Напоминание

Глобальные экологические проблемы


Автор: Адильханова Наиля Дурахановна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК" им.Аскерханова Р.П.
Населённый пункт: г.Махачкала Республика Дагестан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Глобальные экологические проблемы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Тема: «Глобальные экологические проблемы»

Цель: познакомить обучающихся с основными глобальными экологическими

проблемами современности, воспитание гуманного отношения к природе, чувства

ответственности за всё живое на Земле.

Задачи:

1)

Обучающая

Поиск, систематизация информации по экологическим проблемам, определение

причинно-следственных связей экологических проблем, нахождение оптимальных

путей решения экологических проблем.

2)

Развивающая

Совершенствование навыков работы с дополнительными источниками информа-

ции, формирование умения обучающихся устанавливать причинно-следственные

связи, обобщать, делать выводы.

3)

Воспитательная

Ориентировать обучающихся на разумную, экологически обоснованную деятель-

ность, способствующую рациональному использованию и охране окружающей

природной среды, воспитывать коммуникативную культуру, формировать актив-

ную жизненную позицию

Ход классного часа

Куратор: Тема, которой мы посвятили наше мероприятие, актуальная, жиз-

ненно-важная для всех живущих на нашей планете. Я надеюсь, что после этого

урока многие из вас по-иному посмотрят на окружающий нас мир. Постараемся

обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возник-

новения, предложить пути их решения.

Видео: Соц. Ролик №1 (6 мин)

(Богдан) Ведущий 1: Как прекрасна во Вселенной наша планета Земля. И всего

около 2-х миллиардов лет назад на ней появится человек.

(Амина) Ведущий 2: Человек? А кто он такой?! Царь природы?

(Богдан) Ведущий 1: Человек – это плохо приспособленный вид, не способен бо-

лее 5-ти дней обходится без воды. Не обладает развитой мускулатурой. Органы

чувств развиты слабо.

(Амина) Ведущий 2: Когда же человек начал приспосабливать под себя Землю?

(Богдан) Ведущий 1: Примерно 15 тыс. лет назад человек примерил на себя венец

Царя природы.

(Амина) Ведущий 2: И чего в результате добился?

2

(Богдан) Ведущий 1: Великие умы прошлого предупреждали, что род людской мо-

жет погубить себя.

(Амина) Ведущий 2: Берегите нашу планету. Она стала хрупкой и беззащитной.

Стихотворение 1: (А.Амина)

Будь милосерден, человек!

У всех людей – одна планета

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

И мы безумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,

А он – щит жизни на Земле,

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей.

Дожди падают с небосвода

Сернокислотною водой

Леса свою теряют силу

Уходит нежный запах лип

Озёра, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

Стихотворение 2: (Л.Батул)

Экология

Вот экология – модное слово,

Раньше природа не знала такого,

3

Банки, бутылки в кусты не бросали,

В реку отходы и нефть не сливали.

Крысы и мыши теперь процветают,

Ценные виды, увы, исчезают,

Кто сигаретой себя отравляет,

Кто-то наркотики употребляет.

Новый Чернобыль на Дума готовит,

Если общественность не остановит!

Те, кто на свалках сжигает отходы,

Все отравляют и воздух, и воду!

Наша планета пока-что жива,

Но без защиты погибнет она!

Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,

Не вырубайте березы и клены.

Стихотворение 4: (А.Марият)

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллионы лет,

Я так устала…

Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает стал мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею

Своим добром считает человек.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И сотрясая твердь землетрясением,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

4

Выплескивают с лавой боль Земли…

Очнитесь, люди! Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти.

Стихотворение 5: (Р.Наида)

Стали люди сильными как Боги

И судьба Земли у них в руках

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету.

Черные сотрешь ли, человек?

Стихотворение 6: (М.Кисханум)

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы – общей жизни зерна

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то Земли не будет

У каждого из нас.

5

Стихотворение 7: (Р.Тамара)

«Зачем живем?» И «Что оставим после?»

Пустыню, радиацию, разгром,

Седую Землю, клены, ивы, сосны

И это если сами не умрем…

Измучена и выжжена природа:

Вулканы, горы лишь вокруг меня

Становится ведь хуже год от года

Ах бедная любимая Земля!

Стихотворение 8: (Джамаева Сузаймат)

Берегите Землю! Берегите!

Времени крутые повороты

Радость, вдохновение и заботы,

Древнего родства живые свойства

Дерево надежды, беспокойства

Откровения земли и неба

Сладость жизни, молока и хлеба

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась,

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю! И все от вас приемлю.

Только берегите эту землю.

(Богдан) Ведущий 1: В настоящее время большая часть человечества просто по-

требительски относится к щедрым дарам природы, разрушая то, что планета берег-

ла миллионы лет. Но всему есть предел, и наша экология этому показатель.

