Автор: Нестерова Александра Дмитриевна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБУДО "Юность"
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социально приемлемых навыков у людей с ментальными особенностями
Раздел: дополнительное образование
Модуль 5. «Генерализация навыков посредством АВА-терапии»
Очень важно, чтобы дети с аутизмом открыли для себя преимущества
взаимодействия
в
социуме,
поскольку только через
принятие
участия
в
коллективной социальной деятельности они смогут найти путь для овладения
всеми навыками, речевыми в том числе.
Для начала следует раскрыть две важные рекомендации:
Находите время, чтобы поиграть и пообщаться с ребенком
Очень сложно постоянно придумывать игровые и обучающие занятия,
а
также
организовывать
бытовые
дела
так,
чтобы они
формировали
пространство
для
обучения.
Родители
начинают
меньше
успевать,
и
постоянно не хватает времени.
Чтобы маленьким детям с аутизмом освоить
новые занятия,
им требуется большое количество времени.
Организация и
вовлечение детей в разные процессы взаимодействия тоже отнимают много
сил.
Особенно если принять во внимание то,
что дети могут отказываться в
процессе занятий и избегать перемен.
Тем не
менее,
со
временем для
вас
и
ребенка
многое
станет
привычным.
В определенный момент вы сможете осознать,
что вам уже не
требуется
контролировать себя
и организовывать
обучающие и игровые
занятия, поскольку вы все это будете делать автоматически. Это же относится
и к ребенку.
Маленькие дети обладают большой гибкостью, они способны быстро
обучаться новым знаниям и навыкам,
и получают огромное удовольствие от
контакта с родителями.
При том,
что с возрастом гибкости в них становится
меньше. Поэтому на протяжении дня необходимо выкроить время на контакт
с ребенком,
чтобы привлечь его к занятиям и общению с вами.
Именно в
процессе
такого взаимодействия
и тесного контакта на протяжении дня
ребенок будет изучать окружающий мир.
Двигайтесь вперед медленно
Стремитесь идти вперед небольшими шагами,
и всегда помните,
что
любое занятие и деятельность должно включать в себя что-то приятное и
веселое для ребенка, что будет для него наградой за участие в этом занятии. А
для
родителей будет
награда – наблюдать то,
как ребенок все лучше и
активнее принимает участие в социальной жизни, приобретает новые навыки
и знания, учится коммуникации и речевому взаимодействию, и стремительно
познает мир.
Следует
не
забывать о том,
что выигрывает
тот,
кто идет,
пусть
медленно, но без остановки.
1
Необходимо будет уделить большое количество времени и внимания
на то, чтобы уяснить каждое отдельное новое занятие, которое закрепится на
долгое время.
Важные принципы обучения ребенка с РАС
Важно помнить,
что любое обучение не представляется возможным
осуществить без целенаправленного осознанного внимания.
Следует
всегда
помнить
принцип:
важно
завладеть
вниманием
ребенка и удержать его — для того,
чтобы ребенок чему-нибудь у вас
научился.
Понимание
структуры совместного
занятия
и
его
безусловной
значимости как основы для обучения ребенка и его вовлечения в общение.
В командной деятельности стороны обоюдно управляют процессом,
меняясь позициями ведущего (лидера)
и ведомого поочередно.
Учитывая
действия друг друга, они вместе играют с помощью подражания, соблюдения
очередности
и
использования
различных
вариантов
игр.
В процессе
командного
взаимодействия
на
улице
и
дома,
с
родителями
и
родственниками, а также другими детьми у детей происходит обучение.
Чтобы начать совместное взаимодействие ребенка нужно для начала
заинтересовать,
привлечь
его
внимание,
и
замотивировать.
В
ходе
совместных занятий очень важно соблюдать зрительный контакт с ребенком,
чтобы оба были вовлечены в занятие и могли использовать различные вещи,
которые имеют отношение к игре или занятию.
Вы и ребенок вместе готовитесь к занятию,
детально продумываете
особенности
и процесс
занятия,
а
также
уточняете
последовательность
обучения.
