Напоминание

Композиция и постановка танца "Лебёдушка"


Автор: Абдулхаликова Муслимат Казиахмедовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦЭВ "Сударушка" г.Тарко-Сале
Населённый пункт: ЯНАО Пуровский район г.Тарко-Сале
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Композиция и постановка танца "Лебёдушка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «СУДАРУШКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

(МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г. Тарко-Сале)

Композиция и постановка танца

«Лебёдушка»

Абдулхаликова М.К.,

педагог дополнительного образования

г. Тарко-Сале - 2021

Хореографическая

композиция

«Лебёдушка»

-

народно-сценический

танец,

хоровод.

Количество участников танца: 20 девушек

Возраст участников: 13-18 лет

Музыкальное сопровождение

– русская народная песня «Как поморю, морю

синему».

Темп умеренный, спокойный. Музыкальный размер 2/4.

Сценический костюм: Сарафан слегка в талию; впереди и по подолу серебристая

полоса. Сарафан синего цвета. Кофта белая с очень пышными, длинными рукавами,

заканчивающимися оборкой. На голове белая косынка. Красная лента вплетается в косу и

завязывается бантом. На шее бусы. На безымянном пальце – кольцо с чёрным камнем.

Описание хоровода

Перед началом танца у 3-ей правой кулисы выстраиваются друг за другом 10

девушек, у 3-й левой кулисы также выстраиваются 10 девушек. Впереди каждой колонны

становится ведущая.

Музыкальное вступление.

1-12 такты. Все девушки стоят на своих местах за кулисами.

Первая фигура – «Восьмерка» 24 – такта.

Мелодия проигрывается первый раз.

1 -6 такты. Движением 1 на сцену, опустив руки вниз и держа корпус прямо на

расстоянии вытянутой руки, выходят одновременно обе колонны.

7 – 12-й такты. Каждая девушка из колонны в центре сцены проходит через одну,

к противоположной 1-й кулисе.

Мелодия повторяется второй раз.

1 – 6-й такты. Когда ведущие доходят до 1-й кулисы с правой и левой стороны,

обе шеренги направляются за ними по полукругу к центру сцены. Из-за правой кулисы

девушки идут по часовой стрелке, а из-за левой кулисы – против часовой стрелки.

7 – 12-й такты. Обе колонны вторично пересекаются в центре. Таким образом,

исполняя фигуру «восьмёрка», обе колонны, в конце 12-го такта образуют два круга.

Вторая фигура – «Веночек» - 12 тактов.

1 – 6-й такты. Не прерывая движения, девушки соединяются в центре круга, одни

поднимают левую руку, а девушки из другого круга – правую руку. На протяжении всех

шести тактов танцующие постепенно поднимают соединённые руки снизу вверх, согнув в

локте, и образуют кистями рук в середине своего круга «веночек».

7 – 9-й такты.

Девушки из двух кругов продолжают двигаться в том же

направлении. Каждая из них плавно опускает поднятую руку на талию впереди идущей

девушки, медленно выпрямляя корпус и слегка наклонив голову к центру круга.

10 -12-й такты. Одна половина девушек продолжают двигаться по своему кругу –

по ходу часовой стрелки, а другая половина – против хода часовой стрелки.

2

10 – 12-й такты. Девушки продолжают двигаться по своему кругу, не меняя

положения корпуса, головы и рук: одни по часовой стрелке, а другие против часовой

стрелки.

Третья фигура – 12 тактов

1 – 3-й такты. Девушки продолжают двигаться в том же направлении.

На счёт «раз» 1-го такта каждая девушка, поворачиваясь лицом к центру круга,

взмахивает вверх рукой, образующей «веночек», и раскрывает кисть вверх; опускает руку

на талию сзади идущей девушки, наклоняя к ней корпус. В конце 3-го такта ведущие и

замыкающие двух кругов должны оказаться спиной к заднему плану сцены.

4 - 6-й такты. Слегка наклонив голову, девушки отступают спиной движением

назад, расширяя круг. Каждая плавно снимает руки с талии идущих справа и слева

3

девушек. В конце 6-го такта все берутся за вытянутые в стороны руки и выпрямляют

корпус.

7 – 9-й такты. Девушки идут тем же движением к центру своего круга. Корпус

постепенно наклоняется вперёд, соединённые руки опускаются вниз. Образуются два

тесных круга.

10 – 12-й такты. Взмахнув соединёнными руками вверх, танцующие отступают

(спиной) движением 1 назад, расширяя круг и постепенно опуская соединённые руки

вниз, несколько ниже уровня плеч. Каждая ведущая, замыкающая с 4-го по 12-й такты,

находятся в своем круге в глубине сцены (лицом к зрителю), а пара, танцующая напротив

них на переднем плане (спиной к зрителю), в конце 12-го такта образует «воротца»,

подняв соединённые руки вверх.

