Автор: Попова Жанна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №36
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: Имя существительные собственные и нарицательные
Раздел: среднее образование
Имена существительные собственные и нарицательные.
Прописная буква в собственных наименованиях.
Цель урока: Актуализация и расширение знаний об именах существительных собственных
и нарицательных, усвоение правила написания собственных имён существительных.
Задачи урока:
1. Образовательные: активизировать полученные ранее знания учащихся о
существительном; познакомить учеников с понятиями "собственное” и "нарицательное”;
формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.
2. Развивающие: развивать речь; внимание; практические навыки по определению имен
существительных собственных и нарицательных.
3. Воспитательные: воспитывать речевую культуру; интерес к предмету, желание
расширять знания.
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Слово учителя
Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, умный, справедливый,
И весёлый, и счастливый.
– Про кого так можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей,
учителей)
Мне приятно, что у вас есть такие замечательные родные, друзья, знакомые, учителя. Но
сегодня так я хотела бы назвать вас, моих учеников, которые могут прийти на помощь
товарищу, учителю и, конечно же, русскому языку.
2. а) – Какой частью речи вы пользовались, чтобы ответить на мой вопрос: “Про кого вы
могли бы сказать словами маленького стихотворения?” (именем существительным)
– Какую роль играют имена существительные в нашей речи? (называют окружающие
предметы и явления).
3. Называя категории людей, близких вам, мы используем какие существительные?
Но ведь у ваших родных есть имена. Какие существительные будем использовать?
III.
Работа над темой урока
Иногда бывает нужно из длинного ряда похожих предметов выделить один –
единственный…тут мы оставляем (…) в стороне и пускаем в ход (… )
Л. Успенский. Слово о словах.
Учитель. Прочитайте высказывание Л. Успенского, вставьте недостающие
словосочетания, данные в скобках (имя нарицательное, имя собственное).
Учитель. Имена собственные и нарицательные – это и есть тема нашего урока.
(Записываем число, тему урока.)
Учебник с.52 Знаю, хочу узнать, узнал
IV.
Построение кластера «Имена существительные собственные».
Оформление кластера:
– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.
Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас
самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?
Прописная буква. Читает ученик.
(Веселые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
V.
Работа стекстом
(Р,р)оссия – крупнейшее государство мира. Оно ра.положено на самом большом
материке (Е,е)вразии и занимает зн.чительную часть те(рр,р)итории в двух частях
света – (Е,е)вропе и (А,а)зии.
(Р,р)оссия омывается водами трех океанов. С запада – (А,а)тлантического, с севера –
(С,с)еверного (Л,л)едовитого, с востока – (Т,т)ихого.
1) Прочитайте текст. Определите тему. (Тема Родины, России.)
2) Какова основная мысль этого текста? (Россия – великая и прекрасная страна.)
3) Спишите 1 абзац. Обратите внимание на то, что необходимо сделать при списывании:
выполните пунктуационный разбор первого предложения; раскройте скобки, объясните
Найдите более общее понятие для всех этих названий. (Географические названия.)
5) Подберите синонимы к слову Россия. (Отечество, Отчизна, Родина.)
Что объединяет эти слова? (Значение слов, орфограмма.)
Физкультминутка
VI.
Составление синквейна.(Россия)
VII.
Чтение учителем отрывка из сказки-мультфильма Г. Остера “Как тебя зовут?”
про щенка, который забыл, как его зовут [3].
“ Наверно, меня никто никогда, никуда не позовет, и я никогда не вспомню, как меня
зовут! – всхлипывал грустный щенок. И вдруг котенок и щенок услышали голоса детей…”
Учитель. Вспомните, что кричали дети? (“Дети бежали и кричали: “Шарик! Шарик!”)
Как вы думаете, что имели в виду дети, когда кричали: “Шарик!”? (Надувной шарик.)
Продолжаем читать текст произведения… “…Щенок мчался за ними и лаял: “Это я –
Шарик. Шарик – это я. Вот он я! Я тут!”. Но дети не замечали щенка. Они все смотрели
вверх, туда, где над их головами летел в небе яркий желтый шарик”.
Учитель. Составьте словосочетания, чтобы было понятно, о каком шарике идет речь?
(Собака Шарик – желтый шарик.) Таких слов в русском языке много.
VIII.
Задание 4
.
Учитель. Составьте и запишите словосочетания, в которых одно и то же слово
употреблялось бы дважды, но в разных значениях и с разным написанием:
IХ. Установить соответствие
Найдите соответствие, добавьте недостающие знаки препинания
1. писатель
А) Большой
2. историческое событие
Б) Март
3. картина
В) Бородинское сражение
4. произведение
Г) Щелкунчик
5. балет
Д) Кавказский пленник
6. театр
Е) М.Ю.Лермонтов
Х. Происхождение фамилий.
Что означает фамилия Лахно Фамилия Лахно относится к распространенному типу украинских
фамилий и образована от крестильного имени Александр. После 988 г. каждый славянин во время
официальной церемонии крещения получал от священника крестильное имя. Такое именование
позволяло решать проблему идентификации: выделения конкретного человека из общества.
Поэтому именно церковные имена и стали активной базой для создания фамилий. Имя Лахно
представляет собой просторечный вариант имени Александр, которое в переводе с греческого
означает «мужественный; защитник людей». Покровителем имени считается святой Александр
Египетский, епископ Александрийский, первым выступил в роли защитника православия против
арианства. В 320 или 321 году он даже созвал собор в Александрии, на котором выступил с
анафемой на Ария и его приверженцев. Не изменил он своих убеждений и позднее, в 325 году, на
Никейском соборе, показав себя страстным почитателем и сторонником православной веры. Одно
из его писем приводит в своих работах великий философ Сократ, другое Феодорит. Умер святой
Александр в 326 году. Вероятнее всего, образование фамилии Лахно началось приблизительно в
XIV веке, что обусловлено историческими процессами. Так, с XVI столетия Украина тесно
контактировала с европейскими народами. Фамилия Лахно образовалась при помощи суффикса -
но. Первоначально он имел следующие значения: «маленький», «молодой человек», «сын».
Поэтому Лахно буквально понималось как «сын Александра». Позднее древний суффикс -но
утратил
свое
прямое
значение
и
сохранился
лишь
в
качестве
фамильного.
Основой фамилии Сысоев
послужило церковное имя Сисой. Фамилия Сысоев восходит к
древнему христианскому имени Сисой. Это имя является древнееврейским и имеет два варианта
перевода: «шестой» и «беломраморный». Основой же для фамилии послужила его народная форма
Сысой. Не исключено, что имя Сысой получил шестой ребенок в семье. Сисой, со временем
получил
фамилию
Сысоев.
Основой фамилии Попов послужило мирское имя Поп. Фамилия Попов восходит к личному
имени Поп, которое было весьма распространено среди мирских людей. Религиозные родители
охотно нарекали своих детей такими именами. Первоначально фамилия Попов означала: 1)
отчество – «сын священника»; 2) отчество – «сын Попа», от прозвища Поп; из документов XV-
XVII вв.: крестьянин Сенка Поп, донской казак Михайло Поп и т.п.; 3) работник у попа - Попов
работник. Несмотря на разнообразие версий происхождения этой фамилии, первая гипотеза
представляется наиболее правдоподобной. Поп, со временем получил фамилию Попов.
ХI. Рефлексия.
Прослушайте фрагмент вальса из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
ХII. Дом.задание.
Написать сочинение о происхождении фамилии или имени.