По завершении следует постепенно перейти к другому занятию,
сохраняя удерживание внимания ребенка на время всего периода перехода от
одного упражнения к другому,
обеспечивая таким образом непрерывность
обучения.
Существуют такие занятия для детей с РАС и РДА, которые включают
в себя манипуляции с игрушками или другими предметами. Игры и занятия с
дополнительными предметами стимулируют игровое,
моторное,
речевое и
когнитивное
развитие.
Игровые
занятия
без
предметов
также
являются
важными,
в ходе таких игр происходит развитие сенсорного социального
восприятия. Такого рода занятия позволяют обмениваться эмоциями, а также
направлены на развитие речевой деятельности и языка. Помимо этого, в ходе
таких
игр
дети
развивают
коммуникативные
и
социальные
навыки
подражания.
2
Выделяют
шесть
основных
видов
занятий,
такие
как:
игры с
дополнительными предметами (игрушками или другими вещами), командная
игра,
приемы
пищи,
повседневные
занятия
(переодевание,
купание,
укладывание спать и др.),
гигиенические процедуры,
занятия с книгами,
а
также домашние дела.
Рекомендации родителям по генерализации навыков:
Прием пищи
Следует ответить на следующие вопросы:
Сидит ли ребенок за столом в детском стульчике? В случае если ответ
нет, то следует исправить данный момент. Нужно приучать ребенка садиться
за стол со всеми для приема пищи.
1.
Рекомендуется начать с того, чтобы приучить вашего ребенка есть
сидя.
Лучшим вариантом будет
сидеть
за
столом,
но если с этим есть
сложности,
можно просто,
чтобы он сел там,
где находится. После того, как
ребенок сел,
дайте ему еду и напитки.
В случае,
если ребенок начинает
вставать с едой в руках,
нужно забрать еду и сказать,
чтобы он сел снова.
Вероятно, он откажется снова сесть после того, как съест несколько ложек, в
таком случае вам нужно забрать у него еду.
Если вдруг ребенок не наелся,
вскоре он может
снова захотеть есть,
и вы сможете еще раз
отработать
данный навык.
2.
После того,
как ребенок научится сидеть во время приема пищи,
нужно показать ему,
что кушать нужно за столом на кухне.
Стоит давать
ребенку еды и питья столько, чтобы он все это съел за один раз и не вставал.
3.
Когда ребенок приучится сидеть на кухне во время приема пищи,
вам следует переместить его на высокий стульчик для того, чтобы вы сидели
напротив него и кормили его.
4.
Вам
также
необходимо
что-то
съесть,
чтобы
получилось
совместное времяпрепровождение.
Выключите телевизор,
если он работает
во время еды.
Можно выключить его сразу,
либо же постепенно,
понемногу
убавляя звук,
затем картинку,
и потом уже
выключить полностью.
Вам
следует сидеть с ребенком,
протягивать ему еду,
называя ее,
удерживайте
зрительный контакт и вовремя реагируйте на просьбы и жесты ребенка.
Не
следует давать за один раз
большое количество еды,
поскольку ребенок
должен учиться коммуникации и просить.
Если вы разработаете режим три
основных приема пищи и три перекуса за столом на кухне,
это позволит
привить
правильные
пищевые
привычки,
а
также
приведет к большему
количеству
времени
для
совместного
времяпрепровождения.
Если
нет
возможности такого режима, то можно попробовать один или два.
3
Гигиенические процедуры
Рекомендуется
внедрять
игры
в
повседневные
гигиенические
процедуры, в такие как купание, одевание, мытье рук, чистку зубов и т.д.
Можно
добавлять
совместные
игры и
песни
в
процесс
каждой
гигиенической процедуры.
Очень
важно
способствовать,
чтобы ребенок
активно принимал участие в занятиях,
а не занимал пассивную сторону.
В
каждое действие следует добавлять жесты и слова (например, когда одеваете,
купаете,
чистите
зубы или укладываете
спать),
поскольку это позволит
усилить социальную коммуникацию в совместном времяпрепровождении.
Таким образом,
вы помогаете заложить фундамент для развития речевых
навыков.
