Автор: Дмитриева Наталья Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: с. Калиновское Ставропольского края
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Путешествие в горы» 4 класс
Раздел: начальное образование
Конспект урока по окружающему миру
Тема «Путешествие в горы»
Составила: Дмитриева Наталья Вячеславовна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №7,
с. Калиновское Ставропольского края
Класс 4
УМК «Гармония»
Предмет Окружающий мир
Тип урока Урок открытия новых знаний
Место и роль урока: девятый урок по теме
Цель: сформировать представление об особенностях природы гор: об
изменении температуры воздуха от подножия гор к вершине, о сменяемости
видов растительности на разных высотах, о животных, обитающих в горах, о
занятии людей; ознакомить с Кавказскими горами; познакомить с правилами
безопасного поведения в горах; с профессией ученого вулканолога
– систематизировать знания учащихся по всем природным зонам;
закреплять умения работать с картой
– продолжить
развитие
эмоциональной
сферы,
воображения
и
фантазии, умения моделировать природные объекты и явления;
– воспитывать
эстетические чувства.
Познакомить с
профессией
ученого
вулканолога.
Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать,
обобщать, делать простейшие выводы. Развивать мыслительную активность,
коммуникативные навыки, эмоциональную активность, толерантность в ходе
исследовательской деятельности. Воспитывать интерес к познавательно –
исследовательской деятельности, учить видеть красоту гор воспитывать
любовь к Родине.
Планируемые результаты: Предметные:
Знать: части гор; разнообразие гор. Уметь: работать с физической
картой; показывать горы; находить части указанных гор.
Метапредметные:
- Личностные УУД: Определять и высказывать самые простые, общие
для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности. Формирование целостного взгляда на мир в его
разнообразии, формирование эстетических потребностей.
- Регулятивные УУД: Осознавать, принимать и удерживать учебную
задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий.
Организация рабочего места. Уметь определять и формулировать цель на
уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после
его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку
зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать
высказывания.
Договариваться и приходить к решению при организацииучебной деятельнос
ти в паре, строить монологическую речь.
- Познавательные УУД: Работать со схемами; находить географические
объекты на карте; рассмотреть и уточнить условные обозначения на
физической
карте
полушарий.
Добывать новые знания,
проводить сравнения по заданным критериям
и
делать
выводы.
Уметь ориентироваться
в
своей
системе
знаний; осуществлять
анализ
объектов; находить
ответы
на
вопросы
в
тексте,
иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы
на вопросы;вспомнят правила поведения в горах, осознают необходимость
пользования лепбуком.
Оборудование:
Физическая карта России; слайды с изображением
изучаемых объектов; схемы, карточки "да", "нет",карточки самооценки,
клей, печати детские, макет горы, фигурки человечков на палочке,
лэпбук ,карты для выполнения проекта, значки .
Урок проходит с использованием интерактивной доски.
Ход урока:
I. Орг. момент
Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Меня зовут Н.В. урок
окруж. мира сегодня у вас проведу я. Давайте начнем наш урок с добра.
Улыбнитесь друг другу.Ведь уллыка -это частичка тепла и хороший настрой
на работу. Сегодня на уроке мы будем рассуждать, мыслить, узнаем много
нового и интересного. Желаю вам успехов!
II. Актуализация знаний.
Прежде чем перейти к изучению нового материала, мне бы хотелось
узнать, каквы усвоили пройденный.Оценивать свою работу будете сами. Для
этого будем использовать карту самооценки и печати. З верный ответ ставим
печать.
Давайте поиграем! У меня для вас игра:
"Может - нет, а может-да!"
Подскажите мне ответ.
"Может-да ,а может-нет!"
У каждого из вас есть карточки с надписью"да" и "нет".Если вы
согласны с утверждением , то поднимайте "да" , а если не согласны , то "нет".
А теперь очень внимательно слушаем и смотрим на меня.
Вопросы:
1.На самом севере нашей страны располагается зона арктических
пустынь.(да) Правильный ответ "да". За правильный ответ поставьте печать
в карту самооценки.
2.В зоне степей под слоем почвы находится слой многолетней
мерзлоты.(нет). Ставим печать.
3. В тундре много ягод и грибов. (да). (печать)
4. В зоне лесов обитает много животных, птиц и насекомых.(да).
(печать)
5.Наш населенный пункт расположен в зоне пустынь. (нет).(печать)
6. В пустыне выпадает малое количество осадков.(да) (печать)
Молодцы! вы хорошо усвоили пройденный материал.
III. Постановка учебной задачи. Планирование работы
-А теперь. сядьте ровно! Внимательно послушайте!
Всё здесь необычно. Не над головой , а под ногами плывут облака и
летают птицы. Внизу может идти дождь, а склоны в это время освещаются
ослепительными лучами. У подножия люди ходят в летних одеждах, а на
вершине - в шубах.
