Автор: Григорьянц Светлана Алексеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного"
Раздел: начальное образование
Предмет: Русский язык
Авторы учебника: УМК «Планета знаний», Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина
Класс: 2
Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и
правильно обозначать их с помощью мягкого знака.
Задачи урока:
Образовательная: закрепить представления учащихся о способах
обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык
смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.
Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости,
образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.
Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных
навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в
парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении
работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме при
помощи мягкого знака; проводить звукобуквенный анализ слов с мягким
знаком – показателем мягкости согласных; переносить слова с мягким
знаком в конце и в середине слова между двумя согласными;
формировать умения изменять лексическое значение слова при помощи
мягкого знака;
расширять словарный запас учащихся.
Личностные:
осознание алгоритма учебного действия;
способность к самооценке на основе критерия: «успешность учебной
деятельности».
Метапредметные
Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия,
принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и
самостоятельность;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое
предположение.
Познавательные:
освоение умения изменять лексическое значение слова;
освоение способов переноса слов;
совершенствование умений обозначать мягкость согласных на письме;
проводить звукобуквенный анализ слов;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения
учебной задачи;
находить дополнительную информацию;
формирование умения использовать логические операции сравнения,
анализа, обобщения, классификации, установление аналогий,
отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при
решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и
корректировать их.
Основные понятия
Орфограмма, мягкий знак – показатель мягкости согласных, безударные
гласные, лексическое значение слова, предложение, текст.
Демонстрационный материал: карточки с шагами учебной деятельности,
лента букв, презентация, цветные полоски для рефлексии.
Ход урока:
Слайд
I. 1.Мотивационно-целевой этап.
1) Организационный момент :
- Проверьте готовность к уроку.
Учитель:
Всё знакомо вокруг, тем не менее,
На земле ещё столько всего,
Что достойно, поверь, удивления!
- Я рада Вас видеть, ребята. Сегодня мы совершим путешествие. Желаю
вам работать на уроке активно, быть аккуратными и доброжелательными
друг к другу.
Учитель:
- Дети, откроем тетради, запишем число, предложение: Классная работа.
2.Введение в тему
- Ребята, вы любите делать открытия, узнавать что-то новое? (ответы детей)
- Как ученики узнают новое?( ответы детей)
- Правильно.
Вступительное слово учителя.
Слайд
Наша Новохопёрская земля знаменита многим. А особенно тем, что 10
февраля 1935 года был создан Хопёрский Государственный
природный заповедник.
- Откуда можно узнать о Хопёрский Государственный
природный заповеднике? (ответы детей)
- Небольшую информацию о заповеднике нам прочитает….( ФИ ученика)
Информация о заповеднике
Заповедник создан в 1935 г. для сохранения и изучения пойменных
природных комплексов р. Хопра и мест обитания насекомоядного
животного Центральной России — русской выхухоли. Заповедник находится
на территории Новохоперского, Поворинского и Грибановского районов
Воронежской области.
Территория заповедника вытянута на 50 км вдоль р. Хопра с севера на юг и
является территорией международного значения в Европейской России.
•
Выхухоль – небольшой зверёк, принадлежащий семейству кротовых
выхухоль появилась на планете Земля очень давно выхухоль любит
полакомиться водяными жуками, улитками, раками, рыбами охотится
выхухоль по ночам.
- Путешествие по тропам Хопёрского Государственного природного
заповедника начинаем.
II. Актуализация знаний в пробном учебном действии . Постановка
учебной темы.
- Прежде чем узнать новое, какой шаг учебной деятельности мы совершим?
(Повторим необходимые знания).
Слайд
- Первое задание мы получили от героини заповедника русской
выхухоли.
Мёд, ряд, рис, люк, мел.
- Что общего во всех этих словах?
(Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий).
- Спишите. Подчеркните и назовите буквы, которые обозначают мягкость
этих согласных на письме? (Ё, я, е, и, ю).
- Послушайте сказку.
Чтение сказки:
Пришла как-то к буквам новая буква и попросила записать её в
алфавит. «Все буквы в алфавите должны обозначать звуки», — проворчала
буква В. «А вы никакого звука не обозначаете», — упрекнула
буква Н гостью. «Можете ли вы, уважаемая буква, стоять в начале слова,
чтобы предыдущее слово на него не наскочило?» — поинтересовалась
буква С. «В начале слова не работаю», — сказала таинственная незнакомка.
«А где же вы работаете?» — допытывалась буква Т. «В конце и в середине
слова после многих согласных» — ответила гостья. «Зачем после нас
работать, мы и сами свою работу хорошо
делаем!» — воскликнули недовольные согласные. Обиделась незнакомка и
ушла, и тотчас со словами стали происходить большие неприятности:
шест?, пал?то, тен?
- Какая это была буква? (Мягкий знак).
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Ответы детей)
Слайд
Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков»
Пробное действие.
- Вот первое слово, убежавшее из сказки: шест?
- Запишите это слово и объясните его написание
- Кто выполнил задание?
- Кто не смог справиться с заданием? (Я не могу записать слово).
- Я увидела, что у вас записаны разные слова.
- Кто из вас уверен, что правильно выполнил задание?
Зафиксировали затруднение. Учитель на доске записывает
вопросительный знак.
III. Выявление места и причины затруднения
- Что теперь будете делать? Какой следующий шаг?
(Вернемся к заданию в и будем думать, что мы сделали, как мы делали
и почему не у всех получилось).
- Что же вы делали, какое задание выполняли? (Записывали слово из сказки и
объясняли его написание).
