Автор: Абдулхаликова Муслимат Казиахмедовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦЭВ "Сударушка" г.Тарко-Сале
Населённый пункт: ЯНАО Пуровский район г.Тарко-Сале
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Композиция и постановка танца "Лебёдушка"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «СУДАРУШКА»
Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
(МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г. Тарко-Сале)
Композиция и постановка танца
«Лебёдушка»
Абдулхаликова М.К.,
педагог дополнительного образования
г. Тарко-Сале - 2021
Хореографическая
композиция
«Лебёдушка»
-
народно-сценический
танец,
хоровод.
Количество участников танца: 20 девушек
Возраст участников: 13-18 лет
Музыкальное сопровождение
– русская народная песня «Как поморю, морю
синему».
Темп умеренный, спокойный. Музыкальный размер 2/4.
Сценический костюм: Сарафан слегка в талию; впереди и по подолу серебристая
полоса. Сарафан синего цвета. Кофта белая с очень пышными, длинными рукавами,
заканчивающимися оборкой. На голове белая косынка. Красная лента вплетается в косу и
завязывается бантом. На шее бусы. На безымянном пальце – кольцо с чёрным камнем.
Описание хоровода
Перед началом танца у 3-ей правой кулисы выстраиваются друг за другом 10
девушек, у 3-й левой кулисы также выстраиваются 10 девушек. Впереди каждой колонны
становится ведущая.
Музыкальное вступление.
1-12 такты. Все девушки стоят на своих местах за кулисами.
Первая фигура – «Восьмерка» 24 – такта.
Мелодия проигрывается первый раз.
1 -6 такты. Движением 1 на сцену, опустив руки вниз и держа корпус прямо на
расстоянии вытянутой руки, выходят одновременно обе колонны.
7 – 12-й такты. Каждая девушка из колонны в центре сцены проходит через одну,
к противоположной 1-й кулисе.
Мелодия повторяется второй раз.
1 – 6-й такты. Когда ведущие доходят до 1-й кулисы с правой и левой стороны,
обе шеренги направляются за ними по полукругу к центру сцены. Из-за правой кулисы
девушки идут по часовой стрелке, а из-за левой кулисы – против часовой стрелки.
7 – 12-й такты. Обе колонны вторично пересекаются в центре. Таким образом,
исполняя фигуру «восьмёрка», обе колонны, в конце 12-го такта образуют два круга.
Вторая фигура – «Веночек» - 12 тактов.
1 – 6-й такты. Не прерывая движения, девушки соединяются в центре круга, одни
поднимают левую руку, а девушки из другого круга – правую руку. На протяжении всех
шести тактов танцующие постепенно поднимают соединённые руки снизу вверх, согнув в
локте, и образуют кистями рук в середине своего круга «веночек».
7 – 9-й такты.
Девушки из двух кругов продолжают двигаться в том же
направлении. Каждая из них плавно опускает поднятую руку на талию впереди идущей
девушки, медленно выпрямляя корпус и слегка наклонив голову к центру круга.
10 -12-й такты. Одна половина девушек продолжают двигаться по своему кругу –
по ходу часовой стрелки, а другая половина – против хода часовой стрелки.
2
10 – 12-й такты. Девушки продолжают двигаться по своему кругу, не меняя
положения корпуса, головы и рук: одни по часовой стрелке, а другие против часовой
стрелки.
Третья фигура – 12 тактов
1 – 3-й такты. Девушки продолжают двигаться в том же направлении.
На счёт «раз» 1-го такта каждая девушка, поворачиваясь лицом к центру круга,
взмахивает вверх рукой, образующей «веночек», и раскрывает кисть вверх; опускает руку
на талию сзади идущей девушки, наклоняя к ней корпус. В конце 3-го такта ведущие и
замыкающие двух кругов должны оказаться спиной к заднему плану сцены.
4 - 6-й такты. Слегка наклонив голову, девушки отступают спиной движением
назад, расширяя круг. Каждая плавно снимает руки с талии идущих справа и слева
3
девушек. В конце 6-го такта все берутся за вытянутые в стороны руки и выпрямляют
корпус.
7 – 9-й такты. Девушки идут тем же движением к центру своего круга. Корпус
постепенно наклоняется вперёд, соединённые руки опускаются вниз. Образуются два
тесных круга.
10 – 12-й такты. Взмахнув соединёнными руками вверх, танцующие отступают
(спиной) движением 1 назад, расширяя круг и постепенно опуская соединённые руки
вниз, несколько ниже уровня плеч. Каждая ведущая, замыкающая с 4-го по 12-й такты,
находятся в своем круге в глубине сцены (лицом к зрителю), а пара, танцующая напротив
них на переднем плане (спиной к зрителю), в конце 12-го такта образует «воротца»,
подняв соединённые руки вверх.