-Как вы думаете , где это бывает?( в горах)
- Правильно! Какова же тема нашего урока? (горы)
Верно, а теперь определим цель и задачи урока. В этом нам поможет
учебник. Откроем его на с. 150. Полистайте до с. 155 и рассмотрите
иллюстрации . Итак, как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?(О
природе гор , о животных, о растениях, занятиях людей, о том . что в горах
добывают полезные ископаемые)
Вот видите сколько всего нам нужно узнать на уроке!Молодцы! За
активную работу себе могут поставить по одной печати ....
IV. Открытие нового знания.
1) работа с картой
А сейчас посмотрите на карту. Обратите внимание на разнообразие
цветов на физической карте от голубого до темно- коричневого. Вспомните.
каким цветом изображены горы на карте. (горы)
Откройте первый форзац учебника. там где у вас физическая карта
России. Давайте найдем горы России . а движение начнем с востока на запад.
Где на карте находится восток справа или слева? (справа) Обратите
внимание на полуостров, который находится на востоке нашей страны.
Прочтите его название.( Камчатка) Есть ли здесь горы?(да) Как определили?
У каждой горной системы есть наивысшая точка. Найдите ее на карте.
назовите название и высоту.(Влк. Ключевская сопка. 4750 м )
Двигаясь на запад по пути нам встречается какая горная система?
(Верхоянский хребет) Покажите на карте.
Высшая точка 2409 м- безымянная отметка. Далее к западу, на южной
границе России какие горы встречаем?( Саяны) Это молодые горы . им не
более 400 млн лет. Самая высокая точка 3979 м - это вершина Монгул- Тайга.
И совсем рядом с Саянами находятсякакие горы? ( Алтай.)
Найдите наивысшую точку и ее высоту.(г. Белуха, 4506 м )
И у нас на пути встют горы . которые протянулись с севера на юг
нашей страны, это ...( Уральские горы) Их называют "каменным поясом
земли русской", они разделяют Евразию на Европу и Азию. Найдите
наивысшую точку.( г. Народная, 1895 м ) ( Дети , которые отвечали поставьте
1 печать в свои листы)
Молодцы! На юге нашей страны . между Черным и Каспийским
морями находятся...(Кавказские горы) Найдите наивысшую точку и ее
высоту.(..... покажи на карте) Спасибо! Как вы считаете это высокие горы ?
Почему?(да , по цвету)
( Открываю горы на плакате)
2) Региональный компонент(презентация)
На самом деле Кавказские горы , которые находятся на территории
Северного Кавказа, региона в котором мы живем, самые высокие горы
России.
(Включаю презентацию)
Бесконечно можно любоваться красотой Кавказских гор,(1 слайд)
которые простираются на 1100 км и имеют более 25 заоблачных
вершин,(2 слайд)
величием Эльбруса, который является наивысшей точкой России.(3 сл.)
Кавказские горы размещены во всех климатических зонах :(4 сл) от
влажных субтропиков до полупустынь (5 сл.) Растительность
Кавказа
отличается богатством и разнообразием.(6 сл.)Всего на Кавказе около 6500
видов растений.(7 сл.)Много солнечных дней в горах Кавказа, буйно растут
деревья, кустарники, травы.(8 сл.) Многие растения были завезены на Кавказ
из других стран.(9 сл.)Любители активного отдыха найдут здесь много
интересного в любое время года.(10сл.)Кавказ - край пяти десятков народов.
(11 сл.), которые удивляют своим гостеприимством и традициями.( 12 сл.)
Красота гор не может оставлять равнодушным ни одного человека (13 сл.).
Горы всегда влекут к себе и вдохновляют писателей, (14 сл.) художников и
поэтов (15 сл.),(16 сл.)
3) Беседа
Очень красив Кавказский хребет. Много
интересного в горах.
Некоторую интересную информацию я разместила в этом плакате знаний.
Здесь вы сможете узнать многое о горах нашего региона и дополнить его.
Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "Кавказ"
...Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;...
Что необычного увидел поэт в горах Кавказа?(тучи внизу. водопады,
мох.)
Хорошо! А что на ваш взгляд необычного в горах?
А почему у подножия гор люди ходят в летней одежде ,а на вершинах
гор в шубах?( на вершинах снег) (печать) Почему?( Чем выше в гору , тем
холоднее)
Правильно!(печать) Особенности природных условий гор, связаны со
свойствами воздуха, чем больше высота , тем холоднее.
Метеорологи установили Что на каждый км высоты температура
снижается на 6 градусов. Значит , если на Черноморском побережье +25, то
на вершине Эльбруса примерно -8. Вот почему на вершинах гор даже летом
не тают снега.
4) Физкультминутка.
А теперь немного отдохнем. Выйдите к доске и станьте в круг.
По дорожке долго, долго(шагают на месте)
Взявшись за руки мы шли.(берутся за руки)
И к горе такой огромной ( руки вверх)
Дружно все мы подошли(опускают руки)
Мы присядем у подножья ( приседают)
У горы подошва здесь(показывают)
Очень медленно по склонам( начинают подниматься)
Проберемся в самый верх.
