования в условиях информационного

общества.

В статье 3 ФЗ «Об образовании» говорится о признании принципа

приоритетности образования в нашей стране.

Работа с текстом Конституции РФ. (Обучающиеся находят в

Конституции ст. 43 и читают )

В Конституции РФ в статье 43 говорится:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного

общего и среднего профессионального образования в государственных или

муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее

образование в государственном или муниципальном образовательном

учреждении и на предприятии.

Вопросы:

1. Кому государство гарантирует общедоступность и бесплатность

образования?

2. На какой основе граждане РФ могут получить высшее образование?

Некоторые считают, что образование – дело личное, но мы видим, что это не

только личное дело, но и государственное.

Задание: Приведите аргументы, что образование – дело государственное.

(усиление экономической и политической роли России, повышение уровня

жизни населения, конкурентноспособность страны на международном

уровне).

Образование во многом определяет главное конкурентное преимущество

высокоразвитой страны, качество ее человеческого потенциала. Значит,

должна быть и конкурентная образовательная система. В одном из посланий

Президента РФ Федеральному Собранию говорится: «Росси нужна

конкурентноспособная образовательная система. В противном случае мы

столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных

требований.»

Главной движущей силой конкурентноспособности страны является человек,

то есть каждый из нас.

-Какие личностные качества соответствуют потребностям

информационного общества?

(Обучающиеся называют: необходимость постоянно приобретать новые

знания, уметь применять их на практике, уметь доказывать свою

конкурентноспособность, способность обучаться другой профессии,

проявлять самостоятельность и ответственность и т.д.)

Есть еще одна особенность образования, которая имеет важное значение

как для государства, так и для личности.

Сообщение обучающегося «Влияние образования на здоровье человека».

Многие исследователи подтверждают связь между образовательным уровнем

и здоровьем. Люди интеллектуального труда в среднем живут на 10 лет

дольше неквалифицированных рабочих. Но если интеллектуал выходит на

пенсию и перестает нагружать свой основной рабочий орган, то мозг стареет

активнее. Атрофия наступает от бездействия! В настоящее время

значительно повысилось количество людей, страдающих деменцией

(заболевание, связанное с неправильной работой мозга), и часто причиной

является отсутствие активной умственной деятельности. Систематическая

умственная деятельность, особенно творческая, тренирует мозг и

поддерживает его в работоспособном состоянии до преклонного возраста.

Хорошее образование может стать предпосылкой долгой и счастливой

жизни. Таким образом, лучший способ сократить здоровье – усердно учиться

и часто думать.

Б) Основные ступени образования

Ребенок, будучи при рождении совершенно беспомощным, постепенно

превращается в активного члена общества. С самого младенчества человек

начинает учиться: сначала сидеть, потом стоять, ходить, действовать руками

и говорит. Постепенно процесс образования приобретает более сложный

характер и при переходе к школьному возрасту ученье становится основной

деятельностью.

Задание: Учебник стр. 82-84.

Самостоятельная работа обучающихся

-прочитать пункт «Общее и профессиональное образование в РФ»;

- отметить ступени общего и профессионального образования;

- определить на какой ступени образования находятся обучающиеся 8

класса.

В) Роль непрерывности и самообразования в жизни человека.

В современном мире знания требуют постоянного развития и обновления.

Поэтому на первый план выдвигается задача непрерывного образования,

охватывающая всю жизнь человека. Принцип непрерывности образования

является основным для всех стран мира, его осуществление даст

возможность личности и обществу гармонично развиваться.

Самообразование – это образование, получаемое самостоятельно, вне стен

какого-либо учебного заведения и без участия обучающего. Самообразование

требует видения смысла в учении: сознательной постановки целей,

способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и

самоконтролю.

Известен ряд выдающихся личностей, не получивших систематического

образования: археолог Генрих Шлиман, просветитель Жан-Жак Руссо,

изобретатель Томас Эдисон,

но именно благодаря самообразованию достигших всемирного признания.

4.Закрепление:

Обучающиеся работают с текстом из открытого банка заданий ФИПИ

и выполняют задания к нему.

Залог успешности человека в современном мире

получение современного образования,

овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приёмами

деятельности. Человеку сегодня необходимо учиться практически всю свою жизнь, осваивая всё

новое и новое, обретая новые профессиональные качества. Для того чтобы вас взяли на

престижную работу, нужно подчас иметь не одно высшее образование, а, может быть, и два-три.

Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных

богатств, знаний о природе и обществе, о человеке, освоение познавательных и практических

умений, жизненных навыков, опыта взаимодействия с обществом. Люди учатся трудиться,

осваивать новое.

Каким образом люди приобщаются к образованию? В первую очередь, при помощи занятий в

различных образовательных организациях. Прежде всего необходимо освоить общее образование,

которое обязательно для всех граждан. В системе образования РФ существуют возможности для

получения среднего профессионального и высшего образования, реализуются различные

программы дополнительного образования для детей и взрослых. В то же время многое

достигается в жизни современного человека путём самообразования, самостоятельной работой по

поиску информации, её восприятию, осмыслению, анализу.

Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества.

Какой гражданин необходим стране, такие качества в нём и нужно формировать в процессе

обучения и воспитания, которые в комплексе и представляют собой образование.

(По материалам энциклопедии для школьников)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и

озаглавьте каждый из них.

С чем связана успешность человека в современном мире? Какой аргумент приводится в

подтверждение данного мнения? Чем определяется содержание образования? (Ответы на три

вопроса даются только с опорой на текст.)

Какие четыре уровня образования в современной России названы в тексте? Укажите их и

приведите по одному примеру, иллюстрирующих особенность получения образования на каждом

уровне.

Приведите два аргумента, подтверждающих мнение автора о необходимости образования на

протяжении всей жизни человека.

5. Работа с заданиями к тексту.

6. Рефлексия.

5. Домашнее задание: Параграф 10;

1. Узнать, какое образование имеют близкие родственники;

2. Подготовить сообщения о русских лауреатах Нобелевской премии.



В раздел образования