Укладывание спать
Время,
когда вы укладываете ребенка спать,
особенно важно для
стимуляции речевых навыков.
Есть ли у вашего ребенка особый ритуал для
укладывания? Если нет,
можете ли вы его создать? Вечернее купание с
использованием любимых игрушек для ванны является отличным моментом
для развития коммуникации и обоюдного общения.
После купание может
последовать намазывание кремом и надевание пижамы,
а также процесс
чистки зубов
–
все
это
тоже
открывает
возможности для
социального
взаимодействия. Завершающий процесс ухода ко сну может включать в себя
прочтения
книги
совместно
(совсем
маленькие
дети
могут
называть
картинки, обсуждать содержимое книги и т.д.).
Игра с игрушками и совместная игра
Уделяя игровым занятиям по 15-30 минут утром,
днем и вечером на
улице
и дома,
вы будете
способствовать повышению коммуникативного
навыка
и
социального
взаимодействия,
таким
образом,
внеся
дополнительную ценность в обучающие занятия.
Несомненно,
поддержание структуры совместного занятия является
очень важным фактором игры,
поскольку в ходе такого занятия обе стороны
активно вовлечены в процесс игры друг с другом и с дополнительными
предметами,
таким
образом,
наблюдается
последовательный
процесс
коммуникации.
Родителям следует
обучить данным приемам и техникам
других членов семьи, которые также взаимодействуют с ребенком.
Работа по дому
Важно вовлекать ребенка в работу по дому.
Существует множество
способов,
которые
помогут
приобщить
вашего
ребенка
к
домашним
обязанностям.
Ребенок даже в маленьком возрасте уже может помогать в уходе за
домашними
животными
(например,
кормить
их),
поливать
цветы или
4
разбирать одежду после стирки. Кроме этого, ребенок может мыть фрукты и
овощи,
играть с предметами на кухне,
в то время,
когда вы занимаетесь
приготовлением
ужина.
Также
ребенок
может
принимать
участие
в
приготовлении
выпечки,
помещать
овощи
или
зелень
в
тарелку
или
кастрюлю.
Во время того,
как ребенок приобщается к выполнению домашних
дел,
вам
следует
наблюдать
за
ним,
помогать
ему
и
объяснять
последовательность его действий и цель выполнения этого. Таким образом, в
ходе выполнения домашних обязанностей ребенок получает новый опыт,
приобретает нужные навыки и учится новым словам и процессам.
Дополнительные рекомендации по генерализации навыков:
1.
Любое занятие с ребенком следует рассматривать как возможность
научить
его
чему-то
новому и полезному.
При каждом взаимодействии
ребенок приобретает новые знания и навыки, именно поэтому нужно каждый
раз себя спрашивать:
то,
что сейчас происходит,
— это то,
чему я хочу
научить ребенка?
Нужно стараться обучать ребенка тем навыкам,
которые будут ему
нужны в той же самой обстановке. Следует развивать навыки коммуникации
за столом, где семья ужинает. Также следует прививать ему навыки наведения
порядка
и ухода за собой.
Например,
нужно учить ребенка одеваться и
раздеваться
в
положенное время
и в
нужном месте,
называя
при этом
предметы,
которые
находятся
в
повседневной жизни.
После
прогулки,
например,
снимать верхнюю одежду и вешать в шкаф,
как дома,
так и в
детском саду.
Лучше всего дети учатся в процессе реальной обстановки,
а не с
использованием карточек, компьютерных игр или гаджетов.
2.
В соответствии
с
возрастом необходимо
развивать
в
ребенке
спонтанность
и
инициативность.
Данные
факторы
демонстрируют
самостоятельность ребенка.
Не рекомендуется учить ребенка тому, чтобы он
выполнял исключительно ваши требования и инструкции в течение дня.
Очень важно предоставлять ребенку пространство для проявления свободной
деятельности и поощрять инициативу.
Однако нужно следить за тем,
чтобы
проявления
самостоятельности
соответствовали
возрасту
и
не
использовались в качестве замены коммуникации.
