Напоминание

"Мягкий знак - показатель мягкости согласного"


Автор: Григорьянц Светлана Алексеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного"
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: Русский язык

Авторы учебника: УМК «Планета знаний», Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина

Класс: 2

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и

правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах

обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык

смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости,

образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных

навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в

парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении

работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме при

помощи мягкого знака; проводить звукобуквенный анализ слов с мягким

знаком – показателем мягкости согласных; переносить слова с мягким

знаком в конце и в середине слова между двумя согласными;

формировать умения изменять лексическое значение слова при помощи

мягкого знака;

расширять словарный запас учащихся.

Личностные:

осознание алгоритма учебного действия;

способность к самооценке на основе критерия: «успешность учебной

деятельности».

Метапредметные

Регулятивные:

освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной

задачей и искать средства ее осуществления;

формирование умения контролировать и оценивать свои действия,

принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и

самостоятельность;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе

его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое

предположение.

Познавательные:

освоение умения изменять лексическое значение слова;

освоение способов переноса слов;

совершенствование умений обозначать мягкость согласных на письме;

проводить звукобуквенный анализ слов;

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения

учебной задачи;

находить дополнительную информацию;

формирование умения использовать логические операции сравнения,

анализа, обобщения, классификации, установление аналогий,

отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при

решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и

корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, мягкий знак – показатель мягкости согласных, безударные

гласные, лексическое значение слова, предложение, текст.

Демонстрационный материал: карточки с шагами учебной деятельности,

лента букв, презентация, цветные полоски для рефлексии.

Ход урока:

Слайд

I. 1.Мотивационно-целевой этап.

1) Организационный момент :

- Проверьте готовность к уроку.

Учитель:

Всё знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё столько всего,

Что достойно, поверь, удивления!

- Я рада Вас видеть, ребята. Сегодня мы совершим путешествие. Желаю

вам работать на уроке активно, быть аккуратными и доброжелательными

друг к другу.

Учитель:

- Дети, откроем тетради, запишем число, предложение: Классная работа.

2.Введение в тему

- Ребята, вы любите делать открытия, узнавать что-то новое? (ответы детей)

- Как ученики узнают новое?( ответы детей)

- Правильно.

Вступительное слово учителя.

Слайд

Наша Новохопёрская земля знаменита многим. А особенно тем, что 10

февраля 1935 года был создан Хопёрский Государственный

природный заповедник.

- Откуда можно узнать о Хопёрский Государственный

природный заповеднике? (ответы детей)

- Небольшую информацию о заповеднике нам прочитает….( ФИ ученика)

Информация о заповеднике

Заповедник создан в 1935 г. для сохранения и изучения пойменных

природных комплексов р. Хопра и мест обитания насекомоядного

животного Центральной России — русской выхухоли. Заповедник находится

на территории Новохоперского, Поворинского и Грибановского районов

Воронежской области.

Территория заповедника вытянута на 50 км вдоль р. Хопра с севера на юг и

является территорией международного значения в Европейской России.

Выхухоль – небольшой зверёк, принадлежащий семейству кротовых

выхухоль появилась на планете Земля очень давно выхухоль любит

полакомиться водяными жуками, улитками, раками, рыбами охотится

выхухоль по ночам.

- Путешествие по тропам Хопёрского Государственного природного

заповедника начинаем.

II. Актуализация знаний в пробном учебном действии . Постановка

учебной темы.

- Прежде чем узнать новое, какой шаг учебной деятельности мы совершим?

(Повторим необходимые знания).

Слайд

- Первое задание мы получили от героини заповедника русской

выхухоли.

Мёд, ряд, рис, люк, мел.

- Что общего во всех этих словах?

(Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий).

- Спишите. Подчеркните и назовите буквы, которые обозначают мягкость

этих согласных на письме? (Ё, я, е, и, ю).

- Послушайте сказку.

Чтение сказки:

Пришла как-то к буквам новая буква и попросила записать её в

алфавит. «Все буквы в алфавите должны обозначать звуки»,проворчала

буква В. «А вы никакого звука не обозначаете»,упрекнула

буква Н гостью. «Можете ли вы, уважаемая буква, стоять в начале слова,

чтобы предыдущее слово на него не наскочило?»поинтересовалась

буква С. «В начале слова не работаю»,сказала таинственная незнакомка.

«А где же вы работаете?»допытывалась буква Т. «В конце и в середине

слова после многих согласных»ответила гостья. «Зачем после нас

работать, мы и сами свою работу хорошо

делаем!»воскликнули недовольные согласные. Обиделась незнакомка и

ушла, и тотчас со словами стали происходить большие неприятности:

шест?, пал?то, тен?

- Какая это была буква? (Мягкий знак).

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Ответы детей)

Слайд

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков»

Пробное действие.

- Вот первое слово, убежавшее из сказки: шест?

- Запишите это слово и объясните его написание

- Кто выполнил задание?

- Кто не смог справиться с заданием? (Я не могу записать слово).

- Я увидела, что у вас записаны разные слова.

- Кто из вас уверен, что правильно выполнил задание?

Зафиксировали затруднение. Учитель на доске записывает

вопросительный знак.

III. Выявление места и причины затруднения

- Что теперь будете делать? Какой следующий шаг?

(Вернемся к заданию в и будем думать, что мы сделали, как мы делали

и почему не у всех получилось).

- Что же вы делали, какое задание выполняли? (Записывали слово из сказки и

объясняли его написание).