6

(Н.Амина) Ведущий 2: Бурное развитие промышленности, появление новых син-

тетических материалов и бездумное использование природных ресурсов людьми

привело к тому, что экологическая обстановка планеты ухудшается.

(Богдан) Ведущий 1: В настоящее время перед населением планеты особо остро

стоят проблемы окружающей среды, такие как: загрязнение атмосферы, разруше-

ние озонового слоя, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение почв, за-

грязнение вод мирового океана и перенаселение.

(На сцену выходят Камиль, Асият, Кисханум, Диана, Зулайха, Хадижат)

Студент. (Камиль) Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние

географической среды на Земле, когда жизнь на ней становится невозможна.

1. Ослабление озонового экрана. (Муртузалиева Кисханум)

Озоновый слой – это тонкая полоса стратосферы, защищающая все живое на Зем-

ле от губительных ультрафиолетовых лучей солнца. Одной из причин истощения

озонового слоя является загрязнение атмосферы за счет выбросов фреонов. Умень-

шение содержания в атмосфере озона и увеличение УФ излучения, может быть

причиной увеличения количества онкологических заболеваний (рак кожи), катарак-

ты глаз, ослабление иммунной системы человека и т.д.

2. Усиление парникового эффекта. (Оружова Диана)

Громадное количество оксида углерода поступают в атмосферу при сжигании

различных видов топлива. «Парниковый эффект» может привести к увеличению

среднегодовой температуры и таянию полярных ледников, что в свою очередь

приводит к повышению уровня мирового океана, возрастает количество засухи и

усилится процесс опустывания земель. Исчезнут многие виды растений и живот-

ных.

3. Загрязнение атмосферы с образованием кислотных дождей, смогов. (Саидова

Хадижат)

Кислотные дожди также представляют опасность для окружающей среды, здоро-

вье человека и даже для целостности памятников архитектуры. Из-за кислотных

дождей падает урожайность сельско-хозяйственных культур. Загрязняющие веще-

ства могут соединяться с водным паром, образуя токсический туман или слоями

выпадает в виде кислотных дождей. Смог вызывает не только общие заболевания:

обострение сердечно-сосудистых и лёгочных болезней, уничтожающий зелёную

растительность и др.

7

4. Загрязнение почвы (Магомедова Асият)

Главную роль в загрязнении почвы играют такие компоненты техногенных отхо-

дов как тяжелые металлы, пестициды и нефтепродукты. Из почвы они проникают в

растения и воду и даже в родниковую. Затем попадают в организм человека и не

всегда быстро и полностью из него выводятся. Часть из них имеют свойство накап-

ливаться в течении долгих лет, провоцируя развитие тяжелых заболеваний.

5. Загрязнение воды (Амирханова Зулайха)

Загрязнение мирового океана подземных вод суши – глобальная экологическая

проблема. Ответственность, которая целиком и полностью лежит на человеке.

Видео «Заброшенный дом»

(Богдан) Ведущий 1: Дагестан богат тремя главными сокровищами: земля, вода,

люди.

(Амина) Ведущий 2: Наш край называют не только «Страной гор», но и «Горой

языков». Здесь более 30 народностей.

Стихотворение: (Хидирова Марьям)

Дагестан

Когда я, объездивший множество стран,

Усталый, с дороги домой воротился,

Склоняясь надо мною, спросил Дагестан:

«Не край ли далекий тебе полюбился?»

На гору взошел я и с той высоты,

Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:

«Не мало краев повидал я, но ты

По-прежнему самый любимый на свете.

Я, может, в любви тебе редко клянусь,

Не ново любить, но и клясться не ново,

Я молча люблю, потому что боюсь:

Поблекнет стократ повторенное слово.

8

И если тебе всякий сын этих мест,

Крича, как глашатай, в любви будет клясться,

То каменным скалам твоим надоест

И слушать, и эхом в дали отзываться.

Когда утопал ты в слезах и крови,

Твои сыновья, говорившие мало,

Шли на смерть, и клятвой в сыновей любви

Звучала жестокая песня кинжала.

И после, когда затихали бои,

Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей

Клялись молчаливые дети твои

Стучащей киркой и косою звенящей.

Веками учил ты и всех и меня

Трудиться и жить не шумливо, но смело,

Учил ты, что слово дороже коня,

А горцы коней не седлают без дела

И все же, вернувшись к тебе из чужих,

Далеких столиц, и болтливых и лживых,

Мне трудно молчать, слышать голос твоих

Поющих потоков и гор горделивых».

(Богдан) Ведущий 1: В Дагестане есть множество красивых заповедных достопри-

мечательностей, которыми он славится на весь мир. Одним из таких мест является

Бархан «Сары-кум».

