Автор: Адильханова Наиля Дурахановна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК" им.Аскерханова Р.П.
Населённый пункт: г.Махачкала Республика Дагестан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Глобальные экологические проблемы
Раздел: среднее профессиональное
1
Тема: «Глобальные экологические проблемы»
Цель: познакомить обучающихся с основными глобальными экологическими
проблемами современности, воспитание гуманного отношения к природе, чувства
ответственности за всё живое на Земле.
Задачи:
1)
Обучающая
Поиск, систематизация информации по экологическим проблемам, определение
причинно-следственных связей экологических проблем, нахождение оптимальных
путей решения экологических проблем.
2)
Развивающая
Совершенствование навыков работы с дополнительными источниками информа-
ции, формирование умения обучающихся устанавливать причинно-следственные
связи, обобщать, делать выводы.
3)
Воспитательная
Ориентировать обучающихся на разумную, экологически обоснованную деятель-
ность, способствующую рациональному использованию и охране окружающей
природной среды, воспитывать коммуникативную культуру, формировать актив-
ную жизненную позицию
Ход классного часа
Куратор: Тема, которой мы посвятили наше мероприятие, актуальная, жиз-
ненно-важная для всех живущих на нашей планете. Я надеюсь, что после этого
урока многие из вас по-иному посмотрят на окружающий нас мир. Постараемся
обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возник-
новения, предложить пути их решения.
Видео: Соц. Ролик №1 (6 мин)
(Богдан) Ведущий 1: Как прекрасна во Вселенной наша планета Земля. И всего
около 2-х миллиардов лет назад на ней появится человек.
(Амина) Ведущий 2: Человек? А кто он такой?! Царь природы?
(Богдан) Ведущий 1: Человек – это плохо приспособленный вид, не способен бо-
лее 5-ти дней обходится без воды. Не обладает развитой мускулатурой. Органы
чувств развиты слабо.
(Амина) Ведущий 2: Когда же человек начал приспосабливать под себя Землю?
(Богдан) Ведущий 1: Примерно 15 тыс. лет назад человек примерил на себя венец
Царя природы.
(Амина) Ведущий 2: И чего в результате добился?
2
(Богдан) Ведущий 1: Великие умы прошлого предупреждали, что род людской мо-
жет погубить себя.
(Амина) Ведущий 2: Берегите нашу планету. Она стала хрупкой и беззащитной.
Стихотворение 1: (А.Амина)
Будь милосерден, человек!
У всех людей – одна планета
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
И мы безумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
Уже все тоньше слой озона,
А он – щит жизни на Земле,
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле.
Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей.
Дожди падают с небосвода
Сернокислотною водой
Леса свою теряют силу
Уходит нежный запах лип
Озёра, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.
Стихотворение 2: (Л.Батул)
Экология
Вот экология – модное слово,
Раньше природа не знала такого,
3
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.
Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают,
Кто сигаретой себя отравляет,
Кто-то наркотики употребляет.
Новый Чернобыль на Дума готовит,
Если общественность не остановит!
Те, кто на свалках сжигает отходы,
Все отравляют и воздух, и воду!
Наша планета пока-что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубайте березы и клены.
Стихотворение 4: (А.Марият)
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллионы лет,
Я так устала…
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает стал мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясая твердь землетрясением,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
4
Выплескивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти.
Стихотворение 5: (Р.Наида)
Стали люди сильными как Боги
И судьба Земли у них в руках
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?
Стихотворение 6: (М.Кисханум)
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы – общей жизни зерна
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
5
Стихотворение 7: (Р.Тамара)
«Зачем живем?» И «Что оставим после?»
Пустыню, радиацию, разгром,
Седую Землю, клены, ивы, сосны
И это если сами не умрем…
Измучена и выжжена природа:
Вулканы, горы лишь вокруг меня
Становится ведь хуже год от года
Ах бедная любимая Земля!
Стихотворение 8: (Джамаева Сузаймат)
Берегите Землю! Берегите!
Времени крутые повороты
Радость, вдохновение и заботы,
Древнего родства живые свойства
Дерево надежды, беспокойства
Откровения земли и неба
Сладость жизни, молока и хлеба
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась,
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Все дарю! И все от вас приемлю.
Только берегите эту землю.
(Богдан) Ведущий 1: В настоящее время большая часть человечества просто по-
требительски относится к щедрым дарам природы, разрушая то, что планета берег-
ла миллионы лет. Но всему есть предел, и наша экология этому показатель.