4
Четвёртая фигура – 24 такта
Мелодия проигрывается первый раз.
1 – 24-й такты. Ведущая и замыкающая каждого круга, не разъединяя рук, встают
друг к другу почти спиной и направляются из глубины сцены на передний план. Они
проходят «воротца», ведя за собой остальных девушек. Все в парах смотрят друг на друга.
Одна половина идет левым плечом вперёд, а замыкающая – правым. В каждом круге
девушки образующие «воротца», пропускают пары, идущие из глубины сцены, и сами
продвигаются на их место. Танцующие рядом с ними на переднем плане также идут в
глубину сцены.
Пройдя «воротца», ведущая и замыкающая каждого круга разъединяют руки и
кланяются друг другу. Каждая замыкающая ведёт девушек полукругом по своей стороне в
глубину сцены. Встретившись, замыкающие соединяют свободные руки.
Пятая фигура – 48 тактов
Исполняется движением 1. Плечом к плечу, с опущенными вниз руками, с
соблюдением прямой линии шеренги.
Мелодия проигрывается первый раз.
1 – 6-й такты. В шеренгах исполняют четверть поворота по ходу часовой стрелки.
7 – 12-й такты. Двойная шеренга девушек делится в центре на две половины.
Продолжая движение, обе половины делают два поворота в том же направлении по ходу
часовой стрелки.
5
Мелодия проигрывается второй раз.
1 – 12-й такты. Девушки двигаются двойной шеренгой, так же как на первых
шести тактах, в том же направлении, по ходу часовой стрелки. Сделав три четверти
поворота, они проходят на среднюю линию сцены. В середине переднего плана
оказываются замыкающие, а в глубине сцены – ведущие.
Шестая фигура «Плетень» - 24 такта
Вся фигура исполняется движением 1. Девушки продолжают держаться за руки.
Ведущие возвращаются из глубины сцены со своими шеренгами, проходят «воротца» и
расходятся по кругу в разные стороны.
Замыкающие 8-е девушки, пропустив в «воротца» обе шеренги, не разнимая рук,
поворачиваются лицом к зрителю, скрещивая, таким образом, руки.
Постепенно замыкающие девушки начинают двигаться вперёд на передний план
сцены. Ведущие снова идут со своими шеренгами из глубины сцены, проходя в
«воротца».
Затем ведущие «завивая плетень», последовательно проходят в «воротца».
Ведущие «завивают плетень» до тех пор, пока все девушки не повернутся лицом к
зрителю, скрестив руки.
Седьмая фигура – «Кружочки» - 12 тактов
Мелодия проигрывается один раз.
1 – 2-й такты. Первые и пятые девушки обеих сторон, двигаясь «скользящим
ходом» замыкают круги (по четыре девушки в каждом), делая поворот внутрь к
середине линии.
1-я девушка соединяет свободную руку с 4-й, а 5-я – с 8-й и, встав плечом к плечу,
образуют маленькие круги.
3 – 6 такты. Два круга с разных сторон, кружась, меняются местами.
7 – 9 такты. Круги продолжают вращаться. На чёт «раз» 7-го такта девушки
взмахивают вверх руками, опускают их друг другу на талию.
10 – 12-й такты.
Танцующие разрывают круги и, взявшись за руки, идут
движением 2, становясь полукругом, спиной к зрителю.
6
Восьмая фигура – «Крылья» - 24 такта
1 – 12-й такты. Девушки движением 1 идут из середины полукруга по диагонали
к противоположной кулисе. Обе шеренги пересекаются, как в начале танца, но с каждой
стороны проходят по две девушки.
Сделав влево полповорота, сначала проходят через центр с одной стороны две
девушки, затем сделав полповорота вправо, проходят через центр с другой стороны две
девушки. Центр перемещения шеренг постепенно перемещается к середине переднего
лана сцены.
Мелодия проигрывается второй раз.
1 – 6-й такты. Ведущие, первые девушки, дойдя до 1-й кулисы, поворачивают к 3-
й кулисе той же стороны (одна шеренга к правой стороне, а другая – к левой). Затем
ведущие идут в глубину сцены и встречаются в середине заднего плана, а замыкающие
10-е девушки, встречаются на середине переднего плана. На 6-м такте все девушки встают
спиной к центру сцены, берутся за руки и образуют один большой круг.
1 – 7-й такты. Опустив руки вдоль корпуса, девушки меняются местами, двигаясь
по кругу. На последнем 12-м такте танцующие, сложив руки на груди, кланяются попарно
друг другу.
Девятая фигура – «Цепочка» - 12 тактов
Одна сторона девушек идет с правой ноги по кругу против хода часовой стрелки, а
другая сторона – им навстречу. Каждая танцующая обходит встречную девушку, то
справа, то слева.