(Амина) Ведущий 2: Проблемы Дагестана.

Бархан «Сары-кум»

9

Уникальный бархан «Сары-кум» находится на грани исчезновения. Бархан никем

не охраняется, хотя он и объявлен заповедником. Если не остановить ее варварское

уничтожение потомкам останутся одни воспоминания. Высота бархана уменьшает-

ся ежегодно на 1 метр. Специалисты отмечают исчезновение некоторых видов жи-

вотных и растений, которые занесены в красную книгу.

Самурский и Лиановый леса. (Богдан) Ведущий 1

Многие факторы самым острым образом влияют на сохранность этого удивитель-

ного памятника природы. Первые удары были нанесены в связи с увеличением во-

дозабора реки Самур. Увеличение объемов водозабора реки на юг, в Азербайджан,

отрицательно сказалось на состоянии леса. Лес высыхает на глазах. Вслед за увели-

чением водозабора последовала выкачка грунтовых вод, питающих корни деревьев

леса. Площадь лианового леса уменьшается с каждым годом. Самурский лес – уни-

кальный памятник природы местного Федерального значения. Это единственный

на территории РФ Лиановый субтропический лес, аналогов которому нет в нашей

стране.

Каспийское море. (Амина) Ведущий 2:

Проблемы экологии Каспия.

Проблема экологии Каспия – это следствие интенсивного экономического разви-

тия. Нефть – это главный загрязнитель моря, болезни осетровых. Водоем страдает

от радиоактивных отходов АС и огромных промышленных и бытовых отходов. За-

грязнение Каспийского моря нефтью и отходами достигло критического уровня.

Море перенасыщено тяжелыми металлами, представляющими не меньшую опас-

ность для человека, чем углеводород. Каспийское море – это самый крупный за-

крытый водоём на планете с уникальной экосистемой. Главный вред экологии на-

шему морю наносят необдуманные действия человека. Хочется верить, что люди

сохранят наш уникальный Каспийский водоем. И он будет сиять чистотой и красо-

той для нас и наших детей.

Видео «Красоты Дагестана»

(Амина) Ведущий 2: Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное

и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраня-

ем, а озёра, родники, облака – нет. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух –

это наш отец, вода – мать, Земля – наш дом!

(Богдан) Ведущий 1: Прекрасен мир живой природы, а мы часть его. Давайте же

сообща беречь и умножать!

А сейчас мы хотели бы вам показать примерную картину того, что будет в мире,

если человечество не прекратит издеваться над природой.

Сценка.

Голос за кадром: (звучит мелодия)

10

(Амина) Ведущий 2: 2080 год. После развившийся глобальной экологической ка-

тастрофы запасы пресной воды уменьшились. В связи с этим каждый житель пла-

неты получил специальный электронный ключ, по которому он мог получать свою

норму воды.

(На сцене пункт раздачи воды. На пункте раздатчик и 2 офицера полиции в форме

(парень и девушка). На столе у них лежит ноутбук. Очередь доходит до мамы и

сына. Мать протягивает полицейскому 2 электронных ключа (флэшка). Поли-

цейский проверяет ключи, вставляя их в ноутбук).

(А.Марият) Мама: Сынок, пойдем за водой, она закончилась.

(Камиль) Мальчик: Хорошо, мама.

(Ибрагим) Полицейский: (обращаясь к раздатчику) 700 миллилитров на двоих.

(Раздатчик отмеряет воду в бидончик матери. Они с мальчиком отходят от пункта

раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду. Мальчик помогает ей

подняться).

(Камиль) Мальчик: Мама, ты не ушиблась?

(А.Марият) Мама: Это не важно, сынок, я разлила всю нашу воду. Что же теперь

делать? Как прожить сегодня без воды?

(Камиль) Мальчик: Давай попробуем попросить чтобы нам второй раз дали воду.

ведь все видели, что ты упала не специально.

(Они снова подходят к пункту раздачи воды).

(А.Марият) Мама: (обращаясь к девушке-полицейскому). Девушка, нельзя ли нам

снова получить воду, я случайно упала и все разлила.

(З.Амина) Девушка-полицейский: Я видела, уважаемая женщина, но ничем не

могу помочь. Свою норму вы уже получили. Мне очень жаль.

(Мама садится у края сцены и плачет).

(Камиль) Мальчик: (обращаясь к полицейскому) Простите, дядя, а почему нельзя

получить еще воды?

(Ибрагим) Полицейский: Просто в этом случае кто-то другой не получит свою

порцию.

(Камиль) Мальчик: А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она

даже текла из кранов в каждом доме.

(Ибрагим) Полицейский: Так действительно когда-то было.

(Камиль) Мальчик: Так что же произошло?