Здесь горы вершина будет(руки вверх)
Осторожными мы будем(опустили руки)
Крепко за руки держись (взялись за руки)
Аккуратно вниз спустись .(присели медленно)
И шагая по горам(шагают на месте)
Возвратимся по домам.(садятся на место)
5) Беседа
В горах нужно быть очень осторожными и внимательными .А как
правильно вести себя в горах?
1. Нельзя передвигаться ночью.
2. Внимательно смотреть под ноги.(печать)
3. Нельзя бросать камни с горы.
4. Передвигаться нужно группами, т. к. в трудных ситуациях не
обойтись без взаимопомощи. Возьмите друг друга за руки , покажите, как вы
окажите помощь в трудную минуту. Молодцы!
6) Моделирование(работа в группах ,работа с учебником)
А сейчас продолжим знакомство с новой темой. Для этого разделимся
на группы и каждая группа получит задание и выполнит проект. по
окончанию работы вы должны сделать вывод, один человек от группы
должен защитить проект у доски
Дети ,у которых наклеен зеленый значек подходим к этой парте,
красный- к этой.
Дети первой группы выполняют проект под названием : "Чем
замечательна природа гор" . Вам необходимо наклеить названия растений на
эту гору так , как они располагаются в природе. И поможет вам в этом
учебник . Откройте с 151 последний абзаци до с.153.
Вторая группа: Чем занимаются жители гор.
Ваша задача правильно соотнести таблички с профессиями людей и с
картинками. Приклеиваем названия профессий под картинку. Прочитав
учебник с. 154-155, вам ещё необходимо проявить смекалку.
Не забывайте сделать вывод, ответив на вопрос в названии проекта
полным ответом. Группа которая выполнит задание верно и первыми
заработает дополнительную печать. Приступаем к работе . Не забываете, что
главный ваш помощник- учебник. А также помните о правилах работы в
группе.
7) Защита проектов (выступление учащихся)
(Прикрепляем работу к доске)
1группа: ( тема)Мир растений гор очень разнообразен. Мы можем в
горах увидеть растения и животных разных природных зон. Спускаясь с горы
наблюдаем те же изменения растительности, что при движении с севера на
юг по природным зонам Земли.
Эта группа выполнила задание верно и первыми ,значит получает
каждый по 2 печати, а ....... 3.
2 группа(тема) У людей в горах очень много занятий. Люди разных
профессий работают в горах. А какое новое слово вам повстречалось?
(Вулканолог) Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии.
(изучают вулканы) Для чего?(чтобы сообщать об опасности землетрясений и
извержений)
Молодцы! Ваша группа заработала по 1 печати и ........ 2.
На самом деле мы далеко не все профессии упомянули. Мир профессий
очень разнообразен, также как и природа гор.
8)Беседа.
А как вы думаете нужна ли горам защита и почему?( да. Разработка
месторождений наносит вред горной природе, уничтожается растительность
и животный мир.)
Что
делают
люди,
чтобы
сохранить
природу
гор?
(создают
заповедники)
В
горах
Кавказа
создано
множество
природных
заповедников.
(открываю плакат) Один из самых старых Кавказский Государственный
природный биосферный заповедник. Был основан в 1924 году и самый
большой площадью более 280 тыс. га.
Информация о заповедниках тоже находится в кармашках копилки.
(показваю)
Рефлексия
Посмотрите перед вами макет горы. Это гора знаний . В начале урока
мы находились у подножия, теперь мы многое узнали о горах .Расположите
свои фигурки на горе знаний с учетом ,что вершина наивысший показатель.
Я очень рада , что никто не остался у подножия, значит каждый из вас
пополнил свои знания. Карточки самооценки отдадите своему учителю и по
ним получите оценки за урок. У кого8 и более 8 печатей "5", 7-"4"
Подведение итогов
А теперь вернемся к учебной задачи урока. Давайте посмотрим на
экран.
Вставь пропущенные слова
Всё в горах необычно. Не над головой , а под ногами плывут
____________ и летают _____________. Внизу может идти дождь, а склоны в
это
время
освещаются
ослепительными
_________________________.У
подножия гор люди ходят в ______________одежде ,а на вершинах гор в
______________.Особенности
погодных
условий
в
горах
связаны
со
свойствами ____________.Чем выше поднимаемся в горы , тем температура
воздуха ______________.
Мы
убедились,
что
в
горах
можно
увидеть
____________
и
______________ разных природных зон.
Какое значение имеют горы в жизни людей?
(Красота, чистый воздух, занятия спортом, полезные ископаемые.)
Молодцы, ребята! Мне было очень приятно работать с вами !
Спасибо за урок!
И в благодарность за урок вашему классу я хочу подарить эту копилку
знаний. Рассмотрев ее вы узнаете много интересного. Например (вынимаю
из кармана), готовясь к уроку я узнала. что 11 декабря с 2003 года отмечается
праздник " Международный день гор". Информацию о нем вы найдете в
кармашке " Это интересно"