Автор: Алхименко Наталья Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка урока обществознания
Тема: Образование
Раздел: среднее образование
Урок обществознания в 8 классе
Тема урока : : Образование.
Цель: охарактеризовать сущность и роль образования в жизни общества;
определить, почему непрерывное образование является ключевой
задачей общества;
дать представление о системе образования в
Российской Федерации.
Задачи:
Образовательная: формирование представления учащихся об образовании
как системе, раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования
и самообразования в современном мире;
Развивающая: продолжить работу по развитию умений использовать свой
жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных
задач,
извлекать
информацию
из
печатных
материалов,
уметь
анализировать, делать выводы и обобщения;
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока,
Планируемые результаты:
Предметные: определять причины роста значимости образования в
информационном
обществе;
исследовать
связь
между
конкурентоспособностью страны и образованием; описывать основные
качества человека, отвечающие запросам информационного общества;
характеризовать основные уровни образования в современной России;
Метапредметные: 1) коммуникативные УУД: воспринимать текст с
учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию,
необходимую для её решения, организовать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать ,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
2) регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;
оценивать правильность решения учебной задачи;
3) познавательные УУД: собирать и фиксировать информацию, выделяя
главную и второстепенную; применять начальные исследовательские
навыки при решении поисковых задач; предъявлять результаты своей
деятельности в форме устного сообщения;
4)
личностные
УУД:
формирование
и
развитие
мотивации
учения,
готовности
и
способности
к
образованию
и
самообразованию;
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Оборудование урока : учебник, Конституция РФ, раздаточный материал,
сообщение обучающегося.
Ход урок
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний:
Ребята, все вы являетесь участниками очень важного процесса. Какого?
(Обучающиеся отвечают: Образовательного)
- С какого возраста дети начинают посещать школу?
- Когда заканчивается школьное образование?
- Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно человеку на
всю жизнь?
Давайте подберем слова, которые у нас ассоциируются со словом
«образование».
Составление кластера.
Знание умение
любознательность Образование любопытство
статус престиж
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь развития.
Образование – это непрерывный процесс, протекающий в течение всей
жизни, направленный на формирование личности.
Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к
культуре, ценностям Отечества, мировой цивилизации. (запись в тетрадь
определения)
3. Работа над новой темой.
А) Возрастающая значимость образования в условиях информационного
общества.
В статье 3 ФЗ «Об образовании» говорится о признании принципа
приоритетности образования в нашей стране.
Работа с текстом Конституции РФ. (Обучающиеся находят в
Конституции ст. 43 и читают )
В Конституции РФ в статье 43 говорится:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее
образование в государственном или муниципальном образовательном
учреждении и на предприятии.
Вопросы:
1. Кому государство гарантирует общедоступность и бесплатность
образования?
2. На какой основе граждане РФ могут получить высшее образование?
Некоторые считают, что образование – дело личное, но мы видим, что это не
только личное дело, но и государственное.
Задание: Приведите аргументы, что образование – дело государственное.
(усиление экономической и политической роли России, повышение уровня
жизни населения, конкурентноспособность страны на международном
уровне).
Образование во многом определяет главное конкурентное преимущество
высокоразвитой страны, качество ее человеческого потенциала. Значит,
должна быть и конкурентная образовательная система. В одном из посланий
Президента РФ Федеральному Собранию говорится: «Росси нужна
конкурентноспособная образовательная система. В противном случае мы
столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных
требований.»
Главной движущей силой конкурентноспособности страны является человек,
то есть каждый из нас.
-Какие личностные качества соответствуют потребностям
информационного общества?
(Обучающиеся называют: необходимость постоянно приобретать новые
знания, уметь применять их на практике, уметь доказывать свою
конкурентноспособность, способность обучаться другой профессии,
проявлять самостоятельность и ответственность и т.д.)
Есть еще одна особенность образования, которая имеет важное значение
как для государства, так и для личности.
Сообщение обучающегося «Влияние образования на здоровье человека».