(Ибрагим) Полицейский: Если хочешь могу рассказать. Не так давно пресной

воды хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной оде-

жды, в ней даже можно было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть.

11

А особенно когда речь шла о воде. Ведь ее много на планете, но только 2% от этого

количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера

были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

(З.Амина) Девушка-полицейский: На берегах водоемов выросли промышленные

предприятия, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду. Дождями с полей

смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшие в сельском хозяйстве.

(Ибрагим) Полицейский: Автомойки и бензозаправочные станции бесперебойно

поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты. И однажды выяс-

нилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с

каждым днем ее количество все уменьшается и уменьшается.

(Богдан) Ведущий 1: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами –

преступление против человечности.

(Н.Амина) Ведущий 2: Люди, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас увидели, дей-

ствительно может оказаться вашим будущим.

Все: Берегите природные ресурсы!

Махачкала.

(Богдан) Ведущий 1: Махачкала – самый быстрорастущий из крупнейших россий-

ских городов.

(Н.Амина) Ведущий 2: Территориально город разделен на 3 муниципальных райо-

на: Кировский, Ленинский и Советский.

(Богдан) Ведущий 1: Проблемы Махачкалы.

Мусор (Р.Наида)

1. Махачкалу сегодня называют мусорной столицей России и городом летающих

пакетов. Переполненные контейнеры с мусором – обычное дело не только для

окраин столицы Дагестана, но и для центральных улиц города. Обочины дорог за-

валены отходами, запах, как на свалке. Видео.

Видео про мусор.

КОР (М.Муминат)

2. Строительство канала было настоящим подвигом для многих дагестанцев. На

субботники выходили семьями. Прошли десятилетия, наступил 21-й век, а загряз-

ненные артерии, несущие жизнь наследникам старшего поколения, оберегавшего и

ремонтирующего канал, его состояние не волнует. Внуки и правнуки не замечают,

как канал постепенно превращается в сточную канаву. «Бескультурье наших лю-

дей, которые засоряют канал бытовым и строительным мусором, пускают туда ка-

нализационные воды, не имеет предела! Как можно засорять канал, откуда они

12

сами пьют воду?! В некоторых местах прямо на канале построены дома и другие

объекты. Через канал проходит огромное количество труб, у которых нет хозяев.

Некоторые люди живут только сегодняшним днем, абсолютно не думая об интере-

сах других дагестанцев» Видео.

Ак-Гёль (Г.Эльмира)

3. Уникальное по своему происхождению озеро Ак-Гёль стало не только украшени-

ем парковой территории в районе Редукторного посёлка, но и фактически превра-

тилось в огромную канализационную яму, куда сбрасывается около 200 тысяч ку-

бов сточных вод в год. Сейчас полным ходом идет застройка береговой территории

озера с юго-западной стороны. Там уже есть несколько недостроенных зданий. На

подходе многоэтажный дом в нескольких метрах от водоема. Причем, чтобы уве-

личить застраиваемую площадь, часть озера засыпали. Вокруг свалка из строитель-

ных свалка из строительных материалов и непередаваемый запах нечистот. Меж

тем эта территория является водоохраной зоной, то есть примыкает к береговой ли-

нии озера, на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяй-

ственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, за-

иления казанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды

обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и расти-

тельного мира.

Парк Ленинского Комсомола (С.Саида)

4. В нашем городе - Махачкале катастрофически не хватает зеленых зон и свобод-

ного пространства. Чтобы посчитать количество парков в нашем миллионном горо-

де, хватит пальцев одной руки. Скверов и бульваров – две руки. Все горожане бук-

вально изнывают от того, что Махачкалу фактически превратили в каменный ме-

шок.

Видео «Экология. Решение проблем» (наше видео)

(Каждый говорит по предложению)

(Кисханум) Земля стремительно приближается к переломному моменту своего су-

ществования.

(Камиль) Ущерб от человеческого влияния на нашу планету достиг опасного уров-

ня.

(З.Амина) Чтобы человечество продолжало быть здоровым и процветающим, мы

все – горожане, медики, бизнесмены, политические и религиозные лидеры, ученые

и люди самых разных профессий – должны потрудится над решением глобальных

проблем.

(Шамиль) Большинство ученых считают, что человек должен прекратить своё раз-

рушительное воздействие на окружающую среду.

13

(Д.Джамиля) Большую роль в оздоровлении окружающей среды должно сыграть

повышение общей культуры человека.

(С.Хадижат) Именно культура превращает человека в гуманную, разумную лич-

ность.

(Ибрагим) Многие ученые считают, что зависит от человека, разум человечества

должен восторжествовать и биосфера перейти в новое состояние – ноосферу. Сфе-

ру разума единого планетарного мышления.



В раздел образования