6
(Н.Амина) Ведущий 2: Бурное развитие промышленности, появление новых син-
тетических материалов и бездумное использование природных ресурсов людьми
привело к тому, что экологическая обстановка планеты ухудшается.
(Богдан) Ведущий 1: В настоящее время перед населением планеты особо остро
стоят проблемы окружающей среды, такие как: загрязнение атмосферы, разруше-
ние озонового слоя, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение почв, за-
грязнение вод мирового океана и перенаселение.
(На сцену выходят Камиль, Асият, Кисханум, Диана, Зулайха, Хадижат)
Студент. (Камиль) Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние
географической среды на Земле, когда жизнь на ней становится невозможна.
1. Ослабление озонового экрана. (Муртузалиева Кисханум)
Озоновый слой – это тонкая полоса стратосферы, защищающая все живое на Зем-
ле от губительных ультрафиолетовых лучей солнца. Одной из причин истощения
озонового слоя является загрязнение атмосферы за счет выбросов фреонов. Умень-
шение содержания в атмосфере озона и увеличение УФ излучения, может быть
причиной увеличения количества онкологических заболеваний (рак кожи), катарак-
ты глаз, ослабление иммунной системы человека и т.д.
2. Усиление парникового эффекта. (Оружова Диана)
Громадное количество оксида углерода поступают в атмосферу при сжигании
различных видов топлива. «Парниковый эффект» может привести к увеличению
среднегодовой температуры и таянию полярных ледников, что в свою очередь
приводит к повышению уровня мирового океана, возрастает количество засухи и
усилится процесс опустывания земель. Исчезнут многие виды растений и живот-
ных.
3. Загрязнение атмосферы с образованием кислотных дождей, смогов. (Саидова
Хадижат)
Кислотные дожди также представляют опасность для окружающей среды, здоро-
вье человека и даже для целостности памятников архитектуры. Из-за кислотных
дождей падает урожайность сельско-хозяйственных культур. Загрязняющие веще-
ства могут соединяться с водным паром, образуя токсический туман или слоями
выпадает в виде кислотных дождей. Смог вызывает не только общие заболевания:
обострение сердечно-сосудистых и лёгочных болезней, уничтожающий зелёную
растительность и др.
7
4. Загрязнение почвы (Магомедова Асият)
Главную роль в загрязнении почвы играют такие компоненты техногенных отхо-
дов как тяжелые металлы, пестициды и нефтепродукты. Из почвы они проникают в
растения и воду и даже в родниковую. Затем попадают в организм человека и не
всегда быстро и полностью из него выводятся. Часть из них имеют свойство накап-
ливаться в течении долгих лет, провоцируя развитие тяжелых заболеваний.
5. Загрязнение воды (Амирханова Зулайха)
Загрязнение мирового океана подземных вод суши – глобальная экологическая
проблема. Ответственность, которая целиком и полностью лежит на человеке.
Видео «Заброшенный дом»
(Богдан) Ведущий 1: Дагестан богат тремя главными сокровищами: земля, вода,
люди.
(Амина) Ведущий 2: Наш край называют не только «Страной гор», но и «Горой
языков». Здесь более 30 народностей.
Стихотворение: (Хидирова Марьям)
Дагестан
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склоняясь надо мною, спросил Дагестан:
«Не край ли далекий тебе полюбился?»
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
«Не мало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.
Я, может, в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и клясться не ново,
Я молча люблю, потому что боюсь:
Поблекнет стократ повторенное слово.
8
И если тебе всякий сын этих мест,
Крича, как глашатай, в любви будет клясться,
То каменным скалам твоим надоест
И слушать, и эхом в дали отзываться.
Когда утопал ты в слезах и крови,
Твои сыновья, говорившие мало,
Шли на смерть, и клятвой в сыновей любви
Звучала жестокая песня кинжала.
И после, когда затихали бои,
Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей
Клялись молчаливые дети твои
Стучащей киркой и косою звенящей.
Веками учил ты и всех и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела
И все же, вернувшись к тебе из чужих,
Далеких столиц, и болтливых и лживых,
Мне трудно молчать, слышать голос твоих
Поющих потоков и гор горделивых».
(Богдан) Ведущий 1: В Дагестане есть множество красивых заповедных достопри-
мечательностей, которыми он славится на весь мир. Одним из таких мест является
Бархан «Сары-кум».
(Амина) Ведущий 2: Проблемы Дагестана.
Бархан «Сары-кум»
9
Уникальный бархан «Сары-кум» находится на грани исчезновения. Бархан никем
не охраняется, хотя он и объявлен заповедником. Если не остановить ее варварское
уничтожение потомкам останутся одни воспоминания. Высота бархана уменьшает-
ся ежегодно на 1 метр. Специалисты отмечают исчезновение некоторых видов жи-
вотных и растений, которые занесены в красную книгу.