1 – 3 такты. На счёт «раз» 1-го такта девушки плавно взмахивают правой рукой
(поднимая её до уровня глаз) и постепенно опускают её вправо. На вторую четверть 3-го
такта (на счёт 6) они слегка поворачивают корпус вправо и кланяются. Согнутая в локте
рука протягивается ладонью вперёд. Одна девушка обходит другую на протяжении трёх
тактов.
4 -6 такты. Движение повторяется с поворотом левого плеча и взмахом левой
рукой влево.
7 – 12 такты. Повторяются движения 1-6 тактов. В течение 12-и тактов каждая
танцующая обходит только четырёх встречных девушек. На 12-м такте 10 девушек делают
вправо полповорота. К концу 12-го такта все оказываются друг за другом по кругу в такой
последовательности: одна с правой стороны, другая с левой стороны. Все становятся
левым плечом к центру.
Десятая фигура – «Общий круг» - 24 такта
Мелодия проигрывается первый раз.
1 – 12-й такты. Девушки движением 1 идут по кругу против хода часовой
стрелки. Руки спокойно опущены вниз. Затем продолжая идти по кругу, они постепенно
приближаются к его центру, немного сужая круг. Корпус слегка наклоняется к центру.
Мелодия проигрывается второй раз.
1 – 6-й такты.
Движение по кругу продолжается. Каждая девушка плавно
взмахивает левой рукой. Сначала поднимая её снизу к центру круга, а потом вверх, выше
плеча и кладёт её на левое плечо идущей впереди девушки.
7 – 12-й такты. Продолжая идти по кругу, девушки взмахивают правой рукой и
кладут её на правое плечо идущей впереди.
7
Одиннадцатая фигура – «Лебёдушка» - 24 такта
Мелодия проигрывается два раза.
1 – 24-й такты. Одна из девушек, дойдя до 3-й левой кулисы, раскрывает круг.
Повернувшись правым плечом к зрителю, она плавно двигается по заднему плану сцены к
3-й правой кулисе, выводя за собой всех девушек на одну прямую линию, лицом к правой
кулисе.
На первую четверть 1-го такта появляется «лебёдушка». Правая рука девушки,
согнутая в локте, поднимается вверх. Прямые пальцы складываются вместе и
протягиваются вперёд. Большой палец прижимается к ладони, на среднем чёрное кольцо,
изображающее глаз лебёдушки. Широкий белый правый рукав должен закрывать лицо и
напоминать своей формой белого лебедя. Для этого он придерживается левой рукой у
предплечья.
Следующая девушка, дойдя до 3-й левой кулисы, поднимает правую руку, как и 1-
я, и выходит на линию в затылок вперёд идущей. Так же появляется вторая лебёдушка, за
ней третья и т.д.
Каждая девушка 2-й линии, поравнявшись с идущей ей навстречу первой
лебёдушкой, нагибает голову и направляется к 3-й левой кулисе.
На первые три такта рука, будто лебединая шея, медленно вытягивается немного
вперёд, а за следующие три такта – назад. К концу последнего такта образуется одна
общая линия девушек – лебёдушек, стоящих правым плечом к зрителю.
Двенадцатая фигура – «Заключительная» - 12 тактов
1 – 3-й такты.
На счёт «раз» 1-го такта все девушки одновременно
поворачиваются лицом к зрителю и идут плечом к плечу вперёд.
При повороте каждая девушка плавно взмахивает перед собой согнутой в локте
правой рукой до уровня глаз, постепенно отводит её в правую сторону и опускает вниз
под левую руку, как бы придерживая правой кистью левый локоть. Левая рука, согнутая в
локте, - впереди на поясе.
4 – 6-й такты. Повторяется тоже движение левой рукой; правая рука, согнутая в
локте, - впереди на поясе.
7 – 9-й такты. Повторяется тоже движение правой рукой; левая рука, согнутая в
локте, впереди на поясе.
Темп замедляется в два раза.
Девушки, стоя на месте, очень медленно повторяют движения левой и правой
рукой.
10 – й такт. На счёт «раз» - взмахивают левой рукой перед собой вверх; «два» -
отводят руку в сторону.
11 – й такт. На счёт «раз» - отводят вниз согнутую левую руку под правый локоть;
«два» - взмах вверх правой рукой.
12 – й такт. На счёт «раз» - плавно отводят правую руку в правую сторону; «два» -
подводят правую руку под левый локоть и одновременно выполняют глубокий поклон.
Описание движений:
Движение 1 – переменный ход вперёд.
Движение -2 – переменный ход назад.
Движение -3 – скользящий ход.
Исходное положение: первая параллельная позиция ног.
Музыкальный размер 2/4
«Раз» - небольшой скользящий шаг правой ногой вперёд на всю стопу.
«И» - левую ногу подтянуть на полупальцы к правой ноге, «Два – И» - повторить
всё на «раз – и».
8