4

Четвёртая фигура – 24 такта

Мелодия проигрывается первый раз.

1 – 24-й такты. Ведущая и замыкающая каждого круга, не разъединяя рук, встают

друг к другу почти спиной и направляются из глубины сцены на передний план. Они

проходят «воротца», ведя за собой остальных девушек. Все в парах смотрят друг на друга.

Одна половина идет левым плечом вперёд, а замыкающая – правым. В каждом круге

девушки образующие «воротца», пропускают пары, идущие из глубины сцены, и сами

продвигаются на их место. Танцующие рядом с ними на переднем плане также идут в

глубину сцены.

Пройдя «воротца», ведущая и замыкающая каждого круга разъединяют руки и

кланяются друг другу. Каждая замыкающая ведёт девушек полукругом по своей стороне в

глубину сцены. Встретившись, замыкающие соединяют свободные руки.

Пятая фигура – 48 тактов

Исполняется движением 1. Плечом к плечу, с опущенными вниз руками, с

соблюдением прямой линии шеренги.

Мелодия проигрывается первый раз.

1 – 6-й такты. В шеренгах исполняют четверть поворота по ходу часовой стрелки.

7 – 12-й такты. Двойная шеренга девушек делится в центре на две половины.

Продолжая движение, обе половины делают два поворота в том же направлении по ходу

часовой стрелки.

5

Мелодия проигрывается второй раз.

1 – 12-й такты. Девушки двигаются двойной шеренгой, так же как на первых

шести тактах, в том же направлении, по ходу часовой стрелки. Сделав три четверти

поворота, они проходят на среднюю линию сцены. В середине переднего плана

оказываются замыкающие, а в глубине сцены – ведущие.

Шестая фигура «Плетень» - 24 такта

Вся фигура исполняется движением 1. Девушки продолжают держаться за руки.

Ведущие возвращаются из глубины сцены со своими шеренгами, проходят «воротца» и

расходятся по кругу в разные стороны.

Замыкающие 8-е девушки, пропустив в «воротца» обе шеренги, не разнимая рук,

поворачиваются лицом к зрителю, скрещивая, таким образом, руки.

Постепенно замыкающие девушки начинают двигаться вперёд на передний план

сцены. Ведущие снова идут со своими шеренгами из глубины сцены, проходя в

«воротца».

Затем ведущие «завивая плетень», последовательно проходят в «воротца».

Ведущие «завивают плетень» до тех пор, пока все девушки не повернутся лицом к

зрителю, скрестив руки.

Седьмая фигура – «Кружочки» - 12 тактов

Мелодия проигрывается один раз.

1 – 2-й такты. Первые и пятые девушки обеих сторон, двигаясь «скользящим

ходом» замыкают круги (по четыре девушки в каждом), делая поворот внутрь к

середине линии.

1-я девушка соединяет свободную руку с 4-й, а 5-я – с 8-й и, встав плечом к плечу,

образуют маленькие круги.

3 – 6 такты. Два круга с разных сторон, кружась, меняются местами.

7 – 9 такты. Круги продолжают вращаться. На чёт «раз» 7-го такта девушки

взмахивают вверх руками, опускают их друг другу на талию.

10 – 12-й такты.

Танцующие разрывают круги и, взявшись за руки, идут

движением 2, становясь полукругом, спиной к зрителю.

6

Восьмая фигура – «Крылья» - 24 такта

1 – 12-й такты. Девушки движением 1 идут из середины полукруга по диагонали

к противоположной кулисе. Обе шеренги пересекаются, как в начале танца, но с каждой

стороны проходят по две девушки.

Сделав влево полповорота, сначала проходят через центр с одной стороны две

девушки, затем сделав полповорота вправо, проходят через центр с другой стороны две

девушки. Центр перемещения шеренг постепенно перемещается к середине переднего

лана сцены.

Мелодия проигрывается второй раз.

1 – 6-й такты. Ведущие, первые девушки, дойдя до 1-й кулисы, поворачивают к 3-

й кулисе той же стороны (одна шеренга к правой стороне, а другая – к левой). Затем

ведущие идут в глубину сцены и встречаются в середине заднего плана, а замыкающие

10-е девушки, встречаются на середине переднего плана. На 6-м такте все девушки встают

спиной к центру сцены, берутся за руки и образуют один большой круг.

1 – 7-й такты. Опустив руки вдоль корпуса, девушки меняются местами, двигаясь

по кругу. На последнем 12-м такте танцующие, сложив руки на груди, кланяются попарно

друг другу.

Девятая фигура – «Цепочка» - 12 тактов

Одна сторона девушек идет с правой ноги по кругу против хода часовой стрелки, а

другая сторона – им навстречу. Каждая танцующая обходит встречную девушку, то

справа, то слева.