Самурский и Лиановый леса. (Богдан) Ведущий 1
Многие факторы самым острым образом влияют на сохранность этого удивитель-
ного памятника природы. Первые удары были нанесены в связи с увеличением во-
дозабора реки Самур. Увеличение объемов водозабора реки на юг, в Азербайджан,
отрицательно сказалось на состоянии леса. Лес высыхает на глазах. Вслед за увели-
чением водозабора последовала выкачка грунтовых вод, питающих корни деревьев
леса. Площадь лианового леса уменьшается с каждым годом. Самурский лес – уни-
кальный памятник природы местного Федерального значения. Это единственный
на территории РФ Лиановый субтропический лес, аналогов которому нет в нашей
стране.
Каспийское море. (Амина) Ведущий 2:
Проблемы экологии Каспия.
Проблема экологии Каспия – это следствие интенсивного экономического разви-
тия. Нефть – это главный загрязнитель моря, болезни осетровых. Водоем страдает
от радиоактивных отходов АС и огромных промышленных и бытовых отходов. За-
грязнение Каспийского моря нефтью и отходами достигло критического уровня.
Море перенасыщено тяжелыми металлами, представляющими не меньшую опас-
ность для человека, чем углеводород. Каспийское море – это самый крупный за-
крытый водоём на планете с уникальной экосистемой. Главный вред экологии на-
шему морю наносят необдуманные действия человека. Хочется верить, что люди
сохранят наш уникальный Каспийский водоем. И он будет сиять чистотой и красо-
той для нас и наших детей.
Видео «Красоты Дагестана»
(Амина) Ведущий 2: Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное
и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраня-
ем, а озёра, родники, облака – нет. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух –
это наш отец, вода – мать, Земля – наш дом!
(Богдан) Ведущий 1: Прекрасен мир живой природы, а мы часть его. Давайте же
сообща беречь и умножать!
А сейчас мы хотели бы вам показать примерную картину того, что будет в мире,
если человечество не прекратит издеваться над природой.
Сценка.
Голос за кадром: (звучит мелодия)
10
(Амина) Ведущий 2: 2080 год. После развившийся глобальной экологической ка-
тастрофы запасы пресной воды уменьшились. В связи с этим каждый житель пла-
неты получил специальный электронный ключ, по которому он мог получать свою
норму воды.
(На сцене пункт раздачи воды. На пункте раздатчик и 2 офицера полиции в форме
(парень и девушка). На столе у них лежит ноутбук. Очередь доходит до мамы и
сына. Мать протягивает полицейскому 2 электронных ключа (флэшка). Поли-
цейский проверяет ключи, вставляя их в ноутбук).
(А.Марият) Мама: Сынок, пойдем за водой, она закончилась.
(Камиль) Мальчик: Хорошо, мама.
(Ибрагим) Полицейский: (обращаясь к раздатчику) 700 миллилитров на двоих.
(Раздатчик отмеряет воду в бидончик матери. Они с мальчиком отходят от пункта
раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду. Мальчик помогает ей
подняться).
(Камиль) Мальчик: Мама, ты не ушиблась?
(А.Марият) Мама: Это не важно, сынок, я разлила всю нашу воду. Что же теперь
делать? Как прожить сегодня без воды?
(Камиль) Мальчик: Давай попробуем попросить чтобы нам второй раз дали воду.
ведь все видели, что ты упала не специально.
(Они снова подходят к пункту раздачи воды).
(А.Марият) Мама: (обращаясь к девушке-полицейскому). Девушка, нельзя ли нам
снова получить воду, я случайно упала и все разлила.
(З.Амина) Девушка-полицейский: Я видела, уважаемая женщина, но ничем не
могу помочь. Свою норму вы уже получили. Мне очень жаль.
(Мама садится у края сцены и плачет).
(Камиль) Мальчик: (обращаясь к полицейскому) Простите, дядя, а почему нельзя
получить еще воды?
(Ибрагим) Полицейский: Просто в этом случае кто-то другой не получит свою
порцию.
(Камиль) Мальчик: А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она
даже текла из кранов в каждом доме.
(Ибрагим) Полицейский: Так действительно когда-то было.
(Камиль) Мальчик: Так что же произошло?
(Ибрагим) Полицейский: Если хочешь могу рассказать. Не так давно пресной
воды хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной оде-
жды, в ней даже можно было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть.
