Автор: Александрова Светлана Юрьевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДМШ №3
Населённый пункт: город Набережные Челны, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Современные формы работы на уроках сольфеджио в группах разного уровня.
Раздел: дополнительное образование
Современные формы работы на уроках сольфеджио в группах
разного уровня
Актуальная проблема на современном этапе обучения детей в системе
дополнительного образования заключается в их достаточной загруженности,
полной нехватке времени и огромного обилия информации. В этих условиях
даже обычный урок сольфеджио в ДМШ с его относительно небольшим
объёмом теоретических знаний становится проблематичным для учащихся при
выполнении домашнего задания. Посещая урок раз в неделю, ученик осваивает
новый материал по программе, выполняет построение в контексте темы,
записывает правило, получает домашнее задание, выполнение которого
предполагается через неделю, перед следующим занятием.
Приступая к домашней работе, ученик может допустить ряд ошибок,
обусловленных нижеперечисленными причинами, как-то: забыл порядок
действий, неправильно использовал правило, перепутал и т. п. На следующем
занятии проверка и разбор такого домашнего задания с ошибками отнимает
много времени от урока и задерживает его ход. С другой стороны, возвращение
к данной теме в следующей учебной четверти снова вызывает затруднения у
учащегося, так как пройдены другие темы и снова «надо вспоминать».
Чем старше класс, тем больший объём построения, тем большая
загруженность ребёнка в школе. Пропуски уроков (даже по уважительным
причинам),
также
не
способствуют
закреплению
знаний.
Учитывая
нижесказанное, применение простых, на первый взгляд, даже примитивных
приёмов, помогает решению этой проблемы.
Разберём конкретный пример. Чтобы построить и спеть три вида минора
(материал второго класса), нужно повторить теорию. Для этого педагог задаёт
вопросы по данной теме, многие ученики при этом остаются пассивными,
отвечают, как правило, те, кто и так знает. После этого данное задание надо
написать в тетради, пропеть нотами (интонирование), что тоже вызывает
затруднение и в проговаривании нот, и в пении, и так далее. А что, если
совместить вышеперечисленные действия в одно, сделанное под руководством
педагога? Перечислим задачи, стоящие в данный момент перед учащимся:
твёрдо знать теорию, уметь построить на практике нотами заданную гамму,
чисто интонировать, различать на слух виды минора и т. д. Задачи, стоящие в
данный момент перед учителем, не менее сложны, как-то: затратить на
повторение уже пройденного материала минимальное время, обеспечить
одновременно активное участие всех присутствующих на уроке учащихся, даже
тех, кто не владеет в данный момент материалом (по разным причинам).
1
Таким «средством совмещения» и являются разработанные самим
педагогом шаблоны информационного интонирования (ИИШ) на каждую
конкретную тему, «вытаскиваемые» каждый раз, когда надо повторить или
«проработать» тему. Повторяемые, если не каждый урок, то периодически, они
разгружают время занятого ученика, реально закрепляют его знания, надолго
остаются в памяти не только в виде готовых слов, но и слуховых клише. При
этом материал сугубо информативен, даже «сух», но легко применяется в
любую минуту, освобождая педагога от очередного, повторного объяснения.
Приведу пример. На уроке повторяем три вида минора, следуя порядку
действий: теория, построение трёх видов ре минора, интонирование нотами,
анализ на слух. Шаблон трёх видов минора: натуральный лад минорный,
ключевые знаки ровно; гармонический минорный, в нём седьмую повышаем; в
мелодическом повысим шесть и семь, потом понизим.
Мы поём это на ступенях ре минора, не называя их. При этом сами виды
интонируем, слышим движение ступеней. При повторе поём уже нотами, «на
ходу»
повышая
седьмую
ступень.
После
такого
распевания
хорошо
«укладываются» в голове пропетые слова и звуки. Целый год такого
применения шаблонов даст хороший результат, так как повторение одного и
того же шаблона в разных тональностях способствует чёткому, методичному
закреплению темы. Разумеется, тональности меняются, но, спетые сначала без
называния нот, дают возможность продумать следующий ход – правильное
название ступеней гаммы и т.д.
Многократно повторяемые интонации каждого конкретного шаблона
помогают также их слуховому узнаванию. Излишне, очевидно, говорить, что
подобные шаблоны может разработать каждый педагог на любую конкретную
тему, применять их периодически и не тратить каждый раз время и усилия на
уроке на повторение «старой» темы. Польза их заключается ещё и в том, что
пропущенный
учеником
материал
усвоится
им
без
проблем
за
счёт
многократного повторения (пения в классе на уроке) в течение учебного года.
Подобный приём даёт хорошие результаты и при объяснении нового
материала. Следуя этому принципу, весьма эффективно петь шаблоны,
«предвосхищая» будущую тему задолго до её «прохождения» по программе. К
моменту её изучения в памяти учащихся зафиксируются новые термины и их
«звуковые» дорожки, облегчающие их дальнейшее изучение.
Разработка подобных шаблонов довольно занимательна для людей,
увлечённых своим делом, и приносит несомненную практическую пользу и
ученикам, и педагогам, заставляя последних находиться в постоянном
творческом поиске.
2