Многие исследователи подтверждают связь между образовательным уровнем
и здоровьем. Люди интеллектуального труда в среднем живут на 10 лет
дольше неквалифицированных рабочих. Но если интеллектуал выходит на
пенсию и перестает нагружать свой основной рабочий орган, то мозг стареет
активнее. Атрофия наступает от бездействия! В настоящее время
значительно повысилось количество людей, страдающих деменцией
(заболевание, связанное с неправильной работой мозга), и часто причиной
является отсутствие активной умственной деятельности. Систематическая
умственная деятельность, особенно творческая, тренирует мозг и
поддерживает его в работоспособном состоянии до преклонного возраста.
Хорошее образование может стать предпосылкой долгой и счастливой
жизни. Таким образом, лучший способ сократить здоровье – усердно учиться
и часто думать.
Б) Основные ступени образования
Ребенок, будучи при рождении совершенно беспомощным, постепенно
превращается в активного члена общества. С самого младенчества человек
начинает учиться: сначала сидеть, потом стоять, ходить, действовать руками
и говорит. Постепенно процесс образования приобретает более сложный
характер и при переходе к школьному возрасту ученье становится основной
деятельностью.
Задание: Учебник стр. 82-84.
Самостоятельная работа обучающихся
-прочитать пункт «Общее и профессиональное образование в РФ»;
- отметить ступени общего и профессионального образования;
- определить на какой ступени образования находятся обучающиеся 8
класса.
В) Роль непрерывности и самообразования в жизни человека.
В современном мире знания требуют постоянного развития и обновления.
Поэтому на первый план выдвигается задача непрерывного образования,
охватывающая всю жизнь человека. Принцип непрерывности образования
является основным для всех стран мира, его осуществление даст
возможность личности и обществу гармонично развиваться.
Самообразование – это образование, получаемое самостоятельно, вне стен
какого-либо учебного заведения и без участия обучающего. Самообразование
требует видения смысла в учении: сознательной постановки целей,
способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и
самоконтролю.
Известен ряд выдающихся личностей, не получивших систематического
образования: археолог Генрих Шлиман, просветитель Жан-Жак Руссо,
изобретатель Томас Эдисон,
но именно благодаря самообразованию достигших всемирного признания.
4.Закрепление:
Обучающиеся работают с текстом из открытого банка заданий ФИПИ
и выполняют задания к нему.
Залог успешности человека в современном мире
–
получение современного образования,
овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приёмами
деятельности. Человеку сегодня необходимо учиться практически всю свою жизнь, осваивая всё
новое и новое, обретая новые профессиональные качества. Для того чтобы вас взяли на
престижную работу, нужно подчас иметь не одно высшее образование, а, может быть, и два-три.
Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных
богатств, знаний о природе и обществе, о человеке, освоение познавательных и практических
умений, жизненных навыков, опыта взаимодействия с обществом. Люди учатся трудиться,
осваивать новое.
Каким образом люди приобщаются к образованию? В первую очередь, при помощи занятий в
различных образовательных организациях. Прежде всего необходимо освоить общее образование,
которое обязательно для всех граждан. В системе образования РФ существуют возможности для
получения среднего профессионального и высшего образования, реализуются различные
программы дополнительного образования для детей и взрослых. В то же время многое
достигается в жизни современного человека путём самообразования, самостоятельной работой по
поиску информации, её восприятию, осмыслению, анализу.
Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества.
Какой гражданин необходим стране, такие качества в нём и нужно формировать в процессе
обучения и воспитания, которые в комплексе и представляют собой образование.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
С чем связана успешность человека в современном мире? Какой аргумент приводится в
подтверждение данного мнения? Чем определяется содержание образования? (Ответы на три
вопроса даются только с опорой на текст.)
Какие четыре уровня образования в современной России названы в тексте? Укажите их и
приведите по одному примеру, иллюстрирующих особенность получения образования на каждом
уровне.
Приведите два аргумента, подтверждающих мнение автора о необходимости образования на
протяжении всей жизни человека.
5. Работа с заданиями к тексту.
6. Рефлексия.
5. Домашнее задание: Параграф 10;
1. Узнать, какое образование имеют близкие родственники;
2. Подготовить сообщения о русских лауреатах Нобелевской премии.