Обычно дети двух лет не имеют доступа к холодильнику, так как это
не соответствует их возрасту, поэтому если ребенок двух лет с РАС открывает
холодильник, это может свидетельствовать о том, что он не может по другому
проявить свое желание поесть или попить.
5
3.
Следует
помогать
ребенку
следить
за
уровнем проявления
активности и возбуждения с целью оптимизации возможностей для обучения.
Удерживать внимание ребенка в процессе развивающих занятий можно с
помощью
чередования
подвижных
и
спокойных
игр.
Например,
использованием занятий с дополнительными игрушками или предметами и
использованием сенсорных коммуникационных упражнений.
Рекомендуется менять местоположение с одного на другое и активно
перемещаться
во время
того,
как вы предлагаете
ребенку разного рода
упражнения и занятия.
Наблюдая за позами и движениями ребенка можно
проследить за тем,
что ему нужно.
Более пассивных и спокойных детей
можно
вовлекать в активные и подвижные игры.
И напротив,
активному и
неусидчивому
ребенку,
помимо
оживленных,
подвижных
игр
нужно
предлагать
более
спокойные,
ритмичные
социальные
занятия,
которые
позволят
успокоить
его,
а
также
сосредоточить
внимание
на
каком-то
действии (например, просмотр музыкальной книги, исполнение песни).
Важно для
активного ребенка
организовать пространство в доме:
убрать
ненужные
вещи,
уменьшить
количество
материалов
для
игр.
Необходимо удерживать внимание ребенка и плавно переходить от одного
занятия к другому.
• Не забудьте позаботиться и о своем эмоциональном состоянии.
Если вы часто испытываете
чувство подавленности,
свяжитесь
с
другими семьями детей с РАС через социальные сети,
телефон или почту,
либо пообщайтесь с друзьями или партнером по этому поводу. Кроме этого,
обязательно
проконсультируйтесь
со
специалистом,
если
у
вас
есть
тревожные мысли и расстройства.
Используйте всю возможную поддержку и помощь,
чтобы вы могли
получать удовольствие от жизни и продолжать помогать ребенку развиваться
и достигать успехов.
Некоторые вопросы, которые можно рассмотреть, когда вы
сталкиваетесь со сложностями на своем пути
(Если вы ответите «нет» на один или большее количество вопросов,
подумайте о стратегиях, которые вы используете)
•
Использую ли я простые слова и фразы,
чтобы общаться с моим
ребенком?
• Жду ли я каждый раз, чтобы ребенок продемонстрировал но-
вый навык без моей помощи?
• Если моему ребенку нужна помощь, даю ли я ему минимум не-
необходимой
помощи,
чтобы
продемонстрировать
новый
тип
поведения или навык?
• Привлекаю ли я внимание ребенка, прежде чем общаться с ним?
• Нравится ли ребенку занятие, в которое я его вовлекаю?
6
• Весело ли мне участвовать в занятии?
• Получает ли мой ребенок вознаграждение за занятие, как только
он пытается использовать те навыки, которым я его учу?
• Вижу ли я и откликаюсь ли на попытки ребенка взаимодействовать и
общаться со мной (даже если они не идеальны)?
• Получает ли мой ребенок достаточно возможностей для отработки
нового типа поведения или навыка?
Литература:
1.
Аппе Ф..: Введение в психологическую теорию аутизма. – 163 с.
2.
Богдашина О.Б. Аутизм: определение и диагностика – 96 с.
3.
Карвасарская И.Б.
В стороне.
Из
опыта работы с аутичными
детьми. М.: Теревинф, 2003. – 70 с.
4.
Нуриева Л.Г.
Развитие речи у аутичных детей: метод.
разраб.
/ -
Изд. 2-е. М.: Теревинф, 2006. – 112 с. – (Серия «Особый ребенок»)
5.
Шрамм,
Р.
Детский аутизм и АВА:
АВА (Applied
Behavior
Analysis):
теория,
основанная на методах прикладного анализа поведения;
пер. с англ. З. Измайловой – Камар; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург:
Рама Паблишинг, 2013. – 208 с.
7