- В чем же затруднение? (- Не знаем о каком слове идет речь (шест - шесть

- Не знаем, как обозначит мягкость согласного звука на письме в конце

слова и перед согласной буквой.

-Не можем обосновать свою запись).

IV. Построение выхода из затруднения.

- Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать

дальше?

(Мы должны поставить перед собой цель).

- Определите цель своей работы.

(Будем учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце

слова и перед согласным).

- Наша героиня выхухоль предлагает нам работать по следующему плану:

Слайд

1.Уточняем лексическое значение слова.

2.Определяем мягкие согласные в слове и способ обозначения мягкости

согласных.

V. Реализация плана

(фронтальная работа)

Слайд

шест - шесть

1.

- Прочитайте слова. Что обозначает слово шест? (Шест — это

длинная палка).

- Что обозначает слово шесть? (Шесть — это цифра и число).

2.

- Сравните слова шест и шесть по числу букв. (В слове шест на одну

букву меньше).

- Что можете сказать о числе звуков в данных словах? (Количество звуков в

данных словах одинаковое).

- Как вы это объясните? (Буква Ь звука не обозначает).

- Одинаково ли произносится звук [т] в первом и втором словах? (В первом

слове звук [т] звучит твердо, во втором — мягко).

- Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо

произносить мягко?

(Мягкий знак показывает, что согласный m во втором слове надо

произносить мягко).

- В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного?

Подчеркните (Ь) и букву, мягкость которой он обозначает. (Мягкий знак

обозначает мягкость согласного, если находится после него).

- Какую важную роль он выполняет? (Может менять лексическое значение

слова).

- Вернемся к словам из сказки. Какие слова еще были? (Пальто, тень).

пал?то, тен?

- Какой мягкий согласный звук вы слышите в слове пальто? ([л'])

- Как мы обозначим мягкость согласного звука на письме? (ь)

Аналогично - тень

- Какой вывод можно сделать?

(Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими

согласными обозначается (ь).

- Откройте учебник на стр. 50 и проверьте, правильный ли вывод мы сделали.

Обобщим наши знания о мягких согласных

- Каким образом обозначается мягкость согласных в русском

языке? (Мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными

Е, Ё, Ю, Я, И и Ь).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Встреча с обитателем заповедника пятнистым оленем.

Слайд

физкультминутка

Учитель читает стихотворение четко и неторопливо, проговаривая каждое

слово. Дети, услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть,

хлопнув в ладоши над головой, и встать.

Мягкий знак, мягкий знак —

Без него нельзя никак.

Без него не написать:

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест. Вместо есть напишем ест.

- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять знания).

- Отгадайте загадки, запишите красиво отгадки. (Учащиеся по цепочке

отгадывают загадки, записывают отгадки в тетради и на доске с

комментированием, объясняют написание ).

1. Одну меня не съешь никогда,

А без меня – невкусна еда. (Соль)

2. Спит или купается, все не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)

3. Езжу сразу на обоих!

Что за кони у меня? (Коньки)

4. У двух матерей

По пять сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы)

Проверка со слайда

- На какие две группы можно разделить слова?

(По количеству слогов, по вопросам кто? что? по местонахождению Ь в

слове).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. Встреча с символом 2020

года серым журавлём.

Слайд

Краткое сообщение учащегося

На территории Хопёрского заповедника встречается серый журавль. Это

очень эффектная довольно крупная птица, высотой больше метра и с

размахом крыльев до двух метров.Практически все перья у серого журавля

имеют серый либо синевато-серый цвет, что позволяет ему успешно

маскироваться от хищников среди лесистой и болотистой местности.

- Как убедиться, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить

самостоятельную работу).

Слайд

карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, школьник.

- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и

запишите их в два столбика.

карась

яблонька

апрель альбом

лошадь школьник

Поверка.

Слайд

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика? (Стоит в конце слова

после согласной).

- Какова роль Ь в этом случае? (Показывает, что согласный звук перед ним

произносится мягко).

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика? (Стоит в середине

слова между двумя согласными).

- Какой из двух согласных произносится мягко? (Согласный, который стоит

перед Ь).

- Какова роль Ь в этом случае? (Ь, находящийся между двумя согласными,

показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко).

- Какой вывод можем сделать?

(Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова

между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним

согласный звук, произносится мягко. Это орфограмма).

- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки).

- Сделайте вывод. (Нам надо потренироваться в написании слов с мягким

знаком).

Слайд

VIII. Включение в систему знаний.

Работа над высказыванием М.М.Пришвина.

Охранять природу- значит охранять Родину.

Эти слова принадлежат М.Пришвину.

- Назовите мягкие согласные. Как обозначена их мягкость?

- В каких словах есть орфограмма-буква – Ь для обозначения мягкости

согласных. Где она находится? Запись предложения.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Куда мы сегодня совершили путешествие?

- Какие животные заповедника принимали участие в нашем уроке?

(Выхухоль, олень, журавль)

- Что общего в названии животных?

- Оцените свою работу на уроке. Пусть у нас на доске расцветёт радужный

салют в честь 85- летия создания ХГПЗ.

Перед вами клеящиеся полоски трёх цветов: розовый цвет – всё понятно,

могу объяснить другим, жёлтая –всё понятно, но нужна тренировка, зелёный

– ещё необходимо закрепить знания.

Слайд

Домашнее задание.

стр. 50 правило; упр. 26.



В раздел образования