- В чем же затруднение? (- Не знаем о каком слове идет речь (шест - шесть
- Не знаем, как обозначит мягкость согласного звука на письме в конце
слова и перед согласной буквой.
-Не можем обосновать свою запись).
IV. Построение выхода из затруднения.
- Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать
дальше?
(Мы должны поставить перед собой цель).
- Определите цель своей работы.
(Будем учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце
слова и перед согласным).
- Наша героиня выхухоль предлагает нам работать по следующему плану:
Слайд
1.Уточняем лексическое значение слова.
2.Определяем мягкие согласные в слове и способ обозначения мягкости
согласных.
V. Реализация плана
(фронтальная работа)
Слайд
шест - шесть
1.
- Прочитайте слова. Что обозначает слово шест? (Шест — это
длинная палка).
- Что обозначает слово шесть? (Шесть — это цифра и число).
2.
- Сравните слова шест и шесть по числу букв. (В слове шест на одну
букву меньше).
- Что можете сказать о числе звуков в данных словах? (Количество звуков в
данных словах одинаковое).
- Как вы это объясните? (Буква Ь звука не обозначает).
- Одинаково ли произносится звук [т] в первом и втором словах? (В первом
слове звук [т] звучит твердо, во втором — мягко).
- Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо
произносить мягко?
(Мягкий знак показывает, что согласный m во втором слове надо
произносить мягко).
- В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного?
Подчеркните (Ь) и букву, мягкость которой он обозначает. (Мягкий знак
обозначает мягкость согласного, если находится после него).
- Какую важную роль он выполняет? (Может менять лексическое значение
слова).
- Вернемся к словам из сказки. Какие слова еще были? (Пальто, тень).
пал?то, тен?
- Какой мягкий согласный звук вы слышите в слове пальто? ([л'])
- Как мы обозначим мягкость согласного звука на письме? (ь)
Аналогично - тень
- Какой вывод можно сделать?
(Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими
согласными обозначается (ь).
- Откройте учебник на стр. 50 и проверьте, правильный ли вывод мы сделали.
Обобщим наши знания о мягких согласных
- Каким образом обозначается мягкость согласных в русском
языке? (Мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными
Е, Ё, Ю, Я, И и Ь).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Встреча с обитателем заповедника пятнистым оленем.
Слайд
физкультминутка
Учитель читает стихотворение четко и неторопливо, проговаривая каждое
слово. Дети, услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть,
хлопнув в ладоши над головой, и встать.
Мягкий знак, мягкий знак —
Без него нельзя никак.
Без него не написать:
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест. Вместо есть напишем ест.
- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять знания).
- Отгадайте загадки, запишите красиво отгадки. (Учащиеся по цепочке
отгадывают загадки, записывают отгадки в тетради и на доске с
комментированием, объясняют написание ).
1. Одну меня не съешь никогда,
А без меня – невкусна еда. (Соль)
2. Спит или купается, все не разувается.
День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)
3. Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня? (Коньки)
4. У двух матерей
По пять сыновей.
Одно имя всем. (Пальцы)
Проверка со слайда
- На какие две группы можно разделить слова?
(По количеству слогов, по вопросам кто? что? по местонахождению Ь в
слове).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. Встреча с символом 2020
года серым журавлём.
Слайд
Краткое сообщение учащегося
На территории Хопёрского заповедника встречается серый журавль. Это
очень эффектная довольно крупная птица, высотой больше метра и с
размахом крыльев до двух метров.Практически все перья у серого журавля
имеют серый либо синевато-серый цвет, что позволяет ему успешно
маскироваться от хищников среди лесистой и болотистой местности.
- Как убедиться, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить
самостоятельную работу).
Слайд
карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, школьник.
- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и
запишите их в два столбика.
карась
яблонька
апрель альбом
лошадь школьник
Поверка.
Слайд
- Какое место занимает Ь в словах первого столбика? (Стоит в конце слова
после согласной).
- Какова роль Ь в этом случае? (Показывает, что согласный звук перед ним
произносится мягко).
- Какое место занимает Ь в словах второго столбика? (Стоит в середине
слова между двумя согласными).
- Какой из двух согласных произносится мягко? (Согласный, который стоит
перед Ь).
- Какова роль Ь в этом случае? (Ь, находящийся между двумя согласными,
показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко).
- Какой вывод можем сделать?
(Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова
между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним
согласный звук, произносится мягко. Это орфограмма).
- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки).
- Сделайте вывод. (Нам надо потренироваться в написании слов с мягким
знаком).
Слайд
VIII. Включение в систему знаний.
Работа над высказыванием М.М.Пришвина.
Охранять природу- значит охранять Родину.
Эти слова принадлежат М.Пришвину.
- Назовите мягкие согласные. Как обозначена их мягкость?
- В каких словах есть орфограмма-буква – Ь для обозначения мягкости
согласных. Где она находится? Запись предложения.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Куда мы сегодня совершили путешествие?
- Какие животные заповедника принимали участие в нашем уроке?
(Выхухоль, олень, журавль)
- Что общего в названии животных?
- Оцените свою работу на уроке. Пусть у нас на доске расцветёт радужный
салют в честь 85- летия создания ХГПЗ.
Перед вами клеящиеся полоски трёх цветов: розовый цвет – всё понятно,
могу объяснить другим, жёлтая –всё понятно, но нужна тренировка, зелёный
– ещё необходимо закрепить знания.
Слайд
Домашнее задание.
стр. 50 правило; упр. 26.