1 – 3 такты. На счёт «раз» 1-го такта девушки плавно взмахивают правой рукой

(поднимая её до уровня глаз) и постепенно опускают её вправо. На вторую четверть 3-го

такта (на счёт 6) они слегка поворачивают корпус вправо и кланяются. Согнутая в локте

рука протягивается ладонью вперёд. Одна девушка обходит другую на протяжении трёх

тактов.

4 -6 такты. Движение повторяется с поворотом левого плеча и взмахом левой

рукой влево.

7 – 12 такты. Повторяются движения 1-6 тактов. В течение 12-и тактов каждая

танцующая обходит только четырёх встречных девушек. На 12-м такте 10 девушек делают

вправо полповорота. К концу 12-го такта все оказываются друг за другом по кругу в такой

последовательности: одна с правой стороны, другая с левой стороны. Все становятся

левым плечом к центру.

Десятая фигура – «Общий круг» - 24 такта

Мелодия проигрывается первый раз.

1 – 12-й такты. Девушки движением 1 идут по кругу против хода часовой

стрелки. Руки спокойно опущены вниз. Затем продолжая идти по кругу, они постепенно

приближаются к его центру, немного сужая круг. Корпус слегка наклоняется к центру.

Мелодия проигрывается второй раз.

1 – 6-й такты.

Движение по кругу продолжается. Каждая девушка плавно

взмахивает левой рукой. Сначала поднимая её снизу к центру круга, а потом вверх, выше

плеча и кладёт её на левое плечо идущей впереди девушки.

7 – 12-й такты. Продолжая идти по кругу, девушки взмахивают правой рукой и

кладут её на правое плечо идущей впереди.

7

Одиннадцатая фигура – «Лебёдушка» - 24 такта

Мелодия проигрывается два раза.

1 – 24-й такты. Одна из девушек, дойдя до 3-й левой кулисы, раскрывает круг.

Повернувшись правым плечом к зрителю, она плавно двигается по заднему плану сцены к

3-й правой кулисе, выводя за собой всех девушек на одну прямую линию, лицом к правой

кулисе.

На первую четверть 1-го такта появляется «лебёдушка». Правая рука девушки,

согнутая в локте, поднимается вверх. Прямые пальцы складываются вместе и

протягиваются вперёд. Большой палец прижимается к ладони, на среднем чёрное кольцо,

изображающее глаз лебёдушки. Широкий белый правый рукав должен закрывать лицо и

напоминать своей формой белого лебедя. Для этого он придерживается левой рукой у

предплечья.

Следующая девушка, дойдя до 3-й левой кулисы, поднимает правую руку, как и 1-

я, и выходит на линию в затылок вперёд идущей. Так же появляется вторая лебёдушка, за

ней третья и т.д.

Каждая девушка 2-й линии, поравнявшись с идущей ей навстречу первой

лебёдушкой, нагибает голову и направляется к 3-й левой кулисе.

На первые три такта рука, будто лебединая шея, медленно вытягивается немного

вперёд, а за следующие три такта – назад. К концу последнего такта образуется одна

общая линия девушек – лебёдушек, стоящих правым плечом к зрителю.

Двенадцатая фигура – «Заключительная» - 12 тактов

1 – 3-й такты.

На счёт «раз» 1-го такта все девушки одновременно

поворачиваются лицом к зрителю и идут плечом к плечу вперёд.

При повороте каждая девушка плавно взмахивает перед собой согнутой в локте

правой рукой до уровня глаз, постепенно отводит её в правую сторону и опускает вниз

под левую руку, как бы придерживая правой кистью левый локоть. Левая рука, согнутая в

локте, - впереди на поясе.

4 – 6-й такты. Повторяется тоже движение левой рукой; правая рука, согнутая в

локте, - впереди на поясе.

7 – 9-й такты. Повторяется тоже движение правой рукой; левая рука, согнутая в

локте, впереди на поясе.

Темп замедляется в два раза.

Девушки, стоя на месте, очень медленно повторяют движения левой и правой

рукой.

10 – й такт. На счёт «раз» - взмахивают левой рукой перед собой вверх; «два» -

отводят руку в сторону.

11 – й такт. На счёт «раз» - отводят вниз согнутую левую руку под правый локоть;

«два» - взмах вверх правой рукой.

12 – й такт. На счёт «раз» - плавно отводят правую руку в правую сторону; «два» -

подводят правую руку под левый локоть и одновременно выполняют глубокий поклон.

Описание движений:

Движение 1 – переменный ход вперёд.

Движение -2 – переменный ход назад.

Движение -3 – скользящий ход.

Исходное положение: первая параллельная позиция ног.

Музыкальный размер 2/4

«Раз» - небольшой скользящий шаг правой ногой вперёд на всю стопу.

«И» - левую ногу подтянуть на полупальцы к правой ноге, «Два – И» - повторить

всё на «раз – и».

8



В раздел образования