11
А особенно когда речь шла о воде. Ведь ее много на планете, но только 2% от этого
количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера
были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.
(З.Амина) Девушка-полицейский: На берегах водоемов выросли промышленные
предприятия, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду. Дождями с полей
смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшие в сельском хозяйстве.
(Ибрагим) Полицейский: Автомойки и бензозаправочные станции бесперебойно
поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты. И однажды выяс-
нилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с
каждым днем ее количество все уменьшается и уменьшается.
(Богдан) Ведущий 1: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами –
преступление против человечности.
(Н.Амина) Ведущий 2: Люди, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас увидели, дей-
ствительно может оказаться вашим будущим.
Все: Берегите природные ресурсы!
Махачкала.
(Богдан) Ведущий 1: Махачкала – самый быстрорастущий из крупнейших россий-
ских городов.
(Н.Амина) Ведущий 2: Территориально город разделен на 3 муниципальных райо-
на: Кировский, Ленинский и Советский.
(Богдан) Ведущий 1: Проблемы Махачкалы.
Мусор (Р.Наида)
1. Махачкалу сегодня называют мусорной столицей России и городом летающих
пакетов. Переполненные контейнеры с мусором – обычное дело не только для
окраин столицы Дагестана, но и для центральных улиц города. Обочины дорог за-
валены отходами, запах, как на свалке. Видео.
Видео про мусор.
КОР (М.Муминат)
2. Строительство канала было настоящим подвигом для многих дагестанцев. На
субботники выходили семьями. Прошли десятилетия, наступил 21-й век, а загряз-
ненные артерии, несущие жизнь наследникам старшего поколения, оберегавшего и
ремонтирующего канал, его состояние не волнует. Внуки и правнуки не замечают,
как канал постепенно превращается в сточную канаву. «Бескультурье наших лю-
дей, которые засоряют канал бытовым и строительным мусором, пускают туда ка-
нализационные воды, не имеет предела! Как можно засорять канал, откуда они
12
сами пьют воду?! В некоторых местах прямо на канале построены дома и другие
объекты. Через канал проходит огромное количество труб, у которых нет хозяев.
Некоторые люди живут только сегодняшним днем, абсолютно не думая об интере-
сах других дагестанцев» Видео.
Ак-Гёль (Г.Эльмира)
3. Уникальное по своему происхождению озеро Ак-Гёль стало не только украшени-
ем парковой территории в районе Редукторного посёлка, но и фактически превра-
тилось в огромную канализационную яму, куда сбрасывается около 200 тысяч ку-
бов сточных вод в год. Сейчас полным ходом идет застройка береговой территории
озера с юго-западной стороны. Там уже есть несколько недостроенных зданий. На
подходе многоэтажный дом в нескольких метрах от водоема. Причем, чтобы уве-
личить застраиваемую площадь, часть озера засыпали. Вокруг свалка из строитель-
ных свалка из строительных материалов и непередаваемый запах нечистот. Меж
тем эта территория является водоохраной зоной, то есть примыкает к береговой ли-
нии озера, на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяй-
ственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, за-
иления казанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды
обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и расти-
тельного мира.
Парк Ленинского Комсомола (С.Саида)
4. В нашем городе - Махачкале катастрофически не хватает зеленых зон и свобод-
ного пространства. Чтобы посчитать количество парков в нашем миллионном горо-
де, хватит пальцев одной руки. Скверов и бульваров – две руки. Все горожане бук-
вально изнывают от того, что Махачкалу фактически превратили в каменный ме-
шок.
Видео «Экология. Решение проблем» (наше видео)
(Каждый говорит по предложению)
(Кисханум) Земля стремительно приближается к переломному моменту своего су-
ществования.
(Камиль) Ущерб от человеческого влияния на нашу планету достиг опасного уров-
ня.
(З.Амина) Чтобы человечество продолжало быть здоровым и процветающим, мы
все – горожане, медики, бизнесмены, политические и религиозные лидеры, ученые
и люди самых разных профессий – должны потрудится над решением глобальных
проблем.
(Шамиль) Большинство ученых считают, что человек должен прекратить своё раз-
рушительное воздействие на окружающую среду.
13
(Д.Джамиля) Большую роль в оздоровлении окружающей среды должно сыграть
повышение общей культуры человека.
(С.Хадижат) Именно культура превращает человека в гуманную, разумную лич-
ность.
(Ибрагим) Многие ученые считают, что зависит от человека, разум человечества
должен восторжествовать и биосфера перейти в новое состояние – ноосферу. Сфе-
ру разума единого планетарного мышления.